Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 октября 1992 года ПРОБУДИСЬ! 11 стр. НЕ ВЕРЬ НАВЕТАМ НА СЕБЯ Некий корейский религиозный деятель предсказал конец света в ноябре. Молва и пресса подхватили это заявление. К тому подключились другие про­ рицатели и ясновидцы религиозного и нерелигиозного толка. И вот уж пошла по почте очередная волна “святых писем”, и появились на стенах домов мрач­ ные предвидения и предупреждения. У всех на языке таинственные предзнаме­ нования вроде “знака зверя” и якобы предсказанные в Апокалипсисе явления, сбывающиеся на глазах. Легко лукавому - он рассуждает об этом, скрывая усмешку. А легко верный все близко к сердцу принимает. Верить или не верить страшным предсказаниям? В трудные дни человек нередко обращается за помощью и советом кцеркви. Спросили и мы от имени читателей давнего друга нашей газеты игумена Кольского храма отца НИКОДИМА, что он думает обо всех этих предсказаниях? Е сть религиозные об­ щины, использующие в проповедовании исключи­ тельно угрозы, их теологиче­ ская доктрина зиждется на страхе перед Богом. Для них Бог - это карательный абсо­ лют, который для того лишь якобы и существует, чтобы в один момент все живое унич­ тожить, разрушить, разорить. Если, мол, вот сейчас ты не сделаешь того-то и того-то, не обратишься в их единственно истинную веру, то будешь уничтожен. И никакие нравст­ венные. духовные ценности, накопленные веками, не при­ знаются ими - все в прах будет развеяно. Агрессивное психо­ логическое давление - вот их метод обращения в веру. Ис­ тория теологии свидетельст­ вует, как христианство обрастало некими новыми ре­ лигиями, объявляющими себя единственно истинными. Вот и теперь: неизвестно откуда появляются какие-то “белые братства” , “ братья Гедеоновы, "свидетели" и прочие. Откуда все это берется и что собой представляет? Может быть, нечто совершенно новое, по­ лярно отличное от ортодок­ сального христианства, данное как истина свыше? Да нет же, они лишь видеоизме- няют канон, отщепляются от него, тут же объявляя, напри­ мер, православие - богохуль­ ством. Пытаются обвинить церковь, у которой заимство­ вали веру,стилизовав ее “ под себя". Я вижу в этом явление конъюнктурное, временное, а потому не переживаю и не беспокоюсь, к чему и вас при­ зываю. Заглянем в историю: как в какой стране худо - там и по­ являются всевозможные чу­ деса и придуманные “откровения” : контактеры и экстрасенсы, “ братья" и “ сви­ детели", охота на ведьм и на пришельцев. Того же порядка и массовая психопатия, депрессия, недовольство, политическое противостоя­ ние, безнадежность , озлоб­ ленность. Это закономерно. Многобожество - всегда там, где есть смута. Израильский народ выходит из Египта, сталкивается с большими трудностями в пути, начинает­ ся смута. Всего на 40 дней отлучается из народа Моисей, а у них уже политеизм, много­ божие, сомнение в Господе. Хотя ведь вот только что он перевел их через Чермное мо­ ре, как по суше, при этом уто­ пил преследователей, произвел многие чудеса, что­ бы освободить их из египет­ ского плена, далее они кормятся посланной им ман­ ной небесной - уж казалось бы, что еще нужно, чтоб уве­ ровали с благодарностью на­ всегда. Так нет же. новое испытание трудностями - и разбрелись в поисках других богов. И я поражаюсь, наблю­ дая у нас в России сейчас в точности такую картину. Мно­ гие века крестилась Русь в родной православной вере - и вот бросилась искать свой путь в иноземельных религи­ ях, а свою церковь забыла. Свою, праведную, не раз спа­ савшую народ от великих бед. Но все это теперь забыто, на­ столько мы стали невежест­ венны в собственной истории, бескультурны, не знаем ни традиций, ни речи, насколько отдалились от культуры рели­ гиозной, духовной, насколько мы ее не знаем! И не нужно быть о семи глазах, чтобы видеть: нанос­ ное, чужое, всплывшее вдруг и противопоставляющее себя извечному для народа - оно раздробляет этот народ, раз­ деляет нас, создает конфрон­ тацию. Правильно ли я поступлю, если поеду в со­ седнюю страну, исповедую­ щую лютеранство, и начну их народ призывать не ходить в кирку, там ложь, а ходить в православный храм, там исти­ на? И буду проповедовать против их церкви, которая просветила и объединила их народ, буду поддерживать тех, кто с этой церковью кон- фронтирует, подрывает един­ ство в государстве, доводит до борьбы, до взаимных ос­ корблений, до физических расправ. Что мне скажут тог­ да? Скажут: хоть мы и обязаны любить ближнего, какой бы веры он ни был, и проповедо­ вать смирение, но невозмож­ но же бесконечно подставлять щеку под удары, тем самым развращая обид­ чика безнаказанностью и лег­ костью унижения? Нельзя же, в самом деле, подставлять щеку всем, чтоб били, насме­ хались и превращались в бан­ дитов и разбойников. Нет, брат. Подставь щеку тому, ко­ го можно смирением умуд­ рить. Есть анекдот на этот случай. Один священникучил своих прихожан: ударят тебя по щеке, подставь другую. Ну, мужик после проповеди подходит к священнику да бац ему оплеуху, и ждет, ког­ да тот вторую щеку подставит. А священник справа мужику как влепил, тот и упал. “Что ж ты, батюшка, - обиделся му­ жик, - учишь нас одному, а делаешь обратное!" - “Ты дальше, милый, не прочитал,- отвечает священник. - Какой мерою меряешь, такой и тебе отмеряно будет". Я это к тому, что нельзя безнаказанно сеять раскол в соседнем народе. Нельзя за­ пугивать бедствующих людей и пользоваться их несчастным состоянием, растерянностью. Не разбивать на группы паст­ ву, но собирать воедино в дни смуты и раскола - вот пред­ назначение истинной религии и праведной церкви. Стоитли прислушиваться к леденящим душу предсказа­ ниям новоявленных лжепро­ роков? Было бы страшно, если бы это было впервые, но мы уже видели этакое и раньше. Повторяется и сейчас, кругом объявились самозваные про­ рицатели, уверяющие всех и вся, что видят близкий конец света и что-де они одни веда­ ют о пути спасения людей. Чумаковщина, кашпировщи- на, тарасовщина, глобовщи- на, теперь еще и кореец какой-то выискался... Голова идет кругом, если всех слу­ шать. Поехал я в феврале в Москву, а Глоба, как извест­ но, на начало февраля пред­ сказал некую глобальную катастрофу в Мурманске и всему конец. Он потом, конеч­ но, отперся. Но что примеча­ тельно: все ждут, когда же “живые будут завидовать мертвым, по Глобе, а в Мур­ манске тем временем лихо распродаются билеты на встречу с ним, которая долж­ на состояться чуть ли не через месяц после предсказанного им "конца света". Непонятно, с какой целью шарлатаны занимаются подо­ бными “ прорицаниями” . Для чего и кому это нужно? Смер­ тельно больного предупреж­ дают о возможно скорой кончине, чтобы он привел в порядок свои дела. Но без всяких оснований по собст­ венной прихоти запугивать общество завтрашним по­ следним днем - это парализо­ вать волю многих и многих людей. Ведь если нам гово­ рят, что такого-то числа все “ крышкой накроемся", то ка­ кой смысл тогда трудиться, начинать важные дела и так далее? Вот в чем я вижу боль­ шой вред и опасность всей этой самодеятельности. Видимо, нынешние пред­ сказатели думают, что люди, испугавшись их слов, тут же покаются и кинутся в религию. Наивная утопия! И время не то, и люди не те. Метод давно обветшал. Это раньше жрецы, зная о скором затмении, ис­ пользовали свое знание в по­ добных целях. Сейчас же это выглядит нелепо и непоря­ дочно. Все равно что в поезде легковерному соседу по купе приговаривать: вот, мол, по- дожди-подожди , сейчас как жахнемся. Также и иная рели­ гия всем грозит всемирной расправой и геенной огненной. Ну можно ли так с людьми! Можно ли считать такую рели­ гию созидающей, если она топчет человеческие души! Создается впечатление, что мы, люди, никому в этой жизни не нужны, всем поперек горла: и правительству-то мы не нуж­ ны со своими требованиями нормальной жизни, и на рабо- те-то мы лишние, кругом уволь­ нения, и власти-то местные не знают, как нас обуть, прокор­ мить. И, выходит, Бог от нас отворачивается, раз пугают нас его расправой. Совершенней­ шая безнадежность, если по­ слушать иных проповедников. Во все времена так устроен человек, что он нуждается в том, чтобы он кем-нибудь был любим, чтобы он кого-нибудь любил и чтобы кому-то был ну­ жен. Вот в чем гармония и кра­ сота человеческого бытия, и лишать нас этого смысла - бес­ человечно. В известной пьесе Горького “ На дне" был такой старичок Лука. В современной школе осуждают его за то, что он уте­ шает обитателей ночлежки, умиротворяет их - он, мол, как пластырь для нарывов. А мы сейчас как раз на таком дне и находимся, и мы нуждаемся в таком Луке, в слове утешения и ободрения, а не запугивании и уничтожении. Такова суть пра­ вославной матери-церкви, в от­ личие от прочих, держащих людей в страхе. Но многие рас­ суждают иначе и отвернулись от православия, и ищут себе духовную пищу в чуждых рос­ сийскому люду идеях. Но ведь православие - это вся история России, эти понятия неразде­ лимы. Нравится или не нравит­ ся отечественная история и духовная культура, ее не выби­ рают. Отвернуться от собствен­ ной истории - значит обречь себя на пустоту и блуждание в потемках. Вот что горько. Нам указывают: в чужих землях живут лучше, богаче, беззаботнее. Но наша история, хоть и драматичнее, но она на­ ша, никем не навязанная. В других странах, мол, народ культурнее. Но и наша культура - самобытна, богата, необъят­ на, уникальна, такой нигде больше нет. Даже то, что мы заимствуем, мы делаем так, как нигде больше. Русский талант необыкновенен и щедр. У нас учатся, и мы не замыкаемся в этом смысле, а, напротив, раз­ даем, и этот источник неисчер­ паем. Не след нам завидовать и подражать другим, к себе бы обратиться за мудростью. Мы удивительный народ! Видел вчера ребенка. Вы­ бежала во двор девочка. Одета бедно и замызгана - видно, что родители не очень-то радеют или алкоголики. А она, такая живая, забавная, и собачку-то погладит, что-то ей скажет, и кого-то из детей передразнит, и все что-то напевает. Сыта ли хоть, ей бы слезами о себе пла­ кать. А она поет, играет. Живет себе. Сравнишь с разряженны­ ми, чистенькими дитя с картин­ ки иностранного журнала - свое все же ближе, к нему сер­ дце тянется. Мы удивительный народ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz