Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 октября 1992 года ПРОБУДИСЬ! 11 стр. НЕ ВЕРЬ НАВЕТАМ НА СЕБЯ Некий корейский религиозный деятель предсказал конец света в ноябре. Молва и пресса подхватили это заявление. К тому подключились другие про рицатели и ясновидцы религиозного и нерелигиозного толка. И вот уж пошла по почте очередная волна “святых писем”, и появились на стенах домов мрач ные предвидения и предупреждения. У всех на языке таинственные предзнаме нования вроде “знака зверя” и якобы предсказанные в Апокалипсисе явления, сбывающиеся на глазах. Легко лукавому - он рассуждает об этом, скрывая усмешку. А легко верный все близко к сердцу принимает. Верить или не верить страшным предсказаниям? В трудные дни человек нередко обращается за помощью и советом кцеркви. Спросили и мы от имени читателей давнего друга нашей газеты игумена Кольского храма отца НИКОДИМА, что он думает обо всех этих предсказаниях? Е сть религиозные об щины, использующие в проповедовании исключи тельно угрозы, их теологиче ская доктрина зиждется на страхе перед Богом. Для них Бог - это карательный абсо лют, который для того лишь якобы и существует, чтобы в один момент все живое унич тожить, разрушить, разорить. Если, мол, вот сейчас ты не сделаешь того-то и того-то, не обратишься в их единственно истинную веру, то будешь уничтожен. И никакие нравст венные. духовные ценности, накопленные веками, не при знаются ими - все в прах будет развеяно. Агрессивное психо логическое давление - вот их метод обращения в веру. Ис тория теологии свидетельст вует, как христианство обрастало некими новыми ре лигиями, объявляющими себя единственно истинными. Вот и теперь: неизвестно откуда появляются какие-то “белые братства” , “ братья Гедеоновы, "свидетели" и прочие. Откуда все это берется и что собой представляет? Может быть, нечто совершенно новое, по лярно отличное от ортодок сального христианства, данное как истина свыше? Да нет же, они лишь видеоизме- няют канон, отщепляются от него, тут же объявляя, напри мер, православие - богохуль ством. Пытаются обвинить церковь, у которой заимство вали веру,стилизовав ее “ под себя". Я вижу в этом явление конъюнктурное, временное, а потому не переживаю и не беспокоюсь, к чему и вас при зываю. Заглянем в историю: как в какой стране худо - там и по являются всевозможные чу деса и придуманные “откровения” : контактеры и экстрасенсы, “ братья" и “ сви детели", охота на ведьм и на пришельцев. Того же порядка и массовая психопатия, депрессия, недовольство, политическое противостоя ние, безнадежность , озлоб ленность. Это закономерно. Многобожество - всегда там, где есть смута. Израильский народ выходит из Египта, сталкивается с большими трудностями в пути, начинает ся смута. Всего на 40 дней отлучается из народа Моисей, а у них уже политеизм, много божие, сомнение в Господе. Хотя ведь вот только что он перевел их через Чермное мо ре, как по суше, при этом уто пил преследователей, произвел многие чудеса, что бы освободить их из египет ского плена, далее они кормятся посланной им ман ной небесной - уж казалось бы, что еще нужно, чтоб уве ровали с благодарностью на всегда. Так нет же. новое испытание трудностями - и разбрелись в поисках других богов. И я поражаюсь, наблю дая у нас в России сейчас в точности такую картину. Мно гие века крестилась Русь в родной православной вере - и вот бросилась искать свой путь в иноземельных религи ях, а свою церковь забыла. Свою, праведную, не раз спа савшую народ от великих бед. Но все это теперь забыто, на столько мы стали невежест венны в собственной истории, бескультурны, не знаем ни традиций, ни речи, насколько отдалились от культуры рели гиозной, духовной, насколько мы ее не знаем! И не нужно быть о семи глазах, чтобы видеть: нанос ное, чужое, всплывшее вдруг и противопоставляющее себя извечному для народа - оно раздробляет этот народ, раз деляет нас, создает конфрон тацию. Правильно ли я поступлю, если поеду в со седнюю страну, исповедую щую лютеранство, и начну их народ призывать не ходить в кирку, там ложь, а ходить в православный храм, там исти на? И буду проповедовать против их церкви, которая просветила и объединила их народ, буду поддерживать тех, кто с этой церковью кон- фронтирует, подрывает един ство в государстве, доводит до борьбы, до взаимных ос корблений, до физических расправ. Что мне скажут тог да? Скажут: хоть мы и обязаны любить ближнего, какой бы веры он ни был, и проповедо вать смирение, но невозмож но же бесконечно подставлять щеку под удары, тем самым развращая обид чика безнаказанностью и лег костью унижения? Нельзя же, в самом деле, подставлять щеку всем, чтоб били, насме хались и превращались в бан дитов и разбойников. Нет, брат. Подставь щеку тому, ко го можно смирением умуд рить. Есть анекдот на этот случай. Один священникучил своих прихожан: ударят тебя по щеке, подставь другую. Ну, мужик после проповеди подходит к священнику да бац ему оплеуху, и ждет, ког да тот вторую щеку подставит. А священник справа мужику как влепил, тот и упал. “Что ж ты, батюшка, - обиделся му жик, - учишь нас одному, а делаешь обратное!" - “Ты дальше, милый, не прочитал,- отвечает священник. - Какой мерою меряешь, такой и тебе отмеряно будет". Я это к тому, что нельзя безнаказанно сеять раскол в соседнем народе. Нельзя за пугивать бедствующих людей и пользоваться их несчастным состоянием, растерянностью. Не разбивать на группы паст ву, но собирать воедино в дни смуты и раскола - вот пред назначение истинной религии и праведной церкви. Стоитли прислушиваться к леденящим душу предсказа ниям новоявленных лжепро роков? Было бы страшно, если бы это было впервые, но мы уже видели этакое и раньше. Повторяется и сейчас, кругом объявились самозваные про рицатели, уверяющие всех и вся, что видят близкий конец света и что-де они одни веда ют о пути спасения людей. Чумаковщина, кашпировщи- на, тарасовщина, глобовщи- на, теперь еще и кореец какой-то выискался... Голова идет кругом, если всех слу шать. Поехал я в феврале в Москву, а Глоба, как извест но, на начало февраля пред сказал некую глобальную катастрофу в Мурманске и всему конец. Он потом, конеч но, отперся. Но что примеча тельно: все ждут, когда же “живые будут завидовать мертвым, по Глобе, а в Мур манске тем временем лихо распродаются билеты на встречу с ним, которая долж на состояться чуть ли не через месяц после предсказанного им "конца света". Непонятно, с какой целью шарлатаны занимаются подо бными “ прорицаниями” . Для чего и кому это нужно? Смер тельно больного предупреж дают о возможно скорой кончине, чтобы он привел в порядок свои дела. Но без всяких оснований по собст венной прихоти запугивать общество завтрашним по следним днем - это парализо вать волю многих и многих людей. Ведь если нам гово рят, что такого-то числа все “ крышкой накроемся", то ка кой смысл тогда трудиться, начинать важные дела и так далее? Вот в чем я вижу боль шой вред и опасность всей этой самодеятельности. Видимо, нынешние пред сказатели думают, что люди, испугавшись их слов, тут же покаются и кинутся в религию. Наивная утопия! И время не то, и люди не те. Метод давно обветшал. Это раньше жрецы, зная о скором затмении, ис пользовали свое знание в по добных целях. Сейчас же это выглядит нелепо и непоря дочно. Все равно что в поезде легковерному соседу по купе приговаривать: вот, мол, по- дожди-подожди , сейчас как жахнемся. Также и иная рели гия всем грозит всемирной расправой и геенной огненной. Ну можно ли так с людьми! Можно ли считать такую рели гию созидающей, если она топчет человеческие души! Создается впечатление, что мы, люди, никому в этой жизни не нужны, всем поперек горла: и правительству-то мы не нуж ны со своими требованиями нормальной жизни, и на рабо- те-то мы лишние, кругом уволь нения, и власти-то местные не знают, как нас обуть, прокор мить. И, выходит, Бог от нас отворачивается, раз пугают нас его расправой. Совершенней шая безнадежность, если по слушать иных проповедников. Во все времена так устроен человек, что он нуждается в том, чтобы он кем-нибудь был любим, чтобы он кого-нибудь любил и чтобы кому-то был ну жен. Вот в чем гармония и кра сота человеческого бытия, и лишать нас этого смысла - бес человечно. В известной пьесе Горького “ На дне" был такой старичок Лука. В современной школе осуждают его за то, что он уте шает обитателей ночлежки, умиротворяет их - он, мол, как пластырь для нарывов. А мы сейчас как раз на таком дне и находимся, и мы нуждаемся в таком Луке, в слове утешения и ободрения, а не запугивании и уничтожении. Такова суть пра вославной матери-церкви, в от личие от прочих, держащих людей в страхе. Но многие рас суждают иначе и отвернулись от православия, и ищут себе духовную пищу в чуждых рос сийскому люду идеях. Но ведь православие - это вся история России, эти понятия неразде лимы. Нравится или не нравит ся отечественная история и духовная культура, ее не выби рают. Отвернуться от собствен ной истории - значит обречь себя на пустоту и блуждание в потемках. Вот что горько. Нам указывают: в чужих землях живут лучше, богаче, беззаботнее. Но наша история, хоть и драматичнее, но она на ша, никем не навязанная. В других странах, мол, народ культурнее. Но и наша культура - самобытна, богата, необъят на, уникальна, такой нигде больше нет. Даже то, что мы заимствуем, мы делаем так, как нигде больше. Русский талант необыкновенен и щедр. У нас учатся, и мы не замыкаемся в этом смысле, а, напротив, раз даем, и этот источник неисчер паем. Не след нам завидовать и подражать другим, к себе бы обратиться за мудростью. Мы удивительный народ! Видел вчера ребенка. Вы бежала во двор девочка. Одета бедно и замызгана - видно, что родители не очень-то радеют или алкоголики. А она, такая живая, забавная, и собачку-то погладит, что-то ей скажет, и кого-то из детей передразнит, и все что-то напевает. Сыта ли хоть, ей бы слезами о себе пла кать. А она поет, играет. Живет себе. Сравнишь с разряженны ми, чистенькими дитя с картин ки иностранного журнала - свое все же ближе, к нему сер дце тянется. Мы удивительный народ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz