Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
ВСЛЕД ЗА КОЛУМБОМ НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ “ Была полночь 11 октября 1492 года. Еще каких-нибудь два часа - и свершит ся событие, которому суждено изме нить весь ход мировой истории... Сутки были на исходе, и в светлой звездной ночи три суденышка, подгоняемые по путным ветром, стремительно скользи ли вперед". Этими словами живописует один из американских историков волнующий миг. предшествовавший открытию Аме рики Христофором Колумоом. Но ни сам Кристобаль Колон, а именно так на испанский манер звали будущего ад мирала Моря-Океана и вице-короля и губернатора островов, открытых им в Индиях. как считали современники ве ликого мореплавателя, ни один из мо ряков парусников “Санта-Мария", “ Нинья" и “Пинья", - никто из них, уве рен. не поддержал бы торжественного тона нынешнего историка. Потому что уставшим и обозленным, голодным и вшивым - для моряков желанная земля прежде всего означала спасение от смертельной опасности похода в неве домое. И вскоре, смахнув рукавом иск ренние слезы благодарности Всевышнему, авантюристы XV века бы ли готовы любой ценой добыть себе пресную воду и свежую пищу, а если повезет - и золото, чтобы продолжить в борьбе и страданиях отмеренный им краткий срок земной жизни. А море- океан... Он уже не страшен, если хоть раз сумел заглянуть за его горизонт. И лишь по прошествии времени надуман ная романтика и значимость события вытесняют суету повседневных забот о хлебе насущном. И передо мной, авто ром этих строк, поставлен вопрос: как, в каком тоне рассказать о странствиях людей, которые через 500 лет после Колумба-Колона решили повторить его маршрут? Оставим свободу вымысла буду щим историкам, ведь подчас реаль ность намного неправдоподобнее самой необузданной фантазии. Инте ресны не берега экзотических стран, а люди, обыкновенные российские люди из раздираемой противоречиями От чизны, которые волей случая стали уча стниками экспедиции "Вера, Надежда, Любовь-92" и решили отправиться в по ход от Генуи до Канарских островов и далее через океан на трех самодельных и уже довольно-таки обтрепанных па русниках, чьи имена дали название всей экспедиции. Этот маршрут мы прошли как бы пешком, не спеша, побы вав почти в каждом близлежащем порту Италии, Франции, Испании, Марокко. И. как говорят в Одессе, поимели нема ло знакомств и приключений. Напомню читателям “ Рыбного Мур- мана". которые первыми и из первых рук имеют возможность знакомиться с пе рипетиями, выпавшими на долю само деятельных мореходов, что новоделы древнерусских торговых лодей “Вера", “ Надежда" и “Любовь" были построены на Петрозаводской верфи усилиями фирмы “ Карелия-ТАМП . В 1990 году лодьи с молодыми христианами на бор ту совершили первое за послереволю ционный период паломническое плавание к Святой Земле, посетив хри стианские святыни Турции, Греции, Кипра. Участники экспедиции побыва ли ѳ Палестине и закончили свой поход в Египте восхождением на Синайскую гору. В прошлом году лодьи дошли до берегов Италии, а их экипажи имели возможность ознакомиться со святыня ми мира католического и получили бла гословение понтифика Иоанна Павла Второго на дальнейшие походы. И вот нынче, этой весной, “Вера", “ Надежда" и “Любовь" подняли паруса в Генуе, таться родиной а Колумба и луі Зт городе, который оспаривает право счи- Христофор где в нынешнем апреле был дан старт Ко мбиаде-500". и путевые заметки не поетендуют на глубокомысленные обобщения. Я просто-напросто хочу рассказать-пове- дать о выпавших на нашу долю приклю чениях и. как говорили в старину, “автор награжден будет, если читатель его за писок найдет некоторое развлечение м еж д у обыкновенными занятиями и бу дет невзыскателен". 1. О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СУДОВОЙ ЖУРНАЛ На каждом корабле ведется судовой журнал, в котором фиксируются ветра и течения, швартов ки и подъем парусов, а также множество других важных, по мнению высоких надзорных инстан ций. для безопасности мореплавания событий. Но вместе с тем на каждом корабле происходят слу чаи. которые будоражат экипажи подобно авралу, но не заносятся в журнал даже бдительным вах тенным начальником. Да и в каком журнале рас скажешь. например, о полных драматизма приключениях, выпадающих на долюначпрода судна пред рейсом? Хотя барк “Седов", который в конце марта стоял в Новороссийске у городской •набережной и готовился к переходу в Геную, что бы принять участие в регате “ Колумбиада-500". этот барк и его начпрод имели некоторое преиму щество пред другими участвовавшими в регате парусниками. Дело втом. что в предыдущем рей се экипажу "Седова” удалось выловить в откры том море целый контейнер с сигаретами "Винстон" и отстоять у таможни право распоря жаться этом товаром. Потому-то и звали начпрода с “Седова" на новороссийском рынке “мистер Винстон", и имел он возможность не только мал- мало побаловать командный состав деликатеса ми. но и пополнить продуктовые трюмы барка столь прозаичными продуктами, как картошка, мя со. крупы, мука... “А при чем здесь экспедиция "Вера. Надеж да. Любовь” и древнерусские парусные лодьи?" - спросит меня уважаемый читатель. А при том. что на борту “Седова" готовились к отправке в Геную и наши экипажи, так как лодьи перезимо вали в Италии, и именно оттуда мы решили про должить свой дальнейший поход. А так как его маршрут совпадал с регатой, то удалось включить в состав “ Колумбиады-500” и наши беспалубные лодьи. хотя соревноваться в скорости океанского плавания со знаменитыми парусниками мира мы. естественно, не собирались. И пусть читатель сам домыслит полную катаклизмов историю, каким образом самодеятельным путешественникам удалось за зиму в Мурманске и Москве. Петроза водске и Мариуполе собратъ-закупить продуктов на целую экспедицию. Лично для меня первая проведенная на "Се дове" ночь запомнилась двумя курьезными про исшествиями. Новичку внутренние палубы этого самого большого в мире парусника, построенного еще в 1928 году и не отличающегося комфортом, напоминаютлабиринт. Предусмотрительные пас сажиры прежде всего стараются запомнить путь от кубрика к столь незаменимому в любых усло виях заведению, которое на судне зовется галью ном. (Кстати, это слово пришло к нам от названия изящных и быстроходных галиотов, носовую часть которых венчала галионная. или гальюнная. фигу ра. под которой и располагалось вышеназванное заведение. Впоследствии, как часто бываете на шей жизни, от украшения отказались, а слово осталось. Что ж. без фигуры-символа прожить на корабле можно, а вот без гальюна...) Итак, далеко за полночь я проснулся отскрипа двери и успел заметить, как из нашего общего кубрика в коридор прошмыгнул какой-то незнако мый мужичок о плавках. Через некоторое время и я решил проверить свою память, благополучно майдя в лабиринте палуб верный путь. А возвра щаясь. нос к носу столкнулся с тем голым мужи ком. который, как ему казалось, уже целую вечность мечется по барку, заглядывая в чужие кубрики. Испуганный, он смотрел на меня безум ными глазами, из которых катились скупые муж ские слезы. Я проводил его в кубрик, и несчастный мигом шмыгнул на пустую койку. Но самое интересное, что в дальнейшем во время рейса я этого мужичка больше не встречал. Мо жет. в следующий раз он так и не дождался своего избавителя и сгинул где-нибудь в трюмных поме щениях "Седова"? Однако на этом первая проведенная на барке ночь не закончилась. Под утро в кубрике появился еще один, но уже одетый субъект более чем вну шительного телосложения. Оглядевшись по сто ронам. он прямиком направился к моей койке и пробасил: - Это ты святой отец? Нет? А где тут ваш батюшка? Незнакомец, как я догадался, спрашивал об архимандрите Августине, который вот уже третий год участвует в наших экспедициях, являясь ду ховным наставником экипажей. С трудом удалось заверить великана, оказавшегося камбузным ра ботником барка, что архимандрит Августин днем обязательно встретится с ним. Кстати, при содей ствии отца Августина многие курсанты и часть команды "Седова" приняли в новороссийской церкви обряд крещения, а накануне отхода был освящеі и сам барк Кто знает, может, это событие % и позволило теперь уже мурманскому парусни ку завоевать в регате два серебряных приза? Как бы там ни было, но обузой для основ ного экипажа "Седова" мы. надеюсь, не стали. За две недели перехода отец Августин вел по внутрисудовой связи лекции, рассказывая об истории судна. Рассказывал о Босфоре и не когда самом большом христианском храме Айя- София. о греческих островах и Пирее, об Итаке и Закинфе. где в прошлом году нас принимали губернаторы этих островов, о Наваринской бит ве. принесшей честь и славу российскому фла гу. о берегах Италии с ее Везувием. Неаполем. Римом... Не терял времени даром и штурманский состав нашей экспедиции. Большую помощь в проработке предстоящего маршрута оказал опытный судоводитель Роман Борисович Брандт. Как оказалось, основным препятствием в переходе от Канар до Америки будут не ветра и течения, а... жара. Жара и психологическая совместимость экипажей, которым на ограни ченной площади при лимите питьевой воды предстоит полтора-два месяца не только про жить, но и управлять парусниками. При этом температура забортной воды будет не ниже тридцати градусов. Подобной информацией, конечно же. наши штурманы обладали и раньше. Ходили через Атлантику и откомандированные в экспедицию на предстоящие месяцы плавания специалисты управления “Севрыбхолодфлот", но одно дело пересечь океан на современном транспорте, а совсем другое - на лодчонке под парусами. Кстати, работники “Севрыбхолодфлота" оказа ли нам большую помощь, за что им и начальни ку флота Альберту Филипповичу Леванову большое спасибо. ... Вот наконец и Генуя. Зажатый между холмами и морем, город похож на огромный амфитеатр, в центре которого, в гавани, вырос целый лес корабельных мачт. Десятки прослав ленных барков мира пришли сюда, чтобы при нять участие в регате. По старой памяти мы посетили кафедраль ный собор Генуи, где присутствовали на праз дновании католической пасхи. подарив городскому архиепископу кардиналу Джован ни Канестри картину с изображением лодей. В прошлом году кардинал, проникшись интере сом к нашим морским скитаниям, вручил ко мандору экспедиции Виктору Дмитриеву средства на финансирование дальнейших па ломнических переходов. Сумму, может быть, по местным понятиям и скромную, но тогда для оголодавших и отощавших паломников весьма своевременную. Все познается в сравнении: 500 лет назад городские власти отказали в по мощи Колумбу, а сегодня церковные власти помогли ‘ российским колумбам". “ Нет. весь я не умру, душа в заветной лире мой прах пере живет", -пошутил кто-то тогда, глядя на конверт с конвертируемыми итальянскими лирами. ... За день до начала регаты мы прощались с "Седовым", торопясь пересесть на свои де ревянные лодьи. Но оказанный теплый прием моряков помнить будем всегда. И оптимизм капитана Алексея Борисовича Перевозчикова, поднимающего тост за тех, кто нас ждет; и делового флагмана рейса Алексея Павловича Зайцева: и стоматолога судна Дмитрия Герма нова. оказавшего пилигримам столь необходи мую медицинскую помощь перед дальним походом. Начинался первый этап нашего авто номного плавания по теплым и лазурным, но своенравным и незнакомым водам Средизем номорья. Возможно, будущий историк этот миг опишеттак: “Была полночь 18апреля 1992 года. Генуэзская бухта, освещенная праздничной ил люминацией сотен парусников, пришедших со всех стран света, пела и плясала. И лишь в стороне, на самом дальнем крае причала, где обычно прогуливаются гологрудые портовые проститутки, скромно покачивали мачтами три деревянные лодьи. Их экипажи, не обращая внимания на царящую в городе вакханалию, продолжали укладывать втрюмы все необходи мое для нелегкого похода, чтобы пройти марш рутом великого Колумба". Виктор ГЕОРГИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz