Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.

ВСЛЕД ЗА КОЛУМБОМ НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ “ Была полночь 11 октября 1492 года. Еще каких-нибудь два часа - и свершит­ ся событие, которому суждено изме­ нить весь ход мировой истории... Сутки были на исходе, и в светлой звездной ночи три суденышка, подгоняемые по­ путным ветром, стремительно скользи­ ли вперед". Этими словами живописует один из американских историков волнующий миг. предшествовавший открытию Аме­ рики Христофором Колумоом. Но ни сам Кристобаль Колон, а именно так на испанский манер звали будущего ад­ мирала Моря-Океана и вице-короля и губернатора островов, открытых им в Индиях. как считали современники ве­ ликого мореплавателя, ни один из мо­ ряков парусников “Санта-Мария", “ Нинья" и “Пинья", - никто из них, уве­ рен. не поддержал бы торжественного тона нынешнего историка. Потому что уставшим и обозленным, голодным и вшивым - для моряков желанная земля прежде всего означала спасение от смертельной опасности похода в неве­ домое. И вскоре, смахнув рукавом иск­ ренние слезы благодарности Всевышнему, авантюристы XV века бы­ ли готовы любой ценой добыть себе пресную воду и свежую пищу, а если повезет - и золото, чтобы продолжить в борьбе и страданиях отмеренный им краткий срок земной жизни. А море- океан... Он уже не страшен, если хоть раз сумел заглянуть за его горизонт. И лишь по прошествии времени надуман­ ная романтика и значимость события вытесняют суету повседневных забот о хлебе насущном. И передо мной, авто­ ром этих строк, поставлен вопрос: как, в каком тоне рассказать о странствиях людей, которые через 500 лет после Колумба-Колона решили повторить его маршрут? Оставим свободу вымысла буду­ щим историкам, ведь подчас реаль­ ность намного неправдоподобнее самой необузданной фантазии. Инте­ ресны не берега экзотических стран, а люди, обыкновенные российские люди из раздираемой противоречиями От­ чизны, которые волей случая стали уча­ стниками экспедиции "Вера, Надежда, Любовь-92" и решили отправиться в по­ ход от Генуи до Канарских островов и далее через океан на трех самодельных и уже довольно-таки обтрепанных па­ русниках, чьи имена дали название всей экспедиции. Этот маршрут мы прошли как бы пешком, не спеша, побы­ вав почти в каждом близлежащем порту Италии, Франции, Испании, Марокко. И. как говорят в Одессе, поимели нема­ ло знакомств и приключений. Напомню читателям “ Рыбного Мур- мана". которые первыми и из первых рук имеют возможность знакомиться с пе­ рипетиями, выпавшими на долю само­ деятельных мореходов, что новоделы древнерусских торговых лодей “Вера", “ Надежда" и “Любовь" были построены на Петрозаводской верфи усилиями фирмы “ Карелия-ТАМП . В 1990 году лодьи с молодыми христианами на бор­ ту совершили первое за послереволю­ ционный период паломническое плавание к Святой Земле, посетив хри­ стианские святыни Турции, Греции, Кипра. Участники экспедиции побыва­ ли ѳ Палестине и закончили свой поход в Египте восхождением на Синайскую гору. В прошлом году лодьи дошли до берегов Италии, а их экипажи имели возможность ознакомиться со святыня­ ми мира католического и получили бла­ гословение понтифика Иоанна Павла Второго на дальнейшие походы. И вот нынче, этой весной, “Вера", “ Надежда" и “Любовь" подняли паруса в Генуе, таться родиной а Колумба и луі Зт городе, который оспаривает право счи- Христофор где в нынешнем апреле был дан старт Ко мбиаде-500". и путевые заметки не поетендуют на глубокомысленные обобщения. Я просто-напросто хочу рассказать-пове- дать о выпавших на нашу долю приклю­ чениях и. как говорили в старину, “автор награжден будет, если читатель его за­ писок найдет некоторое развлечение м еж д у обыкновенными занятиями и бу­ дет невзыскателен". 1. О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СУДОВОЙ ЖУРНАЛ На каждом корабле ведется судовой журнал, в котором фиксируются ветра и течения, швартов­ ки и подъем парусов, а также множество других важных, по мнению высоких надзорных инстан­ ций. для безопасности мореплавания событий. Но вместе с тем на каждом корабле происходят слу­ чаи. которые будоражат экипажи подобно авралу, но не заносятся в журнал даже бдительным вах­ тенным начальником. Да и в каком журнале рас­ скажешь. например, о полных драматизма приключениях, выпадающих на долюначпрода судна пред рейсом? Хотя барк “Седов", который в конце марта стоял в Новороссийске у городской •набережной и готовился к переходу в Геную, что­ бы принять участие в регате “ Колумбиада-500". этот барк и его начпрод имели некоторое преиму­ щество пред другими участвовавшими в регате парусниками. Дело втом. что в предыдущем рей­ се экипажу "Седова” удалось выловить в откры­ том море целый контейнер с сигаретами "Винстон" и отстоять у таможни право распоря­ жаться этом товаром. Потому-то и звали начпрода с “Седова" на новороссийском рынке “мистер Винстон", и имел он возможность не только мал- мало побаловать командный состав деликатеса­ ми. но и пополнить продуктовые трюмы барка столь прозаичными продуктами, как картошка, мя­ со. крупы, мука... “А при чем здесь экспедиция "Вера. Надеж­ да. Любовь” и древнерусские парусные лодьи?" - спросит меня уважаемый читатель. А при том. что на борту “Седова" готовились к отправке в Геную и наши экипажи, так как лодьи перезимо­ вали в Италии, и именно оттуда мы решили про­ должить свой дальнейший поход. А так как его маршрут совпадал с регатой, то удалось включить в состав “ Колумбиады-500” и наши беспалубные лодьи. хотя соревноваться в скорости океанского плавания со знаменитыми парусниками мира мы. естественно, не собирались. И пусть читатель сам домыслит полную катаклизмов историю, каким образом самодеятельным путешественникам удалось за зиму в Мурманске и Москве. Петроза­ водске и Мариуполе собратъ-закупить продуктов на целую экспедицию. Лично для меня первая проведенная на "Се­ дове" ночь запомнилась двумя курьезными про­ исшествиями. Новичку внутренние палубы этого самого большого в мире парусника, построенного еще в 1928 году и не отличающегося комфортом, напоминаютлабиринт. Предусмотрительные пас­ сажиры прежде всего стараются запомнить путь от кубрика к столь незаменимому в любых усло­ виях заведению, которое на судне зовется галью­ ном. (Кстати, это слово пришло к нам от названия изящных и быстроходных галиотов, носовую часть которых венчала галионная. или гальюнная. фигу­ ра. под которой и располагалось вышеназванное заведение. Впоследствии, как часто бываете на­ шей жизни, от украшения отказались, а слово осталось. Что ж. без фигуры-символа прожить на корабле можно, а вот без гальюна...) Итак, далеко за полночь я проснулся отскрипа двери и успел заметить, как из нашего общего кубрика в коридор прошмыгнул какой-то незнако­ мый мужичок о плавках. Через некоторое время и я решил проверить свою память, благополучно майдя в лабиринте палуб верный путь. А возвра­ щаясь. нос к носу столкнулся с тем голым мужи­ ком. который, как ему казалось, уже целую вечность мечется по барку, заглядывая в чужие кубрики. Испуганный, он смотрел на меня безум­ ными глазами, из которых катились скупые муж­ ские слезы. Я проводил его в кубрик, и несчастный мигом шмыгнул на пустую койку. Но самое интересное, что в дальнейшем во время рейса я этого мужичка больше не встречал. Мо­ жет. в следующий раз он так и не дождался своего избавителя и сгинул где-нибудь в трюмных поме­ щениях "Седова"? Однако на этом первая проведенная на барке ночь не закончилась. Под утро в кубрике появился еще один, но уже одетый субъект более чем вну­ шительного телосложения. Оглядевшись по сто­ ронам. он прямиком направился к моей койке и пробасил: - Это ты святой отец? Нет? А где тут ваш батюшка? Незнакомец, как я догадался, спрашивал об архимандрите Августине, который вот уже третий год участвует в наших экспедициях, являясь ду­ ховным наставником экипажей. С трудом удалось заверить великана, оказавшегося камбузным ра­ ботником барка, что архимандрит Августин днем обязательно встретится с ним. Кстати, при содей­ ствии отца Августина многие курсанты и часть команды "Седова" приняли в новороссийской церкви обряд крещения, а накануне отхода был освящеі и сам барк Кто знает, может, это событие % и позволило теперь уже мурманскому парусни­ ку завоевать в регате два серебряных приза? Как бы там ни было, но обузой для основ­ ного экипажа "Седова" мы. надеюсь, не стали. За две недели перехода отец Августин вел по внутрисудовой связи лекции, рассказывая об истории судна. Рассказывал о Босфоре и не­ когда самом большом христианском храме Айя- София. о греческих островах и Пирее, об Итаке и Закинфе. где в прошлом году нас принимали губернаторы этих островов, о Наваринской бит­ ве. принесшей честь и славу российскому фла­ гу. о берегах Италии с ее Везувием. Неаполем. Римом... Не терял времени даром и штурманский состав нашей экспедиции. Большую помощь в проработке предстоящего маршрута оказал опытный судоводитель Роман Борисович Брандт. Как оказалось, основным препятствием в переходе от Канар до Америки будут не ветра и течения, а... жара. Жара и психологическая совместимость экипажей, которым на ограни­ ченной площади при лимите питьевой воды предстоит полтора-два месяца не только про­ жить, но и управлять парусниками. При этом температура забортной воды будет не ниже тридцати градусов. Подобной информацией, конечно же. наши штурманы обладали и раньше. Ходили через Атлантику и откомандированные в экспедицию на предстоящие месяцы плавания специалисты управления “Севрыбхолодфлот", но одно дело пересечь океан на современном транспорте, а совсем другое - на лодчонке под парусами. Кстати, работники “Севрыбхолодфлота" оказа­ ли нам большую помощь, за что им и начальни­ ку флота Альберту Филипповичу Леванову большое спасибо. ... Вот наконец и Генуя. Зажатый между холмами и морем, город похож на огромный амфитеатр, в центре которого, в гавани, вырос целый лес корабельных мачт. Десятки прослав­ ленных барков мира пришли сюда, чтобы при­ нять участие в регате. По старой памяти мы посетили кафедраль­ ный собор Генуи, где присутствовали на праз­ дновании католической пасхи. подарив городскому архиепископу кардиналу Джован­ ни Канестри картину с изображением лодей. В прошлом году кардинал, проникшись интере­ сом к нашим морским скитаниям, вручил ко­ мандору экспедиции Виктору Дмитриеву средства на финансирование дальнейших па­ ломнических переходов. Сумму, может быть, по местным понятиям и скромную, но тогда для оголодавших и отощавших паломников весьма своевременную. Все познается в сравнении: 500 лет назад городские власти отказали в по­ мощи Колумбу, а сегодня церковные власти помогли ‘ российским колумбам". “ Нет. весь я не умру, душа в заветной лире мой прах пере­ живет", -пошутил кто-то тогда, глядя на конверт с конвертируемыми итальянскими лирами. ... За день до начала регаты мы прощались с "Седовым", торопясь пересесть на свои де­ ревянные лодьи. Но оказанный теплый прием моряков помнить будем всегда. И оптимизм капитана Алексея Борисовича Перевозчикова, поднимающего тост за тех, кто нас ждет; и делового флагмана рейса Алексея Павловича Зайцева: и стоматолога судна Дмитрия Герма­ нова. оказавшего пилигримам столь необходи­ мую медицинскую помощь перед дальним походом. Начинался первый этап нашего авто­ номного плавания по теплым и лазурным, но своенравным и незнакомым водам Средизем­ номорья. Возможно, будущий историк этот миг опишеттак: “Была полночь 18апреля 1992 года. Генуэзская бухта, освещенная праздничной ил­ люминацией сотен парусников, пришедших со всех стран света, пела и плясала. И лишь в стороне, на самом дальнем крае причала, где обычно прогуливаются гологрудые портовые проститутки, скромно покачивали мачтами три деревянные лодьи. Их экипажи, не обращая внимания на царящую в городе вакханалию, продолжали укладывать втрюмы все необходи­ мое для нелегкого похода, чтобы пройти марш­ рутом великого Колумба". Виктор ГЕОРГИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz