Рыбный Мурман. 1992 г. Октябрь.
ПРОФСОЮЗЫ И РЫНОК м 9 * I Як етоды, которыми пра вительство * Россий ской Федерации осуществляет экономическую реформу, фак тически поставили на послед нюю грань развала рыбную промышленность. В условиях резкого роста цен на основные виды ресур сов, тарифов на авиаперевоз ки и транспортные услуги, развала хозяйственных связей прекратилась работа добыва ющего флота в отдаленных районах промысла. Из-за от сутствия топлива промысло вый флот потерял 752 судо-суток, что составляет не долов около 20 тысяч тонн. Снижение производительно сти работ, вызванное эконо мическими причинами, переросло в 17-суточную за бастовку докеров рыбного порта. В итоге непроизводи тельные простои судов в порту возросли в 4 раза по сравне нию с первым полугодием 1991 года, валовая стоянка су дов в порту в 2,7 раза превы сила уровень прошлого года. Введение свободных цен на фоне монополизма произ водителей, резкого снижения объемов производства, инф ляции и жесткой кредитной и налоговой политики привели к резкому росту потребности в оборотных средствах. В результате большинство предприятий “Севрыбы" ока зались неплатежеспособны ми. В критической ситуации находятся коллективы Мур манского производственно коммерческого объединения “Север" (бывший рыбообра батывающий комбинат), объе динение “ Мурманская судоверфь", “Севгипро- рыбфлот", “ Мурманрыбвод", “Севрыбтехцентр". Постановление Президиу ма Верховного Совета и пра вительства Российской Федерации N 2837-1 от 25 мая 1992 года “ О неотложных ме рах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повы шению ответственности пред приятий за их финансовое состояние", предусматриваю щее проведение до 1 июля те кущего года взаиморасчетов предприятий, не выполнено. По состоянию на 1 сентября 1992 года, задолженность предприятиям области за от груженную потребителям про дукцию превысила 30 миллиардов рублей, задол женность по выплате заработ ной платы - 125 миллионов рублей. Создалось критиче ское положение с завозом в область топлива, продоволь ственных товаров, плодо овощной продукции на зимний период 1992-1993 гг. Рассчитывая, видимо, на бесконечный запас терпения трудящихся, правительство продолжает действовать од носторонне, а за непродуман ные меры и ошибки приходится расплачиваться населению, ^сционирование предприятий и объединений, в соответствии с Указом Пре зидента Российской Федера ции N 721 от 1 июля 1992 года "Об организационных мерах по преобразованию государ ственных предприятий, до бровольных объединений в акционерные общества", про ходит в спешке, отсутствует необходимая нормативно правовая и информационная база, что толкает руководите лей предприятий и трудовые коллективы на принятие недо статочно продуманных и взве шенных решений. А ведь полный пакет нор мативных и методических до - имущества учесть специфику работы моряков и облегчить процедуру проведения этой кампании иначе как созна тельной назвать нельзя (для сравнения: такая работа на За паде проводится как минимум в течение года). В итоге мы представляем собой всадника, который мчится на бешеной лошади, рискуя сломать себе шею и покалечить лошадь. Сегодня трудовые коллек- опять не ясно, как они стыку ются с вариантами приватиза ции по государственной программе. Не отрегулированы вопро сы функционирования фондо вого рынка, на который будут поступать в массовом порядке акции предприятий. Не со зданы еще в нужных количест вах те рыночные структуры, которые должны помогать на селению пустить в дело вау черы. Как мы уже сообщали, 29 сентября состоялся VII пленум Мурманского обкома профсою за работников рыбного хозяйства, который обсудил вопрос “О позиции и действиях Мурманской областной профсою зной организации по защите социально- экономических интересов трудящихся на период приватизации и улучшения эко номических реформ”. С докладом выступил председатель обкома профсоюза Ю. В. МАКАРОВ. кументов давно ждут и на предприятиях, и в организаци ях. Не говорим уже о том, что все ранее принятые норматив ные акты должны быть приве дены в соответствие с уточненным законом и про граммой приватизации. Поло жение усугубляется тем, что указом Президента утверж ден точный срок завершения акционирования. До 1 ноября должно быть закончено акци онирование предприятий и организаций, попадающих под первую волну приватиза ции. Получается, что раньше, как роботам, нам давали ко манду строить социализм, а теперь - кампания по строи тельству капитализма. По звольте спросить, как провести закрытую подписку на акции в течение месяца, на пример, в 14-тысячном кол лективе тралового флота? А в целом 30 тысяч “ пахарей" М и рового океана, которые рабо тают в районах промысла, не имеют достаточной информа ции, а значит, и четкого пред ставления смысла нового слова “ ваучер" и проводимой кампании. Обязательная же процедура сбора личных под писей сторонников, напри мер, 2-го варианта проведение конференции, выкуп акции каждым моряком не позднее трех месяцев по сле регистрации акционерно го общества - физически не может быть выполнена члена ми экипажей судов, работаю щих за тысячи миль от порта приписки. Отказ Мурманского областного комитета по фонду тивы волнует то, что возникает слишком много неясных воп росов при первой же попытке применить на практике норма тивные документы. Чтобы обоснованно выбрать свою судьбу, дорогу в будущее, коллективу нужно четко про считать все плюсы и минусы каждого варианта, оценить как свои фанансовые возможно сти, так и возможности других потенциальных покупателей, взвесить степень риска своего выбора. От этого зависит судьба наших детей, судьба будущего наших коллективов и, наконец, национального су ществования отрасли. Известные экономисты, юристы в своих исследовани ях утверждают, что для серь езной проработки вопросов по акционированию и проведе нию кампании подписки на ак ции трудовым коллективам, директорскому корпусу тре буются не дни, а месяцы на пряженной работы. На каком же пути мы? Например, при втором ва рианте, когда коллектив мо жет купить до 51 процента обыкновенных голосующих акций, все решает их продаж ная стоимость. Никаких льгот ных условий не существует. Но как будет формироваться продажная стоимость акций, до сих пор не ясно. Как быть с дивидендами на акции, при надлежащие государству до момента их продажи частному владельцу? Тоже не ясно. К тому же указом о банкротстве по существу введены еще два способа приватизации обанк ротившихся предприятий. Но Правительство России, проводя акционирование предприятий, не решает про блемы социальной сферы. Речь идет о жилье, детских дошкольных учреждениях, са наториях - профилакториях, спортивных сооружениях - все это передается на баланс со здаваемых акционерных об ществ не по решению правительства, а по устным указаниям Госкомимущества России. Считаем незамедли тельно обратиться в облсов- проф и направить в адрес Президента России требова ние - своим указом или поста новлением правительства определить судьбу этой сфе ры в законодательном поряд ке. Государственная програм ма приватизации не учитывает специфических особенностей жизни и условий районов Крайнего Севера. При опре делении минимального зара ботка не учитываются ранее утвержденные правительст вом льготы. В итоге северяне поставлены в одни условия с жителями Краснодарского края. Только в 1993 году пред полагается разработать осо бое положение для северян, какое оно будет - мы не знаем. К концу этого года, по прогно зам специалистов, в Мурман ске будет 13 тысяч безработных. В целом по Рос сийской Федерации - 13 мил лионов. Где обещанная правительством программа занятости населения? Ее нет. Происходит распад трудовых коллективов, нет уже единых судоверфи и рыбокомбината. По замыслу руководителей реформ, это хорошо, а на практике с малым коллекти вом и забот меньше. Его про сто не замечают. Он просто неконкурентоспособен. Поэ тому мы считаем крайне важным обсудить сегодня наши возможные практиче ские действия в этих услови ях. Как никогда необходима оперативная реакция проф союзных организаций на на строения и требования трудящихся отрасли. Руково дители флотов, директора предприятий должны быть нашими партнерами в обес печении выбора приватиза ции, одобренного всеми членами трудового коллекти ва. Областное совещание то варопроизводителей, кото рое проходило совместно с областным советом профсо юзов, показало, что директо ра заслуживают в целом уважения своим трудом, от ношением к делу, и резолю ция, принятая участниками совещания, соответствует требованиям профсоюзов по социально-экономической защите трудящихся. Обесценивание денег вынуждает товаропроизво дителей переходить во все больших масштабах к бар терным сделкам, в которых из-за монопольного положе ния многих производителей действует стихия неэквива лентного обмена. Вместо свободного массового по требительского рынка това ров и услуг из-за их дефицита процветают пря мое воровство, спекуляция и коррупция. В такой ситуации в положение нищих уже по пали пенсионеры, студенты, курсанты, работники бюд жетной сферы. Причины, приведшие нас на грань ка тастрофы, - это неэффектив ное разрешение внутренних проблем, политические про счеты. упущенные возмож ности. Мы очень обеспокоены нынешней кам панией: насколько оптималь ным является предложенный правительством выход из ту пика с помощью ваучеров? Нас пытаются поставить пе ред свершившимся фактом, когда решения уже приняты, рассчитывая, что профсоюзы промолчат, а народ стерпит. Суть нашей позиции состоит в закреплении приоритета трудовых коллективов на го с собственность. Трудовой коллектив должен свободно сделать свой выбор - остать- сяли в госсобственности, пе рейти ли в аренду, акционироваться или преоб разоваться по любой другой системе долевого участия в собственности. По крайней мере сле д уе т осознать , что вауче ризация предпринята как средство разрешения с о циальных конфликтов и должна быть всецело на правлена на разрешение этого вопроса. к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz