Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.

6 стр. жизнь «РЫБНЫЙ МУРМАН» 6 ноября 1992 года * Рецидив прошлого 12 ЧАСОВ ПЬЕМ. 12 ЧАСОВ ТРЕЗВЕЕМ Если оглянуться на недавнее наше прошлое, то, как помните, все ограничения на права чело­ века вводились “по просьбе тру­ дящихся". Теми же самыми аргумента­ ми, и тем более “многочислен­ ными, руководствовался мэр города Архангельска А. А. Брон­ ников, издавший недавно поста­ новление об ограничении сроков торговли спиртными на­ питками с 9 до 21 часа. Но это мы уже проходили. После девяти сроки ограничива­ лись одиннадцатью и даже че­ тырнадцатью часами. А пили мужики все свирепее. Для спе­ * Спрашивали - отвечаем Слышали, что есть поста­ новление об округлении роз­ ничных цен из-за нехватки денежной мелочи в торговле. Так ли это? Т. СЕМЕНОВА. Комитетом цен при Мини­ стерстве экономики РФ с 15 мая с.г. введен следующий порядок округления розничных цен на то­ вары народного потребления. При стоимости товара до 10 рублей цены округляются до 10 копеек (т.е. до 5 копеек отбрасы­ ваются, 5 коп. и выше - округля­ ются до 10 коп.). Например, 4-32, после округ­ ления 4-30, 6-88, после округле­ ния 6-90. При стоимости товара от 10 до 100 рублей (до 25 коп. отбра­ сываются, от 25 коп. до 75 коп. округляются до 50 коп., от 75 коп. и выше - округляются до 1рубля). Например, 25-24, после ок­ ругления 25-00; 55-65, после ок­ ругления 55-50; 91-76, после округления 92-00. При стоимости товара от 100 до 1000 рублей (до 50 коп. отбра­ сываются, 50 коп. и выше округ­ ляются до рубля). Например, 128-45 - 128-00; 128-70 - 129-00. При стоимости товара от 1000 руб. и выше (до 2 руб.50 коп. отбрасываются; от 2 руб.50 коп. до 7 руб.50 коп. и выше округля­ ются до 10 руб.). Например, 1112-25 - 1110-00; 1116-35 - 1115-00; 1118-80 - 1120 - 00 . Округлению подвергаются цены за соответствующую еди­ ницу измерения (штуку, кг, литр, десяток и т.д.). Свободные цены на хлеб ок­ ругляются с учетом его деления при продаже на 2 или 4 части. Округление розничных цен на продовольственные товары, реализуемые в стеклотаре, про­ изводится без учета залоговой цены стеклопосуды с последую­ щим ее добавлением в округлен­ ной розничной цене товара. Настоящий порядок округле­ ния распространяется на про­ дукцию предприятий общепита, реализуемую в магазинах (отде­ лах) кулинарии, в мелкорознич­ ной сети предприятий общепита. Свободные розничные цены, формируемые на основе отпуск­ ных (оптовых) цен с добавлением торговых надбавок, округляются после начисления этих надба­ вок. При этом отпускные (опто­ вые) цены с НДС не округляются. кулянтов водкой было раздолье - деньги, раньше шедшие в до­ ход государства, перекочевыва­ ли в их карманы. Сейчас торговцы водкой в неурочный час снова подни­ мают голову, заламывая за спир­ тное цены. Но корень зла даже не в этом. В бутылках с красоч­ ными этикетками вместо нор­ мального вина оказывается черт знает что. От таких напитков лю­ ди дуреют насмерть. Жаль, что на этот счет у тру­ дящихся жалоб нет. Наш собкор. г. Архангельск. * Звон монет МУРМАНСКИЙ ПРИЛАВОК СЕГОДНЯ Каждая неделя в ценовом от­ ношении преподносит северянам сюрпризы. И мы, похоже, понем­ ногу привыкаем к этому. Вспомни­ те первый шоковый взлет цен на продукты и товары первой необхо­ димости, случившийся в начале года. Тогда мы довольно долго не могли оправиться и привыкнуть к новым ценникам в магазинах, на которых красовались цифры, во много раз превышающие прошло­ годние. А сейчас? Недавнее повыше­ ние цен в полтора-два раза ничуть не выбило нас из колеи: в магази­ нах. у машин, с которых торгуют на улицах, очереди нисколько не по­ убавились. А цены и впрямь впечатляют. Молоко, например, в магазине стоит столько, сколько пиво - 26 рублей. Палтус х/к - 570 руб. кг (на улице). Колбаса, и вареная, и копче­ ная. стала стоить одинаково - от 350 до 400, а то и 450 руб. кг. * Как нас не обслуживают ГОСУДАРСТВО Такое впечатление, что наша страна родилась как государство очередей. Меняются руководители, меняются режимы и системы, а очереди как были, начиная с 1917 года, так и продолжают успешно жить и процветать. Не действуют на них ни так называемый рынок, ни приватизация торговли, ни безумные цены. Недавно видела несколько очередей человек по сорок в каждой (и как они только уместились в этом зале!) в центральном гастрономе на проспек­ те Ленина в Мурманске. Подойти к прилавкам бы­ ло невозможно. Люди “душились" за конфетами, за птицей, за колбасой и еще за чем-то. Наверное, нам, нормальным гражданам, так и не дано понять, почему торговые работники так любят создавать вокруг своих прилавков очереди? Что это? Садизм? Или полное неумение работать? Неужели трудно в “пиковые" часы и при боль- ОЧЕРЕДЕЙ шом спросе на товар “кинуть" к прилавку всех свободных работников магазина? Не доверяют друг другу? Тогда зачем берут на работу таких, которым нельзя доверять? Посмотрите, какие толпы стариков собираются у продовольственного магазина тралового флота, что помещается в старом ДМО. Ветераны флота мерзнут на улице в морозы, покорно часами стоят перед дверями этого так называемого торгового предприятия, чтобы купить банку компота, не­ сколько банок рыбных консервов или три десятка яиц. Это ли не издевательство над ветеранами! Список магазинов и других точек сферы торговли и услуг, где даже в наше рыночное время процветают очереди, бесконечен, как бесконечно, видимо, наше терпение. Зарема БОРОВАЯ. * Социологический опрос ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ГРАЖДАНЕ С ВАУЧЕРАМИ? Большинство хотят стать совладельцами. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ВКЛАДОВ Варианты ответов Группы респондентов Все от­ ветив­ шие Рабо­ чие Слу­ жа­ щие Рук. кадры средн. звено высш. звено Количество ответивших (чел.) 1. Обменяют свои вклады на акции своего предприятия 2465 1443 605 311 25 2. Обменяют свои вклады на акции другого предприятия 1098 637 339 102 1 3. Обменяют свои вклады на живые деньги 401 234 113 34 1 Итого: 3964 2314 1057 444 27 Удельный вес ответивших в группе (%) 1. Обменяют свои вклады на акции своего предприятия 62 62 57 70 100 2. Обменяют свои вклады на акции другого предприятия 28 27 32 23 0 3. Обменяют свои вклады на живые деньги 10 11 11 7 0 Итого: і бо 1"<КГ 100 ' ТОО ■ "100 " Как видно из табл.1, 62% опрошенных намерены инвестировать приватизационные вклады в акции своего предприятия. Этот показа­ тель колеблется для разных предприятий от І5% (ПО “Север", г. Ново­ сибирск) до 97% опрошенных работников (Новосибирский оловокомбинат). Таким образом, опрос позволяет сделать главный вывод: большинство работников предприятий хотели бы стать совла­ дельцами своего завода. * Демография с географией ЧЕЛОВЕК ИЩЕТ, ГДЕ ЛУЧШЕ В последние годы постоянно возрастает отток населения из об­ ласти. Если в 1991 году число вы­ бывших за пределы области превысило число прибывших на 16,2 тысячи человек, то к 1 октября 1992 года эта разница составляла уже 22,7 тысячи. За 9 месяцев 1992 года по сравнению с тем же пери­ одом 1991 года число выбывших увеличилось с 42,1 тысячи до 48 тысяч человек, при этом приток жи­ телей в область сократился с 33.7 тысячи до 25.3 тысячи человек, то есть почти на четверть. Сильно возрос отток жителей из областного центра. В январе - сентябре текущего года разница между прибывшими в г. Мурманск и выбывшими из него составляла минус 8.1 тысячи человек. Большую часть переселенцев составляют лица трудоспособного возраста. В результате миграцион­ ного оттока в 1991 году область по­ теряла более 11 тысяч человек этой возрастной группы. Что касается направления миг­ рационных потоков населения, то они сориентированы в основном в Северо-Западный, Центральный и Северо-Кавказский районы Рос­ сии. В текущем году из Мурман­ ской области в эти регионы выбыло соответственно 4.9.4,7 и 2,3 тысячи человек, в том числе в г. Санкт-Пе- тербург и Ленинградскую область - 3.9 тысячи, в г. Москву и Москов­ скую область - 1.6 тысячи человек. Всего на постоянное жительство в Россию выехало 29.7 тысячи чело­ век, то есть 62 процента всех вы­ бывших. Значительные потоки мигран­ тов направлены также на Украину и в Беларусь. В 1992 году в эти госу­ дарства выбыло соответственно 12,3 и 2,5 тысячи наших земляков. Вмиграционном обмене с Рос­ сией, Украиной и Беларусью в те­ кущем году область потеряла 22.6 тысячи человек. Заметим, что в 80-е годы механический прирост населения Мурманской области почти полностью обеспечивался благодаря притоку мигрантов из этих регионов. Такие перемещения не удиви­ тельны: человек ищет, где лучше, а Север в последнее время перестал быть местом высоких заработков, позволяющих обеспечить безбед­ ную жизнь. Думается, не одна ты­ сяча северян хотела бы уехать, но многим из них просто некуда по­ даться, да и не на что. Приведенные цифры наводят на грустные размышления. Люди покидают обжитые, полюбившиеся места. Но с другой стороны, обще­ известно, что Мурманск - неесте­ ственно большой город. В Финляндии и Норвегии за Поляр­ ным Кругом не существует таких многонаселенных городов, как у нас. О. ГАРКУША, экономист областного управления статистики. РЫБНАЯ КѴПИНАРИ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz