Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.

6 стр. КОШЕЛЁК И ЖИЗНЬ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 ноября 1992 года На приеме у юриста от РЕДАКЦИИ. Сегодня мы начинаем публиковать серию материа­ лов, которые, надеемся, помогут нашим читателям луч­ ше ориентироваться в бурном правовом море столь запутанного ныне российского законодательства. Руб­ рику ведет опытный юрист, президент компании “Иван- цов-внук” Александр ЛОПУХОВ. ПЕНСИИ С 1 января 1992 года в РФ начало действовать новое пенсионное законодательст­ во, которое во многом отли­ чается от действовавших ранее норм и правил. Прежде всего впервые в истории отечественного пен­ сионного обеспечения закон охватил все категории нетру­ доспособных граждан. Ранее на пенсию могли рассчитывать только те, кто заработал стаж. Таким лю­ дям полагалась трудовая пенсия. Теперь же в РФ есть трудовые и социальные пен­ сии. К ПЕРВЫМ ОТНОСЯТСЯ: - пенсии по старости (по возрасту); - по инвалидности; - по случаю потери кор­ мильца; * - за выслугу лет. СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ: - инвалиды всех трех групп (инвалиды с детства); - лица, достигшие возра­ ста: мужчины - 65 лет, жен­ щины - 60 лет, никогда не работавшие и не приобрет­ шие трудовой стаж. Сейчас каша пенсионная практика обогатилась новым видом пенсий - социальной пенсией. Основной ее смысл заключается в том, чтобы не оставлять людей, которые не могли заработать себе тру­ довую пенсию, без матери­ альной поддержки в старости. Прежде они могли рассчитывать лишь на посо­ бия, выплачиваемые из средств местного бюджета. Помимо этих двух основ­ ных видов пенсий существуют пенсии, назначаемые военно­ служащим. В настоящее время они устанавливаются в соот­ ветствии с законодательством бывшего Союза ССР. Во-вторых, закон впервые предусмотрел единый поря­ док пенсионного обеспече­ ния для всех категорий трудящихся: для рабочих, служащих, колхозников, ин­ дивидуалов, кооператоров, творческих работников, свя­ щеннослужителей. Ранее пенсионное обес­ печение осуществлялось по различным нормативным ак­ там. Например, закон о госу­ дарственных пенсиях был ориентирован только на ра­ бочих и служащих; помимо него действовал самостоя­ тельный закон о пенсионном обеспечении членов колхоза. Кое-кто вообще не подпадал под действие законодатель­ ства, в частности священнос­ лужители. Теперь в этой области многое упрощено и унифицировано. Для всех трудящихся, если они платят страховые взносы, из кото­ рых образуется пенсионный фонд, действуют единые нормы пенсионного обеспе­ чения. Третья особенность. Разработан принципиаль­ но новый механизм исчисле­ ния пенсий. Основная его черта: непосредственная за­ висимость размера пенсии от трудового вклада работни­ ка. Согласно ранее действо­ вавшему законодательству, размер пенсии зависел в ос­ новном от заработка: чем он был выше, тем выше оказы­ валась пенсия. Стаж работы, как правило, служил лишь необходимым условием для приобретения права на пен­ сию, но на ее раамер суще­ ственного влияния не оказывал. За длительный трудовой стаж мджно было получить только надбавку к пенсии. По новому законо­ дательству два этих фактора - и заработок, и трудовой стаж - в равной мере влияют на определение размера пенсии. Кроме того, подсчет зара­ ботной платы и трудового стажа ведется по-новому. Так, установлен иной пери­ од, за который определяется заработок для исчисления пенсии. Человеку предостав­ лено право выбирать, из ка­ кого заработка ему будет рассчитываться пенсия: либо за последние 24 месяца ра­ боты, либо за любые 60 ме­ сяцев, проработанных подряд в любой период его трудовой деятельности. Для исчисления пенсии учитываются все виды зара­ ботка, с которых взимаются страховые взносы: это оплата и сверхурочной работы, и ра­ боты по совместительству, авторские гонорары и др. По новому пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитываются и те ви­ ды деятельности, которые прежде либо вообще не учи­ тывались, либо включались при соблюдении определен­ ных условий. Например, раньше время учебы в вы­ сших и средних учебных за­ ведениях включалось в стаж лишь в том случае, если сту­ дент до учебы работал или служил в армии. Сейчас это­ го не требуется. Также в тру­ довой стаж, по новому закону, включается время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, за престарелыми, а так­ же за малолетним ребенком до 3-летнего возраста. У нового пенсионного за­ конодательства есть еще од­ но важное преимущество - гибкость и динамизм. Это в полной мере демон­ стрирует нынешний меха­ низм исчисления размера пенсии и надбавок. В его ос­ нову положена теперь вели­ чина минимального заработка. Это значит, что пенсии будут автоматически увеличиваться по мере роста минимальной оплаты труда в стране. Динамизм пенсионного законодательства заключает­ ся в следующем. В отличие от других норм актов, нормы пенсионного законодательст­ ва находятся в постоянной стадии видоизменения, до­ полнения, при этом только в сторону улучшения. Так, со­ всем недавно появился но­ вый Закон РФ “О повышении государственных пенсий в РФ , который увеличивает минимальный размер пенсии до 2250 рублей в месяц, то есть в 2,5 раза. Перерасчет пенсий будет производиться 1 раз в три месяца, начиная с 1 февраля 1993 года. Отме­ няется ограничение макси­ мального размера по старости при общем трудо­ вом стаже, равном требуемо­ му для назначения полной пенсии, временно установ­ ленный ст. 3 Закона РФ “О досрочном введении в дей­ ствие Закона РСФСР "О го­ сударственных пенсиях в РСФСР". Сняты практически все ог­ раничения по выплате пенсий работающим пенсионерам. Те­ перь независимо of того, на ка­ кой должности, с каким заработком трудится пенсио­ нер, он имеет право на получе­ ние пенсии в полном размере. _ Отменены персональные пенсии любых уровней: со­ юзного. республиканского или местного значения. Автономным образовани­ ям в составе РФ, регионам, отдельным предприятиям предоставляется возмож­ ность за счет собственных средств увеличивать уровень пенсионного обеспечения своих жителей или работни­ ков. Кроме того, они получили право назначать пенсии до­ срочно - до достижения ра­ ботником необходимого возраста, а также выплачи­ вать всевозможные надбав­ ки, пособия и компенсации. И еще одно новшество, предусмотренное нынешним законодательством: впервые в нашей практике введен су­ дебный порядок обжалова­ ния решений по пенсионным вопросам. Если ранее чело­ век мог обжаловать отказ в вышестоящем органе соци­ ального обеспечения, то те­ перь в его распоряжении есть наиболее демократич­ ная процедура: он вправе требовать рассмотрения сво­ его несогласия с решением органа социального обеспе­ чения в судебном порядке. Интересы ведомства в этом случае подчинены интересам человека. И наконец, изменен, при­ чем кардинально, порядок финансирования пенсионно­ го обеспечения. До сих пор пенсии выплачивались из средств государственного бюджета. Новым пенсион­ ным законодательством пре­ дусмотрено образование специального пенсионного фонда - это самостоятельная финансово-банковская сис­ тема. И все же, говоря о пре­ имуществах и достоинствах нового пенсионного законо­ дательства, нельзя забывать и о присущих ему недостат­ ках. Это законодательство переходного времени. В пер­ спективе необходимо гото­ вить серьезную реформу и пенсионного обеспечения, для того чтобы оно в большей мере соответствовало реали­ ям рыночной экономики. * Лучше горькая правда... КАК ОБЛЕГЧАЮТ КАРМАН ПОКУПАТЕЛЯ На вопрос населения, почему в на­ шей области самые высокие цены на продукты, особенно на рыбу, никто из руководителей толком не ответил ни в прессе, ни в передачах телевидения и радио. Цены продолжают расти как на дрожжах, а все говорят одно: “ Цены свободные". Хотим высказать свою точку зре­ ния, основанную на всесторонней про­ верке, проведенной комитетом рабочего контроля в феврале этого го­ да. И должны отметить, что цены вы­ соки у нас из-за неправильного применения налога на добавленную стоимость. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем молоко. Отпускная сво­ бодная цена на него 8176 рублей за 1 тонну. Эта сумма должна облагаться налогом не выше 45 процентов, то есть цена с надбавкой и НДС не дол­ жна превышать 11855 рублей. В дей­ ствительности же тонна молока продается потребителю значительно дороже. На треску крупную б/г флоты уста­ навливают цену 16 рублей за кило­ грамм. Приплюсуем НДС 28 процентов, и цена возрастет до 20 рублей 48 копеек. Но на этом не за­ канчиваются различные накрутки на цену. “Севрыбсбыт” накладывает на нее свой налог в 28 процентов плюс 6 процентов сбытовой наценки. Цена поднимается до 28 рублей 40 копеек. Магазин в свою очередь уже эту цену с двумя налогами и сбытовой нацен­ кой облагает торговой надбавкой аж до 45 процентов. Вот так и получается, что 1 килограмм трески мы с вами по­ купаем по цене, выросшей до 41 руб­ ля, т.е. на 107 процентов, хотя, согласно закону о НДС и надбавках, она не должна превышать 23 рублей 40 копеек. Как известно, добавленной стоимо­ стью для торгово-сбытовых баз являет­ ся торгово-сбытовая наценка, для розничной торговли - торговая надбав­ ка. Но сумма этой надбавки должна быть оговорена между изготовителем, поставщиком и покупателем, т.е. торг­ овыми организациями, и не должна превышать 45 процентов с налогом. Этого, к сожалению, нет. Но, пожалуй, не менее интересно проследить пополнение бюджета об­ ласти. Как мы выяснили, деньги от за­ вышения цен на продукцию почти не идут в него, а остаются у изготовите­ лей и продавцов, так как в бюджет пе­ речисляется от суммы надбавки всего лишь 21,88 процента. Например, малое предприятие “Фиш" за февраль текущего года получило и отгрузило рыбы на сумму в 3 миллиона 106 тысяч рублей, налог с покупателя составил 901 тысячу руб­ лей. А перечисление в бюджет соста­ вило 21,88 процента от этой суммьк т.е. около 190 тысяч рублей. Остальное осталось у МП как прибыль. Должны отметить, что и на других предприятиях деньги от завышения цен остаются почти полностью на производ­ стве, что дает им возможность снижать производительность за счет неправиль­ ного применения налога, неоправданно повышать зарплату своим работникам, что, естественно, отражается на уровне жизни малообеспеченной категории се­ верян. Суммы от завышения цен должны органами контроля изыматься в бюджет, а виновных в неправильном применении закона о НДС следует наказывать. Счи­ таем, что администрация города обязана четче контролировать производителей и торговых работников и навести порядок в ценах в соответствии с законом о на­ логе на добавленную стоимость. Все эти примеры взяты из материа­ лов проверки деятельности некоторых предприятий города. Мы уже неодно­ кратно писали об этом, но, к нашему большому сожалению, никаких мер к на­ рушителям закона о НДС пока не при­ нимается. А пора бы. В. ЗОЛОТАРЕВА внештатный инспектор Мурманско­ го городского комитета рабочего контроля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz