Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.
6 стр. КОШЕЛЁК И ЖИЗНЬ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 ноября 1992 года На приеме у юриста от РЕДАКЦИИ. Сегодня мы начинаем публиковать серию материа лов, которые, надеемся, помогут нашим читателям луч ше ориентироваться в бурном правовом море столь запутанного ныне российского законодательства. Руб рику ведет опытный юрист, президент компании “Иван- цов-внук” Александр ЛОПУХОВ. ПЕНСИИ С 1 января 1992 года в РФ начало действовать новое пенсионное законодательст во, которое во многом отли чается от действовавших ранее норм и правил. Прежде всего впервые в истории отечественного пен сионного обеспечения закон охватил все категории нетру доспособных граждан. Ранее на пенсию могли рассчитывать только те, кто заработал стаж. Таким лю дям полагалась трудовая пенсия. Теперь же в РФ есть трудовые и социальные пен сии. К ПЕРВЫМ ОТНОСЯТСЯ: - пенсии по старости (по возрасту); - по инвалидности; - по случаю потери кор мильца; * - за выслугу лет. СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ: - инвалиды всех трех групп (инвалиды с детства); - лица, достигшие возра ста: мужчины - 65 лет, жен щины - 60 лет, никогда не работавшие и не приобрет шие трудовой стаж. Сейчас каша пенсионная практика обогатилась новым видом пенсий - социальной пенсией. Основной ее смысл заключается в том, чтобы не оставлять людей, которые не могли заработать себе тру довую пенсию, без матери альной поддержки в старости. Прежде они могли рассчитывать лишь на посо бия, выплачиваемые из средств местного бюджета. Помимо этих двух основ ных видов пенсий существуют пенсии, назначаемые военно служащим. В настоящее время они устанавливаются в соот ветствии с законодательством бывшего Союза ССР. Во-вторых, закон впервые предусмотрел единый поря док пенсионного обеспече ния для всех категорий трудящихся: для рабочих, служащих, колхозников, ин дивидуалов, кооператоров, творческих работников, свя щеннослужителей. Ранее пенсионное обес печение осуществлялось по различным нормативным ак там. Например, закон о госу дарственных пенсиях был ориентирован только на ра бочих и служащих; помимо него действовал самостоя тельный закон о пенсионном обеспечении членов колхоза. Кое-кто вообще не подпадал под действие законодатель ства, в частности священнос лужители. Теперь в этой области многое упрощено и унифицировано. Для всех трудящихся, если они платят страховые взносы, из кото рых образуется пенсионный фонд, действуют единые нормы пенсионного обеспе чения. Третья особенность. Разработан принципиаль но новый механизм исчисле ния пенсий. Основная его черта: непосредственная за висимость размера пенсии от трудового вклада работни ка. Согласно ранее действо вавшему законодательству, размер пенсии зависел в ос новном от заработка: чем он был выше, тем выше оказы валась пенсия. Стаж работы, как правило, служил лишь необходимым условием для приобретения права на пен сию, но на ее раамер суще ственного влияния не оказывал. За длительный трудовой стаж мджно было получить только надбавку к пенсии. По новому законо дательству два этих фактора - и заработок, и трудовой стаж - в равной мере влияют на определение размера пенсии. Кроме того, подсчет зара ботной платы и трудового стажа ведется по-новому. Так, установлен иной пери од, за который определяется заработок для исчисления пенсии. Человеку предостав лено право выбирать, из ка кого заработка ему будет рассчитываться пенсия: либо за последние 24 месяца ра боты, либо за любые 60 ме сяцев, проработанных подряд в любой период его трудовой деятельности. Для исчисления пенсии учитываются все виды зара ботка, с которых взимаются страховые взносы: это оплата и сверхурочной работы, и ра боты по совместительству, авторские гонорары и др. По новому пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитываются и те ви ды деятельности, которые прежде либо вообще не учи тывались, либо включались при соблюдении определен ных условий. Например, раньше время учебы в вы сших и средних учебных за ведениях включалось в стаж лишь в том случае, если сту дент до учебы работал или служил в армии. Сейчас это го не требуется. Также в тру довой стаж, по новому закону, включается время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, за престарелыми, а так же за малолетним ребенком до 3-летнего возраста. У нового пенсионного за конодательства есть еще од но важное преимущество - гибкость и динамизм. Это в полной мере демон стрирует нынешний меха низм исчисления размера пенсии и надбавок. В его ос нову положена теперь вели чина минимального заработка. Это значит, что пенсии будут автоматически увеличиваться по мере роста минимальной оплаты труда в стране. Динамизм пенсионного законодательства заключает ся в следующем. В отличие от других норм актов, нормы пенсионного законодательст ва находятся в постоянной стадии видоизменения, до полнения, при этом только в сторону улучшения. Так, со всем недавно появился но вый Закон РФ “О повышении государственных пенсий в РФ , который увеличивает минимальный размер пенсии до 2250 рублей в месяц, то есть в 2,5 раза. Перерасчет пенсий будет производиться 1 раз в три месяца, начиная с 1 февраля 1993 года. Отме няется ограничение макси мального размера по старости при общем трудо вом стаже, равном требуемо му для назначения полной пенсии, временно установ ленный ст. 3 Закона РФ “О досрочном введении в дей ствие Закона РСФСР "О го сударственных пенсиях в РСФСР". Сняты практически все ог раничения по выплате пенсий работающим пенсионерам. Те перь независимо of того, на ка кой должности, с каким заработком трудится пенсио нер, он имеет право на получе ние пенсии в полном размере. _ Отменены персональные пенсии любых уровней: со юзного. республиканского или местного значения. Автономным образовани ям в составе РФ, регионам, отдельным предприятиям предоставляется возмож ность за счет собственных средств увеличивать уровень пенсионного обеспечения своих жителей или работни ков. Кроме того, они получили право назначать пенсии до срочно - до достижения ра ботником необходимого возраста, а также выплачи вать всевозможные надбав ки, пособия и компенсации. И еще одно новшество, предусмотренное нынешним законодательством: впервые в нашей практике введен су дебный порядок обжалова ния решений по пенсионным вопросам. Если ранее чело век мог обжаловать отказ в вышестоящем органе соци ального обеспечения, то те перь в его распоряжении есть наиболее демократич ная процедура: он вправе требовать рассмотрения сво его несогласия с решением органа социального обеспе чения в судебном порядке. Интересы ведомства в этом случае подчинены интересам человека. И наконец, изменен, при чем кардинально, порядок финансирования пенсионно го обеспечения. До сих пор пенсии выплачивались из средств государственного бюджета. Новым пенсион ным законодательством пре дусмотрено образование специального пенсионного фонда - это самостоятельная финансово-банковская сис тема. И все же, говоря о пре имуществах и достоинствах нового пенсионного законо дательства, нельзя забывать и о присущих ему недостат ках. Это законодательство переходного времени. В пер спективе необходимо гото вить серьезную реформу и пенсионного обеспечения, для того чтобы оно в большей мере соответствовало реали ям рыночной экономики. * Лучше горькая правда... КАК ОБЛЕГЧАЮТ КАРМАН ПОКУПАТЕЛЯ На вопрос населения, почему в на шей области самые высокие цены на продукты, особенно на рыбу, никто из руководителей толком не ответил ни в прессе, ни в передачах телевидения и радио. Цены продолжают расти как на дрожжах, а все говорят одно: “ Цены свободные". Хотим высказать свою точку зре ния, основанную на всесторонней про верке, проведенной комитетом рабочего контроля в феврале этого го да. И должны отметить, что цены вы соки у нас из-за неправильного применения налога на добавленную стоимость. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем молоко. Отпускная сво бодная цена на него 8176 рублей за 1 тонну. Эта сумма должна облагаться налогом не выше 45 процентов, то есть цена с надбавкой и НДС не дол жна превышать 11855 рублей. В дей ствительности же тонна молока продается потребителю значительно дороже. На треску крупную б/г флоты уста навливают цену 16 рублей за кило грамм. Приплюсуем НДС 28 процентов, и цена возрастет до 20 рублей 48 копеек. Но на этом не за канчиваются различные накрутки на цену. “Севрыбсбыт” накладывает на нее свой налог в 28 процентов плюс 6 процентов сбытовой наценки. Цена поднимается до 28 рублей 40 копеек. Магазин в свою очередь уже эту цену с двумя налогами и сбытовой нацен кой облагает торговой надбавкой аж до 45 процентов. Вот так и получается, что 1 килограмм трески мы с вами по купаем по цене, выросшей до 41 руб ля, т.е. на 107 процентов, хотя, согласно закону о НДС и надбавках, она не должна превышать 23 рублей 40 копеек. Как известно, добавленной стоимо стью для торгово-сбытовых баз являет ся торгово-сбытовая наценка, для розничной торговли - торговая надбав ка. Но сумма этой надбавки должна быть оговорена между изготовителем, поставщиком и покупателем, т.е. торг овыми организациями, и не должна превышать 45 процентов с налогом. Этого, к сожалению, нет. Но, пожалуй, не менее интересно проследить пополнение бюджета об ласти. Как мы выяснили, деньги от за вышения цен на продукцию почти не идут в него, а остаются у изготовите лей и продавцов, так как в бюджет пе речисляется от суммы надбавки всего лишь 21,88 процента. Например, малое предприятие “Фиш" за февраль текущего года получило и отгрузило рыбы на сумму в 3 миллиона 106 тысяч рублей, налог с покупателя составил 901 тысячу руб лей. А перечисление в бюджет соста вило 21,88 процента от этой суммьк т.е. около 190 тысяч рублей. Остальное осталось у МП как прибыль. Должны отметить, что и на других предприятиях деньги от завышения цен остаются почти полностью на производ стве, что дает им возможность снижать производительность за счет неправиль ного применения налога, неоправданно повышать зарплату своим работникам, что, естественно, отражается на уровне жизни малообеспеченной категории се верян. Суммы от завышения цен должны органами контроля изыматься в бюджет, а виновных в неправильном применении закона о НДС следует наказывать. Счи таем, что администрация города обязана четче контролировать производителей и торговых работников и навести порядок в ценах в соответствии с законом о на логе на добавленную стоимость. Все эти примеры взяты из материа лов проверки деятельности некоторых предприятий города. Мы уже неодно кратно писали об этом, но, к нашему большому сожалению, никаких мер к на рушителям закона о НДС пока не при нимается. А пора бы. В. ЗОЛОТАРЕВА внештатный инспектор Мурманско го городского комитета рабочего контроля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz