Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.

2 стр. СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 ноября 1992 года Главный редактор Анатолий ВИЛОВ Первый заместитель Сергей МИРОНОВ Заместитель главного редактора - ответственный секретарь Людмила ЗАЦАРНАЯ Заместитель ответственного секретаря Валентина КУЗЯКИНА Обозреватели: Инна БЕРЕЗЮК экономика Зарема БОРОВАЯ право Татьяна КОЖУХОВА политика Заведующие отделами: Сергей АРХИПОВ информация, культура Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Виктор КОРЕЦКИЙ художественное оформление и иллюстрации Собственные корреспонденты: Иван ЕЛИСТРАТОВ г. Москва Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург Александр ТРУБИН г. Петрозаводск Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск Александр БРЫСОВ г. Кандалакша Стейн СНЕВЕ Норвегия Галина КОНДРАХИНА главный бухгалтер Анна ДЯКИНА старший корректор Серафима МАСЛЕННИКОВА выпускающая Любовь ЛЕБЕДЕВА Людмила МИЛАНОВА операторы компьютерного набора УТРАЧЕННЫЕ ГРЕЗЫ СЕВЕРЯН Год назад, пожалуй, ни­ кто из жителей Крайнего Се­ вера не мог предположить, что их трудовые сбережения ловкие реформаторы в мгно­ вение ока превратят в ничто, а выезд из Заполярья в среднюю полосу России станет серьезной социаль­ ной проблемой. Рухнула заветная мечта многих тружеников Кольской земли переехать после окон­ чания трудовой деятельно­ сти в регион с благоприятны­ ми климатическими условия­ ми. Транспортные расходы приблизились к шестизнач­ ной цифре. Вот поэтому, на­ верное, как заботу исполнительной власти о се­ верянах восприняли мурман­ чане постановление правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 “О компен­ сации расходов, связанных с выездом из районов Крайне­ Рис. Михаила ЛАРИЧЕВА. го Севера и приравненных к ним местностей” . Оно уста­ навливает, что гражданам, переселяющимся из указан­ ных регионов, компенсиру­ ются расходы, связанные с выездом, в размере произ­ веденных транспортных за­ трат, включая перевозку личного имущества. Постановлением опреде­ лены источники финансиро­ вания расходов. Предусмотрено, что работ­ никам бюджетных учрежде­ ний и организаций затраты компенсируются в размере 100 процентов из средств республиканского бюджета. Подобным образом компен­ сация должна выплачиваться переезжающим пенсионе­ рам, инвалидам, лицам, по­ терявшим работу и зарегистрированным в каче­ стве безработных в районах Крайнего Севера и прирав­ ненных к ним местностях. Что касается лиц, рабо­ тавших на государственных предприятиях, к которым от­ носятся рыболовные флоты, то из республиканского бюд­ жета финансируется 50 про­ центов произведенных затрат, а компенсацию ос­ тавшихся 50 процентов рас­ ходов “рекомендуется осуществлять за счет средств предприятия". На поверку же оказалось, что указанное постановление не действует. У российского правительства гладко вышло на бумаге, а труженики Крайнего Севера оказались обманутыми. Потому что ни Государственный комитет по социально-экономическому развитию Севера, ни “другие заинтересованные министер­ ства и ведомства” не выпол­ нили распоряжение Е. Гайдара. Зря обивают пороги своих предприятий труженики рыб­ ной отрасли Северного бас­ сейна в надежде получить от них хотя бы 50 процентов компенсации транспортных затрат, связанных с переез­ дом. Выполнить правительст­ венную рекомендацию не позволяет существующее ныне финансовое положение флотов. Областной Совет обра­ тился к народному депутату И. Савченко с просьбой “по­ влиять" через Верховный Со­ вет Российской Федерации, чтобы постановление рос­ сийского правительства на­ конец вступило в действие и “заработало". Считаю, что и наш “ рыбацкий” депутат И. Рогачева обязана также под­ ключиться к решению важно­ го социального вопроса. Г. ЮДЕНКО . •ѵ.ѵ.ѵ.ѵл Думать надо! ПОКА ПОЕЗД НЕ УШЕЛ В последнее время крупные предприятия берут совхозы под свое “крыло". Все это хорошо. Но...свои работники будут с молоком и мясом, а как осталь­ ные? Администрация, на мой взгляд, должна из бюджета области дотировать совхозы. Мне кажется, и деньги, полученные от штрафов за загрязнение окружающей среды, стоит использовать на дотации совхозам. Часть продукции предприятий должна идти в областной фонд, для обмена по бартеру, на корма для совхозов. Реки, озера, прибрежный про­ мысел на Терском берегу, думаю, нужно сдать в арен­ ду кооперативам. Часть рыбы пусть сдают в местные магазины, остальное - на их усмотрение. Давно пора ввести плату за пользование земель­ ными участками для предприятий, тогда не будет огромных территорий, огороженных ведомственны­ ми заборами и...превращенных в свалки. Строители тоже сто раз подумают, прежде чем городить свои заборы как бог на душу положит. В городах нужно организовать побольше платных стоянок для личного транспорта - милиции меньше работы, администра­ ции - меньше жалоб на шум во дворах, бюджету прибыль. Нефть и газ Колгуева должны находиться в области. Вопросы нужно ставить четко, экономические обос­ нования должны быть разработаны реально. Возможно, необходимо будет пригласить группу Явлинского к нам - для выработки экономической программы развития области на ближайшие два-три года. Хватит познава­ тельных поездок чиновников “за бугор"! Нужны конк­ ретные договоренности с зарубежными фирмами об освоении богатств нашей области. Думать надо - просить легче. Флот стоит без топлива - область без рыбы. Так меняйте часть продукции на топливо. Заложите в банки свои основные средства - берите кредит. В общем, найти выход можно, если искать. А что думают об этом в облсовете и админист­ рации области? А АРТЮГИН. т вест и и чести МУРЛО ЗА РУЛЕМ Автобусно-почтовое движение между городами Мурманск - Рова- ниеми и Мурманск - Киркенес - де­ ло хорошее, можно сказать, требование времени. Не знаю, кому принадлежат автобусы и кому идет валютная прибыль, но, во всяком случае, почта быстрее не идет: как шло письмо от Ивало месяц, так и сегодня - с такой же скоростью. Что касается перевозки пассажиров, то тут разговор особый. 6 ноября мы были приглашены норвежскими финнами на их конфе­ ренцию. Заплатили 2020 рэ, сели в комфортабельный автобус марки “Мерседес" и через шесть часов - уже в Киркенесе! Но обратно? Об­ ратно стоимость проездного билета обошлась в 21050 рэ! Да-да! Из пяти цифр. Этой сумме как раз равны 350 норвежских крон, которые, по чьему- то сверхумному “закону" надо упла­ тить водителю, если желаешь вернуться на этом транспорте в род­ ные края. Туда мы ехали вдвоем, а обратно - втроем (в автобусе 52 места). Спросил у водителя: - Так и ездите пустым? - Почти. Лишь один раз было бо­ лее двадцати человек. - Сколько стоит обратный про­ езд? - 350 норвежских крон. - А если на рубли? - Даже за десять тысяч не пове­ зем! - А если у нас нет крон? - Вылезай! Эти микробизнесмены знали, что у нас кончается виза и пешком из Киркенеса до Никеля мы не пойдем, но это их нисколько не волновало! Хорошо, что норвежцы выдали нам на обратный билет, а так... А вот курсантам из совхоза Туло- ма в сельхозучилище Киттиля при­ шлось испытать всю прелесть логики мурла: нет валюты - топай пешком. “За “деревянные" не возимГ - и выкинули их вещи на КПП Лотта, ку­ да довез на собранные ребятами ва­ лютные гроши. - Это Иван, фамилии не знаем. Второй водитель, работающий с ним в паре, всегда подвозит! За рубли, а то и бесплатно. Шесть легковых машин с иностранцами проехало, и ни один не посадил, хотя места сво­ бодные были. И лишь водитель мик­ роавтобуса. наш, русский, настоящий русский, подобрал нас! Было-то нас всего двое. - рассказа­ ли ребята. Сорок лет я за рулем, перевез тысячи попутчиков и ни разу не брал за проезд, на какой бы машине ни ездил - своей или государственной. Двести пятнадцать километров от КПП Лотта до села Тулома. Зима. Мороз более двадцати. Ребята в легкой одежде. Товарищи по учебе откомандировали их за зимней одеждой. Какое же должно быть нутро у мурла, чтобы оставить в тайге лю­ дей, укатив на пустом пятидесятиме­ стном автобусе? Одному! Сладок же звон валюты в ушах таких... Свен ЛОККО . п. Верхнетуломский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz