Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.
* Акционирование ' Д И К Т А Т О Р Ы ” ТОЖЕ ПЛАЧУТ 4 стр ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПАС «РЫБНЫЙ МУРМАН» 6 ноября 1992 года Управление “Севрыбхолод- флот" еще совсем недавно считалось одной из самых бо гатых организаций на бассей не. Сегодня и этому коллективу приходится бо роться за выживание, хотя кому сейчас легче - промысловым флотам или приемотранспорт ному, - неизвестно. Спасет ли “Севрыбхолодфлот" акциони рование? На вопросы нашего корреспондента отвечает за меститель начальника флота Ю. М. ЛЕБЕДЕВ. X X X - Юрий Максимович , принцип перехода вашего ко.глектива в акционерное общество , видимо , не от личается от других ф ло тов? - Конечно. Мы определили стоимость основных фондов и выяснили, что нужно продать 81 тысячу акций по 1700 руб лей. Думали, что будут брать по 5 - 10 акций, а оказалось, хотят взять по 100, 200 и даже по 1000 штук. На сегодня (28 октября. - И. Б.) подано свыше ста тысяч заявок. - Неужели у людей так много денег? - Поначалу мы решили, что будут вносить 15 процентов стоимости акции сразу, ос тальные деньги - до конца го да. Но в связи с последним указом Президента, где речь идет о 80 процентах оплаты ак ций приватизационными чека ми, ситуация меняется. - У вас - контрольный пакет. Остальные 49 про центов будет продавать комитет госимущества? - 35 процентов из них. Только пока не ясно почем. Ведь с 1 октября введен коэф фициент на стоимость основ ных фондов - 36. То есть они подорожали в 36 раз. А мы-то исходили из 116 миллионов рублей. Сколько же теперь бу дет стоить акция? А заявок много: и от тралфлота, и “Мур- манрыбпрома", и рыбного пор та. - Как вы видите теперь будущее флота? - Очень тяжелое время у нас. В долгах как в шелках. Если раньше было “хорошим тоном” ругать “Севрыбхолод- флот", что. мол, монополисты, диктаторы и т. д., теперь... Вы, наверное, знаете, как подоро жал судоремонт: сметный час стоит 417 рублей. Вот находит ся в ремонте плавбаза “ Григо рий Лысенко", сколько уже туда вложено средств, а еще надо 700 миллионов рублей. И это - только для предъявления Регистру. Без модернизации. Где же взять столько денег? В ноябре заканчиваются регистровые документы у плавбазы “Алексей Хлобы стов". Видимо, присоединится это судно к уже стоящим у ле вого берега залива: плавбазе “ Виктор Кингисепп" и ТР “ Карл Либкнехт". Закончились доку менты и у ТР “ Валентин Серов", “Алексей Венецианов", “ Вик тор Лягин" - после аварии, ПР “Советск" отжил свой срок. - То есть , Юрий Макси мович , главная проблема - судоремонт? - К сожалению, не единст венная. Взлет цен на топливо потащил за собой увеличение тарифов на перевозки. Естест венно, для промысловиков это тяжкий груз. Сейчас они нам должны немалые суммы, и в будущем, видимо, придется нам отказаться от работы с ни ми. - А как живется базам , которые работают в ино странных зонах? - Раз такие отношения с промысловыми флотами, то у плавбаз самым серьезным об разом стоит проблема, где взять сырье для обменных опе раций. Дабы как-то выйти из этой ситуации, мы организова ли рыболовный мини-флот. “ Белолуцк" переоборудован под ярусный лов, три МРС - под удочки. - Удочки? С крючками и червями? - Нет, конечно. Это автома тическое устройство с компь ютером, позволяющее вылавливать от 500 до 900 ки лограммов рыбы. Кроме того, арендуем суда у промысловых флотов. - Понимаю , что поло жение флота сложное. На верное, будете сокращать іитаты? - Недавно состоялось засе дание СТК, на нем решили со кратить 200 человек в аппарате управления и примерно полто ры тысячи моряков. - Вы их не трудоуст раиваете? - Увольняются сами, как правило, жители Украины, Бе ларуси. По 20 - 30 человек в день. И все равно еще огром ный резерв. Но, по расчетам, придется сократить всего три тысячи человек. Ведь иначе не выжить. Нас задушили налога ми. С нас буквально дерут су масшедшие пошлины: ярус купили за 450 тысяч долларов, удочки - за столько же. Так обя заны “отстегнуть" 26 процентов с каждой из этих сумм пошли ну! - И это - на каждом флоте? - Недавно собирались эко номисты всех флотов. Направи ли документы в правительство: или нужна дотация государст ва, или снижение налогов, или отмена пошлины. Иначе я не представляю, как жить. - Ну вот теперь у вас ак ционерное общество. Что изменится? - Я уже сказал, что без ре шения этих главных проблем не выжить никакой рыбацкой структуре. - И еще вопрос , Юрий Максимович: как быть с ак циями вашим пенсионерам? - Мы обязательно постара емся им помочь, не обидим. Может, они заплатят какую-то минимальную сумму, может, вообще подарим им акции. Мы же понимаем, каково им живет ся. У нас есть небольшой фонд милосердия, примерно 800 ты сяч рублей. Конечно, он слиш ком мал, ведь только в Мурманске почти 800 наших пенсионеров. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК- * Грани сотрудничества И ВСЕ ЖЕ МЫ НЕ АНГОЛА С РАКЕТАМИ Как мы уже информировали ("РМ" ГФ 37 за 11.09.92), в Мурманске побывала довольно предста- ьительная делегация судовладельцев-рыбаков из да- некой Испании. Цель их приезда - установление деловых контактов с нашими рыбопромысловыми флотами. Цель, прямо скажем, благородная, особен но сейчас, когда Россия с открытой душой идет на Бзаимовыгодное сотрудничество с западными пред принимателями. Однако я сопровождал испанцев по всюду, присутствовал при их встречах и с первым заместителем главы областной администрации Ю. 3. ьергером, и с генеральным директором АРП “Севры- 5а" Г. В. Тишковым. и с руководителями флотских коллективов на совете директоров ассоциации и в связи с этим хочу поделиться своими наблюдениями и соображениями на сей счет. Еще на встрече с Ю. 3. Бергером заметил, что наши гости, несмотря на то, что зам. главы админист рации упорно и настойчиво предлагал им вкладывать средства и в горнорудную промышленность, и в стро ительство, в другие отрасли экономики Кольского полуострова, стойко стояли на своем: подай им часть квоты на треску в Баренцевом море в обмен на их современную технологию обработки рыбы, и все тут. Правда, предлагали испанцы и помощь в завоевании западного рыбного рынка с дележкой прибыли от продажи трески. Поначалу я, честно говоря, не совсем понял, в чем дело. Но затем в ходе дальнейших разговоров выяс нил, что. оказывается, испанцы в промысле рыбы шли тем же путем, что и мы. И ни при чем тут. как выясни лось, был строй: социализм или капитализм, плановая централизованная экономика или предприниматель ство. Создали они в свое время, как и мы, огромный флот из крупнотоннажных траулеров в надежде, что •сегда смогут ловить треску у берегов Канады, рабо- іли в этой зоне не зная заоот до поры до времени. И ?.друг... Канадцы возьми да и откажи им в праве добывать рыбу у себя под боком неизвестно по какой ричине, но скорее всего из-за хищнического лова, ■ак и оказался специализированный флот, образно оворя, у разбитого корыта. Именно поэтому и появи лись гости из солнечной страны в нашем заполярном •фае. Должен сказать, что Ю. 3. Бергер при встрече с испанскими судовладельцами вел себя, как истинный дипломат, не отказывая им впрямую, но и не обнаде живая ничем, хотя и сказал, что, если будет достигну то соглашение с нашими судовладельцами, администрация области чинить препятствий этому не будет. Более жестко, но тоже вполне дипломатично повел себя с ними и Г. В. Тишков. Выслушав испанцев, он своими вопросами о том, что же конкретно будем иметь от сотрудничества с ними мы, несколько раз ставил ихв довольно неловкое положение, дав понять, что подобные деловые контакты больше похожи на игру в футбол в одни ворота. После завершения беседы с гостями мы с Георги ем Васильевичем поговорили на эту тему, и оказа лось, что оценка предложенного сотрудничества у нас совпадает. - Понимаете, - говорил Г. В. Тишков, - ко мне сегодня какие только ходоки от западного бизнеса с подобными предложениями не обращаются. И это вполне понятно. Сейчас вся квота на треску в Барен цевом море поделена между Норвегией и Россией. Именно поэтому зарубежные предприниматели и об ращаются к нам. хорошо понимая, что у нас в данный момент сложное экономическое положение и нам. т.е. России, крайне нужна валюта. Но одного в этой ситуации я понять не могу. Если мы отдадим иностранцам часть своей квоты и они будут сами ловить и перерабатывать рыбу, что же делать нашим рыбакам - переходить в разряд безра ботных? Видимо, на это и рассчитывают заморские гости. Сразу четко и определенно могу сказать, что мы на этот шаг не пойдем. Наши моряки - специали сты своего дела, ничуть не хуже зарубежных, и вы брасывать их на причал мы не собираемся. А что касается западного рыбного рынка, внедрению в ко торый якобы они поспособствуют, думаю, со време нем мы и сами осилим науку торговли с иностранными партнерами. Да, согласен, что у испанцев технологии по переработке рыбы современные, что техническое вооружение судов лучше нашего (много у нас еще" ручного труда), но это совсем не значит, что мы будем перевооружать флот за счет продажи квот и списания рыбаков на берег. Сегодня, так уж сложилось в мире, у кого есть сырье, в данном случае квота на треску, тот и командует парадом, если образно говорить. - Я, конечно, понимаю, - сказал в заключение Г. В. Тишков, - что испанцы хотят решить свои проблемы с флотом за наш счет и думают, что в это нелегкое для рыбной промышленности России время у нас нет дру гого выхода. Но они жестоко ошибаются. Россия, как бы им ни хотелось этого, все же не какая-либо слабо развитая африканская страна, из которой можно вить веревки как заблагорассудится, а остается великим государством, способным самостоятельно выйти из создавшегося нелегкого экономического положения. Дополняя высказывание Г. В. Тишкова, должен сказать, что и совет директоров “Севрыбы", на кото ром испанцы также побывали со своим предложени ем, однозначно высказался против подобного сотрудничества. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что мы, конечно, не против деловых контактов с западными партнерами, но только в том случае, если они будут основаны на взаимной выгоде, а не на праве богатого дядюшки, соизволившего подкинуть своему племян нику, временно оказавшемуся в финансовом цейтно те. мелочь на карманные расходы. Владимир КИКИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz