Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.
4 стр. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 ноября 1992 года * На своем месте А ОН И НЕ ИСКАЛ ДРУГОЙ ДОРОГИ Исполнилось сорок лет с тех пор. когда коллектив ры баков “Мурмансельди" (ныне “Мурманрыбпром") пополнил ся выпускниками Клайпедско го мореходного училища, в . числе которых был и судово дитель Марк Исаакович Лю- бовский. А этому предшествовала обычная для тех лет биография: война, ра бота в прифронтовом госпита ле. учеба в голодные послевоенные годы. На дрифтерный промысел вышел на траулере “ Вьюга” в должности старшего помощ ника капитана, минуя сразу две ступени судоводитель ского трапа. “Моих личных за слуг тогда не было никаких, такой головокружительной карьере способствовали об стоятельства, у меня на руках был рабочий диплом штурма на малого плавания, а у мно гих рыбацких командиров имелись лишь дипломы судо водителей маломерных су дов", - поясняет Марк Исаакович. Через три года поднялся на капитанский мо стик хозяином. Перешел к ка релам, где в полной мере и раскрылся его талант рыбац кого командира. За ним проч но закрепилась слава промысловика, не знающего неудач. За два десятилетия нахождения на промысле в должности капитана в его ры бацкой биографии не было ни одного случая возвращения траулера под его командова нием в порт без выполнения рейсового задания. Лично он причастен почти ко всем добрым начинаниям карельского флота. Первые траулеры, которые повели за полярные капитаны в Норвеж ское море, облавливали селедку лишь в верхних слоях воды, но вот наступило время, и селедка не стала подни маться к поверхности, а ко сячные скопления стали удерживаться на глубине 70 - 90 метров. Флот оказался в пролове. Капитан Любовский тогда оказался в числе пер вых. кто удлинил поводцы, что дало возможность ставить се ти на необходимую глубину. Рыбные трюмы стали быстро заполняться бочками с перво сортной норвежской селед кой. Прошло немного времени, и снова возникли промысловые неурядицы. Вместо маломерной стала ло виться крупная рыба. Оказа лось, что • среди карельских траулеров только у “ Ивана Спиридонова" были на борту разноячейные сети. На повер ку все оказалось, как говорят в народе, проще пареной ре пы. Перед отходом в море ка питан сам побывал на складе и сумел запастись сетями на весь рейс. Выручили мы тогда несколько экипажей сетями взаимообразно, а остальным капитанам пришлось уповать лишь на счастливый случай. Нельзя обойти вниманием и его обостренное чувство справедливости. Приведу лишь один характерный при мер. Работали мы тогда на ко шельковом промысле у африканских берегов. После очередного результативного замета ошвартовались к борту плавбазы для сдачи улова. И вот из “ кошелька" была под нята последняя тонна сарди ны. С плавбазы поступила квитанция на сданную рыбу, в которой была приписка на во семь тонн в нашу пользу. Марк Исаакович отказался подписывать квитанцию, при гласил к борту капитана-ди- ректора базы и потребовал не только восстановить справед ливость. но и наказать прием щика рыбы за приписку. “ Рыбу-то мы всегда пой маем, на то мы и рыбаки, а вот совесть свою можем на всегда потерять" - каждому находящемуся на мостике на долго запомнились эти капи танские слова. Строгость характера в нем удачно сочетается с заботой о других. На флоте все знали, что у Любовского для судово дителей условия далеко не тепличные, но превосходные для раскрытия своих способ ностей. Первым среди капитанов Заполярья Марк Исаакович освоил и разноглубинный лов трглом на судах типа СРТ-м, не забывая при этом вносить новшества. Ловили мы тогда треску в Баренцевом море. Во время траления обнаружили под килем косячное скопле ние рыбы над грунтом. Пройдя с тралом несколько кабельто вых, по приказанию капитана сделали крутую циркуляцию и легли на обратный курс с рас четом выйти на косяк. По все му выходило, что мы сделали заверт трала, на что указывал перехлест ваеров, но вот про шло несколько минут, ваера разошлись и приняли свое ра бочее положение, а вскоре за метно упала скорость, что прямо указывало на большой улов. Когда начали поднимать трал, то он оказался полным рыбы. Пусть навсегда отошли в прошлое рыбацкие рейсы для капитана Любовского со все ми их треволнениями, но оста лись бесценный опыт, все то, на что только способен талан тливый человек. Остался прежним и стиль его работы. Для принятия решений он бе рет за основу трезвый расчет и реальную оценку обстанов ки. Возглавляя ведущий отдел флота - службу эксплуатации, он продолжает идти однажды избранным путем. Хочется подчеркнуть, что для службы эксплуатации не существует непредвиденных проблем, ибо предусмотрены варианты вы хода из любого создавшегося положения. Капитаны промыс ловых судов знают, что во вре мя отчета за рейс с начальником отдела ухо надо держать востро, что главному эксплуатационнику базы нель зя втереть очки. О том большом авторитете, которым пользуется ветеран у рыбаков, говорит тот факт, что на очередной конференции его кандидатуру предложили сразу же на пост председате ля совета трудового коллекти ва. Если в прошлом году в Мурманске справили ново селье двадцать рыбацких се мей, то в этом году поселились в новые квартиры в Коле уже 47 семей. Ожида ется в будущем году получе ние непосредственно в Мурманске еще пятидесяти квартир. Это бесспорно заслу га СТК и его председателя. Хочу привести характерное сравнение: если учесть, что десятилетиями карельским рыбакам выделяли в Мурман ске в течение года 2-4 кварти ры, то выходит, что за два последних года получено больше жилья, чем за не сколько десятков лет. Встречаясь не раз с на чальником службы эксплуата ции, я с каждым разом все сильнее ощущал его кровную связь с флотом. Он полон сил и энергии, в расцвете своей рабочей поры. Сегодня на ос нове базы создано акционер ное общество, сделан шаг вперед. Говоря о последних событиях, Марк Исаакович на днях произнес примечатель ную фразу “рынок - не для ту годумов" - словно отделяя себя от тех, кто думает иначе. По-прежнему председа тель СТК не дает себя под мять вышестоящему начальству, не теряет надеж ды, что акционеры выстоят в это трудное время. Главной задачей он считает грамотную эксплуатацию флота, своевре менное и качественное прове дение ремонта, бережное отношение к кадрам промыс ловиков. И в решении этой триеди ной проблемы капитан даль него плавания М. И. Любовский видит цель жизни. В. БАБУРО. * Рынок обогащает ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ — ХОЛОДИЛЬНИК Рыболовные траулеры ар хангельских промысловиков всю жизнь базируются на Мурманск. Что поделаешь, море Белое замерзает. Есте ственно, и продукции земля кам меньше перепадает, за что ругают рыбаков на всех уровнях и не один год. Но и в Мурманском порту нынче стало не очень сладко. Это и неожиданные простои траулеров, и кабальные цены за обработку судов. Сто имость хранения рыбы в холо дильнике сейчас более 70 рублей в сутки за одну тонну. В “Архрыбколхозобъеди- нении" определили выход, хоть и шли к нему (дело-то непростое) долго. На берегу Северной Двины, недалеко от причалов участка рыбного порта в Маймаксе, задумана своя производственная база. Гвоздь программы - холо дильник на 2 тысячи тонн. Его здание с гофрированными металлическими стенами уже подведено под крышу, идет монтаж оборудования, и до конца декабря работа будет закончена. А ведь с начала строи тельства не прошло и года. По нынешним временам так разворачиваться даже госу дарственным предприятиям невмоготу стало. Секрет же весь в том, что холодильник импортный, оборудование оперативно поставлено по контракту с норвежской фир мой “ Кимек". И вместе с на шими строителями работает прилетевший из Норвегии шеф - монтажник Свейн Бйорге, недавно, кстати, воз водивший такой же холодиль ник в Африке. Рабочий Геннадий Акулов о зарубежном специалисте отозвался так: “Свейн любого инженера заткнет за пояс, по тому что сам владеет любым инструментом, любую работу выполнит". С помощью переводчицы Елены Спировой на стро ительной площадке пол ное взаимопонимание. К тому же директор строя щейся базы Ю. П. Нику лин, как оказалось, английским языком вла деет. Рыбаки-колхозники знали, кого пригласить возглавить такое ответст венное дело. Юрий Пав лович для поморов человек свой. Он капи тан-промысловик, рабо тал в Беломорской базе гослова. Последние годы командовал экипажем БИ-0027 Тирвас ” , изве стного высокими улова ми. Потом в Онеге работал начальником морского порта, предсе дателем горсовета, пер вым секретарем горкома. Все знали, как он в Онеге раз вивал строительство, сам с монтажниками все объекты облазил. И еще не известно, как бы сейчас обернулось дело, не будь у Никулина такого опыта, ведь к строительству приступи ли, не имея проектно-сметной документации. Из Норвегии получили монтажные чертежи, но их надо было перерабатывать под советскую строительную технологию. Что же выиграют рыбаки- колхозники, построив холодиль ник? Во-первых, решится старая проблема: будет где хранить навагу, которая портилась во время оттепелей. И с треской, что добывают траулеры, про блем уменьшится. Правление АРКО приобрело в Прибалтике транспортный рефрижератор. Старенькое суденышко отре монтировали, и служит оно те перь исправно. Потом соорудили железнодорожную морозильную секцию. А привез груз в Архангельск - можешь держать его в своем холодиль нике, за аренду которого беше ные деньги платить не надо. В своих же пяти вагонах можно будет и фрукты-овощи достав лять с юга. В перспективе рядом с хо лодильником можно построить консервный и коптильный цехи и помещения для углубленной переработки морского зверя. Ценнейший лекарственный пре парат из него сейчас изготовля ют в Койде, где добывают тюленей. Но производство это очень энергоемкое, требующее к тому же специалистов высо кой квалификации, которыми поморские хозяйства не распо лагают. Да они и не поедут в сельскую местность. И самое главное - в райо не производственной базы можно будет оборудовать свой причал. Тогда гораздо чаще станут заходить трауле ры в родной порт. Эрнст ЗЕЛЕНИН. г. Архангельск. На снимке: норвежский специалист Свейн Бйорге и директор строящейся базы Ю. П. Никулин. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz