Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 ноября 1992 года 5 стр. ВО ВСЕЙ РОССИИ предприятия. Можно ждать “замора живания” цен и зарплаты, увеличения бюджетных инвестиций и кредитов госпредприятиям, ренессанса отрас левого подхода к экономике. Попытка воссоздания административной пира миды вуправлении экономикой ижиз нью общества будет абсолютно бесплодной и липгь резко подтолкнет процесс дезинтеграции. Итак, к середине 1993 года: РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮД ЖЕТ. Доходы не более четверти от расходов, финансированиепочтипол ностью за счет эмиссии. НДС в его нынешнем виде практически не смо гут собирать. Массовый отказ госп редприятий от уплаты налогов. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. 90% расходов на социально-культурные мероприятия и дотации; финансиро вание городского транспорта иЖКХ - неразрешимая проблема, если в бли жайшее время не изменить схему фи нансирования. Отказ от отчислений налогов в республиканский бюджет. КРЕДИТ. Рост с ускорением по экспоненте. Будет почти полностью идти на выплату зарплаты. Поддержка банков централизованным кредитом. Крупные финансовые спекуляции, банкротство нескольких крупных АО. Попытки кредитной эмиссии регионов. ЭКСПОРТ И ВАЛЮТНАЯ ВЫ РУЧКА. Падение еще на 20 - 30%, 70% выручки экспортеров в валюте остает ся за границей. Множественность об менных курсов, торговый и наличный курсы упадут в несколько раз. ПРОИЗВОДСТВО. Свертывание высокотехнологичных производств, резкое сужение ассортимента, спад - в наибольшей степени в машинострое нии, химической промышленности по причине отсутствия импорта и сырья, - уменьшение производства товаров на родного потребления. Сокращение ин вестиций на 80% к уровню 1990 года. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Отказ от сдачи зерна за рубли, недоверие к деньгам, бартер, сохранение дисбалан са цен, мелкоземелье на месте распу щенных колхозов. Нехватка кормов, массовый забой скота зимой-весной. Ухудшение условий для роста произ водства, в том числе в личных подсоб ных и фермерских хозяйствах. Очевидно, только когда все это произойдет, правительство России на конец сообразит, что оно не прави тельство экономической державы и стабилизации, а правительство пол- угосударствеиного образования и вы сокой неконтролируемой инфляции. Хорошо бы это осознать уже сейчас, но, поскольку до сих пор оно настаива ет на продолжении политики финан совой стабилизации, это вряд ли возможно. Инфляция в экономике современ ной России - это не вопрос жесткости денежной политики (хотя такая пол итика может и должна применяться для замедления роста цен). Инфляция имеет глубокие институциональные и структурные корни. Задача преодоле ния инфляции - не кратковременная задача финансовой политики, а долго срочная проблема системной транс формации экономики. “Социалистические” преобразо вания в экономике России зашли очень далеко по всем направлениям. И край не сложно резко сокращать государст венные расходы в условиях, пока ме дицина и образование практически полностью финансируются из бюд жета, ставить задачу развития рынка труда, пока квартиры являются госу дарственной собственностью и пере мещение рабочей силы по территории страны затруднено, либерализовать цены в условиях господства моно польных структур, предоставлять экономическую свободу государст венным предприятиям с крайне неяс ными отношениями собственности на них и т. д. - примеров можно приво дить множество. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВУ НА ЗИМУ Главными факторами, определя ющими содержательную деятель ность правительства, уже стали нарастающая инфляция, регионали зация иухудшающееся положение на селения. В этих трех направлениях и следует прилагать максимум усилий. СТРАТЕГИЯ. Необходимо отка заться от ориентации на краткосроч ный успех в ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (шоковые методы фи нансовой и денежной политики, вау черизация как способ институциональных преобразований и т. п.). Теперь успех возможен только на длительном интервале времени. Экономическая политика должна формулироваться для достижения долгосрочных целей. Приоритет в преобразованиях должен отдаваться системным изме нениям в экономике, которые лишь в дальнейшем создадут возможность экономического оживления. Это осо бенно важно, если учесть, что систем ные изменения носят, как правило, необратимый характер. Главное содержание РЕГИО НАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ можно вы разить очень просто: создание общеэкономических и социально- политических условий для свобод ной реализации потенциала развития каждого региона и стиму лирование межрегиональной интег рации. В принципе отказаться от роли барина в окружении регионов- попрошаек. Полагали бы необходимым сде лать все возможное для сохранения потенциала существующей экономи ки: ведущих научных центров, тех нологий мирового уровня, “ядра” предприятий в каждой из базовых от раслей, кадрового потенциала, дей ствующей инфраструктуры. ТАКТИКА. Главное требование к ФИНАНСОВОЙ и ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ - не мешать системным преобразованиям, а, насколько это возможно, стимулировать их. Важнее всего прекратить произ вольно менять хотя бы внешние усло вия экономической деятельности: налоги, динамику кредитных ставок, параметры внешнеэкономической де ятельности и т. д. Если правительство признает не возможность резкого сокращения темпов инфляции и введет описанную выше систему, то можно будет сокра тить потери от инфляции. Для мини мизации структурного перераспределения финансовых ре сурсов, связанных с ростом цен, необ ходимы механизмы индексации доходов населения и ряда других по казателей. На настоящий момент сформировались “группы давления” на экономическую политику как со стороны промышленных предприя тий, так и со стороны аграрников, дру гих социальных и экономических групп. Это создает возможность за ключения своеобразного “пакта соци ального мира против разрухи”, который включал бы в себя догово ренности с промышленниками, аграр никами и другими “группами давления” на основе индексации ряда статей расходов бюджета (включая выплаты работникам бюджетных организаций), индексации шкалы подоходного налога, процента по кре дитам Центрального банка, налогооб ложения прироста средней заработной платы и т. д. Коэффици енты такой индексации необходимо было бы связать с динамикой курса и макроэкономической политики в це лом. Реализация новой РЕГИОНАЛЬ НОЙ ПОЛИТИКИ могла бы начаться с решительной активизации сотруд ничества с межрегиональными эконо мическими ассоциациями на Волге, в Сибири, на Дальнем Востоке, на юге России. Опора на эти структуры, по мощь в их становлении, умелая коор динация их действий - залог успешной трансформации “центра над региона ми” в “центр "из"- и “для регионов”. Именно такая политика поможет цен тру обрести устойчивость и новое зна чение в условиях нарастающих различий и противоречий. Необходим СЕРЬЕЗНЫЙ МА НЕВР В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЦЕНТРА. Правительству больше не чего делить между гражданами (вау черы - последняя лепта в повышении благосостояния). Попытки осуществить “социаль ную поддержку” населения по-преж нему вращаются в замкнутом кругу необходимости проведения следую щего этапа финансовой стабилизации и неизбежности дополнительных де нежных вливаний в социальную сфе ру, хотя бы в виде повышения минимума зарплаты, реакции на тре бования забастовочных комитетов и давление отдельных регионов. Основ ные особенности действий российско го правительства в социальной сфере описываются несколькими характери стиками: эксклюзивность, непоследо вательность, компенсационный характер, ориентация на денежные формы поддержки населения, реак ция, как правило, на уже случившееся, т. е. пассивный, подчиненный обстоя тельствам характер. Получается замк нутый круг, прорвать который в рамках старых методов распределительной политики невозможно. Основная тяжесть по поддержа нию еще функционирующих систем жизнеобеспечения легла на местные органы власти. Федеральное прави тельство предоставило им права, сама жизнь - обязанности по обеспечению территорий основными продуктами питания, медикаментами, топливом, добыванию наличности для выплаты зарплаты и пенсий, смягчению безра ботицы и сохранению хотя бы на ми нимальном уровне бесплатных здравоохранения и образования. Щед ро предоставленные центром права практически не подкреплены ни фи нансовыми, ни прочими ресурсами. Потенциал местных властей в сфере самостоятельной социальной политики с учетом современного состояния этой сферы не очень велик. Возможности маневра в условиях высокой инфляции и спада производ ства минимальны. Даже приостановка падения уровня жизни основной мас сы населения территории требует су щественных усилий со стороны местных органов власти и наталкива ется на серьезные ограничения. Глазное, что, на наш взгляд, необ ходимо сделать, - это переместить ос новные функции жизнеобеспечения населения и инструменты их реализа ции, включая финансовые средства, на уровень регионов. Децентрализация системы жизне обеспечения населения способствует повышению ее адресности, т. е. ориен тации на потребности конкретных групп, разнообразию используемых инструментов социальной политики в зависимости от избранных приорите тов и специфики территории. Это по вышает ее эффективность.! Сознательное, организованное пе рераспределение социальных функ ций между федеральной и местной властью означает начало переговорно го процесса между центром и предста вителями регионов о сферах и формах взаимодействия. Важнейшим условием содержа тельности переговорного процесса и, соответственно, политики центра яв ляется законодательное и финансовое оформление достигнутых договорен ностей. Это означает: - передачу вместе с функциями средств на места; - разделение расходов по соответ ствующим статьям между федераль ным и местными бюджетами; - уточнение, в соответствии с раз делением функций в сфере социаль ной политики, системы федеральных налогов, в частности их сокращение и переориентация на местные социаль ные программы. Не исключено, что в целях ускорения формирования норматив ной базы, развития новых институцио нальных форм, повышения оперативности действий федерально го правительства целесообразно пре доставление ему прав принятия решений, в том числе и в области зако нодательного регулирования, на пери од до вступления в силу соответствующих законов. Таковы по ка еще возможные и, на наш взгляд, жизненно необходимые шаги центра на пути становления новой социальной политики. ОТ РЕДАКЦИИ. Кстати, уважаемые читатели, имейте в виду, что данную публи кацию “РМ” ни в коем случае не расценивает как истину’ в послед ней инстанции. , ?*•<> 1 2 ѵ 7 Г*Ѵ •*.ям '•'ЧЙГ- V.-S: V УМОМ РОССИЮ НЕ понять, АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ, У НЕЙ ОСОБЕННАЯ СТАТЬ - В РОССИЮ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ. Федор ТЮТЧЕВ. Фото Сергея ВОРОНИНА и Владимира НИСЕНБАУМА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz