Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 ноября 1992 года 5 стр. ВО ВСЕЙ РОССИИ предприятия. Можно ждать “замора­ живания” цен и зарплаты, увеличения бюджетных инвестиций и кредитов госпредприятиям, ренессанса отрас­ левого подхода к экономике. Попытка воссоздания административной пира­ миды вуправлении экономикой ижиз­ нью общества будет абсолютно бесплодной и липгь резко подтолкнет процесс дезинтеграции. Итак, к середине 1993 года: РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮД­ ЖЕТ. Доходы не более четверти от расходов, финансированиепочтипол­ ностью за счет эмиссии. НДС в его нынешнем виде практически не смо­ гут собирать. Массовый отказ госп­ редприятий от уплаты налогов. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. 90% расходов на социально-культурные мероприятия и дотации; финансиро­ вание городского транспорта иЖКХ - неразрешимая проблема, если в бли­ жайшее время не изменить схему фи­ нансирования. Отказ от отчислений налогов в республиканский бюджет. КРЕДИТ. Рост с ускорением по экспоненте. Будет почти полностью идти на выплату зарплаты. Поддержка банков централизованным кредитом. Крупные финансовые спекуляции, банкротство нескольких крупных АО. Попытки кредитной эмиссии регионов. ЭКСПОРТ И ВАЛЮТНАЯ ВЫ­ РУЧКА. Падение еще на 20 - 30%, 70% выручки экспортеров в валюте остает­ ся за границей. Множественность об­ менных курсов, торговый и наличный курсы упадут в несколько раз. ПРОИЗВОДСТВО. Свертывание высокотехнологичных производств, резкое сужение ассортимента, спад - в наибольшей степени в машинострое­ нии, химической промышленности по причине отсутствия импорта и сырья, - уменьшение производства товаров на­ родного потребления. Сокращение ин­ вестиций на 80% к уровню 1990 года. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Отказ от сдачи зерна за рубли, недоверие к деньгам, бартер, сохранение дисбалан­ са цен, мелкоземелье на месте распу­ щенных колхозов. Нехватка кормов, массовый забой скота зимой-весной. Ухудшение условий для роста произ­ водства, в том числе в личных подсоб­ ных и фермерских хозяйствах. Очевидно, только когда все это произойдет, правительство России на­ конец сообразит, что оно не прави­ тельство экономической державы и стабилизации, а правительство пол- угосударствеиного образования и вы­ сокой неконтролируемой инфляции. Хорошо бы это осознать уже сейчас, но, поскольку до сих пор оно настаива­ ет на продолжении политики финан­ совой стабилизации, это вряд ли возможно. Инфляция в экономике современ­ ной России - это не вопрос жесткости денежной политики (хотя такая пол­ итика может и должна применяться для замедления роста цен). Инфляция имеет глубокие институциональные и структурные корни. Задача преодоле­ ния инфляции - не кратковременная задача финансовой политики, а долго­ срочная проблема системной транс­ формации экономики. “Социалистические” преобразо­ вания в экономике России зашли очень далеко по всем направлениям. И край­ не сложно резко сокращать государст­ венные расходы в условиях, пока ме­ дицина и образование практически полностью финансируются из бюд­ жета, ставить задачу развития рынка труда, пока квартиры являются госу­ дарственной собственностью и пере­ мещение рабочей силы по территории страны затруднено, либерализовать цены в условиях господства моно­ польных структур, предоставлять экономическую свободу государст­ венным предприятиям с крайне неяс­ ными отношениями собственности на них и т. д. - примеров можно приво­ дить множество. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВУ НА ЗИМУ Главными факторами, определя­ ющими содержательную деятель­ ность правительства, уже стали нарастающая инфляция, регионали­ зация иухудшающееся положение на­ селения. В этих трех направлениях и следует прилагать максимум усилий. СТРАТЕГИЯ. Необходимо отка­ заться от ориентации на краткосроч­ ный успех в ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (шоковые методы фи­ нансовой и денежной политики, вау­ черизация как способ институциональных преобразований и т. п.). Теперь успех возможен только на длительном интервале времени. Экономическая политика должна формулироваться для достижения долгосрочных целей. Приоритет в преобразованиях должен отдаваться системным изме­ нениям в экономике, которые лишь в дальнейшем создадут возможность экономического оживления. Это осо­ бенно важно, если учесть, что систем­ ные изменения носят, как правило, необратимый характер. Главное содержание РЕГИО­ НАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ можно вы­ разить очень просто: создание общеэкономических и социально- политических условий для свобод­ ной реализации потенциала развития каждого региона и стиму­ лирование межрегиональной интег­ рации. В принципе отказаться от роли барина в окружении регионов- попрошаек. Полагали бы необходимым сде­ лать все возможное для сохранения потенциала существующей экономи­ ки: ведущих научных центров, тех­ нологий мирового уровня, “ядра” предприятий в каждой из базовых от­ раслей, кадрового потенциала, дей­ ствующей инфраструктуры. ТАКТИКА. Главное требование к ФИНАНСОВОЙ и ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ - не мешать системным преобразованиям, а, насколько это возможно, стимулировать их. Важнее всего прекратить произ­ вольно менять хотя бы внешние усло­ вия экономической деятельности: налоги, динамику кредитных ставок, параметры внешнеэкономической де­ ятельности и т. д. Если правительство признает не­ возможность резкого сокращения темпов инфляции и введет описанную выше систему, то можно будет сокра­ тить потери от инфляции. Для мини­ мизации структурного перераспределения финансовых ре­ сурсов, связанных с ростом цен, необ­ ходимы механизмы индексации доходов населения и ряда других по­ казателей. На настоящий момент сформировались “группы давления” на экономическую политику как со стороны промышленных предприя­ тий, так и со стороны аграрников, дру­ гих социальных и экономических групп. Это создает возможность за­ ключения своеобразного “пакта соци­ ального мира против разрухи”, который включал бы в себя догово­ ренности с промышленниками, аграр­ никами и другими “группами давления” на основе индексации ряда статей расходов бюджета (включая выплаты работникам бюджетных организаций), индексации шкалы подоходного налога, процента по кре­ дитам Центрального банка, налогооб­ ложения прироста средней заработной платы и т. д. Коэффици­ енты такой индексации необходимо было бы связать с динамикой курса и макроэкономической политики в це­ лом. Реализация новой РЕГИОНАЛЬ­ НОЙ ПОЛИТИКИ могла бы начаться с решительной активизации сотруд­ ничества с межрегиональными эконо­ мическими ассоциациями на Волге, в Сибири, на Дальнем Востоке, на юге России. Опора на эти структуры, по­ мощь в их становлении, умелая коор­ динация их действий - залог успешной трансформации “центра над региона­ ми” в “центр "из"- и “для регионов”. Именно такая политика поможет цен­ тру обрести устойчивость и новое зна­ чение в условиях нарастающих различий и противоречий. Необходим СЕРЬЕЗНЫЙ МА­ НЕВР В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЦЕНТРА. Правительству больше не­ чего делить между гражданами (вау­ черы - последняя лепта в повышении благосостояния). Попытки осуществить “социаль­ ную поддержку” населения по-преж­ нему вращаются в замкнутом кругу необходимости проведения следую­ щего этапа финансовой стабилизации и неизбежности дополнительных де­ нежных вливаний в социальную сфе­ ру, хотя бы в виде повышения минимума зарплаты, реакции на тре­ бования забастовочных комитетов и давление отдельных регионов. Основ­ ные особенности действий российско­ го правительства в социальной сфере описываются несколькими характери­ стиками: эксклюзивность, непоследо­ вательность, компенсационный характер, ориентация на денежные формы поддержки населения, реак­ ция, как правило, на уже случившееся, т. е. пассивный, подчиненный обстоя­ тельствам характер. Получается замк­ нутый круг, прорвать который в рамках старых методов распределительной политики невозможно. Основная тяжесть по поддержа­ нию еще функционирующих систем жизнеобеспечения легла на местные органы власти. Федеральное прави­ тельство предоставило им права, сама жизнь - обязанности по обеспечению территорий основными продуктами питания, медикаментами, топливом, добыванию наличности для выплаты зарплаты и пенсий, смягчению безра­ ботицы и сохранению хотя бы на ми­ нимальном уровне бесплатных здравоохранения и образования. Щед­ ро предоставленные центром права практически не подкреплены ни фи­ нансовыми, ни прочими ресурсами. Потенциал местных властей в сфере самостоятельной социальной политики с учетом современного состояния этой сферы не очень велик. Возможности маневра в условиях высокой инфляции и спада производ­ ства минимальны. Даже приостановка падения уровня жизни основной мас­ сы населения территории требует су­ щественных усилий со стороны местных органов власти и наталкива­ ется на серьезные ограничения. Глазное, что, на наш взгляд, необ­ ходимо сделать, - это переместить ос­ новные функции жизнеобеспечения населения и инструменты их реализа­ ции, включая финансовые средства, на уровень регионов. Децентрализация системы жизне­ обеспечения населения способствует повышению ее адресности, т. е. ориен­ тации на потребности конкретных групп, разнообразию используемых инструментов социальной политики в зависимости от избранных приорите­ тов и специфики территории. Это по­ вышает ее эффективность.! Сознательное, организованное пе­ рераспределение социальных функ­ ций между федеральной и местной властью означает начало переговорно­ го процесса между центром и предста­ вителями регионов о сферах и формах взаимодействия. Важнейшим условием содержа­ тельности переговорного процесса и, соответственно, политики центра яв­ ляется законодательное и финансовое оформление достигнутых договорен­ ностей. Это означает: - передачу вместе с функциями средств на места; - разделение расходов по соответ­ ствующим статьям между федераль­ ным и местными бюджетами; - уточнение, в соответствии с раз­ делением функций в сфере социаль­ ной политики, системы федеральных налогов, в частности их сокращение и переориентация на местные социаль­ ные программы. Не исключено, что в целях ускорения формирования норматив­ ной базы, развития новых институцио­ нальных форм, повышения оперативности действий федерально­ го правительства целесообразно пре­ доставление ему прав принятия решений, в том числе и в области зако­ нодательного регулирования, на пери­ од до вступления в силу соответствующих законов. Таковы по­ ка еще возможные и, на наш взгляд, жизненно необходимые шаги центра на пути становления новой социальной политики. ОТ РЕДАКЦИИ. Кстати, уважаемые читатели, имейте в виду, что данную публи­ кацию “РМ” ни в коем случае не расценивает как истину’ в послед­ ней инстанции. , ?*•<> 1 2 ѵ 7 Г*Ѵ •*.ям '•'ЧЙГ- V.-S: V УМОМ РОССИЮ НЕ понять, АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ, У НЕЙ ОСОБЕННАЯ СТАТЬ - В РОССИЮ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ. Федор ТЮТЧЕВ. Фото Сергея ВОРОНИНА и Владимира НИСЕНБАУМА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz