Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.
4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 ноября 1992 года /ч'/Л♦ / •*'• 4 * */ (*V*•. ". *• , .■ ' . '■ кl' "tbrf*• f/ V T' Tv'•"’* • ** *1'’ •* Интервью на важнейшую тему Наша газета уже сообщала о том, что в ІІижнем Новгороде в командировке побы вала руководитель департамента Мурман ской области Людмила Васильевна Побединская. Она знакомилась с деятель ностью администрации Нижегородской об ласти и программой экономических преобразований, которую разработал для этого региона известный экономист Г. А. Явлинский совместно с группой уче ных. Сегодня мы публикуем интервью с Л. В. ПОБЕДИНСКОЙ, данные нашему обозревателю 3. БОРОВОЙ, и тезисы из программы Г. А. ЯВЛИНСКОГО. НИЖЕГОРОДСКИМ КОТОРЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ ПРОЛОГОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ - Людмила Васильевна, что послужило толчком для вашей поездки? - Как-то летом я прочитала в одной из центральных газет материал о губернаторе Ниж него Новгорода Борисе Ефи мовиче Немцове и его работе по преобразованию области в современный мощный регион, основанный на рыночных от ношениях. Там же было рас сказано и о деятельности Григория Явлинского, пригла шенного Немцовым для раз работки программы. - Немцов, насколько я знаю, человек молодой... - Да. В октябре ему испол нилось 33 года. Он окончил радиофизический факультет Горьковского университета, работал в НИИ. в 26 лет за щитил кандидатскую диссер тацию. А потом - ушел в политику, в сентябре 1991 го да был назначен представите лем Президента в Нижегородской области, а в декабре стал одновременно и главой администрации обла сти. - Вас больше интересо вала экономическая про грамма, подготовленная Явлинским, или то, как ра ботает под руководством молодого губернатора-фи- зика администрация обла сти? - И то и другое. Дело в том. что мы начали совершен ствовать структуру управления в администрации нашей обла сти. доводить ее до логиче ского конца, поняли, что надо ликвидировать кое-какие дуб лирующие отделы, поэтому интересно было узнать, какова структура администрации в такой известной области, как Нижегородская. Поехали мы туда вместе с Павлом Ивано вичем Сверчковым - началь ником отдела по работе с исполнительными органами. - Как вас принимали, каковы там условия рабо ты? - Приняли отлично, а о та ких условиях можно только мечтать: современнейшая ор гтехника. в штате - свои пси хологи. Нам показали и рассказали все и обо всем, о чем мы спрашивали. Разуме ется, много времени уделили изучению работы Центра эко номических и политических исследований (ЭПИцентра), руководимого Г. Явлинским. Я думаю, что о структуре адми нистрации области читателям будет не так интересно уз нать. как об исследованиях группы ученых Явлинского. Поэтому я вкратце скіжу об общих моментах и представ ляю вам вот эти тезисы про граммы, которые разработаны не только для преобразования экономики Нижегородской области, но всей России, всех ее регионов. Называется этот труд “Экономика и политика в России. Нижегородский про лог". Кстати, нам дали весь пакет документов для работы, приватизационную програм му. нормативные акты и т. д. - Явлинского уже тогда в Нижнем Новгороде не было? - Да. он был уже в Санкт- Петербурге. встретиться лич но с ним. к сожалению, не удалось. - Скажите, ЭПИцентр - это мозговой центр только Нижегородской области или независимый центр, который распространяет свои идеи на все регионы России? - Нет. это Нижегородский научный центр, в подготовке упомянутой работы принима ли участие 20 человек - эко номистов. политологов и т. д.. под руководством Г. Явлин ского. А разработкой мероп риятий по внедрению этих идей занимался созданный в Нижнем Новгороде коорди национный центр вместе с гу бернатором Б. Немцовым. Труд этот - программа преобразования страны - со стоит из нескольких разде лов: “Политика". “Экономика". “Российские регионы: потен циал возрождения", “Нижний Новгород: начало пути". Не буду говорить о про грамме экономических преоб разований. скажу лишь несколько слов о том. что предлагает в разделе “Политика" ЭПИцентр. Это прежде всего интеграция ре гионов на новой основе, то есть взаимное приспособле ние и объединение на взаи мовыгодных условиях для достижения стабилизации. В программе справедливо гово рится о том. что Федерация у нас существует только на сло вах, а в основном сохраняется унитарное государство, кото рое находится в процессе распада. Нынешние федера тивные договоры беспомощ ны. они могут привести к конфликтам на территории Российской Федерации. Ну жен новый договор, который будет предусматривать интег рацию, основанную на движе нии снизу. Естественно, этот процесс длительный. В этом тезисном труде очень много правильных, точ ных прогнозов в отношении экономического положения России и ее перспектив на 1993 год. Многие из них уже сбылись. Заметим, что “Эко номика и политика в России" создавалась и печаталась в конце лета этого года. - Спасибо, Людмила Васильевна. А теперь мы предлагаем нашим читателям познако миться с некоторыми выво дами группы Явлинского по поводу нынешнего состоя ния экономики России , а также его программой воз рождения экономики. ЭКОНОМИКА Хотя в этой сфере трудно увидеть проблески надежды, мы попытаемся сформулировать в самом общем виде соображения о том, как может феде ральное правительство построить по зитивную макроэкономическую политику. Уже отмечалось, что главные со бытия экономических преобразований развернутся теперь в регионах. При этом безусловно важное значение бу дет иметь и экономическая политика федерального правительства. О необ ходимости корректировки курса сей час говорят все, включая и само правительство. С нашей точки зрения отправным моментом здесь должно стать не давление отдельных групп (директора, промышленники) и не компромиссы (аграрии, территории), и даже не отвлеченные макроэкономи ческие - эфемерные в нынешних усло виях - цели, а понимание качественно нового состояния страны и экономики после столь безуспешных реформ. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Лето - время садов, огородов, оп- лачеішых и неоплачиваемых отпусков, время политического затишья - про шло. Предстоящая зима будет много тяжелее прошлой: нехватка электро энергии (прежде всего в Забайкалье и на Северном Кавказе), рост аварийно сти теплосетей в городах, обострение дефицита кормов в большинстве реги онов, возможные перебои с хлебом. Предприятия, исчерпав резервы, все чаще станут останавливать отдель ные цеха, увольняя работников: нет сырья, нет реализации, нет денег на перепрофилирование. С весны 1993 года массовая безработица будет од ной из составляющих нашей жизни, женщины и люди с высшим образова нием столкнутся с ней в первую оче редь. Директора крупных предприятий, дезориентированные противоречивы ми шагами правительства России, кам панией всеобщего акционирования и ваучеризации, запоздалой переоцен кой фондов и играми вокруг централи зованных кредитов, в лучшем случае займут выжидательную позицию. Па дение производства иимпорта продол жится, инвестиции в производство снизятся до минимума. Замрет строи тельство муниципального жилья. Без товаров, без прибыли нет и на логов. Республиканский бюджет, рас ходы которого уже сегодня значительно больше доходов, сможет финансировать что-либо только за счет эмиссии. Придется выдавать все новые и новые кредиты - нет той силы, которая смогла бы принять на себя политическую ответственность за од новременную остановку сотен пред приятий. Уже осенью вновь начнут раскручиваться, цепляясь друг за дру га, шестерни инфляции. Рост цен на нефть и газ и удорожание зерна и про довольствия. Повышение доходов - и новый виток цен на продукты. Креди ты на пополнение оборотных средств и зачет неплатежей - и рост оптовых цен. Переоценка фондов - и очеред ная партия кредитов. Месячные тем пы инфляции, снизившиеся летом до 15-20%, возрастут в 2-3 раза. Опережающий рост доходов насе ления, ликвидация задолженности по выплатам зарплаты и пенсий поддер жат спрос на дешевые продукты - хлеб, крупы, овощи, а предложение сокра тится, вновь проявится их дефицит. Когда же люди заметят, что цены на продукты меняются еженедельно, сложатся устойчивые инфляционные ожидания. Участятся вспышки ажио тажного спроса. Если не провести зна чительного повышения ставок процента по вкладам населения, уси лится отток сбережений из банков. Не готовые к быстрому пересчету пенсий учреждения социального обеспече ния, работавшие на износ весь год, не смогут вовремя выплачивать номи нально растущие пенсии и пособия. Продолжится постепенное разруше ние государственной системы соци альных услуг, бесплатного здравоохранения, образования. Боль шое разочарование ждет большинство людей из-за неизбежного провала кам пании с ваучерами. Что остается “простым” людям? “Натурализация” их жизни: вещевой обмен, подсобное хозяйство, родст венники в деревне. Резко возрастет воровство - и с предприятий, и из квартир. Борьба с преступностью, за бота о личной безопасности станут для всех первейшим приоритетом. Начнется массовая “обратная мигра ция” - из городов в деревню, к родст венникам, к земле, к работе. Некоторые попытают счастья за грани цей. Местные власти, на которые легла ответственность за жизнеобеспечение населения и предприятий, вскоре не смогут рассчитывать на помощь Моск вы (она теряет контроль за ресурсами), сведут обращения “наверх” к миниму му. Они станут создавать собственные запасы зерна, топлива, продовольст вия. Для этого необходимы финансо вые ресурсы, и потому очевидны следующие шаги в дележе сократив шегося “пирога”: - неуплата налоговых отчислений в республиканский бюджет; - бартерные внешнеэкономиче ские и межрегиональные сделки, отказ от продажи валютной выручки; самостоятельная реализация сырья, добытого в регионе; - поиск внешнеэкономических партнеров и потенциальных инвесто ров “напрямую”; - попытки использовать нацио нальные банки республик в составе РФ и региональные управления ЦБР для дополнительной кредитной эмиссии; - в случае нового обострения на личноденежного кризиса - использо вание денежных суррогатов. На региональном уровне быстро сформируются структуры, способные выполнять все эти функции, ускорится формирование региональных элит. Многие рычаги контроля за перерасп ределением ресурсов внутри России сместятся от Москвы к ним. И сразуже выявится большая разница в положе нии регионов, часть их столкнется с острой нехваткой ресурсов. Республиканские власти в бли жайшее время почти ничего не смогут противопоставить тенденции децент рализации управления экономикой - как из-за недостаточного осознания самой проблемы, так и из-за ожесто ченной борьбы в органах власти. Экономика будет сжиматься на глазах: усилится отъезд людей с Севе ра и некоторых областей Дальнего Во стока, хозяйственная жизнь в этих регионах замрет, замрет и жизнь круп ных научных центров; утрата позиций на внешних рынках станет очевидной. Осень и зима пройдут под силь ным воздействием инфляционного по тенциала. Персональные изменения, кото рые с весны происходят в правительст ве России, и те, которые, судя по всему, произойдут осенью, учитывая предла гаемые программы претендентов на ключевые должности, не дадут поло жительных сдвигов. Экономической политикой по следнего года создан значительный потенциал социального реванша - ве роятна ставка на восстановление вер тикали системы государственного управления экономикой, возврат к привычным методам воздействия на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz