Рыбный Мурман. 1992 г. Ноябрь.

2 стр. СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 ноября 1992 года Главный редактор Анатолий ВИЛОВ Первый заместитель Сергей МИРОНОВ Заместитель главного редактора - ответственный секретарь Людмила ЗАЦАРНАЯ Заместитель ответственного секретаря Валентина КУЗЯКИНА Обозреватели: Инна БЕРЕЗЮК экономика Зарема БОРОВАЯ право Татьяна КОЖУХОВА политика Заведующие отделами: Сергей АРХИПОВ информация, культура Владимир КИКИНОВ рынок и бизнес Виктор КОРЕЦКИЙ художественное оформление и иллюстрации Собственные корреспонденты: Иван ЕЛИСТРАТОВ г. Москва Геннадий ЮДЕНКО г. Санкт-Петербург Аіександр ТРУБИН г. Петрозаводск Эрнст ЗЕЛЕНИН г. Архангельск Александр БРЫСОВ г. Кандалакша Стейн СНЕВЕ Норвегия Галина КОНДРАХИНА главный бухгалтер Юрий АРЛАНОВ коммерческий представитель Анна ДЯКИНА старший корректор Серафима МАСЛЕННИКОВА выпускающая Любовь ЛЕБЕДЕВА Людмила МИЛАНОВА операторы компьютерного набора. МИЛОСТЫНИ НЕ НАДО Почти тридцать лет рабо­ тал мой муж сначала в “Мур- мансельди", потом в “Мурманрыбпроме", и только последние годы перед пен­ сией - в Мурманском рыбак- колхозсоюзе. Был отличным производственником, ценил свою работу и его ценили, в трудовую книжку благодарно­ сти вписывали. Не скажу, что был он святым: нередко выпи­ вал, как многие его друзья- моряки. Но что касается работы - то, как большинство людей нашего поколения, по­ читал ее свято. И вот он недавно умер. Как же его вторая семья - его родное предприятие - про­ стилась с ним? Выделили 300 рублей ма­ териальной помощи на похо­ роны. Да если бы я через два месяца после своего обраще­ ния в “Мурманрыбпром" не напомнила о себе - обо мне и не вспомнили бы. А когда узнала, сколько стоит память о человеке, то твердо решила либо вернуть эти деньги, чтоб они не жгли мне пустой карман, либо отне­ сти в редакцию уважаемой мной газеты “Рыбный Мурман" - я представляю, как тяжело приходится людям, которые так бескорыстно помогают другим. Но в редакции у меня деньги не взяли, объяснили, что они, наоборот, стараются облегчить участь бедствующих пожилых людей. Остается одно: высылаю почтовый перевод админист­ раторам “Мурманрыбпрома", пусть они получат обратно свое “вспомоществование". Они поступили, как объяснили мне, по закону, а я расцени­ ваю эту унизительную подач­ ку по совести. Л. ШУЛЯКОВА, пенсионерка. г. Мурманск. СЛЕДУЮЩИЙ ЗАПЛЫВ - В НОРВЕЖСКОМ МОРЕ В конце октября в г. Ижев­ ске проходили первые между­ народные соревнования по марафонскому зимнему плава­ нию. У меня был персональный вызов на эти соревнования. Я оказалась самой старшей из 45 участников. Вместе со мной выступала еще одна мурман­ чанка, Г. Мигдалович. В первый день соревнова­ ний выпал снег, поднялся ве­ тер, температура воды снизилась до 4-5 градусов. В Мурманске в такую погоду мы проплывали не больше 30 мет­ ров. Фактически я и Г. Мигда­ лович дебютировали в экстремальных условиях. Гали­ на молодец, не дрогнула и проплыла 250 метров, я - 500 метров. Затем мы участвовали в шоу-эстафете 4x250 метров. Плыли при температуре 4 гра­ дуса, при сильном ветре и большой волне. Но нам не при­ выкать. В 1992 году плавали при температуре воды плюс один градус, воздуха - минус 40 на Северном полюсе. Обслуживали нас, вернее, приводили в нормальное со­ стояние после охлаждения, ра­ ботники пожарной службы. Надо отдать должное ижевча­ нам за их теплый и хорошо ор­ ганизованный прием участников соревнований, за искреннюю поддержку плов­ цов, за восторги. Особенно бо­ лели за меня, учитывая мой возраст. Он не помешал руко­ водству пригласить меня участ­ вовать в плавании по Берингову проливу, которое состоится 20 июля 1993 года. Медики-профессора, науч­ ные сотрудники из трех инсти­ тутов регулярно проводили медико-физиологическое об­ следование пловцов. Они пыта­ ются создать новую методику, которая позволит выводить из шокового состояния человека после переохлаждения орга­ низма. Вспомним, что после аварии подводной лодки “ Ком­ сомолец" из воды было подня­ то 19 человек, из которых выжили двое, остальные умер­ ли от переохлаждения. Кстати, международная ас­ социация марафонского зим­ него плавания заключила договор с командованием Се­ верного флота на проведение соревнований на Севере в 1993 году. Заплыв планируется в Норвежском море. Зинаида НИКИШЕНКО , участница первого между­ народного марафонского заплыва по зимнему плава­ нию. Главе администрации Ленинского района г. Мурманска ТРИ ЧАСА В ОЧЕРЕДИ - И ВСЕ ВПУСТУЮ Обращаемся к вам по поводу работы мелкооп­ тового магазина N 74, обслуживающего, кроме де­ тских садов, и малоимущих граждан. Магазин работает всего 3 часа, выкупить продукты практи­ чески невозможно, так как очереди большие, всех за время работы магазина не обслужить. И вот больные и престарелые люди, отстояв 3 часа, ухо­ дят ни с чем, а на следующий день повторяется то же самое. Сегодня - 28 октября 1992 года, а люди не выкупили ни мясо, ни масло, а потом, в следу­ ющем месяце, все пропадет. Ответ в начале меся­ ца: мало нафасовали, нет рубщика и т. д. Примите, пожалуйста, меры. АБАНИНА, ПОПОВА, СМИРНОВА, ПАХО- ТИНА, КИРСАНОВА, КОЛОБОВА - всего 20 подписей. ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ Н а страницах “Рыбного Мурмана” была опубликована ф ото граф ия самолета времен второй мировой войны - “Хар- рикейна”. Совсем недавно ре­ дакция получила письмо И. Ефремова. Надеемся , что оно привлечет внимание летчи - ков-ветеранов, которые помо­ гут раскрыть тайну гибели этого самолета . Письмо И. Ефремова печатаем с неболь­ шими сокращениями. Вернуться к рассказу о само­ лете “Харрикейн", который нынче стоит на пьедестале в Ревде, ме­ ня заставили новые факты о его прошлом. В свое время о нем до­ вольно подробно писала не толь­ ко местная, но и всесоюзная, зарубежная пресса. С легкой ру­ ки бывших летчиков-северомор- цев было принято считать, что этот самолет входил в состав 78-го авиаполка ВВС Северного флота, на нем летал и погио лет­ чик Алексей Иванович Яковенко. Первое сомнение в правиль­ ности этой информации зароди­ лось, когда узнал о последнем задании этого летчика. Ему и его товарищам было поручено выле­ теть на прикрытие бомбардиров­ щиков, “обрабатывающих" аэродромы фашистов в Луостари и Киркенесе. Как, возвращаясь с задания, опытный летчик смог проскочить свой аэродром Ваен­ га (ныне г. Североморск) и ока­ заться восточнее почти на 200 километров? Может быть, он был ранен и находился без сознания? Но тогда самолет просто не до­ летел бы до Черной речки... Со­ мнения заставили меня выяснить реальную историю гибели само­ лета “Харрикейн". Несколько английских рестав­ раторов прочли о нашем самолете в газете “Санди Таймс". Наибо­ лее активно пытался разобраться в судьбе этого самолета Марк Шеппард, пожилой человек, влюбленный в дело восстановле­ ния самолетов. Он связался со мной. Для начала запросил все имеющиеся у нас данные... Спу­ стя три месяца после первого письма музей истории в Ревде стал получать сведения из анг­ лийских военных и промышленных архивов. Пришел ответ от пред­ ставителя британской фирмы “Ролс-Ройс" мистера М. Эванса. Эта фирма в годы войны выпуска­ ла двигатели для самолетов. В письме он, в частности, написал: “Двигатель вашего "Харрикейна" был протестирован 11 июля 1942 года, затем был отправлен для дальнейшей сборки на один из заводов “Хаукер". Вот так! А наш самолет, как известно, погиб в октябре 1941 года. На самом деле к этому вре­ мени он еще и не был сделан. Пришел ответ из организации, защищающей британское аэро­ космическое пространство. Глав­ ный инженер мистер П. Хикман сообщил: “Касаясь деталей ваше­ го самолета, о восстановлении которого в России мы узнали с большим удовольствием, сооб­ щаю, что конструктивный номер 41Н-308549 был выпущен в конце декабря 1942 года... Ваш само­ лет, если судить по дополнитель­ ному воздухозаборнику, представляет собой особый, тро­ пический вариант. Он, видимо, был выпущен для участия в боях на Ближнем Востоке. Поэтому весьма интригующим было его попадание в CČCP". Пришлось зарываться в книж­ ки и специальные журналы. Из мемуаров знаменитого полярника Папанина мне было известно, что в начале поставок по ленд-лизу англичане присылали порой и тропические варианты самолетов в Архангельск. Потом таких казу­ сов не случалось. Наш самолет выпущен в 1942 году. Следова­ тельно, он попал в наши края не морем, а каким-то другим путем. Каким же? Из воспоминаний У. Черчилля узнал, что после подавления ан- тибританского мятежа в Ираке из Багдада к нам через Иран бы­ ли отправлены какие-то самолеты. Запросил британские и советские военные архивы, чтобы прояснить ситуацию. Наши молчат по сей день. Англичане ответили, что ус­ тановить факт отправки не пред­ ставляется возможным. У меня есть и письмо мистера Кинга, фаната военной авиаисто­ рии. Оно внесло некоторую яс­ ность в историю нашего “Харрикейна". Он посоветовал обратиться в архивы завода в Кингстоне. Ответ гласил: “Детали вашего самолета были отправле­ ны с завода 24 ноября 1942 года на фабрику в Лэнгли, архивы ко­ торой сгорели в 1944 году". Пись­ мо было подписано Дж. Розенталем, представителем ком­ пании “Хаукер." На сегодня это все, что мы уз­ нали о нашем “Харрикейне". Нам не известны номера этого само­ лета, воинской части, в составе которой он сражался. Не знаем мы и фамилии летчика... Но не будем терять надежды. И . ЕФРЕМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz