Рыбный Мурман. 1992 г. Март.
ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ: что нового ? Александр ЖОСАН: КАРЕЛИЯ БУДЕТ С РОССИЕЙ. ЕСЛИ ТА ВЫЖИВЕТ... За последнее время в средствах массовой инфор мации Российской Федера ции - на "Маяке", в "Вестях". "Независимой газете" - поя вилось немало сообщений о том, что парламент Карелии при поддержке Карельского движения намерен выйти из •состава России. В связи с эти ми заявлениями Верховный Совет Республики Карелия и ее правительство выразили решительный протест, указав, что бывшая автономная, ныне суверенная, республика была и останется составной частью России. Что, кстати, соответ ствует мнению подавляющего большинства населения - не только русскоязычного, но и карельского. Однако скандал не только не утих, но и разгорелся на страницах газеты "Карьялан Саномат", выходящей в Пет розаводске на финском языке и распространяющейся в Ка релии и в Финляндии. Там бы ло опубликовано заявление координационного совета Ка рельского движения "О поло жении карельской науки в Республике Карелия". В нем излагаются требования пере смотра границ между Россией и Финляндией, естественно, в польз у последней. Верховный Совет РК и Совет Министров попали в неловкое положение - они являются учредителями "Карьялан Саномат", - и пра вительству ничего не остава лось. как публично отме жеваться от. как было сообще но, "заявления, разжигающе го национальные страсти". Впрочем, как говорил быв ший Президент СССР М. Гор бачев, "процесс пошел". В Медвежьегорском районе, в пику "националам", создано районное отделение Русской партии, имеющей определен ные позиции в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь распространяющей свое вли яние на провинции. Целью этого национального движе ния является создание Рус ского государства. - Развал Российской Фе дерации неминуем, - сообщил вашему собкору лидер Мед вежьегорского отделения РП В. Попов. - И нам, русским, волей-неволей придется строить свое государство. Жаль только, что мы приступа ем к этому одними из послед них. Легко представить, во что превратится Россия, если ее начнут делить по националь ному признаку. Однако В. По пова это не смущает: - Маленькие народы, кото рые не захотят добровольно присоединиться к Русскому государству, будут жить внут ри его как африканские банту- станы, - заявил он. Что-то мне заявление это го "неорусского" напоминает одного ефрейтора, очень по пулярного в Европе в 30-е го ды... Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск. ЖОСАН Александр Эдуардович р о д и л с я в 1960 году , окончил Мурманский государствешшй педаго гический институту р а б о тает учит елем истории мурманской ш ко лы -гим назии N 8; с апреля 1989 года - председатель пра в л ени я городского общ е ства "Мемориал". - В последнее время что- то мало слышно о нашем "Мемориале". Чем сейчас занимается общество? - Действительно, в первые годы существования "Мемо риал" проявлял большую ак тивность. Мы проводили различные массовые мероп риятия. такие, как "Неделя Со вести" (в декабре 89-го). дискуссии, встречи, митинги, активно участвовали впредвы борной кампании-90: немалые усилия члены общества прило жили к избранию народными депутатами России Л. Гуреви ча, В. Волкова. "Мемориал" - один изучредителей областно го движения "Демроссия". Мы вели поисковую работу - соста вили картотеку репрессирован ных в Мурманске. Сейчас активность резко снизилась. Видимо, это связа но с появлением большого чис ла различных политических организаций, где люди могут проявить свою активность. В "Мемориале" же остались главным образом те, кому до рога историческая память на рода, кто не может бросить начатое дело. Сейчас мы зани маемся благотворительностью, изыскиваем из добровольных пожертвований граждан и ор ганизаций средства и направ ляем их в помощь старикам и старушкам, которые были ре прессированы или раскулаче ны в период господства большевистского режима. - Многие люди считают, что в политических органи зациях в основном занима ются говорильней, а пользы от этого никакой. Касается ли это "Мемориала"? - Не знаю, о какихорганиза- циях идет речь, мы же в насто ящее время почти ничего не обсуждаем, стараемся помень ше тратить времени на собра ния и заседания, а больше внимания уделять практиче ской деятельности, помощи людям в это тяжелое время. Ежемесячно мурманский "Ме мориал" выплачивает наиболее нуждающимся из репрессиро ванных мурманчан по 100 - 150 рублей. Пусть это и немного, но и все же некоторым подспорь ем служит. В феврале, напри мер, благотворительную помощь от нас получили 17 че ловек. - "Мемориал" - историко просветительское обще ство, а входит в политическую организацию - "Демроссию". Нет ли тут определенного несоответ ствия? - Дело в том. что политиче ской деятельностью "Мемори ал" стал заниматься не по своей воле. Так сложились обстоя тельства. В 1989 году в стране еще не было легальных всесо юзных демократических орга низаций. Мы стали первой. И вынуждены были поэтому включиться в активную полити ческую работу, дабы дать воз можность всем прогрессивно мыслящим людям выражать свои взгляды. Ну а позже, ког да появились партии, многие наши активисты ушли туда. У "Мемориала" остались проч ные контакты со всеми демок ратическими партийными организациями, действующи ми в Мурманской области, и мы не могли, естественно, остать ся в стороне, когда в ноябре 1990 года создалась мурман ская "Демроссия". Кроме того, в пункте 5 нашего устава отме чено, что "Мемориал" содейст вует демократическим преобразованиям в стране. По этому участие в "Демроссии" - это одна из форм нашей дея тельности. - Не могли бы вы проком ментировать нынешние по ложения в "Демроссии". В российских средствах мас совой информации часто публикуются сообщения о склоках и раздорах в этом движении. Говорят даже, что оно - политический труп. - Склоки происходят не в целом в "Демроссии4, а в ее московской организации. В Мурманске же ничего подо бного нет. Ни одна из органи заций не заявила о своем выходе из движения. Несмотря на наличие определенных так тических разногласий в страте гических вопросах, мы остаемся едиными. "Демрос сия" должна поддержать ре формы правительства несмотря на всю их противоречивость и непоследовательность. Аль тернативы им мы не находим. Не случайно подавляющее большинство коллективных членов нашего движения под держало идею создания обще ственного комитета российских реформ. - Где расположено поме щение "Мемориала"? Есть ли у вас телефон? - Мурманск, переулок Тер ский, дом 6. Контактный теле фон 6-87-99. Беседовал Евгений СУДАКОВ. КАЗАКИ МУРМАНА ВСТРЕЧА С НИМИ СОСТОЯЛАСЬ НЕДАВНО В КЛУБЕ "ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИА ТИВА " Север вроде бы далек от мест обитания терских, донских, кубанских казаков. Чего же хотят мурманские? На этот и другие вопросы ответили казачий ата ман И. Малютин и старейшина Союза казаков Мурмана (СКМ) В. Бубнов. Они посетовали на то, что "литераторы", под которыми они понимают и журналистов, мало пишут о казаках, а если и пишут, то представляют их как фольклорные группы. Поэтому постараюсь без всяких коммен тариев рассказать о целях СКМ и его устройстве. СКМ зарегистрирован вфев рале этого года. В Союзе около 200 членов, готовятся стать тако выми еще примерно 60 человек. Среди этих людей представите ли донского, кубанского, забай кальского и башкирского казачества, поэтому СКМ в це лом не относится к какому-то од ному казачьему войску, а является именно союзом каза ков. Согласно уставу, одним из ведущих принципов деятельно сти СКМ является православие, потому, очевидно, путь неверую щим или, скажем, протестантам, туда заказан. Высший орган СКМ - Большой казачий круг, со зываемый раз в два года. Его решения благословляются свя щенником православной церкви. Не пытаясь обвинить казаков в недемократии, все же хочу за метить, что одним из основных демократических принципов - свободой совести - в СКМ и не пахнет. В промежутках между Боль шим кругом действуют Малый круг, и Атаманское правление. Делится СКМ на сотни и курени (не менее 10 казаков). Основная цель СКМ - возродить казачьи традиции. Считая, что его люди могли бы взять на себя функции таможни и охраны граждан. Ка заки бы не допустили такого из девательства над природой, ка кое мы все видим сейчас. Они могли бы участвовать в охране общественного порядка. Говоря о популярности метода воспита ния плеткой, атаман заявил, что еще не известно, что лучше: дать хулигану плетей "по первое чис ло" или засадить его за решетку, а потом гадать, кем он оттуда вернется. Казаки очень нуждаются в молодежи, но предъявляют и членам Союза жесткие требова ния. В условиях, когда русские терпят унижения во многих мес тах России, казаки - единствен ные, кто реально защищает своих соотечественников, заяв ляют они. Руководство России, допускающее разрыв своей Ро дины на части, по их мнению - не русские. Человек, который хо дит пьяный и работу свою кое- как делает, -тоже не русский. Не случайно в уставе СКМ записа но, что казак обязан растить мо рально и физически здоровых детей. Понимая, что с возрожде нием казачества могут возро диться не только его положительные, но и отрица тельные стороны, атаман под черкнул, что во всяком движении важен здравый смысл. Его и де кларирует в своей деятельности СКМ. Е. СУДАКОВ. Дела депутатские НЕ ЗАБЫТЬ РЫБАКОВ В Мурманском област ном комитете профсоюза работников рыбного хозяй ства состоялась встреча председателей профсоюз ныхкомитетов предприятий рыбной отрасли, профсо юзного актива с народным депутатом Российской Фе дерации И. Савченко. Он рассказал -о-своем участии вмежрегиональной профсоюзной конференции Севера, проходившей в г. Сургуте вфеврале, о требо ваниях трудящихся и о по зиции профсоюзов, нашедших свое отражение в решении, принятом кон ференцией. Участники встречи вру чили И. Савченко пакет до кументов по рыбацким проблемам для рассмотре ния их на предстоящем съезде народных депута тов. "РЫБНЫЙ МУРМАН" 27 марта 1992 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz