Рыбный Мурман. 1992 г. Март.

ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ: что нового ? Александр ЖОСАН: КАРЕЛИЯ БУДЕТ С РОССИЕЙ. ЕСЛИ ТА ВЫЖИВЕТ... За последнее время в средствах массовой инфор­ мации Российской Федера­ ции - на "Маяке", в "Вестях". "Независимой газете" - поя­ вилось немало сообщений о том, что парламент Карелии при поддержке Карельского движения намерен выйти из •состава России. В связи с эти­ ми заявлениями Верховный Совет Республики Карелия и ее правительство выразили решительный протест, указав, что бывшая автономная, ныне суверенная, республика была и останется составной частью России. Что, кстати, соответ­ ствует мнению подавляющего большинства населения - не только русскоязычного, но и карельского. Однако скандал не только не утих, но и разгорелся на страницах газеты "Карьялан Саномат", выходящей в Пет­ розаводске на финском языке и распространяющейся в Ка­ релии и в Финляндии. Там бы­ ло опубликовано заявление координационного совета Ка­ рельского движения "О поло­ жении карельской науки в Республике Карелия". В нем излагаются требования пере­ смотра границ между Россией и Финляндией, естественно, в польз у последней. Верховный Совет РК и Совет Министров попали в неловкое положение - они являются учредителями "Карьялан Саномат", - и пра­ вительству ничего не остава­ лось. как публично отме­ жеваться от. как было сообще­ но, "заявления, разжигающе­ го национальные страсти". Впрочем, как говорил быв­ ший Президент СССР М. Гор­ бачев, "процесс пошел". В Медвежьегорском районе, в пику "националам", создано районное отделение Русской партии, имеющей определен­ ные позиции в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь распространяющей свое вли­ яние на провинции. Целью этого национального движе­ ния является создание Рус­ ского государства. - Развал Российской Фе­ дерации неминуем, - сообщил вашему собкору лидер Мед­ вежьегорского отделения РП В. Попов. - И нам, русским, волей-неволей придется строить свое государство. Жаль только, что мы приступа­ ем к этому одними из послед­ них. Легко представить, во что превратится Россия, если ее начнут делить по националь­ ному признаку. Однако В. По­ пова это не смущает: - Маленькие народы, кото­ рые не захотят добровольно присоединиться к Русскому государству, будут жить внут­ ри его как африканские банту- станы, - заявил он. Что-то мне заявление это­ го "неорусского" напоминает одного ефрейтора, очень по­ пулярного в Европе в 30-е го­ ды... Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск. ЖОСАН Александр Эдуардович р о д и л с я в 1960 году , окончил Мурманский государствешшй педаго­ гический институту р а б о ­ тает учит елем истории мурманской ш ко лы -гим ­ назии N 8; с апреля 1989 года - председатель пра в ­ л ени я городского общ е ­ ства "Мемориал". - В последнее время что- то мало слышно о нашем "Мемориале". Чем сейчас занимается общество? - Действительно, в первые годы существования "Мемо­ риал" проявлял большую ак­ тивность. Мы проводили различные массовые мероп­ риятия. такие, как "Неделя Со­ вести" (в декабре 89-го). дискуссии, встречи, митинги, активно участвовали впредвы­ борной кампании-90: немалые усилия члены общества прило­ жили к избранию народными депутатами России Л. Гуреви­ ча, В. Волкова. "Мемориал" - один изучредителей областно­ го движения "Демроссия". Мы вели поисковую работу - соста­ вили картотеку репрессирован­ ных в Мурманске. Сейчас активность резко снизилась. Видимо, это связа­ но с появлением большого чис­ ла различных политических организаций, где люди могут проявить свою активность. В "Мемориале" же остались главным образом те, кому до­ рога историческая память на­ рода, кто не может бросить начатое дело. Сейчас мы зани­ маемся благотворительностью, изыскиваем из добровольных пожертвований граждан и ор­ ганизаций средства и направ­ ляем их в помощь старикам и старушкам, которые были ре­ прессированы или раскулаче­ ны в период господства большевистского режима. - Многие люди считают, что в политических органи­ зациях в основном занима­ ются говорильней, а пользы от этого никакой. Касается ли это "Мемориала"? - Не знаю, о какихорганиза- циях идет речь, мы же в насто­ ящее время почти ничего не обсуждаем, стараемся помень­ ше тратить времени на собра­ ния и заседания, а больше внимания уделять практиче­ ской деятельности, помощи людям в это тяжелое время. Ежемесячно мурманский "Ме­ мориал" выплачивает наиболее нуждающимся из репрессиро­ ванных мурманчан по 100 - 150 рублей. Пусть это и немного, но и все же некоторым подспорь­ ем служит. В феврале, напри­ мер, благотворительную помощь от нас получили 17 че­ ловек. - "Мемориал" - историко­ просветительское обще­ ство, а входит в политическую организацию - "Демроссию". Нет ли тут определенного несоответ­ ствия? - Дело в том. что политиче­ ской деятельностью "Мемори­ ал" стал заниматься не по своей воле. Так сложились обстоя­ тельства. В 1989 году в стране еще не было легальных всесо­ юзных демократических орга­ низаций. Мы стали первой. И вынуждены были поэтому включиться в активную полити­ ческую работу, дабы дать воз­ можность всем прогрессивно мыслящим людям выражать свои взгляды. Ну а позже, ког­ да появились партии, многие наши активисты ушли туда. У "Мемориала" остались проч­ ные контакты со всеми демок­ ратическими партийными организациями, действующи­ ми в Мурманской области, и мы не могли, естественно, остать­ ся в стороне, когда в ноябре 1990 года создалась мурман­ ская "Демроссия". Кроме того, в пункте 5 нашего устава отме­ чено, что "Мемориал" содейст­ вует демократическим преобразованиям в стране. По­ этому участие в "Демроссии" - это одна из форм нашей дея­ тельности. - Не могли бы вы проком­ ментировать нынешние по­ ложения в "Демроссии". В российских средствах мас­ совой информации часто публикуются сообщения о склоках и раздорах в этом движении. Говорят даже, что оно - политический труп. - Склоки происходят не в целом в "Демроссии4, а в ее московской организации. В Мурманске же ничего подо­ бного нет. Ни одна из органи­ заций не заявила о своем выходе из движения. Несмотря на наличие определенных так­ тических разногласий в страте­ гических вопросах, мы остаемся едиными. "Демрос­ сия" должна поддержать ре­ формы правительства несмотря на всю их противоречивость и непоследовательность. Аль­ тернативы им мы не находим. Не случайно подавляющее большинство коллективных членов нашего движения под­ держало идею создания обще­ ственного комитета российских реформ. - Где расположено поме­ щение "Мемориала"? Есть ли у вас телефон? - Мурманск, переулок Тер­ ский, дом 6. Контактный теле­ фон 6-87-99. Беседовал Евгений СУДАКОВ. КАЗАКИ МУРМАНА ВСТРЕЧА С НИМИ СОСТОЯЛАСЬ НЕДАВНО В КЛУБЕ "ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИА ТИВА " Север вроде бы далек от мест обитания терских, донских, кубанских казаков. Чего же хотят мурманские? На этот и другие вопросы ответили казачий ата­ ман И. Малютин и старейшина Союза казаков Мурмана (СКМ) В. Бубнов. Они посетовали на то, что "литераторы", под которыми они понимают и журналистов, мало пишут о казаках, а если и пишут, то представляют их как фольклорные группы. Поэтому постараюсь без всяких коммен­ тариев рассказать о целях СКМ и его устройстве. СКМ зарегистрирован вфев­ рале этого года. В Союзе около 200 членов, готовятся стать тако­ выми еще примерно 60 человек. Среди этих людей представите­ ли донского, кубанского, забай­ кальского и башкирского казачества, поэтому СКМ в це­ лом не относится к какому-то од­ ному казачьему войску, а является именно союзом каза­ ков. Согласно уставу, одним из ведущих принципов деятельно­ сти СКМ является православие, потому, очевидно, путь неверую­ щим или, скажем, протестантам, туда заказан. Высший орган СКМ - Большой казачий круг, со­ зываемый раз в два года. Его решения благословляются свя­ щенником православной церкви. Не пытаясь обвинить казаков в недемократии, все же хочу за­ метить, что одним из основных демократических принципов - свободой совести - в СКМ и не пахнет. В промежутках между Боль­ шим кругом действуют Малый круг, и Атаманское правление. Делится СКМ на сотни и курени (не менее 10 казаков). Основная цель СКМ - возродить казачьи традиции. Считая, что его люди могли бы взять на себя функции таможни и охраны граждан. Ка­ заки бы не допустили такого из­ девательства над природой, ка­ кое мы все видим сейчас. Они могли бы участвовать в охране общественного порядка. Говоря о популярности метода воспита­ ния плеткой, атаман заявил, что еще не известно, что лучше: дать хулигану плетей "по первое чис­ ло" или засадить его за решетку, а потом гадать, кем он оттуда вернется. Казаки очень нуждаются в молодежи, но предъявляют и членам Союза жесткие требова­ ния. В условиях, когда русские терпят унижения во многих мес­ тах России, казаки - единствен­ ные, кто реально защищает своих соотечественников, заяв­ ляют они. Руководство России, допускающее разрыв своей Ро­ дины на части, по их мнению - не русские. Человек, который хо­ дит пьяный и работу свою кое- как делает, -тоже не русский. Не случайно в уставе СКМ записа­ но, что казак обязан растить мо­ рально и физически здоровых детей. Понимая, что с возрожде­ нием казачества могут возро­ диться не только его положительные, но и отрица­ тельные стороны, атаман под­ черкнул, что во всяком движении важен здравый смысл. Его и де­ кларирует в своей деятельности СКМ. Е. СУДАКОВ. Дела депутатские НЕ ЗАБЫТЬ РЫБАКОВ В Мурманском област­ ном комитете профсоюза работников рыбного хозяй­ ства состоялась встреча председателей профсоюз­ ныхкомитетов предприятий рыбной отрасли, профсо­ юзного актива с народным депутатом Российской Фе­ дерации И. Савченко. Он рассказал -о-своем участии вмежрегиональной профсоюзной конференции Севера, проходившей в г. Сургуте вфеврале, о требо­ ваниях трудящихся и о по­ зиции профсоюзов, нашедших свое отражение в решении, принятом кон­ ференцией. Участники встречи вру­ чили И. Савченко пакет до­ кументов по рыбацким проблемам для рассмотре­ ния их на предстоящем съезде народных депута­ тов. "РЫБНЫЙ МУРМАН" 27 марта 1992 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz