Рыбный Мурман. 1992 г. Март.

V ВОСКРЕСНЫЙ РЫНОК В МУРМАНСКЕ Разговор с деловым человеком Свинина (вырезка) - 150 руб. за 1 Свиное сало соленое - 90-100 руб. за 1 кг. Лимоны - 10-15 руб. за 1 шт. Чеснок - 25 руб. за 2 головки. - Папиросы "Беломорканал" и сига­ реты без фильтра - 7-10 руб. за пачку. Болгарские сигареты с фильтром - 14-15 руб. за пачку. Чай "Краснодарский" - 45 руб. за пачку 125 гр. Чай "Грузинский" - 15-20 руб. за пачку 100 гр. Водка (0,5 л) - 120-150 руб. Вызывает удивление рыночная це­ на на кофе растворимый производства Ленинградского пищекомбината. Если в госторговле он идет по 144 руб. за банку, то на рынке продается за 125. По всем показателям выходит, что не так страшен черт, как его малюют. Позади зима, о которой говорили как о холодной и голодной, на дворе весна. А цены рынка, должны отметить, до­ вольно стабильны и даже имеют неко­ торую тенденцию к снижению. ВОТ КАЧУСЬ Я в САНКАХ... изготовленных на Мурманском тарном комбинате Прошли времена, когда руково­ дителей предприятий, не справляю­ щихся с административно установленными заданиями по вы­ пуску товаров народного потребле­ ния, приглашали "на ковер”. Сегодня их производство наращива­ ют те, кому это выгодно. Товариществу арендаторов "Мурманский тарный комбинат" - выгодно. Когда-то здесь освоили изготовление крышек для консер­ вирования, а теперь ассортимент ширпотреба весьма широк: это и банки расписные для хранения сы­ пучих продуктов, расписные же подносы, сувенирные подставки под чайные приборы, деревянные, укра­ шенные орнаментом, цветочные кадки и детские салазки... Между прочим, к 60-летию предприятия, которое отмечалось недавно, здесь выпу­ стили собственные фирменные значки. Реализует свою продукцию товарище­ ство, разумеется, по рыночным ценам: по­ требительский рынок- то сегодня "голый", с какой стати продавать задешево? Рассчиты­ вают выйти со своими изделиями и на зару­ бежного потребителя. Юрий ВАСИЛЬЕВ. НА СНИМКАХ: за работой худож­ ник-дизайнер Вадим ГОЛУБЕВ; новые ви­ ды изделий товари­ щества арендаторов. Фото Виктора КОРЕЦКОГО. РЫБКООП НА МАРШЕ ПЕРЕСТРОЙКИ Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 1992 года "О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации" в структурах Мурманского облрыболовпотребсоюза встречен бе­ зо всякой паники. Оно и понятно: указ носит рекомендательный характер, поскольку прямо "указать" что-либо структуре, осно­ ванной на кооперативной форме собственности, не в силах даже Президент. Хотя потребкооперация поражена теми же недугами, что и госторговля: сверхмонополизмом и привычкой не торговать, а распределять, - все это создает благоприятную почву для злоупотреблений (о чем неоднократно рассказыва­ лось и в "РМ"); права рядовых, не облеченных должностями и не связанных с торговыми работниками пайщиков фактически сведены к нулю. И ветер рыночных перемен пока не особенно досаждает тому же облрыболовпотребсоюзу. Что и подтвердило, например, состоявшееся на прошлой неделе и посвященное итогам 1991 года собрание уполномо­ ченных пайщиков рыбкоопа "Мурманскжилстроя". Собрание проходило в редкой по нынешним временам атмосфере еди­ нодушия и поддержки. Благостные отчеты правления и реви^ зионной комиссии были приняты едва ли не на ура, а итоги финансово-хозяйственной деятельности просто радовали. За что главный бухгалтер правления был премирован суммой в размере 3000 рублей. Принятое собранием без сучка и задо­ ринки постановление изобиловало формулировками типа:"ши- роко развернуть..." и "шире внедрять... Нашли отражение в этом документе и нужды города: "передать в муниципальную собственность низкорентабельные магазины, расположенные в неприспособленных помещениях". А лавочка, приуроченная к собранию уполномоченных пай­ щиков, на этот раз была бедновата - в основном парфюмерные товары. Впрочем, даже по внешнему облику собравшихся было видно, что в одежонке они не нуждаются и обнищание в ходе рыночных преобразований им не грозит. Вячеслав КУЗНЕЦОВ, Юрий КОЛОСОВ. НАЛЕЙ-КА СТОПКУ МУРМАНСКОЙ... На Мурманском заводе безалкогольных напитков, возможно, уже к этому дню будет выпущена первая пар­ тия... водки "Русская". Предполагается, что в дальнейшем сорокаградусная займет свое постоянное место в ассор­ тименте продукции этого предприятия. Дело, собственно, не такое уж сложное - был бы питьевой спирт. Между тем в областной типографии отпечатаны уже сотни тысяч штук водочных этикеток с милыми сердцу словами: "Агропромсоюз Мурманской области", разрабо­ тана и утверждена технология, подготовлена линия роз­ лива. Мощности позволяют выпускать до двух миллионов бутылок в год. Название же предприятия привести в со­ ответствие с реальностью нетрудно: достаточно в слове "безалкогольных" убрать частицу "без". ЛОТЕРЕЯ В ДОЛИНЕ УЮТА Администрация Мурманской области приняла поста­ новление о проведении спортивно-вещевой лотереи, по­ священной очередному Празднику Севера. В продажу поступит полмиллиона билетов стоимостью 5 рублей каж­ дый, сорок процентов вырученной от реализации суммы направляется на оплату выигрышей. Счастливчик может стать обладателем цветного телевизора и даже автомо­ биля. в Тираж состоится 5 апреля в Долине Уюта. Полученные от лотереи доходы помогутхотя бы частично компенсиро­ вать затраты на проведение Праздника Севера. ХОЧУ САМ .’V/SS/S/*Y///S///sYsY/S. й:й:#й::: лѵ.ѵ.у.у/лѵлv .w /л ѵ. ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ В магазине, взглянув на ценник кофе, поежилась. Но взяла. Могу же себя хоть изредка побаловать? Благода­ ря чьим-то стараниям. Но доставать, пробивать, реали­ зовывать - кто добровольно взваливает такую ношу на себя? Понять попыталась, познакомившись с Вячесла­ вом Михайловичем ЧУРЮКИНЫМ - директором "Сою­ за СВ", именуемого акционерным обществом закрытого типа. Готова спорить: вкус к экономической авантюре, называемый коммерческой жилкой, должен присутст­ вовать в генах. С этим нужно родиться и это сохранить. - Выбрать "бизнес по душе" советскому предпринимателю ох как трудно. - Думаете, в коммерцию по­ шел искать легких заработков? - Чурюкин предваряет вопрос. - Представьте, по натуре я произ­ водственник. Может, оттого, что всю жизнь на госпредприятиях. С шестнадцати - слесарем на "Металлисте". Там через пару месяцев из-за моего трудового энтузиазма мужикам нормы сре­ зали. косо они на меня смотрели. Хорошо, к тому времени курсы шоферов закончил, в Мурман­ ское "Спецавтохозяйство" ушел. Двадцать лет баранку крутил. С коммерцией у меня, если хотите, временная "внебрачная" связь. Деньги для меня - не конечный, а промежуточный результат. Мы ведь свой бизнес с производст­ ва и начинали, когда полтора го­ да назад создали "Эврику" - малое предприятие "по выпуску товаров народного потребле­ ния". - Не избежали мы и типич­ ной ошибки начинающих пред­ принимателей. - продолжает Чурюкин, - замахнулись сразу товары выпускать. Поначалу взя­ ли круто. Пока не кончились ма­ териалы, делали запчасти к автомобилям. Потом переключи­ лись на другой не менее ходовой товар. Но по себестоимости он оказался золотым. К тому же "Эврику", как. впрочем, и другие МП, обложили налогами, отчис­ лениями в различные фонды... На развитие производства - гро­ ши. Тогда и пришлось переклю­ читься на коммерцию, точнее, на торговлю, где скорость оборота капитала наиболее высока. Создали Вячеслав Чурюкин и Владимир Петрик, партнер по прежней фирме, "Союз СВ". До­ говорились с двумя подобными предприятиями, которые уже твердо стоят на ногах, перечис­ лять часть доходов на общий счет - в резервный фонд буду­ щего совместного производст­ ва. - Зацикливаться на коммер­ ции не собираемся, - говорит Чу­ рюкин. - Что будем выпускать - пока не скажу. Но что животно­ водством займемся - это опре­ деленно. Давно хочу. Эта продукция имеет свойство по­ глощаться. К тому же перенасы­ щение рынка мясом нам в ближайшее десятилетие не гро­ зит. Дабы "постоять за отечест­ во", точнее, помочь его прокор­ мить. "Союз СВ" и два его компаньона по коммерции при­ смотрели в Средней полосе России отнюдь не процветаю­ щий район. А там... Много у нас деревенек, где немощны или умерли старики, откуда разъеха­ лась молодежь. Собираются на­ ши предприниматели вдохнуть жизнь в брошенные дома, в за­ душенную бурьяном землю. "Добро на "усыновление" оси­ ротевшего района уже получили и хозяйственный десант забро­ сили. В марте намечают более обстоятельные смотрины: решат, во что там разумней деньги вло­ жить. Хотят посеять кормовые травы, коровники построить. Весной возьмутся за дело. -Значит, Вячеслав Михайло­ вич, можно ждать мясо? Ну а как же коммерция? - Будем заниматься обяза­ тельно. Это дополнительные деньги для дальнейшего разви­ тия нашей фирмы, ей ведь всего четыре месяца. Стимулы для фантастиче­ ской предприимчивости у наших предпринимателей, похоже, не иссякают. Два месяца назад гла­ ва мурманской администрации Олег Петрович Найденов соби­ рал местных коммерсантов и просил помочь накормить мур­ манчан, суля рыбу на бартер. От­ ветили: сделаем! Только пусть нам не мешают. Призыв навод­ нить рынок товарами стал теперь еще более актуальным. Но с тех пор лишь Чурюкин ногу в стремя - вхлебные края скакать, как впо­ ру спешиться. - То одна, то другая сделка, мягко говоря, накроется. - доса­ дует он. - В декабре из-под носа у мурманчан увели 60 тысяч ба­ нок тульской тушенки. Все мага­ зины и управление горпищеторга обзвонил, одно в ответ: а вдруг не реализуем? Ни к чему государственному торговцу лишние волнения, и за пустым прилавком зарплату пол­ учит. И нет у него конкурентов- соперников, пока приватизация не завертелась. Вспомнил директор "СВ" предложение Найденова: "Бу­ дут проблемы - звоните". Боль­ ше суток тогда, в декабре, впустую на телефоне провисел. На третьи сутки уплыла тушенка в более оборотливую область. - И, слышал, не только нам отвечают административные те­ лефоны длинными гудками, - вздыхает Чурюкин. - Элементар­ ная нераспорядительность - и "летят" договора, отворачивают^ ся вчерашние партнеры. За ян­ варь у "СВ" не состоялись коммерческие сделки на 2.7 миллиона рублей - растительное масло, сахар, макароны... И лишь из-за того, что "не нашелся рынок сбыта". А ведь одного, другого поставщика обидели, и уже слывет Мурманск зоной, не­ благоприятной для предприни­ мательства. Коммерсанты на дно залегли, выжидают. Им убытки ни к чему. Считаю, чем меньше в дело­ вых контактах посредников, тем лучше. - Судя по всему, не боитесь, Вячеслав Михайлович, отноше­ ния с высокими руководителями испортить? И потом... гибкость для бизнесмена - не обязатель­ ная черта? - Быть гибким и прогибаться - не одно и то же. Напротив, в бизнесе вижу единственную возможность обрести независи­ мость. Если уж оказалось, что и при социализме без эксплуата­ ции никуда - хочу сам себя экс­ плуатировать. Татьяна ШЕКЕРА. 13 марта 1992 года 12 стр "РЫБНЫЙМУРМАН"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz