Рыбный Мурман. 1992 г. Март.
V ВОСКРЕСНЫЙ РЫНОК В МУРМАНСКЕ Разговор с деловым человеком Свинина (вырезка) - 150 руб. за 1 Свиное сало соленое - 90-100 руб. за 1 кг. Лимоны - 10-15 руб. за 1 шт. Чеснок - 25 руб. за 2 головки. - Папиросы "Беломорканал" и сига реты без фильтра - 7-10 руб. за пачку. Болгарские сигареты с фильтром - 14-15 руб. за пачку. Чай "Краснодарский" - 45 руб. за пачку 125 гр. Чай "Грузинский" - 15-20 руб. за пачку 100 гр. Водка (0,5 л) - 120-150 руб. Вызывает удивление рыночная це на на кофе растворимый производства Ленинградского пищекомбината. Если в госторговле он идет по 144 руб. за банку, то на рынке продается за 125. По всем показателям выходит, что не так страшен черт, как его малюют. Позади зима, о которой говорили как о холодной и голодной, на дворе весна. А цены рынка, должны отметить, до вольно стабильны и даже имеют неко торую тенденцию к снижению. ВОТ КАЧУСЬ Я в САНКАХ... изготовленных на Мурманском тарном комбинате Прошли времена, когда руково дителей предприятий, не справляю щихся с административно установленными заданиями по вы пуску товаров народного потребле ния, приглашали "на ковер”. Сегодня их производство наращива ют те, кому это выгодно. Товариществу арендаторов "Мурманский тарный комбинат" - выгодно. Когда-то здесь освоили изготовление крышек для консер вирования, а теперь ассортимент ширпотреба весьма широк: это и банки расписные для хранения сы пучих продуктов, расписные же подносы, сувенирные подставки под чайные приборы, деревянные, укра шенные орнаментом, цветочные кадки и детские салазки... Между прочим, к 60-летию предприятия, которое отмечалось недавно, здесь выпу стили собственные фирменные значки. Реализует свою продукцию товарище ство, разумеется, по рыночным ценам: по требительский рынок- то сегодня "голый", с какой стати продавать задешево? Рассчиты вают выйти со своими изделиями и на зару бежного потребителя. Юрий ВАСИЛЬЕВ. НА СНИМКАХ: за работой худож ник-дизайнер Вадим ГОЛУБЕВ; новые ви ды изделий товари щества арендаторов. Фото Виктора КОРЕЦКОГО. РЫБКООП НА МАРШЕ ПЕРЕСТРОЙКИ Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 1992 года "О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации" в структурах Мурманского облрыболовпотребсоюза встречен бе зо всякой паники. Оно и понятно: указ носит рекомендательный характер, поскольку прямо "указать" что-либо структуре, осно ванной на кооперативной форме собственности, не в силах даже Президент. Хотя потребкооперация поражена теми же недугами, что и госторговля: сверхмонополизмом и привычкой не торговать, а распределять, - все это создает благоприятную почву для злоупотреблений (о чем неоднократно рассказыва лось и в "РМ"); права рядовых, не облеченных должностями и не связанных с торговыми работниками пайщиков фактически сведены к нулю. И ветер рыночных перемен пока не особенно досаждает тому же облрыболовпотребсоюзу. Что и подтвердило, например, состоявшееся на прошлой неделе и посвященное итогам 1991 года собрание уполномо ченных пайщиков рыбкоопа "Мурманскжилстроя". Собрание проходило в редкой по нынешним временам атмосфере еди нодушия и поддержки. Благостные отчеты правления и реви^ зионной комиссии были приняты едва ли не на ура, а итоги финансово-хозяйственной деятельности просто радовали. За что главный бухгалтер правления был премирован суммой в размере 3000 рублей. Принятое собранием без сучка и задо ринки постановление изобиловало формулировками типа:"ши- роко развернуть..." и "шире внедрять... Нашли отражение в этом документе и нужды города: "передать в муниципальную собственность низкорентабельные магазины, расположенные в неприспособленных помещениях". А лавочка, приуроченная к собранию уполномоченных пай щиков, на этот раз была бедновата - в основном парфюмерные товары. Впрочем, даже по внешнему облику собравшихся было видно, что в одежонке они не нуждаются и обнищание в ходе рыночных преобразований им не грозит. Вячеслав КУЗНЕЦОВ, Юрий КОЛОСОВ. НАЛЕЙ-КА СТОПКУ МУРМАНСКОЙ... На Мурманском заводе безалкогольных напитков, возможно, уже к этому дню будет выпущена первая пар тия... водки "Русская". Предполагается, что в дальнейшем сорокаградусная займет свое постоянное место в ассор тименте продукции этого предприятия. Дело, собственно, не такое уж сложное - был бы питьевой спирт. Между тем в областной типографии отпечатаны уже сотни тысяч штук водочных этикеток с милыми сердцу словами: "Агропромсоюз Мурманской области", разрабо тана и утверждена технология, подготовлена линия роз лива. Мощности позволяют выпускать до двух миллионов бутылок в год. Название же предприятия привести в со ответствие с реальностью нетрудно: достаточно в слове "безалкогольных" убрать частицу "без". ЛОТЕРЕЯ В ДОЛИНЕ УЮТА Администрация Мурманской области приняла поста новление о проведении спортивно-вещевой лотереи, по священной очередному Празднику Севера. В продажу поступит полмиллиона билетов стоимостью 5 рублей каж дый, сорок процентов вырученной от реализации суммы направляется на оплату выигрышей. Счастливчик может стать обладателем цветного телевизора и даже автомо биля. в Тираж состоится 5 апреля в Долине Уюта. Полученные от лотереи доходы помогутхотя бы частично компенсиро вать затраты на проведение Праздника Севера. ХОЧУ САМ .’V/SS/S/*Y///S///sYsY/S. й:й:#й::: лѵ.ѵ.у.у/лѵлv .w /л ѵ. ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ В магазине, взглянув на ценник кофе, поежилась. Но взяла. Могу же себя хоть изредка побаловать? Благода ря чьим-то стараниям. Но доставать, пробивать, реали зовывать - кто добровольно взваливает такую ношу на себя? Понять попыталась, познакомившись с Вячесла вом Михайловичем ЧУРЮКИНЫМ - директором "Сою за СВ", именуемого акционерным обществом закрытого типа. Готова спорить: вкус к экономической авантюре, называемый коммерческой жилкой, должен присутст вовать в генах. С этим нужно родиться и это сохранить. - Выбрать "бизнес по душе" советскому предпринимателю ох как трудно. - Думаете, в коммерцию по шел искать легких заработков? - Чурюкин предваряет вопрос. - Представьте, по натуре я произ водственник. Может, оттого, что всю жизнь на госпредприятиях. С шестнадцати - слесарем на "Металлисте". Там через пару месяцев из-за моего трудового энтузиазма мужикам нормы сре зали. косо они на меня смотрели. Хорошо, к тому времени курсы шоферов закончил, в Мурман ское "Спецавтохозяйство" ушел. Двадцать лет баранку крутил. С коммерцией у меня, если хотите, временная "внебрачная" связь. Деньги для меня - не конечный, а промежуточный результат. Мы ведь свой бизнес с производст ва и начинали, когда полтора го да назад создали "Эврику" - малое предприятие "по выпуску товаров народного потребле ния". - Не избежали мы и типич ной ошибки начинающих пред принимателей. - продолжает Чурюкин, - замахнулись сразу товары выпускать. Поначалу взя ли круто. Пока не кончились ма териалы, делали запчасти к автомобилям. Потом переключи лись на другой не менее ходовой товар. Но по себестоимости он оказался золотым. К тому же "Эврику", как. впрочем, и другие МП, обложили налогами, отчис лениями в различные фонды... На развитие производства - гро ши. Тогда и пришлось переклю читься на коммерцию, точнее, на торговлю, где скорость оборота капитала наиболее высока. Создали Вячеслав Чурюкин и Владимир Петрик, партнер по прежней фирме, "Союз СВ". До говорились с двумя подобными предприятиями, которые уже твердо стоят на ногах, перечис лять часть доходов на общий счет - в резервный фонд буду щего совместного производст ва. - Зацикливаться на коммер ции не собираемся, - говорит Чу рюкин. - Что будем выпускать - пока не скажу. Но что животно водством займемся - это опре деленно. Давно хочу. Эта продукция имеет свойство по глощаться. К тому же перенасы щение рынка мясом нам в ближайшее десятилетие не гро зит. Дабы "постоять за отечест во", точнее, помочь его прокор мить. "Союз СВ" и два его компаньона по коммерции при смотрели в Средней полосе России отнюдь не процветаю щий район. А там... Много у нас деревенек, где немощны или умерли старики, откуда разъеха лась молодежь. Собираются на ши предприниматели вдохнуть жизнь в брошенные дома, в за душенную бурьяном землю. "Добро на "усыновление" оси ротевшего района уже получили и хозяйственный десант забро сили. В марте намечают более обстоятельные смотрины: решат, во что там разумней деньги вло жить. Хотят посеять кормовые травы, коровники построить. Весной возьмутся за дело. -Значит, Вячеслав Михайло вич, можно ждать мясо? Ну а как же коммерция? - Будем заниматься обяза тельно. Это дополнительные деньги для дальнейшего разви тия нашей фирмы, ей ведь всего четыре месяца. Стимулы для фантастиче ской предприимчивости у наших предпринимателей, похоже, не иссякают. Два месяца назад гла ва мурманской администрации Олег Петрович Найденов соби рал местных коммерсантов и просил помочь накормить мур манчан, суля рыбу на бартер. От ветили: сделаем! Только пусть нам не мешают. Призыв навод нить рынок товарами стал теперь еще более актуальным. Но с тех пор лишь Чурюкин ногу в стремя - вхлебные края скакать, как впо ру спешиться. - То одна, то другая сделка, мягко говоря, накроется. - доса дует он. - В декабре из-под носа у мурманчан увели 60 тысяч ба нок тульской тушенки. Все мага зины и управление горпищеторга обзвонил, одно в ответ: а вдруг не реализуем? Ни к чему государственному торговцу лишние волнения, и за пустым прилавком зарплату пол учит. И нет у него конкурентов- соперников, пока приватизация не завертелась. Вспомнил директор "СВ" предложение Найденова: "Бу дут проблемы - звоните". Боль ше суток тогда, в декабре, впустую на телефоне провисел. На третьи сутки уплыла тушенка в более оборотливую область. - И, слышал, не только нам отвечают административные те лефоны длинными гудками, - вздыхает Чурюкин. - Элементар ная нераспорядительность - и "летят" договора, отворачивают^ ся вчерашние партнеры. За ян варь у "СВ" не состоялись коммерческие сделки на 2.7 миллиона рублей - растительное масло, сахар, макароны... И лишь из-за того, что "не нашелся рынок сбыта". А ведь одного, другого поставщика обидели, и уже слывет Мурманск зоной, не благоприятной для предприни мательства. Коммерсанты на дно залегли, выжидают. Им убытки ни к чему. Считаю, чем меньше в дело вых контактах посредников, тем лучше. - Судя по всему, не боитесь, Вячеслав Михайлович, отноше ния с высокими руководителями испортить? И потом... гибкость для бизнесмена - не обязатель ная черта? - Быть гибким и прогибаться - не одно и то же. Напротив, в бизнесе вижу единственную возможность обрести независи мость. Если уж оказалось, что и при социализме без эксплуата ции никуда - хочу сам себя экс плуатировать. Татьяна ШЕКЕРА. 13 марта 1992 года 12 стр "РЫБНЫЙМУРМАН"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz