Рыбный Мурман. 1992 г. Март.

ЧЕРЕЗ БАЗАР - К РЫНКУ Коммерциализация торговли в Мурманске: НА "МАЛОМ ХОДУ" Малый совет Мурманского горсовета народных депутатов, рассмотревший 26 фев­ раля ход выполнения Указа Президента РСФСР от 25 ноября 1991 года "О коммер­ циализации деятельности предприятий торговли в РСФСР", признал, что указ вы­ полняется неудовлетворительно. По итогам обсуждения принято решение с рядом мер, направленных на ускорение коммерциализации. С и т у а ц и ю к о м м е н т и р у е т вольствии и других товарах. Существо- телей заявил буквально следующее: * - вала опасность развала торговли вместе "Мы не предприниматели, чтобы искать З а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я со сложившимися и наработанными свя- товар". А ведь задача как раз и заключа- М у рм аН С КО ГО г о р с о в е т а на- зями с поставщиками... Словом, требо- ется в том. чтобы стать предпринимате- ООДНЫХ Д е п у т а т о в Александр валась разумная осторожность, с учетом лями. и рынок в этом смысле - жесткая r f rV rh k l ГМ W • специфики нашего региона, что. как мы вещь. В ином нашем универсаме насчи- Ф У Ф Ь І І г І П . знаем, не всегда находит свое отраже- - Как известно, коммерциализацию нив в документах республиканских вла- торговли. согласно Указу Президента ор РСФСР от 25 ноября 1991 года, следова­ ло закончить еще к 1 января нынешнего года. Однако на 26 февраля было заре­ гистрировано в качестве юридических лиц лишь 42 предприятия из 190. т.е. 22.1 процента. Поясню, что предприятие мо­ жет осуществлять самостоятельную де­ ятельность прежде всего имея зарегистрированный в установленном порядке устав: тогда-то при наличии - На мой взгляд, более четкий импульс н установки на коммерциализацию долж­ ны были последовать от областного '’эта­ жа" власти... - Без сомнения. Ведь горпромторг, горпищеторг и горплодоовощторг - это структуры, которые лишь формально мо­ гут именоваться "городскими". Фактиче- __________ _ . . ...................... ........ ски это областные структуры. И мы. печати) открывается лицевой счет в бан- например, выяснили, что бывший дирек- ке, можно получать кредиты и вести пол- Т0Р горлромторга В. Смуров передал нокровную финансово-хозяйственную складские помещения небез деятельность. Так вот. из названных 42 предприятий по "полной форме", с уста­ вом. зарегистрировано всего одно. Причины пробуксовки" коммерциа­ лизации стали предметом анализа как на заседании малого совета, так и на состо- ызвестному совместному предприятию "Викинг- трейд". Это тема отдельного разговора, если не расследования: имеются и дру­ гие факты того же порядка. Так. установ­ лено. что прямо из оптового звена городские фонды, в частности сотни явшемся 27 февраля совещании у главы тонн стройматериалов и другие остро- тывается по полторы сотни работников, многие из которых - и это при пустых-то полках - скучают. Ясно, что при нормаль­ ных рыночных отношениях такое число работников предприятию-магазину про­ сто не потребуется. Это болезненный процесс, но объективно необходимый. Имеются примеры и другого рода. Так, прочно встает на ноги автомагазин "Метеор", который уже завязывает связи даже с поставщиками из других госу­ дарств. бывших республик СССР. Вооб­ ще имеются основания для уверенности, что в марте коммерциализация торговли пойдет активно, приближая следующий этап - приватизацию. Но будем иметь в виду, что демонополизация торговли многих проблем не решит, пока остается диктат производителя, диктат монопо- листа-поставщика. Беседовал Юрий КОЛОСОВ, ВОСКРЕСНЫЙ РЫНОК В МУРМАНСКЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОДУКТОВ 1 МАРТА Свинина (вырезка) - 110-120руб. за 1 кг. Свиное сало соленое - 90-100 руб. за 1 кг. Яблоки (выбор скуден) - 75 руб. за 1 кг. Лимоны - 10-15 руб. за 1шт. Пачка сигарет без фильтра мар­ ки "Полет" - 7-8 руб. Пачка болгарских сигарет с фильтром - 14-15 руб. Водка (0.5 л.) - 140-150 руб. Кроме того, с машин можно бы­ ло купить куриные яйца производ­ ства местных птицефабрик по цене 15 руб. за десяток, мороженых кур (мелких) - 50 руб. за 1 кг и даже дрожжи, произведенные аж в Там­ бовской области, - по 40 руб. за 1кг. Таким образом, на протяжении последних 5-6 недель цены на рын­ ке практически не изменились. Ес­ ли и есть повышение, то незначительное. Какая-никакая, а - стабилизация, что уже отрадно. Хо­ тя уровень цен и не назовешь при­ емлемым. А сколько было панических раз­ говоров о надвигающейся холод­ ной и голодной зиме, и вот она уже позади. городской администрации с участием народных депутатов гСФСР В. Волкова и Л. Гуревича. Сегодня уже ясно, что процесс следовало начать с разработки самой настоящей программы, создания ликвидационных комиссий и рабочих групп из компетентных специалистов. Последним, в частности, следовало бы дефицитные товары, в том числе реали­ зуемые населению по спискам, "перетекли" в коммерческие структуры. А мы удивляемся, почему медленно идет коммерциализация. Да. руководя­ щее звено торговли исчезло, отошло на заранее подготовленные позиции, а це­ лые коллективы торговых работников заняться разработкой типовых проектов чувствуют себя брошенными на произ- уставов предприятий - именно из-за не- вол судьбы, готовности уставов сильно замедлился ход коммерциализации. В общем, сла­ бовата оказалась организационная сто­ рона дела. Кроме того, подлежавшие ликвида­ ции три городских торга уже к тому вре­ мени остались не только без первых руководителей, но и ведущих экономи­ стов и бухгалтеров... Да было бы наив­ ным предполагать стремление торговых структур к самоликвидации, а ведь фак­ тически на них и была возложена эта задача. С другой стороны, спешка в таком деле, как коммерциализация, недопу­ стима, поскольку чревата самыми тяже­ лыми последствиями для населения. Ведь Север - регион особенный, живу­ щий фактически на привозном продо- - Не кажется ли вам, что городская администрация допустила ошибку, реги­ стрируя торговые предприятия в качестве юридических лиц без уставов, оставляя последние "на потом"? - Повторю, что торги фактически яв­ лялись областными структурами, и их ликвидация могла состояться лишь с ре­ шения областных властей, а такого реше­ ния до последнего времени не было. Из наиболее сложных проблем ком­ мерциализации следует назвать разде­ ление складских мощностей, без которых никакой магазин как самостоя­ тельное предприятие не выживет, и про­ блему. связанную с финансированием, банками. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто психологический аспект. Вот на совещании один из торговых руководи- За морем телушка - полуиіка Кое-что о ценах на Украине Буханка хлеба из муки 2 сорта - 1 руб. 56 коп. 1 сорта - 1 руЪ. 92 коп. Батоны из муки высшего сорта - от 1 руб.20 коп. до Зруб. Мука в/с - 4 руб.70 коп. за 1 кг. Макаронные изделия - 4 руб.80 коп. за 1 кг. Водка (0.5 л.) - 37 руб. 50 коп.(по спискам) Пиво (0.5 л.) - 4 руб.70 коп. (с бутылкой, при залого­ вой ее цене 1 руб. 50 коп.) Масло сливочное - 24 руб. за 1 кг (по спискам). Сыр "Российский" - 115 руб. за 1 кг. Творог - 9-11 руб. за 1 кг. Молоко - 1 руб.50 коп. за литр. Сметана - 6 руб. за 1 кг. Мясо - 60-64 руб. за 1 кг. Колбаса вареная - 18-35 руб. за 1 кг. копченая - 120-160 руб. Яйца куриные - 16-20руб. десяток. Сахар - 7 руб. за 1 кг (по спискам). Печенье, пряники - 14-16 руб. за 1 кг. Ставрида копченая - 42-49 руб. за 1 кг. Картофель, лук. морковь, капуста - 6-6 руб.50 коп. за 1 кг. Карамель "Мятная" - 18 руб.20 коп. за 1 кг. - 21 рѵб. за 1 кг. Мыло хозяйственное - 2 руо.25 коп. за кусок. Конфеты "Лимонные1 К этому остается добавить, что все перечисленные, а также прочие товары в украинских магазинах за рубли не купишь - только за купоны многоразового действия. В феврале купонами выдавалось 50 процентов зарпла­ ты, остальная сумма - врублях. Последние принимались к оплате в аптеках, книжных магазинах, на рынках; руб­ лями можно было рассчитаться за коммунальные услу­ ги. По некоторым сведениям, в марте рубль на Украине должен окончательно умереть. Свободно конвертируемый... купон Одно из сообщений Национального банка Украины: "При продаже купонов управление Национального банка Украины 30 января установило следующий курс купона к иностранной валюте: 1 доллар США - 16 купонов. 1 фунт стерлингов - Й9 купонов. 1 немецкая марка - 10 купонов, 1 норвежская крона - 3 купона. 1 финская марка - 4 купона" и т.д. 6 марта 1992 года 12 стр. "РЫБНЫЙ МУРМАН" * * ^ - . * * • ' • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz