Рыбный Мурман. 1992 г. Май.
ш м ш г а ж и к і і м і * Будни науки ПОД СЕМИЗВЕЗДНЫМ ФЛАГОМ Как гласит древняя леген да, Персей - отважный мифи ческий герой Древней Эллады, бесстрашно отру бивший голову злобной Ме дузе Горгоне, служил символом победы добра и све та над силами зла и тьмы. Не случайно поэтому эмблемой судов морской рыбохозяйст венной науки стал синий вым пел с семью звездами из созвездия Персея. Становление и развитие рыбных промыслов на Севере тесно связано с деятельно стью экспедиционных судов “Персей”, первое из которых служило науке восемнадцать лет - с 1923 по 1941 год. В послевоенное время эс тафету у него принял “Пер- сей-2" - исследовательское судно, переоборудованное из тральщика- По научному ос нащению оно превосходило суда, работавшие в то время в составе ПИНРО. Для расширения исследо ваний удаленных районов промысла в 1968 году уже спе циально было построено на- учно-исследовательское судно “Персей-3". Честно от служив науке 23 года, оно в феврале прошлого года было списано. Но биография ”Пер- сея-3" на этом не закончилась. Корабль был приобретен на учно-производственным ма лым предприятием “Вега”, руководит которым доктор биологических наук Б. Д. Куд рин. “Персей” был восстанов лен, переоборудован и продолжает по сей день вести научную работу. Однако сегодняшние реа лии предъявили науке совре менные требования по проведению исследований рыбных запасов Мирового океана. Именно поэтому воз никла необходимость в строи тельстве нового исследовательского судна “Персей-4", оснащенного по последнему слову науки и техники. Обсуждению проекта по добной плавучей лаборато рии, предложений по месту постройки, оснащения судна и перспектив финансирова ния было посвящено недавнее совещание, проведенное По лярным научно-исследова тельским институтом рыбного хозяйства и океано графии и научно-производст венным предприятием “Вега”. В нем приняли участие представители российских научных и рыбопромышлен ных организаций, проектных институтов, финансовых и де ловых кругов Мурманска, Мо сквы, Санкт-Петербурга, судостроительных фирм Рос сии, Норвегии и Дании. На совещании после всту пительного слова директора ПИНРО А. В. Родина о перс пективах рыбохозяйственных исследований на Севере раз вернулась широкая дискуссия по обсуждаемому вопросу. Б. Д. Кудрин в своем вы ступлении подчеркнул, что их предприятие “Вега” доказало свою работоспособность, в небывало короткие сроки вос становив списанное судно “Персей-3". Касаясь строи тельства нового судна, он от метил, что мы, в отличие от норвежских ученых, ведем ра боту промышленными трала ми и поднимаем на борт значительное количество ры бы, которую нужно использо вать по назначению. Значит, заключил Б. Д. Кудрин, ’’Пер сей^" должен иметь возмож ности и мощности для промышленной обработки рыбы. На совещании подчерки валось, что один из главных вопросов в связи с постройкой нового судна - финансирова ние работ. Как выяснилось, НПМП “Вега” располагает средствами лишь на оплату технического проектирования строительства, остальные деньги при доказательстве нужности проекта предпола гается получить из государст венных источников. Правда, здесь возникает вполне зако номерный вопрос: а где же го сударство изыщет сегодня эти немалые средства? Со своим проектом нового ис следовательского судна собрав шихся познакомили представители института “Гипро- рыбфлот”. По их мнению, оно бу дет по размерам идентичным “Персею-3". Несколько слов об особенно стях нового судна. Это должен быть научно-исследовательский траулер усиленного ледового класса, с автономностью плавания до 60 суток, с современным нави гационным оборудованием. На борту его предполагается разме стить пять лабораторий, комплек сную систему научного оборудования, в том числе и под водное телевидение. Для хране ния попутно выловленной продукции на “Персее-4" предус матривается рефрижераторный трюм, трюм рыбной муки и цистер на для рыбьего жира. Для экипажа численностью 59 человек, в число которого войдут и 12 научных ра ботников, на судне будут созданы все условия: одноместные и двух местные каюты, сауна, спортзал, салон для отдыха. Выступали на совещании и представители норвежских фирм, занимающихся строительством промысловых и научных судов. Они предложили нашей стороне обратиться к ним по поводу по стройки “Персея-4", отметив при этом, что гарантируют сроки и ка чество работ при более высокой стоимости их. Но качество, заяви ли норвежцы, стоит того. Кроме того, они, понимая, что сейчас очень трудно найти деньги для строительства подобного суд на, при условии желания “Веги” и ПИНРО сотрудничать с ними, предложили свою помощь в по исках источников финансирова ния. После завершения совещания я попросил Б. Д. Кудрина выска зать свое мнение по предложен ным проектам. - Предложение норвежцев, ко нечно, заманчиво, но нам скорее всего придется протягивать, как говорится, ножки по одежке. Ви димо, финансовая сторона дела заставит нас строить сам корпус судна на одной из отечественных верфей, а всю необходимую на чинку: навигационное и научное оборудование - брать у норвеж ской стороны. Мало того, что мы этим самым сократим расходы на строительство, но еще и дадим возможность нашим корабелам, многие из которых сейчас в связи с конверсией сидят без работы, пол учить выгодный заказ. Как бы то ни было, уверен, что новый “Персей” со временем сме нит своего предшественника и бу дет верой и правдой служить отечественной рыбохозяйствен ной науке. Владимир КИКИНОВ. * Что ждет нас КАК ЖИЗНЬ? КАК В ПОЛЬШЕ Недавние экономические реформы, особенно в области цен и изменения курса обмена валют, в 1989-1990 г.г. сделали местный рынок привлекательным как для польских, так и иностранных компаний. Несмотря на более низкие доходы, цены на рыбу и рыбные продукты в Польше остаются сравнительно высокими. С конца 80-х годов и середины 1991 г. с целью заработать твердую валюту Польша увеличила экспорт рыбы в западные страны. Например, в 1987-1989 г.г. почти весь польский улов балтийской трески был экспортирован главным образом на датский остров Борнхольм. Однако с 1990 г., когда злотый стал внутри страны конвертируемым, произошел значительный рост импорта рыбы. Поставки рыбы и рыбных продуктов на местный рынок польскими компаниями и фермерами упали с 88,2 тыс.т. в 1989 г. до 67,6 тыс.т. в 1990 г. В то же самое время экспорт рыбы и рыбной продукции оставался более или менее стабильным - 141,2 тыс.т. Следует отметить, что большинство поставок морской рыбы приходится на импорт, в то время как местные поставки в 1990 г. (по сравнению с 1989 г.) сократи лись, что явилось результатом падения уловов почти во всех промысловых районах, и за счет импорта компенсировать это полностью не удалось. В то же самое время прогрессирующая дизинтеграция сети государственных обрабатывающих предприятий и системы распределения, простой в государствен ной рыбообрабатывающей промышленности оказали на рыночную ситуацию боль шое влияние. Донедавнего временирыбообработканаходиласьисключительноврукахкруп ных компаний, таких, как “Centrala Rybna” и “Zaklady Rybna”. В настоящее время эти компании находятся в стадии распада; созданы много численные частные рыбообрабатывающие и оптовые компании, которые свободны в выборе источников снабжения - как местных, так и иностранных компаний. Аналогичный процесс наблюдается в розничной торговле рыбой. Согласно последним исследованиям, более 69 процентов бывших государственных рыбных магазинов приватизировано. По польским стандартам это магазины средних разме ров, обслуживаемые двумя людьми (кроме владельца магазина) и имеющие холо дильные камеры для охлаждения, заморозки и хранения продукции, которые во многом превосходят таковые в государственных магазинах. Исследования, проведенные в середине 1991 г. среди 200 магазинов, показали, что свежая и мороженая рыба составляет 25 процентов от оборота, на копченую рыбу пришлось 20 процентов, консервированные продукты и маринады - 10процен тов, на остальные продукты - 9. В связи с сокращением местного производства и слабым импортом, по оценке владельцев и управляющих рыбными магазинами, спрос на свежую и мороженую рыбу удовлетворяется только на 50 процентов, на рыбные продукты - на 20 процен тов. Среднее годовое потребление основных продуктов, содержащих животный белок (в живом весе, кг), на душу населения, приведены в следующей таблице: 1970 г. 1990 г. Мясо и мясные продукты 70.6 59,2 Рыба и рыбные продукты 7,3 4,5 из которых: морская рыба 6,3 3,2 Животные жиры 24,9 27,1 Молочные продукты (литр) 261,0 252,0 Яйца (пгг) 218 283 Впериод 1990-J991 г.г. ценына рыбуи рыбные продуктыне только сравнялись с ценами на мясо и мясные продукты, но во многих случаях (например лосось, угорь и другие "изысканные" виды) значительно превысили средний уровень других конкурирующих товаров. По оценхе Института морского рыболовства в Гдыне, 10 процентов ежемесяч ных расходов за указанный период польская семья тратит на морепродукты. Из-за слабо развитой инфраструктуры (отсутствие рыбных ресторанов, малых закусоч ных и т.п.) рыба и морепродукты в основном закупаются на дом. Более того, недавние изменения в тарифах на импорт не способствуют более рациональьому потреблению. С 1 августа 1991 г. тарифы на рыбу и морепродукты возросли: на 20 процентов - на лососевые и продукцию из обработанной рыбы; от .5 до 10 процентов - на другую рыбу и рыбные продукты. ___ Некоторые тарифы носят сезонный характер, в частности на селедку и шпроты - 15 процентов (июнь-февраль) и 5 процентов - в другое время. Другие тарифы возросли на 10 процентов до конца 1991 г. В результате изме нений тарифов рыба и рыбные продукты значительно подорожали. Аналогичная ситуация сложилась и для рыбы и рыбных товаров, производимых в стране и поставляемых на местный рынок. НА ЗЛОБУ ДНЯ '/. t Д 1 МГРДММ 4 РОСТЛ цеи ЯНВАРЬ февмль М А Р Т Апрель МАИ | ^ 2 г и о а о к а - з * валю е с н з и н а і ~) ( ^ ШВАбЕАРлЦQZ Рисунки Игоря ЗЕНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz