Рыбный Мурман. 1992 г. Май.
” МОЯ РЕЧЬ — А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ Материал собрала и подготовила к печати Эмма ДОМАШЕВА Составитель Александр М ИЛАНОВ (Продолжение. Начало в № 15, 16,18,19.) двух этих начал, создавшее предметы, которые без пре увеличения можно отнести к шедеврам декоративно прикладного искусства. В этот период в костюме женщин и мужчин обязательным дополнением был по яс, в зависимости от доходов владельца просто кожа ный либо богато украшенный ювелирными накладками, либо целиком выполненный из благородных металлов - золота и серебра. К поясу на цепочках подвешивали различные предметы: ножницы, гребень, ключи и не пременно маленькую сумочку. Сделанная специальным мастером, такая сумка бы ла уникальна, а порой являла собой миниатюрное чудо. О некоторых из них писали в манускриптах, как, напри мер, о кошельке королевы, вдовы английского короля Ричарда “Львиное сердце”, столь искусно он был вы полнен и столь богато орнаментирован. Корпус таких сумок выполнялся из тонкой кожи, сафьяна, шелка, бархата икрепился к металлической декоративной рам ке, украшенной сложным орнаментом, драгоценными камнями и изображением соборов, скультурных групп. Когда материал истирался, к рамхе прикрепляли дру гой, и сумка могла служить еще и наследникам. После первых крестовых походов в моду входит новый тип сумки, крепившейся непосредственно к поя су, так называемый “сарацинский святой кошель”. Та кие кошельки очень быстро стали принадлежностью как мужского, так и женского костюма Примерно в конце XIV - начале XV веков появился интерес к вышитым платьям, туфлям, перчаткам, поя сам и, конечно, к сумкам. Средневековье оставило по истине замечательные образцы сумок, но все-таки “золотой век” их истории - эпоха Возрождения. Па смену' сумкам с вышитыми гербами, монограм мами, сентиментальными стихами из рыцарских хро- них, трогательными обетами появились и другие - с замком, отделанные металлическими бусинами, на кладками из благородных металлов. Вних стали носить ключи и письменные принадлежности, косметику и множество других необходимых предметов. С обратной стороны таких сумок иногда имелась петля для кинжа л а Наряду с маленькими существовали и более круп ные сумки, предназначенные для различных вещей - в зависимости от рода занятий их владельца Они, как правило, были на плечевом ремне, изготовляли их из добротной, довольно плотной кожи, а носили их все: крестьяне, странствующие монахи, рыцари, купцы, охотішхи, а позже - кондукторы, почтальоны и военные. Сумка с плечевым ремнем - одна из наиболее устойчи вых форм, характерных для костюма различных наро дов. Она встречается почги во всех странах, меняется только ее декор. Много веков сумки носили на виду - оіш составляли часть декоративного убранства одежды, ими горди лись, их бережно хранили. Но вот в начале ХѴП века в костюме появился карман. Мужские сумки постепенно исчезают, остаются скромные маленькие мешочки, стя нутые поверху шнуром, - кошельки. В них хранят день ги, игральные кости и другую мелочь. Женские сумки продолжают оставаться крупными, и носят их на шнуре, прикрепленном к поясу, или в руке. В ХѴШ веке в Европе наблюдается необычайный расцвет декоративно-прикладного искусства Любой предмет поражает мастерством исполнения. Для от делки кошельков используют редкие материалы: чере паху, кожу акулы, перламутр. На протяжении второй половины XIX зека все большее внимание уделяется украшению деталей кос тюма и его дополнений - при существующем единооб разии силуэта именно они придавали индивидуальность женщине. Множество тканей новой фактуры и самых причудливых рисунков, обилие мате риалов давало возможность, сохраняя основную конст рукцию предметов, бесконечно их разнообразить. Особенно были красивы бальные сумки из золоченых металлических колечек с эмалью. Изготовлением их прославилась Флоренция. Появление женского костю ма более строгих форм в свою очередь повлияло и на материалы, из которых делали сумки. Снова получает право на существование тонкая мягкая кожа, а конст рукция сумок приближается к современной. Развитие сети железных дорог привело к появле нию и дорожных сумок, также очень напоминающих современные. Но настоящее разделение сумок в зави симости от назначения, времени года и дня происходит лишь во втором десятилетии XX века, когда европей ская одежда резко упрощается, а сама женщина стано вится активной участницей общественной жизни. Повседневная сумкаувеличивается по своим разме рам, подчеркивая деловой характер женщины, и только с вечерними платьями носят маленькие нарядные су мочки. Проходят годы, меняется мода, но сумка остается неизменным спутником во все времена - без нее не может обойтись ни одна женщина в мире. XI. ПРИЧЕСКИ “ КЕ-СА-КО” Как ни странно, но существует мнение, будто при чески - изобретение мужчин. Инициативу' же проявили первые жертвы любви и первые воины: одни старались привлечь внимание, другие, желая выделиться, укра шали волосы перьями, венками из соломы и шкурами зверей. С течением времени мужчины надели громоздкие парики из растительных волокон, а египетские фараоны - даже золотые бороды. Много позже, в эпоху раннего средневековья, муж чины скрепили свои ниспадающие до плеч волосы об ручем, а еще позже начали вводить в моду то короткую стрижку, то изящные клинообразные бородки, то усы. Женщина старалась привлечь внимание роскошью головных уборов и тщательно прятала волосы, так как у многих народов бытовало поверье, будто женские волосы обладают магической силой. Вот почему после замужестваженщины оберегали волосы от посторонне го взгляда Зато іфи французском “короле-солнце” Людовике XIV они смогли дать волю фантазии. Когда “король- солнце” увенчал свою голову светлым кудрявым пари ком и ввел в мужскую моду прическу “лев”, женщины не отстали от мужчин - их головы украсили сложные прически. Людовик XV выделил свою персону небольшим париком с буклями над ушами и косой на затылке. Что бы не портить прическу, черную шелковую шляпу' с золотой окантовкой носили в руке или под мышкой. Дамы в ту пору увлекались косметикой: пудра, ру мяна, белила, “мушки” - сверх всякой меры. Людовик XVI также носил парик. Его жена короле ва Мария-Антуанетта, происходившая из австрийского королевского дома, стяжала славу’ великого творца женской моды. Высота ее прически была не меньше высоты лица Восхищенные знатные дамы начали под ражать ей. Это дало повод карикатуристам того време ни изображать знатных дам с прической во много раз выше их лица Общественные события всегда находили отраже ние в моде. Так, пуск на воду знаменитого фрегата “Ла бель пуль” дал повод Марии-Анту'анетте появиться в прическе, увенчанной изящной моделью этого парус ника Герой одной из комедий Бомарше очень часто восклицал на провансальском диалекте “ке-са-ко” (что это?). Это понравилось королеве, и она назвала свою прическу “ке-са-ко”. Высокие прически со сложными украшениями ис чезли вместе с сотворившими их королями и королева- ^ —х БУЛАНЫЙ - одна из конских мастей: рудо-желтый,желтоватый. изжелта, ^ иных оттенков, но хвост и грива чер- 4И ные или темно-бурые, и обычно ре- ^И Нр5 мень по хребту; ту же масть, но без бурой примеси, без ремня и при L светлых хвосте и гриве зовут СОЛО- ВОЮ. Рыжеватый стан, впрожелт, с В такими же или посветлее гривой и хвостом - КАУРАЯ; такой же стан с 9 темным хвостом и гривой и с ремнем по хребту - САВРАСАЯ (Даль). БУЙДАН - высокое, гористое, неу добное место (арх). БУЛ ГУНЯХ - бугор вспучивания с ледяным ядром в тунд ре, налобережье Арктики (пом.). БУМАГА-хлопчатобумажная пряжа (Авв.). БУРВА - яма. на дне которой незамерзающий родник, считающийся священным (арх.). БУРГА-артель тюленщиков (арх.). БУРКУНЕЦ - растение донник, кропило, греча дикая, юмор- ки, желтый буркун, бурундук, красный буркун. луговой вя зель: лечуха, люцерна (Даль). БУРНАСТЫЙ - совсем рыжий (стр.). БУСА-большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистой кормой и округлым дном с наделками, набоями, насадками, т.е. с набивными досками по бортам (влг.). БУС, БУСЕНЕЦ - мелкий холодный дождик, снежок, ту ман. морось. БУСЕНЕЦ - отава, молодая трава, вторая трава после покоса (влг.). БУТЕНЬ - растение гонощи, репный карвель. купырь, пестрец, дикая пеструшка (Даль). БУТЫРКИ - дом на отшибе (Даль). БУХМАРИТЬ - затуманивать (Гмп.). БУХТАРМА - шершавая клетчатка на изнанке кож, мез дра (Даль). БУХМАРА, БУМАРЬ - смена погоды на плохую (пом.). БУХОНЯ - изменение погоды к теплу (пом.). БУЧА - коренная вода в яроводье, быстрина и глубь от вскрытия до межени (арх). БУЧКАН - растение бузина красная, цевочник. пищаль- ник, дикая калина (Даль). БЫСТЕРЬ - быстрина, фарватер на реке (пом.). БУЯВЫЙ - увлажненный лес на болоте (арх.). БЫДВА - сеченая солома, ягель на корм скоту (арх.). БЫДНЯ - залеж, запущенное, заброшенное поле (арх ). БЫЛЬЕ - злак, зелень, ботва или растение вообще, у которого стебель соломинкой, колосянка. (Было, да быльем поросло). БЫША - солнечные лучи из-за туч. свет солнца лучами из-за кучевых облаков (сев.). ВАГАЛИЦА - слюдяное оконце (пом.). § ВАГЛЮДКА - козуля, пряники из про стого теста в виде козы, оленя, лошадки и т. д. (пом.). ВАГУДЬ - пастуший берестяной рожок (арх.). ВАДЕГА-омут, подводная ямина (арх.). ВАДОГА - болото, зарастающее лесом (пом.). ВАЖА, ВЕЖА - кочевое жилище про мышленников на Груманте, саамское временное жилище наподобие землян ки, крытое дерном (сев.). XII. ГРЕБЕНЬ Где впервые появился гребень, сказать невозмож но. Но известно, что уже в Древнем Египте и на Востоке за волосами следили весьма тщательно. Расчесывались же “подручными средствами”: колючками репейника, палочками и рыбьими хребтами. Со временем прически становились все сложней, волосы разделяли на тонкие пряди, каждую заплетали в косу, затейливо укладывали на голове, и сам собой возник момент, когда появился специальный гребень. Проходит время, и гребень становится не только расческой для волос, но и украшением прически, его вкалывают на парики и шиньоны. Особым успехом пользовался гребень в Испании. Дамы двора и из народа носили яркие шали и кружев ные косынки, в которые вкалывали высокие черепахо вые гребни, и величина их зависела исключительно от физической выносливости испанки. Но постепенно гребень превращается в скромную расческу. Правда, в наше время декоративный гребешок вновь выплывает из забвения. Он стал той милой, весе лой деталью, которая иногда украшает наряд наших современниц. X III. ЖЕНСКАЯ СУМКА История сумок не столь блестяща, как костюма в целом. В то время как костюмы, его детали и дополне ния изменялись до неузнаваемости, сумка сохранила свою первоначальную “внешность” - она почти не по старела Если в истории костюма нередки случаи, когда его элементы полностью теряли свое функциональное на значение, то с сумками ничего подобного почти не про исходило. Они не удлинялись, как рукава, они не превращались в корсеты. Они просто хранили то, что им доверяли. Одним словом, сумки в первую очередь были предметом функциональным, а уж затем - деко ративным. В середине века произошло гармоничное слияние СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Авв. - протопоп Аввакум. Мрз. - Э.М. Мурзаев. Арх. - архангельский. Нвг. - новгородское. Бел. м. - Белое море. Озор. - О.Э. Озаровская. Белом. - Беломорье. Псх. - С.Г. Писахов. Библ. - библейское. Пмр. - поморское. Влг. - вологодское. Пнж. - пинежское. Гмп. - К.П. Гемп. \ Пск. - псковское. Даль - В.И. Даль. Саам. - саамское. Кар. - карельское. Сев. - северное. Кем. - кемское. Слч. - К.К. Случевский. Клв. - Н.А. Клюев. Ст. ст. - старый стиль. Криз. - НМ. Карамзин. Стр. - старорусское. Макс. - С В. Максимов. Цкс. - церковно-славянское, Мрм. - мурманское. К 0 Н&
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz