Рыбный Мурман. 1992 г. Май.

” МОЯ РЕЧЬ — А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ Материал собрала и подготовила к печати Эмма ДОМАШЕВА Составитель Александр М ИЛАНОВ (Продолжение. Начало в № 15, 16,18,19.) двух этих начал, создавшее предметы, которые без пре­ увеличения можно отнести к шедеврам декоративно­ прикладного искусства. В этот период в костюме женщин и мужчин обязательным дополнением был по­ яс, в зависимости от доходов владельца просто кожа­ ный либо богато украшенный ювелирными накладками, либо целиком выполненный из благородных металлов - золота и серебра. К поясу на цепочках подвешивали различные предметы: ножницы, гребень, ключи и не­ пременно маленькую сумочку. Сделанная специальным мастером, такая сумка бы­ ла уникальна, а порой являла собой миниатюрное чудо. О некоторых из них писали в манускриптах, как, напри­ мер, о кошельке королевы, вдовы английского короля Ричарда “Львиное сердце”, столь искусно он был вы­ полнен и столь богато орнаментирован. Корпус таких сумок выполнялся из тонкой кожи, сафьяна, шелка, бархата икрепился к металлической декоративной рам­ ке, украшенной сложным орнаментом, драгоценными камнями и изображением соборов, скультурных групп. Когда материал истирался, к рамхе прикрепляли дру­ гой, и сумка могла служить еще и наследникам. После первых крестовых походов в моду входит новый тип сумки, крепившейся непосредственно к поя­ су, так называемый “сарацинский святой кошель”. Та­ кие кошельки очень быстро стали принадлежностью как мужского, так и женского костюма Примерно в конце XIV - начале XV веков появился интерес к вышитым платьям, туфлям, перчаткам, поя­ сам и, конечно, к сумкам. Средневековье оставило по­ истине замечательные образцы сумок, но все-таки “золотой век” их истории - эпоха Возрождения. Па смену' сумкам с вышитыми гербами, монограм­ мами, сентиментальными стихами из рыцарских хро- них, трогательными обетами появились и другие - с замком, отделанные металлическими бусинами, на­ кладками из благородных металлов. Вних стали носить ключи и письменные принадлежности, косметику и множество других необходимых предметов. С обратной стороны таких сумок иногда имелась петля для кинжа­ л а Наряду с маленькими существовали и более круп­ ные сумки, предназначенные для различных вещей - в зависимости от рода занятий их владельца Они, как правило, были на плечевом ремне, изготовляли их из добротной, довольно плотной кожи, а носили их все: крестьяне, странствующие монахи, рыцари, купцы, охотішхи, а позже - кондукторы, почтальоны и военные. Сумка с плечевым ремнем - одна из наиболее устойчи­ вых форм, характерных для костюма различных наро­ дов. Она встречается почги во всех странах, меняется только ее декор. Много веков сумки носили на виду - оіш составляли часть декоративного убранства одежды, ими горди­ лись, их бережно хранили. Но вот в начале ХѴП века в костюме появился карман. Мужские сумки постепенно исчезают, остаются скромные маленькие мешочки, стя­ нутые поверху шнуром, - кошельки. В них хранят день­ ги, игральные кости и другую мелочь. Женские сумки продолжают оставаться крупными, и носят их на шнуре, прикрепленном к поясу, или в руке. В ХѴШ веке в Европе наблюдается необычайный расцвет декоративно-прикладного искусства Любой предмет поражает мастерством исполнения. Для от­ делки кошельков используют редкие материалы: чере­ паху, кожу акулы, перламутр. На протяжении второй половины XIX зека все большее внимание уделяется украшению деталей кос­ тюма и его дополнений - при существующем единооб­ разии силуэта именно они придавали индивидуальность женщине. Множество тканей новой фактуры и самых причудливых рисунков, обилие мате­ риалов давало возможность, сохраняя основную конст­ рукцию предметов, бесконечно их разнообразить. Особенно были красивы бальные сумки из золоченых металлических колечек с эмалью. Изготовлением их прославилась Флоренция. Появление женского костю­ ма более строгих форм в свою очередь повлияло и на материалы, из которых делали сумки. Снова получает право на существование тонкая мягкая кожа, а конст­ рукция сумок приближается к современной. Развитие сети железных дорог привело к появле­ нию и дорожных сумок, также очень напоминающих современные. Но настоящее разделение сумок в зави­ симости от назначения, времени года и дня происходит лишь во втором десятилетии XX века, когда европей­ ская одежда резко упрощается, а сама женщина стано­ вится активной участницей общественной жизни. Повседневная сумкаувеличивается по своим разме­ рам, подчеркивая деловой характер женщины, и только с вечерними платьями носят маленькие нарядные су­ мочки. Проходят годы, меняется мода, но сумка остается неизменным спутником во все времена - без нее не может обойтись ни одна женщина в мире. XI. ПРИЧЕСКИ “ КЕ-СА-КО” Как ни странно, но существует мнение, будто при­ чески - изобретение мужчин. Инициативу' же проявили первые жертвы любви и первые воины: одни старались привлечь внимание, другие, желая выделиться, укра­ шали волосы перьями, венками из соломы и шкурами зверей. С течением времени мужчины надели громоздкие парики из растительных волокон, а египетские фараоны - даже золотые бороды. Много позже, в эпоху раннего средневековья, муж­ чины скрепили свои ниспадающие до плеч волосы об­ ручем, а еще позже начали вводить в моду то короткую стрижку, то изящные клинообразные бородки, то усы. Женщина старалась привлечь внимание роскошью головных уборов и тщательно прятала волосы, так как у многих народов бытовало поверье, будто женские волосы обладают магической силой. Вот почему после замужестваженщины оберегали волосы от посторонне­ го взгляда Зато іфи французском “короле-солнце” Людовике XIV они смогли дать волю фантазии. Когда “король- солнце” увенчал свою голову светлым кудрявым пари­ ком и ввел в мужскую моду прическу “лев”, женщины не отстали от мужчин - их головы украсили сложные прически. Людовик XV выделил свою персону небольшим париком с буклями над ушами и косой на затылке. Что­ бы не портить прическу, черную шелковую шляпу' с золотой окантовкой носили в руке или под мышкой. Дамы в ту пору увлекались косметикой: пудра, ру­ мяна, белила, “мушки” - сверх всякой меры. Людовик XVI также носил парик. Его жена короле­ ва Мария-Антуанетта, происходившая из австрийского королевского дома, стяжала славу’ великого творца женской моды. Высота ее прически была не меньше высоты лица Восхищенные знатные дамы начали под­ ражать ей. Это дало повод карикатуристам того време­ ни изображать знатных дам с прической во много раз выше их лица Общественные события всегда находили отраже­ ние в моде. Так, пуск на воду знаменитого фрегата “Ла бель пуль” дал повод Марии-Анту'анетте появиться в прическе, увенчанной изящной моделью этого парус­ ника Герой одной из комедий Бомарше очень часто восклицал на провансальском диалекте “ке-са-ко” (что это?). Это понравилось королеве, и она назвала свою прическу “ке-са-ко”. Высокие прически со сложными украшениями ис­ чезли вместе с сотворившими их королями и королева- ^ —х БУЛАНЫЙ - одна из конских мастей: рудо-желтый,желтоватый. изжелта, ^ иных оттенков, но хвост и грива чер- 4И ные или темно-бурые, и обычно ре- ^И Нр5 мень по хребту; ту же масть, но без бурой примеси, без ремня и при L светлых хвосте и гриве зовут СОЛО- ВОЮ. Рыжеватый стан, впрожелт, с В такими же или посветлее гривой и хвостом - КАУРАЯ; такой же стан с 9 темным хвостом и гривой и с ремнем по хребту - САВРАСАЯ (Даль). БУЙДАН - высокое, гористое, неу­ добное место (арх). БУЛ ГУНЯХ - бугор вспучивания с ледяным ядром в тунд­ ре, налобережье Арктики (пом.). БУМАГА-хлопчатобумажная пряжа (Авв.). БУРВА - яма. на дне которой незамерзающий родник, считающийся священным (арх.). БУРГА-артель тюленщиков (арх.). БУРКУНЕЦ - растение донник, кропило, греча дикая, юмор- ки, желтый буркун, бурундук, красный буркун. луговой вя­ зель: лечуха, люцерна (Даль). БУРНАСТЫЙ - совсем рыжий (стр.). БУСА-большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистой кормой и округлым дном с наделками, набоями, насадками, т.е. с набивными досками по бортам (влг.). БУС, БУСЕНЕЦ - мелкий холодный дождик, снежок, ту­ ман. морось. БУСЕНЕЦ - отава, молодая трава, вторая трава после покоса (влг.). БУТЕНЬ - растение гонощи, репный карвель. купырь, пестрец, дикая пеструшка (Даль). БУТЫРКИ - дом на отшибе (Даль). БУХМАРИТЬ - затуманивать (Гмп.). БУХТАРМА - шершавая клетчатка на изнанке кож, мез­ дра (Даль). БУХМАРА, БУМАРЬ - смена погоды на плохую (пом.). БУХОНЯ - изменение погоды к теплу (пом.). БУЧА - коренная вода в яроводье, быстрина и глубь от вскрытия до межени (арх). БУЧКАН - растение бузина красная, цевочник. пищаль- ник, дикая калина (Даль). БЫСТЕРЬ - быстрина, фарватер на реке (пом.). БУЯВЫЙ - увлажненный лес на болоте (арх.). БЫДВА - сеченая солома, ягель на корм скоту (арх.). БЫДНЯ - залеж, запущенное, заброшенное поле (арх ). БЫЛЬЕ - злак, зелень, ботва или растение вообще, у которого стебель соломинкой, колосянка. (Было, да быльем поросло). БЫША - солнечные лучи из-за туч. свет солнца лучами из-за кучевых облаков (сев.). ВАГАЛИЦА - слюдяное оконце (пом.). § ВАГЛЮДКА - козуля, пряники из про­ стого теста в виде козы, оленя, лошадки и т. д. (пом.). ВАГУДЬ - пастуший берестяной рожок (арх.). ВАДЕГА-омут, подводная ямина (арх.). ВАДОГА - болото, зарастающее лесом (пом.). ВАЖА, ВЕЖА - кочевое жилище про­ мышленников на Груманте, саамское временное жилище наподобие землян­ ки, крытое дерном (сев.). XII. ГРЕБЕНЬ Где впервые появился гребень, сказать невозмож­ но. Но известно, что уже в Древнем Египте и на Востоке за волосами следили весьма тщательно. Расчесывались же “подручными средствами”: колючками репейника, палочками и рыбьими хребтами. Со временем прически становились все сложней, волосы разделяли на тонкие пряди, каждую заплетали в косу, затейливо укладывали на голове, и сам собой возник момент, когда появился специальный гребень. Проходит время, и гребень становится не только расческой для волос, но и украшением прически, его вкалывают на парики и шиньоны. Особым успехом пользовался гребень в Испании. Дамы двора и из народа носили яркие шали и кружев­ ные косынки, в которые вкалывали высокие черепахо­ вые гребни, и величина их зависела исключительно от физической выносливости испанки. Но постепенно гребень превращается в скромную расческу. Правда, в наше время декоративный гребешок вновь выплывает из забвения. Он стал той милой, весе­ лой деталью, которая иногда украшает наряд наших современниц. X III. ЖЕНСКАЯ СУМКА История сумок не столь блестяща, как костюма в целом. В то время как костюмы, его детали и дополне­ ния изменялись до неузнаваемости, сумка сохранила свою первоначальную “внешность” - она почти не по­ старела Если в истории костюма нередки случаи, когда его элементы полностью теряли свое функциональное на­ значение, то с сумками ничего подобного почти не про­ исходило. Они не удлинялись, как рукава, они не превращались в корсеты. Они просто хранили то, что им доверяли. Одним словом, сумки в первую очередь были предметом функциональным, а уж затем - деко­ ративным. В середине века произошло гармоничное слияние СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Авв. - протопоп Аввакум. Мрз. - Э.М. Мурзаев. Арх. - архангельский. Нвг. - новгородское. Бел. м. - Белое море. Озор. - О.Э. Озаровская. Белом. - Беломорье. Псх. - С.Г. Писахов. Библ. - библейское. Пмр. - поморское. Влг. - вологодское. Пнж. - пинежское. Гмп. - К.П. Гемп. \ Пск. - псковское. Даль - В.И. Даль. Саам. - саамское. Кар. - карельское. Сев. - северное. Кем. - кемское. Слч. - К.К. Случевский. Клв. - Н.А. Клюев. Ст. ст. - старый стиль. Криз. - НМ. Карамзин. Стр. - старорусское. Макс. - С В. Максимов. Цкс. - церковно-славянское, Мрм. - мурманское. К 0 Н&

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz