Рыбный Мурман. 1992 г. Май.

Слово - руководителю ВЯЧЕСЛАВУ ФЕТИСОВУ НЕБЕЗРАЗЛИЧНА СУДЬБА “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТА” Раньше начальник флота думал только об одном: как выполнить план по основным показателям. Количество рыбопродукции, ее качество , а для “ Севрыб- холод флота” еще и транспортные перевозки, - вот что тревожило денно и нощно. Теперь план как бы померк перед важностью других проблем. Теперь вопрос - как выжить ? - встал перед каждым начальником флота. И каждый отвечает на него по-своему. Впрочем, мировая практика знает ответ: коммерческая деятель­ ность. И , следуя этому совету, руководители флотов действуют..: Казалось бы, финансовое положение флота должно радо­ вать: все планы выполнены, в том числе - реализация продук­ ции. Но флот на картотеке в бан­ ке. Почему? Во-первых, у нас очень дол­ го длится процесс оборота де­ нег. Мы получаем топливо, тару, и суда уходят на промысел, но только после выдачи снабжения на траулеры мы возвращаем деньги. Во-вторых, цены на ры­ бопродукцию скачут, а “Сев- рыбсбыт” не может сразу оплачивать ее нам полностью. Но даже все это не такая бе­ да в сравнении с отсутствием кредитов. Нам нужно 350 мил­ лионов. а дали всего 20. Про­ блема эта существует не только у нас, причины ее возникнове­ ния объясняла в "Рыбном Мур- мане" главный бухгалтер “Севрыбы" В. М. Лебедева ("РМ". 1992, № 13). Поэтому я хочу добиться от флотов, чтобы предоплата была стопроцентной. Например, “Во- стокрыбфлот" всегда произво­ дит снабжение по коносаменту. Но у нас на бассейне никто не хочет этим заниматься - хлопот­ но. А почему бы не сделать так: купил, скажем, траловый флот топливо, заплатил за него. И все. У нас же получается: залили топливо в танкер, когда-то он его раздаст, когда-то нам пере­ числят деньги. Были бы креди­ ты, тогда ладно. Но их нет. Дело усугубляется еще вот чем: и топливо, и тару каждый флот покупает где может, при­ чем за сколько договорится. В итоге на нефтебазе сейчас ока­ зывается дизельное топливо по 600 рублей за тонну, по 3 тысячи и даже по 15 тысяч рублей. Мы нальем в танкер, а какие деньги получим - вопрос. То же самое с тарой. А грузят-то в одни и те же трюмы. И еще одна головная боль - наличные деньги. Подошли на­ ши плавбазы с мойвенной пути­ ны, каждому экипажу требуется выдать около миллиона рублей. Где взять эти “бумажки"? Види­ мо. придется переходить на сертификаты, чековые книжки. Ведь приближается пора отпу­ сков. ситуация осложнится. Это очень серьезно, когда люди не могут получить заработанное. Что касается валютных про­ блем, несколько выручают нас совместные предприятия. Мы создали два СП с США. одно - на Бермудских островах. Они помогают с выплатой валюты экипажам, с оплатой заходов судов в инпорт. с поиском по­ путного груза для транспортов. Проблема валюты очень ост­ рая. Только на выплаты экипа­ жам нужно около восьми миллионов долларов: шесть миллионов идут на питание мо­ ряков. не говоря уж о других расходах. Поэтому используем любую возможность перевезти какой-либо груз и пополнить ва­ лютный кошелек флота. Очень ценна в этом плане работа экипажа “Скаллопера", который работает на выпуске гребешка. 4-5 миллионов дол­ ларов в год получает флот от его деятельности. А сейчас боль­ шие надежды возлагаем на эки­ паж УПС “Профессор Кленова", где впервые на бассейне уста­ новили голландскую линию по очистке креветки. Куда более серьезно обсто­ ят дела с плавбазами. И если все-таки будут подняты цены на топливо, чуть ли не все базы встануту причалов. Кроме разве что модернизированных. Мыпо- нимаем. что будущее не за став­ ридой и сардиной, а за треской, креветкой. Ведь консервами мировой рынок насыщен. Поэ­ тому оборудовали современны­ ми шведскими филейными линиями плавбазы “Севрыба", “Виктор Кингисепп". “Сергей Василисин" А на выпуске кон­ сервов работает переоборудо­ ванная плавбаза “Маточкин Шар". Летом закончится модер­ низация “Даурии", которая за­ менит старую рыбомучную базу “Рига". Потребность в этой про­ дукции огромна. Мука идет не только на птицефабрики, но и для выпуска комбикормов, без которых животноводам не обой­ тись. Кстати, мы сейчас всю му­ ку, выработанную нашим флотом, отдали предприятиям Мурманской области. Все эти проблемы, не говоря уж о грабительских налогах, не стимулируют производство, не дают возможности работать с прибылью. Да и время сейчас иное: требуется постоянный по­ иск новых экономических реше­ ний. Есть проект модернизации транспортного флота на базе конверсии. Ведь эти суда, если повысятся цены на топливо, ста­ нут нерентабельны. Что касается приватизации, на последней конференции мы решили создать на базе “Сев- рыбхолодфлота" акционерное общество открытого типа, где 25 процентов акций будут принад­ лежать коллективу. “Отбили", наконец, гостини­ цу “Рыбак" в Москве, создали акционерное общество. Спаси­ бо морякам: помогли. Ведь коо­ ператоры прочно завладели было нашей гостиницей. При­ шлось даже обращаться за по­ мощью к ОМОНу. Теперь, поскольку перелеты экипажей сократились, можно сдать один этаж в аренду для иностранных туристов или под офисы. Думаем и над другими фор­ мами коммерческой деятельно­ сти: надо открывать магазины, строить спортивные сооруже­ ния. Особенно следует обратить внимание на детей, тут, думаю, не надо жалеть средств. Например, сейчас ищем партнеров в Анапе для реконст-7 рукции “Северного сияния". Мы считали, что реконструкция пио­ нерлагеря будет стоить 40 - 50 миллионов рублей, а сейчас эта сумма перевалила за полмилли­ арда. Одним нам это не осилить. Думаем заняться рыбовод­ ством в Палкиной губе, заодно обустроить быт мальчишек-аль- батросовцев. Надо, как на Западе, вкла­ дывать деньги в недвижимость и индустрию спорта. Десятки лет стоит коробка хоккейного стадиона рядом с плавбассей- ном - почему бы не создать там акционерное общество и не до­ вести это дело до ума? В Аме­ рике я встречался с нашим известным хоккеистом Вячесла­ вом Фетисовым, он сказал, что в заграничных клубах играет мно­ го мурманчан. Пусть их будет еще больше, надо создать усло­ вия! Горнолыжная трасса на дру­ гом берегу залива ждет, когда там построят подвесную дорогу и решат бытовые проблемы. Проектов хороших много. Остается воплотить их в жизнь. Альберт ЛЕВАНОВ, начальник управления “Сев- рыбхолодфлот”. УЛОВ НА БОРТУ. Фото Л. УСИКА, РДО в номер ТРЕБУЕМ, ТРЕБУЕМ, ТРЕБУЕМ... Переустройство всего жизнен­ ного уклада общества приняло харак­ тер всеобъемлющего долговременного кризиса, а шоковая экономическая политика правительст­ ва России становится бедствием для экономики флота, социального поло­ жения моряков, наших семей. Ситуа­ ция в стране, отрасли, флоте, предстоящее неконтролируемое по­ вышение цен на энергоресурсы требу­ ют. по нашему мнению, активных действий всего коллектива флота. Предлагаем всем экипажам на период перехода крыночной экономи­ ке создать постоянно действующий забастовочный комитет в составе 5 - 7 человек, делегированных экипажами судов флота из районов промысла. Наделить забастовочный комитет всеми необходимыми правами для со­ циальной защиты моряков, всех работ­ ников флота, их семей в том числе. 1. Правом контроля хозяйствен­ но-финансовой деятельности руко­ водства флота. 2. Правом выработки конкретных обоснованных требований, предложе­ ний в адрес руководства флота, от­ расли, правительства России с привлечением к этой работе экспер­ тов за счет средств флота. 3. Правом объявления забастовки, других коллективных действий. Требуем от администрации. СТК. профкома: 1. Всемерно конструктивно содей­ ствовать забастовочному комитету, создать необходимые условия для его работы, в том числе членам забасто­ вочного комитета сохранить средний морской рублевый и валютный зарабо­ ток, предоставить помещение, теле­ фон, информационное, техническое обслуживание за счет средств флота, право непосредственной связи с Жипа- ха.4Ы. 2. Требуем ввести с 1 апреля 1992 года оплату труда промысловикам из расчета минимум 35 процентов реаль­ ной товарной стоимости вырабаты­ ваемой продукции. Ввести с I апреля 1992 года минимальную гарантирован­ ную оплату морякам не менее трех ок­ ладов соответствующих категорий береговых работников. 3. Требуем ввести с 1 апреля 1992 года гарантированную, без каких-либо условий, выплату валюты в размере не менее 33 процентов окладов, действо­ вавших до 1 января 1992 года. 4. Начиная с 1 апреля 1992 года, начисление зарплаты морякам за весь рейс производить по коэффициенту или другой системе оплаты труда, действующей на день начисления. 5. Всем отпускникам выплачивать компенсации в размере, соответству­ ющем изменениям размера зарплаты на момент ухода в отпуск или из расче­ та среднемесячного заработка за по ­ следний промысловый рейс. Началом отгула выходных дней, отпуска счи­ тать второй день после получения рейсовой получки. 6. Выгрузки в море исключать из промыслового времени, оплачивать отдельно, взяв за основу оплату труда докеров в порту. 7. Требуем принять конкретные ме­ ры, обеспечивающие безусловное снаб­ жение моряков продуктами и товарами первой необходимости. 8. Призываем все экипажи и руко­ водство флота к совместным проду­ манным решительным действиям. (Принято на общих собраниях эки­ пажей БАТ “Маршал Якубовский”, “Ад­ мирал Падорин”, РТМК-с “Александр Косарев”, “Александр Мироненко”, “Максим Старостин”, “Леонид Галь­ ченко”, ПСТ “Кировакан”, работающих в СВА.) * * * Комментарий и. о. начальника Мур­ манского тралового флота Ю. Б. ПРУТ­ КОВА: - Считаю, что создание забастовочно­ го комитета в данный момент преждевре­ менно. Ни к чему хорошему это не приведет, а подорвать экономику флота может. Думаю, сейчас важнее работать высокопроизводительно. А так, конечно, требования рыбахов справедливы: за свой нелегкий труд вдали от семьи они пол­ учают крайне недостаточно. Уверен, что мы, руководители флота, найдсм об­ щий язык с рыбаками и сумеем решить все проблемы, стоящие перед нами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz