Рыбный Мурман. 1992 г. Май.
f c f c ЗОЛОТОЙ" РЫБКЕ - Боюсь, Владимир Федорович, что на чать нашу беседу мне придется с признания: как, вероятно, большинство людей, я имею о рыбном хозяйстве очень поверхностное представление— - Мы все привыкли видеть рыбу в магазинах, и некоторые думают, что все очень просто: сидят где-то в лодках здоровые мужики с удочками или сетями ловят. На самом деле современное рыбное хозяйство - это пищевая индустрия: пять огромных бассейнов - Северный, Каспийский, Западный, Южный и Дальневосточный с мощным рыболов ным флотом, транспортными судами, плавучими рыбоперерабатывающими базами, танкерами, ма шиностроением, судостроением, береговыми рыбо перерабатывающими предприятиями, вузами, НИИ... Есть даже два очень красивых парусных учебных судна - “Седов” и “Крузенштерн”. Но все же главное - это рыбаки, специалисты, ученые: дру гими словами, влюбленные в свое дело люди - их в российском рыболовстве более 320 тысяч человек. - А рыба есть? - Стало меньше. - А раньше? - Мы промышляли от Северного Ледовитого океана до Антарктиды. По существу все моря и океаны нам были доступны для активного рыболов ства благодаря широко проводимым научно-по исковым работам. Посылали в эти районы флотилии траулеров, кошельковых судов, они ло вили рыбу согласно прогнозам ученых и рекомен дациям международных организаций. Следом шел транспортный флот. Рыбу везли в страну, она по ступала на прилавки, продавали, считали - сколько килограммов приходится на душу населения. 15, затем -16,18, в 1988-1989 годах перевалили за 18,4... Я помню, мойва, ставрида, хек, скумбрия продава лись в магазинах свободно, а консервами были за товарены все крупные города. Потом партия и правительство сказали: давай в рамках продоволь ственной программы 20 килограммов на душу... Этого мы, к сожалению, не увидели, но стабильный рост поступления рыбопродуктов был. - До какого времени? - До 1989 года мы, по данным международной статистики ФАО, которая скрупулезно ведет учет промысла биологических морских ресурсов, де ржали 2-е место в мире по общему вылову, а по рыбе - 1-е. В 1990 году общий вылов сократился по сравнению с 1989 годом на 900 тысяч тонн, а выпуск пищевой продукции, включая консервы, - на 400 тысяч тонн. Уже в следующем году покатились еще дальше вниз - спад производства составил 12 про центов. - Как отразились на рыбном хо зяйстве - последовательно - развал СЭВ, распад Союза, наконец, стремление уже мес тных властей как-нибудь обособиться? -Н а международные условия рыболовства распад СЭВ не повлиял, а вот на состоянии флота это ска залось. До распада Польша, где мощное судострое ние, строила для нас плавбазы, добывающие и перерабатывающие суда. ГДР строила мощные транспортные суда и траулеры. Венгрия, Чехо-Сло- вакия, Болгария поставляли запчасти для двигате лей, а Югославия занималась ремонтом. Мы им помогали развивать свой флот, строили заводы, фаб рики, присылали специалистов на корабли. Все рас четы производились на клиринговой основе. Это было выгодно для всех сторон. А когда СЭВа не стало, нам говорят: давайте за все чистые доллары... Заказы были крупные, никакие организации, да же богатые коммерческие структуры, оплатить их сразу не могут... Сегодня рыболовное кораблестрое ние в этих странах свернуто, некоторые суда недост роены и брошены... По существу, пострадали все - и мы, и наши традиционные партнеры. - И все-таки раскол Союза оказался, навер ное, более болезненным для отрасли, чем раз вал СЭВа? - Фактически рассыпалась вся схема управления рыбным хозяйством. Сначала пять промышленных бассейновых объединений, которые потом, когда на чалась структурная перестройка и мы потеряли власть Центра, были реорганизованы в ассоциации, концерны и объединения госпредприятий на добро вольной основе."Дальрыба" давала 50-52 процента от всего объема вылова7"Запрыба" - примерно 28 про центов. “Севрыба” - 22, “Азчеррыба” - 10 и “Каспры- ба” - 5-7 процентов. Первой отпала “Запрыба” вместе с салакой, шпротами, литовским судостроением и выходными латвийскими, литовскими и эстонскими портами в Балтийском море, флотом и всей инфраструктурой. - Остается еще Кенигсберг... - Действительно: Калининград и Санкт-Петер бург, где от флота тоже сохранилось не больше тре ти. Латвия, Литва и Эстония, суда для которых стро ились на средства из союзного бюджета, заявили, что это их собственность и рыбу ловить будут сами. Со здали прибалтийские страны собственные структу ры: где - Министерство водного хозяйства, где - Комитет рыбного хозяйства, где - департамент. Но промышлять стали меньше, чем ранее. Во-первых, энергетический кризис, во-вторых, в море ходили преимущественно славяне: русские, украинцы, бело русы... Вот и стоят у рыбных причалов корабли в основном без дела. То же и в Севастополе. Только если из-за воен ного флота шум поднялся на всю Россию, то из-за рыболовецкого спорить никто не желает. Хотя я счи таю, что раз строился он на общие деньги, то и Бела русь, и Казахстан, и Грузия, и все другие республики, и в первую очередь Россия, должны получить назад свой пай или хотя бы внести ясность в его эффектив ную эксплуатацию. - Итак, два бассейна, можно сказать, отпа ли... Но вМировом океане мы продолжаем ло вить? - Да. При участии МИДа международные дела вело Министерство рыбного хозяйства СССР, вместо которого сейчас создан наш комитет. Во многих стра нах при посольствах имеются атташе по рыболовст ву, более 20 “чистых” представительств Комитета рыбного хозяйства... Корабли же заходят, надо офор млять различные документы: квоты, лицензии и т. д. Есть 59 рыболовных межправительственных согла шений, в рамках которых каждый год рассматрива ются условия промысла для нашего флота. Теперь, когда Россия объявила себя преемником СССР, мы все эти непростые практические дела ведем. А как быть Украине? Странам Прибалтики? Им тоже надо заключать прямые соглашения, но нет ни соответст вующих структур, ни людей... И порою они продол жают вести лов по старинке - под красным флагом СССР... - Ну а в связи с “регионизацией”, когда, как говоритЯвлинский, **унас вкаждом ауле теперь президент”, возникают в вашей отрасли труд ности? - Все проблемы оттого, что регионы у нас бедные. А все новообразования на этих территориях - тоже бедные. А бедные обычно спорят и хотят жить богаче один за счет другого. Местные Советы часто не дума ют о рациональном использовании рыбных запасов и об интересах России, научно обоснованные правила рыболовства и лимиты вылова пытаются, в нарушение законов, пересматривать, рыбнадзор - под местные комитеты по охране природы... Вот, например, Даге стан принял решение, подчинил себе органы рыбоох раны и начал бесконтрольный промысел. И наносит ущерб промысловому стаду осетровых. Причем ловит не только в своих пределах, но и в заповедной зоне Северного Каспия... И таких примеров можно найти много. И на Д ал ь нем Востоке, и на Сахалине картина не лучше. Все хотят иметь свои “наделы”, забывая, что от этого по страдают все - рыба ведь не знает границ. - А разве не было справедливым возмуще ние того же губернатора Федорова тем, что Сахалин почти не видел своего же лосося? Все отдавал в Центр, не имел с этого ни копейки,. и лишь что-то ему возвращалось потом с ма терика? - Н адо создать хороший механизм, который р або т ал бы и “на Сахалин - Ф едо р о в а ”, и на интересы д ел а российского вообще. Я считаю , что долж ен быть общебассейновый , допустим , Тихоокеанский , промысловый совет. Который бы соблю дал ин тере сы и регионов, и традиционных пол ь зо в ател ей этих ресурсов , пр еж де всего коренных ж и тел ей , рыбаков, баз океанского лова и т. д., то есть и крупной про мышленности . Причем - в соответствии с научно выверенными лимитами вылова и механизмом их распределения . Рыбное хозяйство многопрофильно и капиталоемко . Его н ель зя растащить по регионам и содерж ать по частям. Многое все равно останется в ф е д е р ал ьн о й собственности , так как государство должно заботиться об эф ф е к ти в н о с ти и сп ол ь зо ва ния основных фондов . - Вы считаете, что централизованная струк тура должна сохраниться? - В принципе да, конечно. Какой-то небольшой по численности координирующий орган. И не такой, как ранее, где работали полторы тысячи чиновников и который отбирал у предприятий 85 процентов прибы ли, а потом распределял дотации по своему вкусу... Когда мы перешли на самофинансирование, само окупаемость, а в прошлом году окунулись в рынок, система изменилась. Ликвидировали союзное мини стерство, создав в России Комитет рыбного хозяйства при Минсельхозе численностью 300 специалистов. Предприятия, которые по инерции числятся “под на ми”, нам ни копейки не перечисляют, а из бюджета выделяют средства только на зарплату, связь, транс порт, ручки-карандаши, и все. Предприятия абсолю т но свободны, зато и мы помочь ничем, и особенно материально-техническим снабжением, им не можем. - Чем же тогда занимается ваше ведомство? - У нас осталось пять основных направлений дея тельности , которые в принципе являются государст венными функциями. Во-первых, управление биологическими ресурсами 200-мильной зоны, откры тых районов Мирового океана, исследование и подго товка новых сырьевых районов промысла. Второе - надзорные функции: охрана рыбных запасов, конт роль за рыболовством и воспроизводство ценных ви дов рыб. Третье - международное сотрудничество: соглашения, конвенции, комиссии, представи тельс т ва, режим рыболовства в Мировом океане, защита ин тересов России. Четвертое направление - единая научно-техническая и пятое - кадровая политика. - Как скажется на рыбном хозяйстве ожида емое увеличение цен на энергоносители?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz