Рыбный Мурман. 1992 г. Май.
ИЗІСГОРШ 01 ЕЖЛЫ Материал собрала и подготовила к печати Эмма ДОМАШЕВА VII. КОГДА ПОЯВИЛСЯ НАПЕРСТОК • Жил в ХУЛ веке в Амстердаме мастер-ювелир Ни колай Бентотен. Он был влюблен в Аниту - дочь мрач ного и известного своей скупостью соседа Ван Ранема С иголкой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки больно кололи пальцы усталой де вушки. И вот в дом к Аните принесли маленькую золотую шапочку с какими-то непонятными знаками. При ней было послание, по правилам тогдашнего хорошего тона: "Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальчики" и подпись: "Николай Бенто- нен". VIII. ЧУЛКИ Прародителями чулок, вероятно, можно считать оинты, которыми изне женные римляне обвивали не только го лени, но и бедра. Еще более похожей на чулки была высокая обувь из мягкой ко жи. На следующую ступень чулки подня лись в эпоху Меровингов во Франкском государстве. Около 750 года н. э. новая меровинговская аристократия для того, чтобы внешне не походить на представи телей старого режима, продолжавших следовать римским обычаям, ввела одеж ду, отличную от римской: недлинную ту нику, короткие панталоны и гетры не из кожи, а из материи. Меровинговский кос тюм с небольшими изменениями продер жался до середины XI века. Чулки к нему, из сукна, холста или полотна, кроились по косой, сзади сшивались икрепились ввер ху ремнями. Стали они обязательной при надлежностью средневекового костюма. Даже император Карл Великий, издавший многочисленные указы против роскоши и одевавшийся почти спартански, всегда носил чулки. С середины XIY века в мужской одеж де появляется сравнительно короткий, уз кий, затянутый ппіуровкой камзол и облегающие панталоны, к которым потре бовались и более эластичные и высокие чулки. Причем вначале чулки были разде лены на низ и верх и лишь после "грозно го” закона в 1374 году о непристойности такого вида чулок начали их сшивать по шаговому шву. В конце XTY и XY веков стала популярной такая одежда: спинка одного цвета, перед - другого или одна половина костюма контрастна другой. Такими делались и чулки. Пара модных чулок, например, могла состоять из голубого и красного или быть сшитой из разноцветных полос и ромбиков. В придворный костюм того времени входили чулки из полос различных материй, с ажурной вышивкой, расположенной по спирали. Чулки на кожа ной подошве делались по меркам и придворным моде лям; для верховой езды - подбивались мехом. Привязывались чулки спереди, сзади или по бокам кам зола шнурками с металлическими наконечниками. В Италии чулки были с отличительными знаками многочисленных обществ: члены венецианской "компа нии делла Кальза" носили, например, полосатые чулки, один из которых был усыпан драгоценностями. Во второй половине XYI века панталоны приобрели форму шара, чулки соединялись с ними, образовывали нечто напоми нающее грушу. ВXYI-XYH веках чулки поддерживались подвязками-лентами, их перекрещивали под коленями и завязывали бантом. Мужские и женские подвязки одина ково украшались вышивкой, драгоценностями и круже вами. Кружевные подколенные гарнитуры стоили дороже, чем весь костюм. "Дожив” до конца восемнад цатого века, подвязки стали практичнее - превратились в ремешки с пряжками. Первые сведения о вязаных чулках относятся к 1519 году, хотя техника вязания была известна уже в конце средних веков. Естественно, что чулки вначале стоили очень дорого - пара чулок - королевский подарок! В 1540 году шелковые чулки были впервые подарены Ген- _ _ риху ѴШ. В 1560 году черные шелковые вязаные чулки лянныс зсРклла из Венеции. Они были небольших разме- надела королева Елизавета. Эти события отмечались да- ров’и жснщины носили ** WM iem ie , вешая на шею или привязывая к поясу. Мужчины носили мечи с маленькими зеркальцами, всаженными в рукоятку оружия. В Россию в ХУЛ веке с Запада ввозилось много зеркальных стекол. Они были дороги, но несмотря на это Вначале крупнейшим было чулочное производство в Англии. Затем оно стало развиваться во Франции. Без преувеличения можно сказать, что чулочное производ ство Франции создал Кольбер, министр Людовика ХГУ. Через несколько лет в Болонье на 200 станках начала работать Королевская мануфактура, имевшая монополь ное право на производство и продажу вязаных вещей. И через несколько лет импорт английских шелковых чулок был запрещен. Париж твердо сохранял свое главенствующее поло жение в производстве шелковых чулок из высококачест венной пряжи, хотя использование такого сырья делало их значительно дороже. Как складывались взаимоотношения трикотажных чулок и моды? Они всегда покорно следовали за модой, четко отражая не только ее капризы, но и различные политические изменения. Например, перед первой бур жуазной революцией во Франции сильно возросло влияние средних классов, и это привело к значительному сокращению производства шелковых чулок. Женские чулки всегда стремились делать тонкими, изящными. В зависимо сти от моды менялись лишь цвет и харак тер узора: в период ампира были модны чулки с яркими стрелками или рисунком, имитирующим перекрещивающиеся ленты. Экстравагантность кружевных чулок продержалась до первой мировой войны. Короткие юбки сделали чулки более жизненными и простыми. Таким образом, начало двадцатых годов было временем рождения современных чулок. Производство чулок в России появи лось в начале нашего века. Оно было примитивным, чулки - грубые, хлопчато бумажные - выпускались в незначитель ном количестве. Шелковые чулки экспортировались, а большинство носи ло чулки, вязанные вручную. IX. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Головной убор придает костюму за конченный вид. Поэтому он должен гар монировать с ним, подходить к возрасту, лицу, прическе. Во все времена шляпа была непре менной принадлежностью одежды. В ан тичном мире ее носили с чисто практической целью. Во времена путешествий древние греки надевали низкую круглую шляпу с большими или маленькими полями. В ХІ-ХП веках среди многих нови нок с Востока пришла в Европу мода на тюрбаны. Их носили мужчины и женщины. В эпоху Возрождения появляются береты, большие плоские и с разрезами, из тонкого сукна и бархата, укра шенные вышивкой, перьями, медальонами. В конце XIX и в начале XX века в моду вошли пыш ные широкополые шляпы, украшенные искусственными цветами, фруктами, птичками, перьями. Они походили на переполненные корзины. Столь огромные шляпы по требовали специальных шпилек и булавок, чтоб удержи вать шляпы на голове. Дело дошло до того, что "Дамский журнал” за 1912 год поместил статью, где говорилось, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамвай дам в шляпах с булавками. Но постепенно со шляп исчезли украшения, у моде лей нашего времени простая удобная форма. X. ЗЕРКАЛА Первые дошедшие до нас зеркала делали из бронзы и серебра: это было три тысячи лет до н.э. В странах Древнего Востока лицевую сторону зерка ла обычно гладко полировали, а обратную покрывали гравировкой или рельефом. Древние греки предпочитали зеркала из бронзы, ручку часто делали в виде скульптурной фигуры, так что зеркало можно было поставить на стол. В Европе женщины обычно довольствовались ма ленькими зеркальцами из полированного металла Их подвешивали к поясу на шнурке или цепочке. Лишь в ХШ веке в Европе впервые появляются стек- же хроникой. Вскоре шелковые чулки появились при всех европейских дворах. В семнадцатом веке почти во всос европейских странах носили чулки,украшенныевышивкамии стрелками. Помимо орнамента для вышивок существовали еще специальные . “чулочные темы” - жанровые сценки, иногда отражающие в Кажл ЖСІШХс мало-мальсхим достатком старался нс' шаржированном виде политические собыіия. весте подарить такое зеркальце. МОЯ РЕЧЬ А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ ТАК... Составитель Александр МИЛАНОВ (Продолжение. Начало в N 2 15,16,18.) БРАГА - домашнее, крестьянское, коржачное пиво; хлебный напиток, иногда более похожий на квас. Брага простая, ячневая на одних дрожжах, без хмеля; брага пьяная, хмельная, пивцо, полпивцо с хмелем, весьма разных ка честв; иногда она густа, сусляна (слад ка) и пьяна. Овсяная брага варится из g I Ш /Я I Я Н распаренного, высушенного и смолото- S Я н г го овса«из 0ВСЯ}ШГ0 солода; пшенная, буза - из разварного и заквашенного пшена, иногда с медом и хмелем. Пер мяки варят бузу или брагу из ржаной муки с малгаюй (Даль). БРАЗДА - борозда, желобочная полоса Мн. ч. - конские удила БРАЗДЫ правления, БРАЗДЫ власти (Даль). БРАНДАХЛЫСТ - жидкое пиво; дурное и безвкусное хмельное питье; слабая или горелая сивуха (влг.). БРАННАЯ (СКАТЕРТЬ) - узорчатая, с узорами (стр.). БРАНЬ - растение троецветка, верховой ладах, синюха, двусил, столиственница, красотка, букиш (Даль). БРАТЫНЯ, БРАТИНА - сосуд для пива (стр.). БРАШНО - пища, еда (Авв.). БРЕВНЯ - островной мыс, раздваивающий течение (арх). БРЕДЕНЬ, БРЕДНИК - небольшой невод, которым ловят рыбу вдвоем, идя бродом (сев.). БРИДЕЛЬ - мертвый якорь, кладется на рейдах для при ходящих судов, которые крепятся за плавучий буй бриделя (стр.). БРОДНЯ - ходьба туда- сюда (Авв.). БРУГВА - мелкая лесная поросль, заросль на палах, гарях (арх). І ■X:*:• 8 I 1 Й — 7 БРУЖ(Н)НИЦА - куст и ягода княженики (арх.). БРУНДЫШКА - растение сниток, снедок, сиротки (Даль). БРУСИТЬ - бормотать, врать (Авв.). БРУСОЛИЦА - серая узорчатая змея, живущая у каме нистых берегов, которую будто бы вечно преследует жупе- лица, ужлица, черная змея, живущая во мхах. БРУСОЛИЧНУЮ выползину пастухи берегут для охраны скота от порчи (арх). БРУСОНЕЦ - яркая звезда, различаемая кормчими от прочих (арх). БУТА - низменные речные берега, поросшие ивняком, осокорником и кустами на ширину поймы (арх.). БУДАРА - грузовая лодка (Озор.). БУДРА - плющевидное растение, подбируха, плр* .дик, котовник, собачья мята, расходник, кротовник, roj _*ане- дужная, баранчик, духмянха, кошачья мята (Да /.). БУЖАТЬ - умирать, издыхать, околевать, ис ускать ды хание (арх). БУЖЛЕЦ - мертвый узел (арх). БУЗА - каменная или горная соль в .эердых комьях. Сусло, молодое пиво или брага, неуходившаяся, солодкова- тая. Особый напиток, густой и мутный, род пшенного кваса; делают также пьяную бузу из наливаемой каши смешанных круп: гречневых, ячневых, овсяных и пшеничных, подвесе- ляя ее хмелем. Яблочный или грушевый квас, сидр (Даль). БУЗУЛЬНИК, БИЗУЛЬНИК - растение кудра, скерда, скедра, пушник, белопушица, дикий хмелюк, скрепуха, жел тый зверобой (Даль). БУЗУРУНКА - куртка-коротайха (стр.). — 8 — список Авв. - протопоп Аввакум. Арх - архангельский. Бел. м. - Белое море. Белом. - Беломорье. Библ. - библейское. Влг. - вологодское. Гмп. - КП . Гемп. Даль - В.И. Даль. Кар. - карельское. Кем. - кемское. Клв. - Н.А. Клюев. Крмз. - НМ. Карамзин. Макс. - С В. Максимов. Мрм. - мурманское. СОКРАЩЕНИЙ Мрз. - Э.М. Мурзаев. Ндг. - новгородское. Озор. - О.Э. Озаровская. Псх. - С.Г. Писахов. Пмр. - поморское. Пнж. - пинежское. Пск. - псковское. Саам. - саамское. Сев. - северное. Слч. - К К Случевский. Ст. ст. - старый стиль. Стр. - старорусское. Цкс. - церковно-славянское. і 1 I 1 % у- Я 'ѣ За •А % ::: I І 1 'л I . 1 & I w .'mwm
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz