Рыбный Мурман. 1992 г. Май.

ИЗІСГОРШ 01 ЕЖЛЫ Материал собрала и подготовила к печати Эмма ДОМАШЕВА VII. КОГДА ПОЯВИЛСЯ НАПЕРСТОК • Жил в ХУЛ веке в Амстердаме мастер-ювелир Ни­ колай Бентотен. Он был влюблен в Аниту - дочь мрач­ ного и известного своей скупостью соседа Ван Ранема С иголкой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки больно кололи пальцы усталой де­ вушки. И вот в дом к Аните принесли маленькую золотую шапочку с какими-то непонятными знаками. При ней было послание, по правилам тогдашнего хорошего тона: "Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальчики" и подпись: "Николай Бенто- нен". VIII. ЧУЛКИ Прародителями чулок, вероятно, можно считать оинты, которыми изне­ женные римляне обвивали не только го­ лени, но и бедра. Еще более похожей на чулки была высокая обувь из мягкой ко­ жи. На следующую ступень чулки подня­ лись в эпоху Меровингов во Франкском государстве. Около 750 года н. э. новая меровинговская аристократия для того, чтобы внешне не походить на представи­ телей старого режима, продолжавших следовать римским обычаям, ввела одеж­ ду, отличную от римской: недлинную ту­ нику, короткие панталоны и гетры не из кожи, а из материи. Меровинговский кос­ тюм с небольшими изменениями продер­ жался до середины XI века. Чулки к нему, из сукна, холста или полотна, кроились по косой, сзади сшивались икрепились ввер­ ху ремнями. Стали они обязательной при­ надлежностью средневекового костюма. Даже император Карл Великий, издавший многочисленные указы против роскоши и одевавшийся почти спартански, всегда носил чулки. С середины XIY века в мужской одеж­ де появляется сравнительно короткий, уз­ кий, затянутый ппіуровкой камзол и облегающие панталоны, к которым потре­ бовались и более эластичные и высокие чулки. Причем вначале чулки были разде­ лены на низ и верх и лишь после "грозно­ го” закона в 1374 году о непристойности такого вида чулок начали их сшивать по шаговому шву. В конце XTY и XY веков стала популярной такая одежда: спинка одного цвета, перед - другого или одна половина костюма контрастна другой. Такими делались и чулки. Пара модных чулок, например, могла состоять из голубого и красного или быть сшитой из разноцветных полос и ромбиков. В придворный костюм того времени входили чулки из полос различных материй, с ажурной вышивкой, расположенной по спирали. Чулки на кожа­ ной подошве делались по меркам и придворным моде­ лям; для верховой езды - подбивались мехом. Привязывались чулки спереди, сзади или по бокам кам­ зола шнурками с металлическими наконечниками. В Италии чулки были с отличительными знаками многочисленных обществ: члены венецианской "компа­ нии делла Кальза" носили, например, полосатые чулки, один из которых был усыпан драгоценностями. Во второй половине XYI века панталоны приобрели форму шара, чулки соединялись с ними, образовывали нечто напоми­ нающее грушу. ВXYI-XYH веках чулки поддерживались подвязками-лентами, их перекрещивали под коленями и завязывали бантом. Мужские и женские подвязки одина­ ково украшались вышивкой, драгоценностями и круже­ вами. Кружевные подколенные гарнитуры стоили дороже, чем весь костюм. "Дожив” до конца восемнад­ цатого века, подвязки стали практичнее - превратились в ремешки с пряжками. Первые сведения о вязаных чулках относятся к 1519 году, хотя техника вязания была известна уже в конце средних веков. Естественно, что чулки вначале стоили очень дорого - пара чулок - королевский подарок! В 1540 году шелковые чулки были впервые подарены Ген- _ _ риху ѴШ. В 1560 году черные шелковые вязаные чулки лянныс зсРклла из Венеции. Они были небольших разме- надела королева Елизавета. Эти события отмечались да- ров’и жснщины носили ** WM iem ie , вешая на шею или привязывая к поясу. Мужчины носили мечи с маленькими зеркальцами, всаженными в рукоятку оружия. В Россию в ХУЛ веке с Запада ввозилось много зеркальных стекол. Они были дороги, но несмотря на это Вначале крупнейшим было чулочное производство в Англии. Затем оно стало развиваться во Франции. Без преувеличения можно сказать, что чулочное производ­ ство Франции создал Кольбер, министр Людовика ХГУ. Через несколько лет в Болонье на 200 станках начала работать Королевская мануфактура, имевшая монополь­ ное право на производство и продажу вязаных вещей. И через несколько лет импорт английских шелковых чулок был запрещен. Париж твердо сохранял свое главенствующее поло­ жение в производстве шелковых чулок из высококачест­ венной пряжи, хотя использование такого сырья делало их значительно дороже. Как складывались взаимоотношения трикотажных чулок и моды? Они всегда покорно следовали за модой, четко отражая не только ее капризы, но и различные политические изменения. Например, перед первой бур­ жуазной революцией во Франции сильно возросло влияние средних классов, и это привело к значительному сокращению производства шелковых чулок. Женские чулки всегда стремились делать тонкими, изящными. В зависимо­ сти от моды менялись лишь цвет и харак­ тер узора: в период ампира были модны чулки с яркими стрелками или рисунком, имитирующим перекрещивающиеся ленты. Экстравагантность кружевных чулок продержалась до первой мировой войны. Короткие юбки сделали чулки более жизненными и простыми. Таким образом, начало двадцатых годов было временем рождения современных чулок. Производство чулок в России появи­ лось в начале нашего века. Оно было примитивным, чулки - грубые, хлопчато­ бумажные - выпускались в незначитель­ ном количестве. Шелковые чулки экспортировались, а большинство носи­ ло чулки, вязанные вручную. IX. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Головной убор придает костюму за­ конченный вид. Поэтому он должен гар­ монировать с ним, подходить к возрасту, лицу, прическе. Во все времена шляпа была непре­ менной принадлежностью одежды. В ан­ тичном мире ее носили с чисто практической целью. Во времена путешествий древние греки надевали низкую круглую шляпу с большими или маленькими полями. В ХІ-ХП веках среди многих нови­ нок с Востока пришла в Европу мода на тюрбаны. Их носили мужчины и женщины. В эпоху Возрождения появляются береты, большие плоские и с разрезами, из тонкого сукна и бархата, укра­ шенные вышивкой, перьями, медальонами. В конце XIX и в начале XX века в моду вошли пыш­ ные широкополые шляпы, украшенные искусственными цветами, фруктами, птичками, перьями. Они походили на переполненные корзины. Столь огромные шляпы по­ требовали специальных шпилек и булавок, чтоб удержи­ вать шляпы на голове. Дело дошло до того, что "Дамский журнал” за 1912 год поместил статью, где говорилось, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамвай дам в шляпах с булавками. Но постепенно со шляп исчезли украшения, у моде­ лей нашего времени простая удобная форма. X. ЗЕРКАЛА Первые дошедшие до нас зеркала делали из бронзы и серебра: это было три тысячи лет до н.э. В странах Древнего Востока лицевую сторону зерка­ ла обычно гладко полировали, а обратную покрывали гравировкой или рельефом. Древние греки предпочитали зеркала из бронзы, ручку часто делали в виде скульптурной фигуры, так что зеркало можно было поставить на стол. В Европе женщины обычно довольствовались ма­ ленькими зеркальцами из полированного металла Их подвешивали к поясу на шнурке или цепочке. Лишь в ХШ веке в Европе впервые появляются стек- же хроникой. Вскоре шелковые чулки появились при всех европейских дворах. В семнадцатом веке почти во всос европейских странах носили чулки,украшенныевышивкамии стрелками. Помимо орнамента для вышивок существовали еще специальные . “чулочные темы” - жанровые сценки, иногда отражающие в Кажл ЖСІШХс мало-мальсхим достатком старался нс' шаржированном виде политические собыіия. весте подарить такое зеркальце. МОЯ РЕЧЬ А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ ТАК... Составитель Александр МИЛАНОВ (Продолжение. Начало в N 2 15,16,18.) БРАГА - домашнее, крестьянское, коржачное пиво; хлебный напиток, иногда более похожий на квас. Брага простая, ячневая на одних дрожжах, без хмеля; брага пьяная, хмельная, пивцо, полпивцо с хмелем, весьма разных ка­ честв; иногда она густа, сусляна (слад­ ка) и пьяна. Овсяная брага варится из g I Ш /Я I Я Н распаренного, высушенного и смолото- S Я н г го овса«из 0ВСЯ}ШГ0 солода; пшенная, буза - из разварного и заквашенного пшена, иногда с медом и хмелем. Пер­ мяки варят бузу или брагу из ржаной муки с малгаюй (Даль). БРАЗДА - борозда, желобочная полоса Мн. ч. - конские удила БРАЗДЫ правления, БРАЗДЫ власти (Даль). БРАНДАХЛЫСТ - жидкое пиво; дурное и безвкусное хмельное питье; слабая или горелая сивуха (влг.). БРАННАЯ (СКАТЕРТЬ) - узорчатая, с узорами (стр.). БРАНЬ - растение троецветка, верховой ладах, синюха, двусил, столиственница, красотка, букиш (Даль). БРАТЫНЯ, БРАТИНА - сосуд для пива (стр.). БРАШНО - пища, еда (Авв.). БРЕВНЯ - островной мыс, раздваивающий течение (арх). БРЕДЕНЬ, БРЕДНИК - небольшой невод, которым ловят рыбу вдвоем, идя бродом (сев.). БРИДЕЛЬ - мертвый якорь, кладется на рейдах для при­ ходящих судов, которые крепятся за плавучий буй бриделя (стр.). БРОДНЯ - ходьба туда- сюда (Авв.). БРУГВА - мелкая лесная поросль, заросль на палах, гарях (арх). І ■X:*:• 8 I 1 Й — 7 БРУЖ(Н)НИЦА - куст и ягода княженики (арх.). БРУНДЫШКА - растение сниток, снедок, сиротки (Даль). БРУСИТЬ - бормотать, врать (Авв.). БРУСОЛИЦА - серая узорчатая змея, живущая у каме­ нистых берегов, которую будто бы вечно преследует жупе- лица, ужлица, черная змея, живущая во мхах. БРУСОЛИЧНУЮ выползину пастухи берегут для охраны скота от порчи (арх). БРУСОНЕЦ - яркая звезда, различаемая кормчими от прочих (арх). БУТА - низменные речные берега, поросшие ивняком, осокорником и кустами на ширину поймы (арх.). БУДАРА - грузовая лодка (Озор.). БУДРА - плющевидное растение, подбируха, плр* .дик, котовник, собачья мята, расходник, кротовник, roj _*ане- дужная, баранчик, духмянха, кошачья мята (Да /.). БУЖАТЬ - умирать, издыхать, околевать, ис ускать ды­ хание (арх). БУЖЛЕЦ - мертвый узел (арх). БУЗА - каменная или горная соль в .эердых комьях. Сусло, молодое пиво или брага, неуходившаяся, солодкова- тая. Особый напиток, густой и мутный, род пшенного кваса; делают также пьяную бузу из наливаемой каши смешанных круп: гречневых, ячневых, овсяных и пшеничных, подвесе- ляя ее хмелем. Яблочный или грушевый квас, сидр (Даль). БУЗУЛЬНИК, БИЗУЛЬНИК - растение кудра, скерда, скедра, пушник, белопушица, дикий хмелюк, скрепуха, жел­ тый зверобой (Даль). БУЗУРУНКА - куртка-коротайха (стр.). — 8 — список Авв. - протопоп Аввакум. Арх - архангельский. Бел. м. - Белое море. Белом. - Беломорье. Библ. - библейское. Влг. - вологодское. Гмп. - КП . Гемп. Даль - В.И. Даль. Кар. - карельское. Кем. - кемское. Клв. - Н.А. Клюев. Крмз. - НМ. Карамзин. Макс. - С В. Максимов. Мрм. - мурманское. СОКРАЩЕНИЙ Мрз. - Э.М. Мурзаев. Ндг. - новгородское. Озор. - О.Э. Озаровская. Псх. - С.Г. Писахов. Пмр. - поморское. Пнж. - пинежское. Пск. - псковское. Саам. - саамское. Сев. - северное. Слч. - К К Случевский. Ст. ст. - старый стиль. Стр. - старорусское. Цкс. - церковно-славянское. і 1 I 1 % у- Я 'ѣ За •А % ::: I І 1 'л I . 1 & I w .'mwm

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz