Рыбный Мурман. 1992 г. Май.
Шторм бушевал вовсю. Сила ветра достигала 30 метров в секунду. Стихия ис кала жертву. И нашла: на якоре в бухте Мак-Суайнс- Бей (Северная Ирландия) стоял транспортный рефри жератор “Виктор Лягин”уп равления “Севрыбхолодфлот”. Ура ганный ветер сорвал судно с якоря и понес по бушующе му морю, пока не “усадил” его днищем на скалу. Капи тан сообщил о случившемся оперативному дежурному службы наблюдения за фло том бассейна. В считанные минуты собрались члены оперативного штаба ( штаб по организации поиска и спасения людей и судов, тер пящих бедствие на море). Как обычно, работу его воз главил главный государст венный инспектор по безопасности мореплавания “Севрыбы” П. В. ВИНОГРА ДОВ. Предлагаем вашему вни манию интервью с ним на шего корреспондента Инны БЕРЕЗЮК- ВИК1 - С чего начал работу штаб? - Была установлена постояішо действу ющая связь с аварийішм судном, полно стью прекратили все другие переговоры в эфире. В состав нашей группы аходили корабельные инженеры, специалисты ме ханико-судовой службы, судоводители. - Но ведь там, на месте, капита ну, наверное, видней, как действо вать? - Конечно, последнее слово всегда ос тается за капитаном. Но, во-первых, штаб работает в спокойной обстановке, а не в тех экстремальных условиях, в которых нахо дится капитан. Во-вторых, мы располагаем современными техішческями средствами, с помощью которых можем рассчитать все возможные последствия того или иного ре шения. - Поподробнее: как все про изошло? - Судно прочно село на мель. Вода пол ностью затопила помповое отделение, по немногу поступала в помещение гребного электродвигателя, появилась вода в треть ем и четвертом танках правого борта и пол ностью был затоплен коридор труб. Получила пробоину цистерна дежурного топлива, и под давлением воды дизельное топливо стало поступать в помповое отде ление. Стационарные водоотливные сред ства оказались бессильными. Штаб сразу же направил к аварийному' транспорту спасательный буксир “Мур- манрыба”. Он дежурил как раз в том про- мрайоне. А капитана стоящей неподалеку плавбазы “Виктор Кингисепп” попросили по возможности передать на “Виктор Ля гин” погружные насосы. Главное было- не дать воде проник нуть в другие помещения судна. - Шторм продолжался? - Он утихал. Но очень медленно. Ава рийный транспорт приподнимало на волне и ударяло о скальный грунт. Любой такой удар мог расколоть ТР. Чтобы не рисковать жизнями всего экипажа, мы предложили капитану, и он согласился эвакуировать с судна всех моряков, кроме добровольцев - аварийной партии. Остались 18 человек вместе с капитаном. Мы установили связь с береговой охра ной Ирландии. Вертолеты “перенесли” 41 человека на берег, оттуда - на нашу' плав базу. Тем временем подошел буксир “Мур- манрыба", передал водоотливные средства, насосы. А вода поступала: 350 - 400 тонн в час. Увеличилась течь в помещении греб ного электродвигателя, а он, как и главные дизель-генераторы, - дорогостоящее обо рудование. Снова обратились мы к ирландским властям: попросили (за наши деньги, ко нечно) мощные погружные насосы. 15 ап реля три насоса доставили на борт судна. А пока ждали их, водолазы осмотрели под водой масштаб аварии. Сообщили нам. Мы рассчитали и увидели, что, по одним расчетам, хватит мощности буксира “Мур- манрыба” стащить транспорт с мели, по другим - нет. Решили, что во втором случае подключим плавбазу. Ирландские власти предложили свои буксиры. - То есть ирландцы болели ду шой за наших моряков? - Больше за экологию и за возмож ность заработать. Как только они узнали об аварии, стали бдительно следить, как бы не произошло загрязнения моря. Они потребовали, чтобы до того как начнется спасание судна, было снято с него все топ ливо - почти 400 тонн - и перегружено на баржи порта Килибек. Вот на все эти операции - осмотр, подготовку, снятие топлива, анализ всех возможных вариантов и последст вий - ушло почти пять суток. И 18 апре ля в момент наибольшего прилива воды начали стягивать судно с мели. Вся операция заняла около 20 минут. Хва удерживая определенный уровень воды и не выкачивая досуха, чтобы не оказались за бортом мазутные пятна и не пришлось пла тить большой штраф. На борту транспорта в период его снятия находились пять ирлан дских инспекторов, следили за возможным загрязнением воды. И остались довольны результатами. Сегодня подходит к ТР бук сир “Атрия”, он вместе с “Мурманрыбой” будет вести транспорт, а навстречу уже вы шел буксир “Микула”, который сменит в пу ти “Мурмаігрыбу”. - Ka30jWCb бы, экипаж плавбазы “Виктор Кингисепп ” должен был по мочь самым первым, ведь плавбаза находилась рядом. - Помощь была, и немалая. В организа ции связи, в установлении контактов с ир ландскими властями, да и техникой помогли. Но для проведения спасательной операции в условиях штормовой погоды, без результатов анализа посадки транс порта на мель (учитывайте и стесненные условия бухты, и размеры плавбазы) это было нереально. Хотя в дальнейшем мы не исключали возможности исполь зования плавбазы для “стаскивания” ТР с мели. И подготовили для этого все не обходимое. _ - Я понимаю, Павел Васильевич, что сегодня еще никто не может, назвать причины этой аварии. Но вы, как опытный капитан, руково дитель штаба, что думаете об этом? - Когда случается авария и идет борьба за “выживание” судна, вопросы о том, кто виноват, как все произошло, отходят на вто рой план. Потом специальная комиссия рас следует причины, назовет вшювных. Но в том, что есть вина судоводителей, я не со мневаюсь. - Павел Васильевич, насколько опасной для экипажа была эта авария? - Посадка на мель - это страпшая авария. И можно только благодарить Бога за то, что шторм, сделав черное дело, пошел на убыль, что в перерыве между одной полной водой и другой успел подойти буксир и пе редать водоотливные средства. Если бы шторм бушевал с прежней силой, транспорт бы полностью посадило на скалистую гря ду, откуда его уже невозможно было снять и где он бы остался вечным памятішком. А с нас бы ирландцы потребовали огромные деньги. Наша задача была спасти судно. И экипаж с нашей помощью с этой задачей справился. - А почему не обратились к ир ландцам, ведь буксир шел долго, а их помощь рядом? - Ирландцы, хотя и разрешили нам про ведение спасательной операции в их терри ториальных водах, явно и упорно навязывали свою помощь. Даже пытались провести эту операцию своими спасатель ными судами, ставили нам условия: “сдер гивать” судно 17 апреля вечером. Хотя знали, что оно еще не готово к этому. (Мы рассчитывали провести операцию 18 апре ля.) Даже пришлось обратиться к консулу России в Ирландии, и только его вмеша тельство и требование не навязывать своих условий избавило нас от ненужных услуг ирландских властей. Они хотели заработать на нашей беде. Вот пример: средняя цена ирландских насосов - три тысячи фунтов. А нас заставили купить их по шесть тысяч каждый. Вот вам и гуманная помощь! - Они что, сомііеваются в на ших способностях? - Да нет, они прекрасно знают примеры, как мы выходили из практически безвыход ных ситуаций. Просто хотели на нас зарабо тать. - Итак, спасание судна длилось пять суток. Устали конечно же... - Естественно. Хотя нам-то легче. Иск ренне жаль экипаж. Чьей бы ни была вина, для моряков “Виктора Лягина” эти пять су ток были бесконечно напряженными, по стоянно на грани величайшего риска. -А в заключение, Павел Василье вич, - каков ущерб от этой аварии? - Сегодня об этом слишком рано гово рить. Конечно, сумма будет исчисляться не сколькими миллионами рублей. Ну а если бы спасанием занимались ирландцы, было бы еще дороже. тило мощности “Мурманрыбы”. - Наверное, только сняли - хлынула вода... - Конечно. Едва поставили транс порт на якорь, опять водолазы осмотре ли величину повреждения. Они увидели довольно мрачную картину: там, где произошла посадка, днище судна вмято, стрела прогиба внутрь судна - около 80 сантиметров, а ширина - четыре метра. Повреждены кингстоны, во многих мес тах - разрыв палуб, кое-где обшивка кор- пуха завернулась в рулон вместе с огромными, до полуметра в диаметре, камнями. Судно “принимало” около 500 тонн воды в час. Но погружные насосы справ лялись, их мощность - почти 850 тонн воды в час. Поэтому судно держалось на плаву. - Павел Васильевич, а почему транспорт поставили на якорь, а не начали сразу его буксировку в порт? - Трое суток мы потратили на то, что бы определить так называемые прочно стные характеристики судна, решить: можно ли отбуксировать его в Мурманск или отвести в портЬі Килибек или Бел фаст. Расчеты показали, что можно при вести в Мурманск. Сегодня (беседа состоялась 20 апре ля. - И.Б.) работают погружные насосы, - 1май 1992 года “РЫБНЫЙ МУРМАН” 11 стр. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz