Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа работы исполнительной власти Мурманской области с декабря 1991 г. по декабрь 1992 г. л * , -V ' - (краткиетезисы) ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Целями программы являются фор мирование в регионе социатьно-рыноч- ньд механизмов ир* переходе экономики Росскк от индустриатьной модели р а з н я т к модели высокого благосостояния, функционирующей в интересах человека; содействие уско ренному и О С Т р о е Н Ж Ю Іф Ж Н Ц Н И Ж А Л Ъ Н О новой модели устойчивого развития ев ропейского Севера ■ осуществлению СВЯЗАННОft С ЭТИМ раДИКаЛЬНОЙ СТруК- турной перестройки экономны обла сти ж системы ранонатьного управления. Псрвоочередsoft является задачи выработки эффективной микроэконо мической политики, направленно* на предотвращение необратимого спаде производства, на повышение конкурсн- тоаюсобности производственной и не производственной сферы путем развили государственного (демонопо лизированного) и частного предприни мательства, объединения их усилий. Только мерами макроэкономической политики (фискальной, кредитно-де нежной), монетаристским подходом к уникальному воздействию денежной массы на национальный доход, ориен тированной главным образом на сниже ние темпов инфляции, невозможно противостоять глубокому спаду произ водства, значительному увеличению безработицы, резкому обнищанию на селения. элементом микроэкономи ки должно стать усиление взаимосвя зей национальной экономики и внешнеэкономического сотрудничест ва, их неразрывность в условиях Коль ского региона Поддерживая курс правительства России на экономические реформы, ставятся задачи осуществления их в ре гионе с учетом реалий северной специ фики и преимущественного развития базовых отраслей промышленности, разработки мер по снижению уровня нелгпг.чных социальных последствий для населения области, особо выделяя меры по социальной защите малоиму щих. наиболее уязвимых слоев населе ния. В основе программы политиче ский и экономический прагматизм. соизмеримость “желаемого" с реаль ными возможностями, задачами с це лями. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛНИ ТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Организм*ионная структура испол нительной власти области формирует ся исходя из принципов: разделения властей (представительной, исполни тельной, судебной) и восстановления между ними цивилизованных взаимоот ношений; мвогоуроннсвостж ж децент рализации управления (федеральный, региональный, мунжижнальный) ж раз деления но ним функций, прав жответ ственности (связанность взаимных претензий на основе обязательства за дач и обязательства возможностей); адсквигности системы управления и ор ганизационной структуры общей ситу ации переходного периода и конкретным его этапам (текущий мо мент). Непосредственно для сложив шейся неординарной ситуации хозяйственно-политического распада развала важнейших систем жизнеобес печения это означает построение бло ковой структуры управления, нацеленной на осуществление: систем ных изменений (блок экономических реформ, формирования социально-ры- ночных механизмов), обеспечения не отложных нужд населения (блок жизнеобеспечения), стабилизации про изводства и поддержки малого пред принимательства (стабилизации хозяйства). В качестве важнейшей ставится задача - в меру возможностей через законодательные акты, постаноале- нея Верхоюого Совета ■правительст ва Российское Федерации укреелггь систему региональной власти, расши рять ее полномочия ■ возможности влияния ва социально-экономические пропессы ва подведомственны! тер риториях, ве перекладывая при этом ответственности ва Центр за свою бездеятельвость и некомпетентность. В данной связи основным принципом подбора кадров выдвигается принцип высокого профессионализма и компе тентности, ососредованных образова нием и жизненным опытом. СИСТЕМНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Целями системных номенений - пе реход от централизованной плановой экономики к социально-рыночным ме ханизмам - являются: создание сово купностей конкурирующих производителей, конкурирующих торг овцев и конкурирующих “банкиров'*. Они отражают поведение трех рынков - рынка товаров (потребительских и ин вестиционных), рынка рабочей силы и финансового рынка. Мы исходим из па радигмы, что создание социаіь но-ры ночных отношений - это не цель, а средство, инструмент обслуживания экономики благосостояния. Не проводя системных изменений, ве формируя принципиально новой среды функционирования экономики (особенно в условиях фактического демонтажа прежней одано*ой органи зационно-экономической среды), в ва- стокпке время уже невозможно серьезно решать как задачу “накор мить” народ, так и задачу стабилиза ции производства, формирования воаыххозяйственных связей на основе взаимных интересов производителей, торговцев и банкиров. Эти задачи ста новятся красивой, во несбыточной мечтой, лозунгом, ведущим ктрагедии многих. Программа проводит политику структурной перестройки экономики области с учетом возможного привле чения иностранного инвестора и ог ромного влияния на экономику региона базовых калита і оемких от раслей. В основе политики не ликвида ция в одночасье названных отраслей, а создание им условий для цроірессив- ных методов производства. С учетом сложившегося социаль ного менталитета предусматривается разработка региональных программ де монополизации, приватизации, разви тия малых предприятий, коммерциализации торговли, форми рования системы кредитно-банковских институтов. Увеличение доходов бюджета ве может быть целью приватизации. Основные цели: стимулирование предпринимательской активности, оживление экономической деятель ности, расширение слоя собственни ков. Основной задачей приватизации крупных ресурсоэксплуатирующих предприятий на первом этапе является задача их “разгосударствления” на ба зе корпоратизации - создания государ ственных акционерных предприятий, работающих в рыночном “режиме'*. Региональная программа привати зации дол а т а предусмотреть обеспе чение приоритета трудовых коллективов, недопущение в результа те приватизации прекращения выпол нения предприятиями важнейших функций по обеспечению населения услугами и товарами первой необходи мости, противодействие формирова нию новых монополистов. Предусматривается активная рабо та исполнительной власти области с за конодательными органами Верховного Совета жправительством России по до работке Государственной программы “Приватизация” и соответствующих за конодательных актов с учетом конкрет ных жизненных интересов территории, национально-исторических традиц ий. Вреальных условиях Заполярья на мечается активная поддержка развитию малого предпринимательства включая развитие фермерских хозяйств, расши рению сети коммерческих банков, фор мированию цивилизованной системы безналичных расчетов. Неотъемлемой частью системных изменений является ценовая либерали зация - освобождение оптовых и роз ничных цен. Она на деле обеспечивает независимость и самофинансирование всех предприятий, она же способствует банкротству неконкурентоспособных. Однако либерализацию цен преступно осуществлять в отрыве от действенной программы социальной защиты слабых и бедных Разработка областной и му ниципальных программ социальной за щиты - первостепенная задача исполнительной ж представительной властей области. Это проверка на деле “крокодиловых слез" каждого о бед ственном положении российского на рода. Область и ее города располагают значительными собст венными источниками средств для за щиты наиболее уязвимых ірупп населения. Предполагается вовлечь и средства Пенсионного фонда России. Совместно с комиссиями и коми тетами Верховного Совета, феде ральными министерствами предусматривается разработка пред ложений к формированию многока нальной налоговой системы, обеспечивающей поступление дохо дов трех уровней - федерального, ре гионального, муниципального, с установлением строгого обязательст ва задач и расходов. Предусматривается разработка положения о пршраничной торговле, разработка проірамм “Таможня", “Морские ворота", “Заполярный фер мер", “Р айон свободного предпри нимательства". Формирование действенного рынка труда (рабочей силы) будет со действовать избавлению многих от ужаса остаться без работы “один на один". Программа “Занятость" долж на включать создание новых рабочих мест, переподготовку и перемещение рабочей силы. Ее основой должен яв ляться прогноз “Социально-эконо мического развития Мурманской области” и прогноз “Структурной пе рестройки экономики Кольского ре гиона". Как составная часть программы предусматривается разра ботка проектов законодательных ак тов, стимулирующих выезд желающих из районов Севера в цент ральные и южные районы России. Ускорению осуществления сис темных изменений будет содейство вать реализация предвыборных обещаний Президента. Предусматри вается подготовка соответствующего постановления правительства Рос сии. нацеленного на придание особо го экономического статуса Мурманской области, и разработка механизма его реализации, поскольку главной особенностью данного акта является не “выбивание” дополни тельных ресурсов, а лишь создание условий для благоприятного функ ционирования хозяйства области. Эти условия в автоматическом режиме “не работают". ПОЛИТИКА ЖИЗНЕОБЕСПЕ ЧЕНИЯ Провалы в обеспечении продо вольствием, теплом, медикаментами, коммунальными услугами, транспор том чреваты нсвоспо / шиаиими потеря ми и требуют оперативного реагирования со стороны исполни тельной власти. Системные мероприя тия ка первом этапе сзади по себе окажут незначительное влияние на ре шение названных проблем. Потребу ются меры не рыночною характера, а порой просто запретительно-принуди тельно!о плана Это самостоятельный блок мер, способный приостановить развитие крупнейших нактивных со бытий и направить их в нужное стратс- іичсскос руело. Альтернатива ему - кивание “наверх", способна взорвать социальную систему, вызвать волну неконтролируемых противодействий. К числу неотложных мер мы от носим постоянный анализ обеспечен ности области необходимым минимумом продовольственных това ров и медикаментов, топлива и элехт- роэнсрінн, поиск источников их непрерывного пополнения, в том чис ле и за счет бфтсра (хотя он исклю чительно труден ж неэффективен), формирование межрегиональных связей, функционирование денежно го обращения, предотвращение утеч ки наличной денежной массы кэ области, оріанизация помощи маю - имущим слоям в различной форме, обеспечение деятельности торговли, больниц, школ, детсадов, детских до мов, бань, распределение гуманитар ной помощи, предотвращение утечки из области продовольственных това ров, завезенных под госгарантии, реа лизация ретональных квот, в том числе экспортных, с учетом перво очередных нужд района. Неотложными будут являться меры по упреждающей выплате посо- ШЯШШЯЯШШШ бий при очередном витке цен, конт роль за ценообразованием при введе нии натоіа на добавленную стоимость, организация розничной торговли в условиях коммерциализа ции и приватизации магазинов и отпу ска цен на большинство потребительских товаров, контроль за распределением жизненно важных товаров, цены на которые регулируй ются государством организация заку пок продовольствия и медикаментов по импорту. Предполагается разра ботка прогршмы первоочередных мер в разрезе городских агломераций и районов области. Кроме того, по хо ду реализации экономических ре форм администрадия будет принимать дополнительные меры, диктуемые практикой. Неотложными являются опера тивные экономические оценки функ ционирования предприятий в условиях осуществления на макро экономическом уровне монетарист ской политики, эффективность которой определяется уровнем не предсказуемости действий прави тельства. Здесь нельзя рассчитывать на лоінку событий. Мы считаем, что идея бездефи цитного бюджета неприемлема для реальных условий, сложившихся в экономике России. Осуществление ее в регионах - прямой удар по сла бо защищенным, наиболее уязви мым группам населения, по всем жизненно важным структурам об ласти, финансируемым за счет бюджета. Действенность блока систем жизнеобеспечения во многом будет определиться эффективностью фун кционирования новых структур, отве чающих за обеспечение товарными ресурсами и торговлю. Предусматри вается решить застарелую проблему включения области в государствен ную систему обеспечения материаль ными ресурсами северных районов. К жизнеобеспечивающим мерам мы относим и разработку законода тельных актов о іарантиях и компен сациях за работу в районах Севера. Мы будем добиваться уменьшения наю іа на добавленную стоимость (не менее чем до 20 процентов), а в ряде случаев и вовсе его отмены. Это по зволит уменьшить и сделать прием лемыми цены на продовольственные и промышленные товары, придать им пульс осуществлению структурных сдвигов. Однако эта же мера может привести и к повышению темпов це новой инфляции, поскольку остается острым товарный дефицит. Приток товаров из-за рубежа, приобретенных частными лицами на купленную у го сударства ватюту ("заработанную" на продаже ресурсов), не решает про блемы. В то же время именно непо сильный натог на добавленную стоимость препятствует переливу ка питала и сдерживает перестройку структуры экономики . Мы будем до биваться индексации вкладов населе ния и заработной платы, выплачиваемой из бюджета. СТАБИЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Блок стабилизации хозяйства на целен на приостановление спада про изводства содействие структурной перестройке производства, предотв ращение хаоса и распада производст венного процесса и хозяйственных связей, снижение уровня ценовой и ресурсной инфляции. К числу стабилизационных мер относятся оценки социальных и эко номических последствий от останов ки предприятий, от осуществления ценовой политики в условиях осво бождения цен, особенно в сфере об служивания. оценки “выживаемости" предприятий, производящих продо вольствие, в частности предприятий рыбопромышленного комплекса. Разработка инвсстицконной про граммы с учетом реальной ситуации переходного периода является важ нейшей мерой стабилизации хозяйст венной системы, а также инструментом разрешения текущих и долгосрочных социально-экономи ческих проблем, базой прогноза воз можных темпов развития сферы услуг и материального производства. В целях резкого увеличения эф~ ШПГІІ 1111111111111111 и фективности производства предполага ется разработка программ: модерниза ции базовых монопродуктовых отраслей промышленности Кольского полуост рова с учетом необходимости диверси фикации производства товаров, закрытия экологжческж опасных произ водств и внедрения передовых экологи чески чистых технологий (в первую очередь комбинаты “Североникель" и “Псченганикель"); развития наукоемких отраслей, не подменяющих базовые, а создающих им условия для диверсифи- кации производства прогрессивных то варов; формирования банка инвестиционных проектов; развития энергетики, в том числе и Кольской АЭС; создания совместных предприя тий; развитии малого предприниматель ства. Необходима выработка раиональной политики процентных ставок, разработка реального механизма функционирования нового порядка рас пределения валютных средств, разра ботка механизма возмещения расходов, евзеганных с выплатой районных коэф фициентов. № считаем, что в части природных ресурсов, являющихся конвертируема** товаром и ицдпптп усгойчишй спрос на мировом рынке, пришлый праястельством обменный курс 50 и 100 рублей нереатен. Реконструкция базовых отраслей требует разработки политики льготного наю гообложсния. Предусматривается разработка спе циальной программы реформы агропро мышленного производства, в том числе и с участием Скандинавских стран. Мы считаем, что сельскохозяйственно с про изводство должно найти свое место в структуре экономики области, претер пев соответствующие изменения. Подъ ем деловой активности предприятий, раскрепощение товаропроизводителей ожидается с осуществлением либерлли- зации цен. корпоратизации и приватаэд- цнн предприятий, децентрализации и демонополизации производства Мы считаем, что налоговый пресс на предприятия должен быть уменьшен. Предусматриваются научные исследо вания по изучению влияния наю говой политики на экономическое развитее. Необходимо укрепление связи меж ду наукой и производством, более пол ное использование интеллектуального потенциала области. Предполаіается разработка проекта создания Кольского технополиса. Стабилизации производства будет способствовать региональная таможен пая политика, рассматриваемая нами как часть структурной политики. Крупномасштабный характер ресур содобывающих предприятий требует разработки национальных прогршм, со четания рыночного и государственно го раулирования пропорций обществен ного производства. К первоочередным мерам стабили зации производства относятся меры ію обеспечению области кредитными ре сурсами. Недостаток кредитных средств может привести к коллапсу всей эконо мики. необратимым процессам се разру шения, тяжелым социальным последствиям. Т е , именно не макро-, а микроэкономика приведет к хорошо прогнозируемому краху не успевшей еще народиться новой хозяйствснно- полнтнчсской системы. При этом “р а у - лированис" количества кредитных ресурсов сверху не является рыночным инструментом. Кто-то снова “на глазок” определяет, кому жить, а кому умереть. Первоочередная возможная мера - за чет между предприятиями. Инструменты гии » рши объемов кредитования экономики, повышения ж понижения процентных ставок относят ся к числу весьма действенных и требу ют осторожного, грамотного обращения с оценкой всех возможных последствий от их применении. Требуется сделать подобные вариантные оценки д /л эко номики области. Стабилизация раиональной эконо мики в условиях большой неопределен ности ХОЗЯЙСТВОВаНИЯ. ВЫСОКОГО требует саодня постоянного тесного рабочая контакта ранонаіьного « ф е дерального правительства, оперативных научных исследований, экономен ^схих оценок ирекомендаций, разработки кон кретных программ и механиг^юв их реа лизации. _ 553Sgs5^asa3S8aBBaBMSE«BBBBBMBBBSBBaES т т т т т т т ш Длѵлѵ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz