Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа работы исполнительной власти Мурманской области с декабря 1991 г. по декабрь 1992 г. л * , -V ' - (краткиетезисы) ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Целями программы являются фор­ мирование в регионе социатьно-рыноч- ньд механизмов ир* переходе экономики Росскк от индустриатьной модели р а з н я т к модели высокого благосостояния, функционирующей в интересах человека; содействие уско­ ренному и О С Т р о е Н Ж Ю Іф Ж Н Ц Н И Ж А Л Ъ Н О новой модели устойчивого развития ев­ ропейского Севера ■ осуществлению СВЯЗАННОft С ЭТИМ раДИКаЛЬНОЙ СТруК- турной перестройки экономны обла­ сти ж системы ранонатьного управления. Псрвоочередsoft является задачи выработки эффективной микроэконо­ мической политики, направленно* на предотвращение необратимого спаде производства, на повышение конкурсн- тоаюсобности производственной и не­ производственной сферы путем развили государственного (демонопо­ лизированного) и частного предприни­ мательства, объединения их усилий. Только мерами макроэкономической политики (фискальной, кредитно-де­ нежной), монетаристским подходом к уникальному воздействию денежной массы на национальный доход, ориен­ тированной главным образом на сниже­ ние темпов инфляции, невозможно противостоять глубокому спаду произ­ водства, значительному увеличению безработицы, резкому обнищанию на­ селения. элементом микроэкономи­ ки должно стать усиление взаимосвя­ зей национальной экономики и внешнеэкономического сотрудничест­ ва, их неразрывность в условиях Коль­ ского региона Поддерживая курс правительства России на экономические реформы, ставятся задачи осуществления их в ре­ гионе с учетом реалий северной специ­ фики и преимущественного развития базовых отраслей промышленности, разработки мер по снижению уровня нелгпг.чных социальных последствий для населения области, особо выделяя меры по социальной защите малоиму­ щих. наиболее уязвимых слоев населе­ ния. В основе программы политиче­ ский и экономический прагматизм. соизмеримость “желаемого" с реаль­ ными возможностями, задачами с це­ лями. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛНИ­ ТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Организм*ионная структура испол­ нительной власти области формирует­ ся исходя из принципов: разделения властей (представительной, исполни­ тельной, судебной) и восстановления между ними цивилизованных взаимоот­ ношений; мвогоуроннсвостж ж децент­ рализации управления (федеральный, региональный, мунжижнальный) ж раз­ деления но ним функций, прав жответ­ ственности (связанность взаимных претензий на основе обязательства за­ дач и обязательства возможностей); адсквигности системы управления и ор­ ганизационной структуры общей ситу­ ации переходного периода и конкретным его этапам (текущий мо­ мент). Непосредственно для сложив­ шейся неординарной ситуации хозяйственно-политического распада развала важнейших систем жизнеобес­ печения это означает построение бло­ ковой структуры управления, нацеленной на осуществление: систем­ ных изменений (блок экономических реформ, формирования социально-ры- ночных механизмов), обеспечения не­ отложных нужд населения (блок жизнеобеспечения), стабилизации про­ изводства и поддержки малого пред­ принимательства (стабилизации хозяйства). В качестве важнейшей ставится задача - в меру возможностей через законодательные акты, постаноале- нея Верхоюого Совета ■правительст­ ва Российское Федерации укреелггь систему региональной власти, расши­ рять ее полномочия ■ возможности влияния ва социально-экономические пропессы ва подведомственны! тер­ риториях, ве перекладывая при этом ответственности ва Центр за свою бездеятельвость и некомпетентность. В данной связи основным принципом подбора кадров выдвигается принцип высокого профессионализма и компе­ тентности, ососредованных образова­ нием и жизненным опытом. СИСТЕМНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Целями системных номенений - пе­ реход от централизованной плановой экономики к социально-рыночным ме­ ханизмам - являются: создание сово­ купностей конкурирующих производителей, конкурирующих торг­ овцев и конкурирующих “банкиров'*. Они отражают поведение трех рынков - рынка товаров (потребительских и ин­ вестиционных), рынка рабочей силы и финансового рынка. Мы исходим из па­ радигмы, что создание социаіь но-ры­ ночных отношений - это не цель, а средство, инструмент обслуживания экономики благосостояния. Не проводя системных изменений, ве формируя принципиально новой среды функционирования экономики (особенно в условиях фактического демонтажа прежней одано*ой органи­ зационно-экономической среды), в ва- стокпке время уже невозможно серьезно решать как задачу “накор­ мить” народ, так и задачу стабилиза­ ции производства, формирования воаыххозяйственных связей на основе взаимных интересов производителей, торговцев и банкиров. Эти задачи ста­ новятся красивой, во несбыточной мечтой, лозунгом, ведущим ктрагедии многих. Программа проводит политику структурной перестройки экономики области с учетом возможного привле­ чения иностранного инвестора и ог­ ромного влияния на экономику региона базовых калита і оемких от­ раслей. В основе политики не ликвида­ ция в одночасье названных отраслей, а создание им условий для цроірессив- ных методов производства. С учетом сложившегося социаль­ ного менталитета предусматривается разработка региональных программ де­ монополизации, приватизации, разви­ тия малых предприятий, коммерциализации торговли, форми­ рования системы кредитно-банковских институтов. Увеличение доходов бюджета ве может быть целью приватизации. Основные цели: стимулирование предпринимательской активности, оживление экономической деятель­ ности, расширение слоя собственни­ ков. Основной задачей приватизации крупных ресурсоэксплуатирующих предприятий на первом этапе является задача их “разгосударствления” на ба­ зе корпоратизации - создания государ­ ственных акционерных предприятий, работающих в рыночном “режиме'*. Региональная программа привати­ зации дол а т а предусмотреть обеспе­ чение приоритета трудовых коллективов, недопущение в результа­ те приватизации прекращения выпол­ нения предприятиями важнейших функций по обеспечению населения услугами и товарами первой необходи­ мости, противодействие формирова­ нию новых монополистов. Предусматривается активная рабо­ та исполнительной власти области с за­ конодательными органами Верховного Совета жправительством России по до­ работке Государственной программы “Приватизация” и соответствующих за­ конодательных актов с учетом конкрет­ ных жизненных интересов территории, национально-исторических традиц ий. Вреальных условиях Заполярья на­ мечается активная поддержка развитию малого предпринимательства включая развитие фермерских хозяйств, расши­ рению сети коммерческих банков, фор­ мированию цивилизованной системы безналичных расчетов. Неотъемлемой частью системных изменений является ценовая либерали­ зация - освобождение оптовых и роз­ ничных цен. Она на деле обеспечивает независимость и самофинансирование всех предприятий, она же способствует банкротству неконкурентоспособных. Однако либерализацию цен преступно осуществлять в отрыве от действенной программы социальной защиты слабых и бедных Разработка областной и му­ ниципальных программ социальной за­ щиты - первостепенная задача исполнительной ж представительной властей области. Это проверка на деле “крокодиловых слез" каждого о бед­ ственном положении российского на­ рода. Область и ее города располагают значительными собст­ венными источниками средств для за­ щиты наиболее уязвимых ірупп населения. Предполагается вовлечь и средства Пенсионного фонда России. Совместно с комиссиями и коми­ тетами Верховного Совета, феде­ ральными министерствами предусматривается разработка пред­ ложений к формированию многока­ нальной налоговой системы, обеспечивающей поступление дохо­ дов трех уровней - федерального, ре­ гионального, муниципального, с установлением строгого обязательст­ ва задач и расходов. Предусматривается разработка положения о пршраничной торговле, разработка проірамм “Таможня", “Морские ворота", “Заполярный фер­ мер", “Р айон свободного предпри­ нимательства". Формирование действенного рынка труда (рабочей силы) будет со­ действовать избавлению многих от ужаса остаться без работы “один на один". Программа “Занятость" долж­ на включать создание новых рабочих мест, переподготовку и перемещение рабочей силы. Ее основой должен яв­ ляться прогноз “Социально-эконо­ мического развития Мурманской области” и прогноз “Структурной пе­ рестройки экономики Кольского ре­ гиона". Как составная часть программы предусматривается разра­ ботка проектов законодательных ак­ тов, стимулирующих выезд желающих из районов Севера в цент­ ральные и южные районы России. Ускорению осуществления сис­ темных изменений будет содейство­ вать реализация предвыборных обещаний Президента. Предусматри­ вается подготовка соответствующего постановления правительства Рос­ сии. нацеленного на придание особо­ го экономического статуса Мурманской области, и разработка механизма его реализации, поскольку главной особенностью данного акта является не “выбивание” дополни­ тельных ресурсов, а лишь создание условий для благоприятного функ­ ционирования хозяйства области. Эти условия в автоматическом режиме “не работают". ПОЛИТИКА ЖИЗНЕОБЕСПЕ­ ЧЕНИЯ Провалы в обеспечении продо­ вольствием, теплом, медикаментами, коммунальными услугами, транспор­ том чреваты нсвоспо / шиаиими потеря­ ми и требуют оперативного реагирования со стороны исполни­ тельной власти. Системные мероприя­ тия ка первом этапе сзади по себе окажут незначительное влияние на ре­ шение названных проблем. Потребу­ ются меры не рыночною характера, а порой просто запретительно-принуди­ тельно!о плана Это самостоятельный блок мер, способный приостановить развитие крупнейших нактивных со­ бытий и направить их в нужное стратс- іичсскос руело. Альтернатива ему - кивание “наверх", способна взорвать социальную систему, вызвать волну неконтролируемых противодействий. К числу неотложных мер мы от­ носим постоянный анализ обеспечен­ ности области необходимым минимумом продовольственных това­ ров и медикаментов, топлива и элехт- роэнсрінн, поиск источников их непрерывного пополнения, в том чис­ ле и за счет бфтсра (хотя он исклю­ чительно труден ж неэффективен), формирование межрегиональных связей, функционирование денежно­ го обращения, предотвращение утеч­ ки наличной денежной массы кэ области, оріанизация помощи маю - имущим слоям в различной форме, обеспечение деятельности торговли, больниц, школ, детсадов, детских до­ мов, бань, распределение гуманитар­ ной помощи, предотвращение утечки из области продовольственных това­ ров, завезенных под госгарантии, реа­ лизация ретональных квот, в том числе экспортных, с учетом перво­ очередных нужд района. Неотложными будут являться меры по упреждающей выплате посо- ШЯШШЯЯШШШ бий при очередном витке цен, конт­ роль за ценообразованием при введе­ нии натоіа на добавленную стоимость, организация розничной торговли в условиях коммерциализа­ ции и приватизации магазинов и отпу­ ска цен на большинство потребительских товаров, контроль за распределением жизненно важных товаров, цены на которые регулируй ются государством организация заку­ пок продовольствия и медикаментов по импорту. Предполагается разра­ ботка прогршмы первоочередных мер в разрезе городских агломераций и районов области. Кроме того, по хо­ ду реализации экономических ре­ форм администрадия будет принимать дополнительные меры, диктуемые практикой. Неотложными являются опера­ тивные экономические оценки функ­ ционирования предприятий в условиях осуществления на макро­ экономическом уровне монетарист­ ской политики, эффективность которой определяется уровнем не­ предсказуемости действий прави­ тельства. Здесь нельзя рассчитывать на лоінку событий. Мы считаем, что идея бездефи­ цитного бюджета неприемлема для реальных условий, сложившихся в экономике России. Осуществление ее в регионах - прямой удар по сла­ бо защищенным, наиболее уязви­ мым группам населения, по всем жизненно важным структурам об­ ласти, финансируемым за счет бюджета. Действенность блока систем жизнеобеспечения во многом будет определиться эффективностью фун­ кционирования новых структур, отве­ чающих за обеспечение товарными ресурсами и торговлю. Предусматри­ вается решить застарелую проблему включения области в государствен­ ную систему обеспечения материаль­ ными ресурсами северных районов. К жизнеобеспечивающим мерам мы относим и разработку законода­ тельных актов о іарантиях и компен­ сациях за работу в районах Севера. Мы будем добиваться уменьшения наю іа на добавленную стоимость (не менее чем до 20 процентов), а в ряде случаев и вовсе его отмены. Это по­ зволит уменьшить и сделать прием­ лемыми цены на продовольственные и промышленные товары, придать им­ пульс осуществлению структурных сдвигов. Однако эта же мера может привести и к повышению темпов це­ новой инфляции, поскольку остается острым товарный дефицит. Приток товаров из-за рубежа, приобретенных частными лицами на купленную у го­ сударства ватюту ("заработанную" на продаже ресурсов), не решает про­ блемы. В то же время именно непо­ сильный натог на добавленную стоимость препятствует переливу ка­ питала и сдерживает перестройку структуры экономики . Мы будем до­ биваться индексации вкладов населе­ ния и заработной платы, выплачиваемой из бюджета. СТАБИЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА Блок стабилизации хозяйства на­ целен на приостановление спада про­ изводства содействие структурной перестройке производства, предотв­ ращение хаоса и распада производст­ венного процесса и хозяйственных связей, снижение уровня ценовой и ресурсной инфляции. К числу стабилизационных мер относятся оценки социальных и эко­ номических последствий от останов­ ки предприятий, от осуществления ценовой политики в условиях осво­ бождения цен, особенно в сфере об­ служивания. оценки “выживаемости" предприятий, производящих продо­ вольствие, в частности предприятий рыбопромышленного комплекса. Разработка инвсстицконной про­ граммы с учетом реальной ситуации переходного периода является важ­ нейшей мерой стабилизации хозяйст­ венной системы, а также инструментом разрешения текущих и долгосрочных социально-экономи­ ческих проблем, базой прогноза воз­ можных темпов развития сферы услуг и материального производства. В целях резкого увеличения эф~ ШПГІІ 1111111111111111 и фективности производства предполага­ ется разработка программ: модерниза­ ции базовых монопродуктовых отраслей промышленности Кольского полуост­ рова с учетом необходимости диверси­ фикации производства товаров, закрытия экологжческж опасных произ­ водств и внедрения передовых экологи­ чески чистых технологий (в первую очередь комбинаты “Североникель" и “Псченганикель"); развития наукоемких отраслей, не подменяющих базовые, а создающих им условия для диверсифи- кации производства прогрессивных то­ варов; формирования банка инвестиционных проектов; развития энергетики, в том числе и Кольской АЭС; создания совместных предприя­ тий; развитии малого предприниматель­ ства. Необходима выработка раиональной политики процентных ставок, разработка реального механизма функционирования нового порядка рас­ пределения валютных средств, разра­ ботка механизма возмещения расходов, евзеганных с выплатой районных коэф­ фициентов. № считаем, что в части природных ресурсов, являющихся конвертируема** товаром и ицдпптп усгойчишй спрос на мировом рынке, пришлый праястельством обменный курс 50 и 100 рублей нереатен. Реконструкция базовых отраслей требует разработки политики льготного наю гообложсния. Предусматривается разработка спе­ циальной программы реформы агропро­ мышленного производства, в том числе и с участием Скандинавских стран. Мы считаем, что сельскохозяйственно с про­ изводство должно найти свое место в структуре экономики области, претер­ пев соответствующие изменения. Подъ­ ем деловой активности предприятий, раскрепощение товаропроизводителей ожидается с осуществлением либерлли- зации цен. корпоратизации и приватаэд- цнн предприятий, децентрализации и демонополизации производства Мы считаем, что налоговый пресс на предприятия должен быть уменьшен. Предусматриваются научные исследо­ вания по изучению влияния наю говой политики на экономическое развитее. Необходимо укрепление связи меж­ ду наукой и производством, более пол­ ное использование интеллектуального потенциала области. Предполаіается разработка проекта создания Кольского технополиса. Стабилизации производства будет способствовать региональная таможен пая политика, рассматриваемая нами как часть структурной политики. Крупномасштабный характер ресур­ содобывающих предприятий требует разработки национальных прогршм, со­ четания рыночного и государственно го раулирования пропорций обществен­ ного производства. К первоочередным мерам стабили­ зации производства относятся меры ію обеспечению области кредитными ре­ сурсами. Недостаток кредитных средств может привести к коллапсу всей эконо­ мики. необратимым процессам се разру­ шения, тяжелым социальным последствиям. Т е , именно не макро-, а микроэкономика приведет к хорошо прогнозируемому краху не успевшей еще народиться новой хозяйствснно- полнтнчсской системы. При этом “р а у - лированис" количества кредитных ресурсов сверху не является рыночным инструментом. Кто-то снова “на глазок” определяет, кому жить, а кому умереть. Первоочередная возможная мера - за­ чет между предприятиями. Инструменты гии » рши объемов кредитования экономики, повышения ж понижения процентных ставок относят­ ся к числу весьма действенных и требу­ ют осторожного, грамотного обращения с оценкой всех возможных последствий от их применении. Требуется сделать подобные вариантные оценки д /л эко­ номики области. Стабилизация раиональной эконо­ мики в условиях большой неопределен­ ности ХОЗЯЙСТВОВаНИЯ. ВЫСОКОГО требует саодня постоянного тесного рабочая контакта ранонаіьного « ф е ­ дерального правительства, оперативных научных исследований, экономен ^схих оценок ирекомендаций, разработки кон­ кретных программ и механиг^юв их реа­ лизации. _ 553Sgs5^asa3S8aBBaBMSE«BBBBBMBBBSBBaES т т т т т т т ш Длѵлѵ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz