Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.

I ПРОТИВОСТОЯНИЕ &в После публикации в “Рыбном Мурмане" серии статей “Противостояние”, рассказывавших о положении дел в сегод ­ няшней Молдавии, многие жгучие вопросы остались вне сф е ­ ры внимания. Одной из самых сложных проблем, которая не нашла своего достойного освещения в российской печати, является вопрос о национальном языке в Молдавии. По просьбе читателей наш корреспондент, побывавший в Республике Молдова и Предне­ стровской Молдавской Республике, подготовил статью, осве­ щающую эту проблему с исторической точки зрения. і § Тезис НФМ (Народный фронт Молдовы), что нет молдаван, а есть молдавские румыны, имеет далеко идущие последствия. Ведь в соответствии с этой кон­ цепцией требуется ревизия исто­ рии этого народа, культуры и. разумеется, языка. Показательна в атом отноше­ нии судьба известного молдав­ ского ученого. доктора илологических наук Ивана митриевича Чебана. Старейший лингвист республики (Ивану Дмитриевичу идет 82-й год) всю свою жизнь посвятил изучению самобытности и богатства мол­ давского языка. Он - представи­ тель языковедческой школы, которая ныне в Молдове под за­ претом. испытывает морально- психологический и политический прессинг. В своих статьях И. Д. Чебан подчеркивает, что "в последнее время в Республике. Молдова официально не признается мол­ давский язык. Молдаване объяв­ лены румынами, а их язык - румынским. Мощная группировка молдавской интеллигенции, на­ строенная в румынском велико­ державном духе, без всякого на то основания распространяет лож­ ный тезис о том. что. мол. в исто­ рии признается только этноним румын" и глотоним "румынский язык". Они вводят обществен­ ность в заблуждение, утверждая, чтоверсия о двух языках- молдав­ ском и румынском - якобы плод сталинизма. неосталинизма, брежневизма. бодюлизма... Са­ мое большое, что допускают сто­ ронники этой группировки. - что имя "молдаван, молдаванин’ яв­ ляется лишь географическим по­ нятием. Но. по мнению ученого, зани­ мающегося этой научной пробле­ мой шесть десятилетий, сама история опровергает антимолдав- ские измышления. Не будем вда­ ваться в теоретические изыскания, а рассмотрим основ­ ные свидетельства самобытности молдаван, анализируемые линг­ вистом. Еще в древних героических песнях возникших до XIY века, встречаются выражения "детина молдаванин', "отважный молда­ ванин". ‘ молдаванин-христиа- нин". И коренное население Молдовы продолжает до сих пор называть себя "молдаван", "мол­ довеняска" (молдавский). Выдающийся молдавский по­ эт и ученый начала двадцатого ве­ ка Алексей Матеевич неоднократно выступал в защиту молдавского языка. Он же являет­ ся одним из создателей молдав­ ского литературного языка, выступал против введения румын­ ского языка в школах Бессарабии. А. Матеевич писал в 1910 году: "Присоединение Бессарабии к России было актом спасения для молдавского языка". Но сейчас спор лингвистов пе­ рестал быть научным занятием, а превратился в серьезную полити­ ческую проблему - как для сто­ ронников самостоятельности Молдовы, так и для инициато­ ров немедленного объединения с Румынией. В настоящее время в Республике Молдова после мно­ говекового служения восточному романскому населению упразд­ нено славяно-русско-молдавское письмо, основой которого была кириллица. Сейчас в республике легко определить, на какой части тер­ ритории ты находишься: в Мол­ дове надписи на молдавском Фактически отказ народного образования левобережья Дне­ стра от преподавания истории румын как в вузах так и в сред­ них учебных заведениях, вызван многими причинами. Одна из них - что в качестве опорного учебника используется написан­ ное и выпущенное в 1943 году пособив, широко применявшее­ ся в фашистской пропаганде. Злые, человеконенавистниче­ ские идеи, которые сеет этот учебник, не для школьной нивы, не подходят, по мнению педаго­ гов. для молодежи. В школах преподается история Молдавии и бывшего СССР, курс называет­ ся "Отечественная история". История - наука идеологиче- прежних границах, то есть до ав­ густа 1991 года. Стремление полностью ско­ пировать систему образования, принятую в Румынии. - вот доми­ нирующая идея в народном об­ разовании Молдовы. С этой целью и был принят перевод молдавского языка на латинскую графику. Это было пробным ша­ гом. Затем румынский флаг был признан государственным, со школьной скамьи детям стали внушать, что они не молдаване, а румыны. И закономерным итогом всех этих мероприятий стала тен­ денция "к воссоединению с ма- терью-родиной". Хотя из истории известно, что Молдав­ ское княжество существовало на языке начертаны латиницей, а в Приднестровье - по-прежнему кириллицей. Это еще один пример, как политики, не задумываясь, рету­ шируют историю в угоду сиюми­ нутным интересам. Абсолютно ясно, что право на существова­ ние имеют обе лингвистические школы, как отождествляющие молдавский язык с румынским, так и признающие его самобыт­ ность. В данном же случае мы ви­ дим. что прорумынски настроен­ ная часп» интеллигенции даже отказалась от собственной исто­ рии народа в пользу ‘ Великой Румынии". Я не сомневаюсь, что ими могут двигать самые иск­ ренние побуждения, но силовое устранение оппонента никогда не являлось достойным аргумен­ том в научном споре. Дело порой доходит до курь­ езов. особенно в нынешнихмеж- государсгвенных отношениях. Так. на одно из предприятий Литвы пришел документ из Мол­ довы. написанный...по-молдав- ски. В Вильнюсе, не найдя переводчика, переслали доку­ мент в Кишинев...с резолюцией на литовском языке. Более цивилизованную кон­ фронтацию идеологических противников пришлось наблю­ дать в Тирасполе. Показательно и отношение к педагогам, стоящим на разных идейных позициях Это призна­ ется личным делом каждого гражданина и не может являться основанием для запрета на про­ фессию. Человек может быть членом Народного фронта Мол­ довы или ОСТК (Объединенного совета трудовых коллективов), главное, чтобы он был профес­ сионалом и не занимался пол­ итической деятельностью в учебном заведении. ская. поэтому и отношение к ней есть вопрос политический. И здесь последовательно прояв­ ляется системный подход при­ днестровских властей. Учебники истории будут перерабатывать­ ся. так как история страны - не история какой-либо партии. Партии приходят и уходят, а на­ роды остаются. Поэтому здесь принято решение - в новых учеб­ никах отстаивать идею сохране­ ния единого государства в 500 лет раньше, чем Румынское королевство. Но здесь уже не действует здравый смысл, вме­ сто него правят политическиеин- тересы. В Молдове перешли на деся­ тибалльную оценку знаний, что­ бы сориентировать выпускников на вузы Румынии. С этой же целью в Молдову в большом ко­ личестве едут преподаватели из Румынии, хотя в научном плане бывший СССР всегда был впере­ ди. Следует откровенно при­ знать. что в данном случав пре­ следуются не образоватвльскив цели, а подготавливается плат­ форма для присоединения Мол­ давии к Румынии. Продвижение всеми путями к руководящим постам исключи­ тельно национальных кадров не­ избежно ведет к падению интеллектуального уровня обще­ ства. Да и вообще неприлично делать из национальности про­ фессию. Национальное давление всегда порождает только нацио­ нальные столкновения, но не ве­ дет ни к благосостоянию граждан, ни к усилению государ­ ства. Любой диктат вызывает актив­ ное противодействие, как и полу­ чилось в Приднестровье: ’ Обхо­ дился и буду обходиться без зна­ ния молдавского языка... Были в Союзе, там и останемся, хотя его уже и нет... И вообще, нас почти половина в республике, только троньте!" По мнению работников Глав­ ного управления науки, народно­ го образования, культуры и религии Приднестровской ре­ спублики. стержневая идея обра­ зования - значимость нашего исторически сложившегося госу­ дарства. Каждый молодой чело­ век должен ощущать себя частичкой Отечества, ощущать ответственность за родину. Такой подход вытекает из об­ щей концепции, столь распрост­ раненной в Тирасполе не только среди работников культуры и об­ разования. В общем плане можно сформулировать так: сегодня страна в развале, но скоро на­ чнется возрождение. Как в стари­ ну. начнется собирание земель, благодаря появлению на полити­ ческой сцене настоящих патрио­ тов. Отсюда проистекает и святая уверенность в будущее Придне­ стровья. как и всего государства в целом. Нахождение у власти деструктивных сил - явление вре­ менное. приход к руководству здоровых консолидирующих сил неизбежен. Александр ЛОБАНОВ, наш аіецкор. Кишинев - 'ІЬрасполъ - Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz