Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.
I ПРОТИВОСТОЯНИЕ &в После публикации в “Рыбном Мурмане" серии статей “Противостояние”, рассказывавших о положении дел в сегод няшней Молдавии, многие жгучие вопросы остались вне сф е ры внимания. Одной из самых сложных проблем, которая не нашла своего достойного освещения в российской печати, является вопрос о национальном языке в Молдавии. По просьбе читателей наш корреспондент, побывавший в Республике Молдова и Предне стровской Молдавской Республике, подготовил статью, осве щающую эту проблему с исторической точки зрения. і § Тезис НФМ (Народный фронт Молдовы), что нет молдаван, а есть молдавские румыны, имеет далеко идущие последствия. Ведь в соответствии с этой кон цепцией требуется ревизия исто рии этого народа, культуры и. разумеется, языка. Показательна в атом отноше нии судьба известного молдав ского ученого. доктора илологических наук Ивана митриевича Чебана. Старейший лингвист республики (Ивану Дмитриевичу идет 82-й год) всю свою жизнь посвятил изучению самобытности и богатства мол давского языка. Он - представи тель языковедческой школы, которая ныне в Молдове под за претом. испытывает морально- психологический и политический прессинг. В своих статьях И. Д. Чебан подчеркивает, что "в последнее время в Республике. Молдова официально не признается мол давский язык. Молдаване объяв лены румынами, а их язык - румынским. Мощная группировка молдавской интеллигенции, на строенная в румынском велико державном духе, без всякого на то основания распространяет лож ный тезис о том. что. мол. в исто рии признается только этноним румын" и глотоним "румынский язык". Они вводят обществен ность в заблуждение, утверждая, чтоверсия о двух языках- молдав ском и румынском - якобы плод сталинизма. неосталинизма, брежневизма. бодюлизма... Са мое большое, что допускают сто ронники этой группировки. - что имя "молдаван, молдаванин’ яв ляется лишь географическим по нятием. Но. по мнению ученого, зани мающегося этой научной пробле мой шесть десятилетий, сама история опровергает антимолдав- ские измышления. Не будем вда ваться в теоретические изыскания, а рассмотрим основ ные свидетельства самобытности молдаван, анализируемые линг вистом. Еще в древних героических песнях возникших до XIY века, встречаются выражения "детина молдаванин', "отважный молда ванин". ‘ молдаванин-христиа- нин". И коренное население Молдовы продолжает до сих пор называть себя "молдаван", "мол довеняска" (молдавский). Выдающийся молдавский по эт и ученый начала двадцатого ве ка Алексей Матеевич неоднократно выступал в защиту молдавского языка. Он же являет ся одним из создателей молдав ского литературного языка, выступал против введения румын ского языка в школах Бессарабии. А. Матеевич писал в 1910 году: "Присоединение Бессарабии к России было актом спасения для молдавского языка". Но сейчас спор лингвистов пе рестал быть научным занятием, а превратился в серьезную полити ческую проблему - как для сто ронников самостоятельности Молдовы, так и для инициато ров немедленного объединения с Румынией. В настоящее время в Республике Молдова после мно говекового служения восточному романскому населению упразд нено славяно-русско-молдавское письмо, основой которого была кириллица. Сейчас в республике легко определить, на какой части тер ритории ты находишься: в Мол дове надписи на молдавском Фактически отказ народного образования левобережья Дне стра от преподавания истории румын как в вузах так и в сред них учебных заведениях, вызван многими причинами. Одна из них - что в качестве опорного учебника используется написан ное и выпущенное в 1943 году пособив, широко применявшее ся в фашистской пропаганде. Злые, человеконенавистниче ские идеи, которые сеет этот учебник, не для школьной нивы, не подходят, по мнению педаго гов. для молодежи. В школах преподается история Молдавии и бывшего СССР, курс называет ся "Отечественная история". История - наука идеологиче- прежних границах, то есть до ав густа 1991 года. Стремление полностью ско пировать систему образования, принятую в Румынии. - вот доми нирующая идея в народном об разовании Молдовы. С этой целью и был принят перевод молдавского языка на латинскую графику. Это было пробным ша гом. Затем румынский флаг был признан государственным, со школьной скамьи детям стали внушать, что они не молдаване, а румыны. И закономерным итогом всех этих мероприятий стала тен денция "к воссоединению с ма- терью-родиной". Хотя из истории известно, что Молдав ское княжество существовало на языке начертаны латиницей, а в Приднестровье - по-прежнему кириллицей. Это еще один пример, как политики, не задумываясь, рету шируют историю в угоду сиюми нутным интересам. Абсолютно ясно, что право на существова ние имеют обе лингвистические школы, как отождествляющие молдавский язык с румынским, так и признающие его самобыт ность. В данном же случае мы ви дим. что прорумынски настроен ная часп» интеллигенции даже отказалась от собственной исто рии народа в пользу ‘ Великой Румынии". Я не сомневаюсь, что ими могут двигать самые иск ренние побуждения, но силовое устранение оппонента никогда не являлось достойным аргумен том в научном споре. Дело порой доходит до курь езов. особенно в нынешнихмеж- государсгвенных отношениях. Так. на одно из предприятий Литвы пришел документ из Мол довы. написанный...по-молдав- ски. В Вильнюсе, не найдя переводчика, переслали доку мент в Кишинев...с резолюцией на литовском языке. Более цивилизованную кон фронтацию идеологических противников пришлось наблю дать в Тирасполе. Показательно и отношение к педагогам, стоящим на разных идейных позициях Это призна ется личным делом каждого гражданина и не может являться основанием для запрета на про фессию. Человек может быть членом Народного фронта Мол довы или ОСТК (Объединенного совета трудовых коллективов), главное, чтобы он был профес сионалом и не занимался пол итической деятельностью в учебном заведении. ская. поэтому и отношение к ней есть вопрос политический. И здесь последовательно прояв ляется системный подход при днестровских властей. Учебники истории будут перерабатывать ся. так как история страны - не история какой-либо партии. Партии приходят и уходят, а на роды остаются. Поэтому здесь принято решение - в новых учеб никах отстаивать идею сохране ния единого государства в 500 лет раньше, чем Румынское королевство. Но здесь уже не действует здравый смысл, вме сто него правят политическиеин- тересы. В Молдове перешли на деся тибалльную оценку знаний, что бы сориентировать выпускников на вузы Румынии. С этой же целью в Молдову в большом ко личестве едут преподаватели из Румынии, хотя в научном плане бывший СССР всегда был впере ди. Следует откровенно при знать. что в данном случав пре следуются не образоватвльскив цели, а подготавливается плат форма для присоединения Мол давии к Румынии. Продвижение всеми путями к руководящим постам исключи тельно национальных кадров не избежно ведет к падению интеллектуального уровня обще ства. Да и вообще неприлично делать из национальности про фессию. Национальное давление всегда порождает только нацио нальные столкновения, но не ве дет ни к благосостоянию граждан, ни к усилению государ ства. Любой диктат вызывает актив ное противодействие, как и полу чилось в Приднестровье: ’ Обхо дился и буду обходиться без зна ния молдавского языка... Были в Союзе, там и останемся, хотя его уже и нет... И вообще, нас почти половина в республике, только троньте!" По мнению работников Глав ного управления науки, народно го образования, культуры и религии Приднестровской ре спублики. стержневая идея обра зования - значимость нашего исторически сложившегося госу дарства. Каждый молодой чело век должен ощущать себя частичкой Отечества, ощущать ответственность за родину. Такой подход вытекает из об щей концепции, столь распрост раненной в Тирасполе не только среди работников культуры и об разования. В общем плане можно сформулировать так: сегодня страна в развале, но скоро на чнется возрождение. Как в стари ну. начнется собирание земель, благодаря появлению на полити ческой сцене настоящих патрио тов. Отсюда проистекает и святая уверенность в будущее Придне стровья. как и всего государства в целом. Нахождение у власти деструктивных сил - явление вре менное. приход к руководству здоровых консолидирующих сил неизбежен. Александр ЛОБАНОВ, наш аіецкор. Кишинев - 'ІЬрасполъ - Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz