Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.
-л “С командой Комарова реформы невозможны п (Окончание. Начало на 1 стр.) % связана с либерализацией роз ничных цен. это единый про цесс. И он непростой, поскольку десятилетиями скла дывалась плановая экономика, при которой от предприятия требовалась лишь готовая про дукция. Все остальное ему да вали. обеспечивая тем. что требовалось для производства, ^ти механизмы порождали иж дивенчество. безответствен ность. стремление получить "сверху" готовые рецепты на все случаи. Поэтому, предлагая свою программу, которая и написана для претворения экономиче ских реформ, пусть даже бо лезненных. но предполагающих конкретные действия, я рассчи тывал. что в команду придут но вые люди, которые будут по-новому смотреть на пробле мы. будут решать их. Теперь я вижу, что ошибся в подборе ру ководящих кадров: все снова потянулись к блестящим рыча гам управления. А дела-то нет. знаний не хватает. Учиться не хочется, апломба много и. ви димо. думают, что вместе с креслом прибавится что-то и в мозгах. Но ничего подобного... И когда я увидел, что не мо гу реализовать в этой команде задуманное, когда увидел, что программа реформ не воспри нимается. реализация ее бло кируется лично Е. Б. Комаровым, я не захотел прини мать участия в действиях, за ко торые не хочу отвечать. Я не сторонник выяснять отношения на уровне “а ты кто такой?", по этому просто ушел и не считаю, что меня надо жалеть. - Надо понимать так, что вы оцениваете ре форматорскую деятель ность команды Е. Комарова отрицательно. Что же, она не сможет проводить в жизнь ради кальные реформы? И как вы считаете: есть ли смысл нам, северянам, на деяться на Указ Прези дента о расширении полномочий администра ции Мурманской обла сти? - Прежде чем давать оценку команде областной админист рации. я хотел бы несколько слов сказать о тех задачах, ко торые стоят перед областью, перед Севером в сеете реше ний съезда. Указов Президен та. Сегодня осталось незаме ченным и в области, и в прессе, что съезд провозгласил пере ход к новой модели устойчиво го развития Севера. За этим стоит очень многое. Это пово ротный момент в освоении Се вера. Если и дальше правительство проявит настой чивость и будет развивать то. что оно провозгласило, а мы приложим усилия, чтоб так оно и случилось. - р а зви то Севера перейдет от индустриальной модели к модели, ориентиро ванной на человека. - Простите, Геннадий Павлович, в таком случае кому как не нашему обла стному руководству ак центировать внимание на том, чтобы этот по ворот состоялся. - Это верно. Но наше руко водство. к сожалению, с какой- то непонятной пассивностью относится ко всем документам, которые выходят г.о Северу. Оно не может даже компетент но прокомментировать, что же за этими документами стоит. Вот. например, постановление о мерах по обеспечению поста вок продукции (товаров) в рай оны Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Осталось незамеченным, что постановление было принято еще до съезда и что впервые Мурманская область была отне сена к территориям, которые регламентируются завозом именно как территории Севера. Но. к сожалению, все внимание нашего руководства было со средоточено на недостатках, порой надуманных. Ведь это постановление географически мало задевает нашу область, его больше ждали те северные территории, которые только и базируются на завозе товаров. В постановлении много финан совых вопросов, именно вокруг этих вопросов и возникали страсти на восточных террито риях Севера. В документе есть и экономические рычаги, и льготы поставщикам, которых раньше не было. То есть дается мощный механизм, которым только надо воспользоваться. Но мы снова ждем готовых ре шений. Вот бы нам сверху про диктовали! Как. скажем, в последнем постановлении по Читинской области - на мой взгляд, пример возврата к ста рому. Там все расписано: сколько мяса поставят, сколько того, сколько другого. А вышед шие ранее постановления были направлены на СОЗДАНИЕ УС ЛОВИЙ. Но эго уже более сложная категория, требующая встречной работы на местах. Поэтому, если уж браться за комментарий, делать это надо грамотно и не вводить в за блуждение северян. Сегодня накал страстей на Севере настолько серьезный, что правительство пошло на включение в повестку дня съез да обсуждение этого вопроса. А до того одно за другим выхо дили постановления, облегчаю щие работу съезда. После вышло ЗОѲ-е постановление, на мой взгляд, глобальное, где практически все министерства России задействованы в реше нии проблем Севера. Там от крываются такие перспективы, которых десятилетиями доби валась Мурманская область. А мы до сих пор не создали меха низма реализации этих воз можностей. Люди, не знающие цену постановления N 308. со ответственно к нему и относят ся. Это постановление идет как бы в развитие документов съез да. в нем снова получила одоб рение наша концепция развития области, которую мы составляли. Уже сегодня мы сталкиваемся с отдельными ее элементами. Конечно, в механизме реа лизации должен быть пред ставлен Закон о приватизации в условияхСевера. Но когда я по звонил в ГоскомСевер. там удивленно спросили, откуда я это взял. Сегодня мы готовы взяться за разработку такого предложения, хотя на это оста ется очень мало времени. Также есть необходимость разработки программ для гор нопромышленного комплекса. Это очень важный вопрос. Но в областном руководстве снова - тишь и благодать. Требуется разработка программ нефтепро мышленного комплекса - та же реакция. Говорится о разработке предложений по обновлению основных производственных фондов рыбопромышленного комплекса, но когда я разгова ривал с довольно высокопостав ленными представителями этого комплекса, они меня тоже спра шивают: а откуда вы это взяли? То есть не срабатывает машина, которая должна работать на Се вер. Зачем ждать, что кто-то за нас начнет думать, предлагать, действовать? Без активности самих северян, действенного участия администрации в со здании системы инструментов, предпосылки которой заложены в постановлении, ничего не бу дет реализовано. Как не будет ничего сделано и по постановлению YI съезда народных депутатов России, ко торое полностью - от преамбулы до последней точки - прошло через мои руки. Это огромный труд, в котором нас попросили помочь. Не считаясь со време нем. мы работали в Верховном Совете с депутатами, обобщая материал. Даже когда сам рабо таешь над этим постановлени ем. но потом отвлекаешься от него, чувствуешь, как легко те ряются нити. связывающие власть с регионами, с механиз мами реализации, и ощущаешь, как что-то не срабатывает. Поэ тому администрации постоянно над этим необходимо р-аботатъ. Только тогда можно реализовы вать эти документы. Теперь о работе команды. Когда Б. Н. Ельцин назначал Ко марова главой администрации, он. видимо, доверял ему. рас считывал на него. Так что Кома ров обязан проводить идеи реформы. А сейчас Евгений Бо рисович и его заместитель Юлий Зальевич Бергер считают себя противниками реформы, прикрываясь якобы благими на мерениями не участвовать в "не правильной" реформе. Но вы ведь не избраны кем-то. а на значены Президентом! Так по могайте Ельцину, помогайте Гайдару, предлагайте свое ви дение. вы же в одной команде с ними. Становиться в данном по ложении в оппозицию нельзя. Или вы в одной команде, или вы не в команде... Яушел. убедившись в невоз можности проводить реформу в команде Комарова. Была разра ботана структура, но ее быстро постарались сломать в угоду Юлию Зальевичу. Было подго товлено постановление по Мур манской области. его постарались забыть. Постанов ление по Северу, над которым я работал целый месяц, было от- горжено. Программу приватиза ции. которую мы предлагали для Мурманской области. Комаров отказался оплачивать. Кстати го воря. благодаря этой программе был быстро приватизирован мя сокомбинат. А дальше - встали. Между тем можно было бы уже не одно предприятие привати зировать. Очень обидно, что впустую уходит время. Ведь все равно придется делать то. от че го пока отказались. Ну. и еще о благих намерениях и их реализа ции. Норвежцы предложили 5 миллионов крон на гуманитар ную помощь сельскому хозяйст ву области - на организацию фермерства, закупку оборудо вания. подготовку кормовой ба зы. на замену семенного карто фельного фонда. на адаптирование животных в усло виях Севера. И сразу же нача лось торможение. Понадобились огромные уси лия. и мои. и Евдокимова, чтобы уговорить Комарова. Бергера, убедить их в том. что эта под держка нужна. - А какими же причина ми объяснялось торможе ние? - А причин не было. Если не считать того, что исходило все это не от Комарова и Бергера. Дальше - больше: норвежцы де лают все на научной основе, предлагают состав делегации, а администрация вычеркивает по ловину списка и говорит, что на до включать таких-то и таких-то. По международным нормам это - нонсенс. Норвежцы просят их принять - опять проволочки. Протянули больше месяца, а ведь дело связано с выделени ем норвежским парламентом денег... Кончилось тем. что Архан гельск в значительной степени перехватил инициативу. Пона добились усилия, чтобы снять напряженность. Я уже вновь был в качестве директора в команди ровке и удалось уговорить при ехать эту делегацию. Кое-что стронулось с места, но опять все делается келейно, только для севера области. А когда мы ста ли говорить с южанами, они про сто ничего не знали и возмущались, почему, мол. с ни ми не решали этот вопрос? Ни чем не объяснима такая "дипломатия", это просто комч- ванство в новом виде. Судите сами, о каких реформах можно тут говорить... / Я уже комментировал в печа- тиУказПрезидента "Орасшире- нии полномочий администрации Мурманской области". На се годня его главный недостаток - нет механизма реализации. От сюда - келейность, которая не избежно приведет к коррупции и другим негативным последст виям. Я разговаривал с руководст вом Карелии, у которой есть ана логичный. правда, несколько отличающийся Указ. Во многом наши точки зрения совпали. Они поставили дело так. что при раз работке этого Указа он прошел через множество структур, что прибавило ему гласности и во многом исключило злоупотреб ления. - Геннадий Павлович, выступая недавно по Мур манскому телевидению, ваш коллега по научной работе и представитель “Либерального союзаи В. Ляцкий сказал, что знал вас раньше как апологета коммунистической эконо мики. В самом деле: не ис пытываете ли вы ностальгию по временам “развитого социализмаи? Ведь именно тогда вы воз главили институт, пол учили звания, степени, а вот новой власти при шлись не ко двору:.. - Обычно я никогда не всту паю в подобные дискуссии, по тому что это ничего не дает. Ну что с того, что человек высказал ся неправильно. Вот решил Ю. 3. Бергер поставить меня в один ряд с Гайдаром и Хасбулатовым, мол. не имеет практического опыта. Это. конечно, приятно. оказаться в одном ряду с такими людьми. Но как быть с моим производственным опытом? Ведь я с 55-го года начал рабо тать на буровых после окончания геолого-раэведочного технику ма. без отрыва от производства закончил Ленинградский горный институт, защитил кандидат скую. Практически всю жизнь "варился" на производстве, правда, сочетая с постоянной работой в области науки, но это совсем другое дело... Также мне непонятны и вы сказывания В. Б. Ляцкого. Он. в общем-то. политик, когда-то призывал: лучше быть голодным, но свободным. Ныне мы голо дные. но не свободные. О чело веке надо судить по его делам, по его программе. Ни в одной из моих работ не найти оголтелого провозглашения социализма. И сегодня я не пытаюсь перекра шиваться. Я предлагаю не себя, а свою программу. Давайте, я го тов сесть перед телекамерой с Ляцким. Бергером, с любой ком панией и по-деловому обсудить асе проблемы. Пусть народи по смотрит. нто же за душой у каж дого. А все эти ярлыки, мимоходом брошенные грязные мазки... Бог им судья. Ну а теперь по поводу того, что мне дал социализм. Я был избран на конкурсной основе, никто меня не назначал. Это же конкурсная должность, кто хочет конкурировать, давайте, прихо дите. Так что я не сказал бы. что был кем-то возвышен. Ведь если вспомнить, кто больше получал шишек при прежней власти, кто резче выступал на тех меропри ятиях. что проводил обком КПСС, и при голосовании оста вался в одиночестве... Впрочем, я профессионал в экономике, а политики касаюсь только в обла сти управления, где политика дает возможность управления экономикой. Повторяю: я не пытаюсь себя выставить. Я предлагаю про грамму. Если она подходит, я^го- тов подготовить механизм ее реализации. И вообще, хватит говорить о коммунистах и демократах, да вайте двигаться к нормальной экономике, не подменяя ее иде ологическими спорами. Надоело слушать, что росси яне - глупая, тупая нация, ничего не умеют, не могут построить се бе государство, которое желают, что они националисты, что они империалисты. Мы не Англия, которая разбогатела на своих ко лониях. мы - самый интернацио нальный народ. Надо лишь учитывать реальный экономиче ский потенциал и исходить из реальныхусловий. Нам поможет только собственный труд. - Геннадий Павлович, где наши читатели могут познакомиться с вашей программой экономиче ских реформ в Мурманской области? - Я оставил ее администра ции. и кое-где по крохам, по ча стям эта программа применяется. Пусть так - хоть ка- кая-то польза для России. Ну а тезисы, если надо - бе рите. публикуйте в газете. - Спасибо. Интервью вели: Г. БОДРО ВА, В. СЕКРИЕРУ, обще ственные корреспонденты; Т. КОЖУХОВА, обозрева тель “РМ". (См. 11 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz