Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.
ОТ НАШЕГО СПЕЦКОРА МНОГО ШУМА И...НИЧЕГО Намечаемая на 15 июня за бастовка экипажей МРП не со стоялась, хотя было твердое решение о ее проведении. По чему? По итогам предупреди тельной забастовки в управлении была создана согла сительная комиссия, принявшая решение из 18 пунктов, из кото рых следовало: некоторые воп росы возложены на конкретных управленцев, пересмотрены на грузки и стоимость товарной в Баренцевом море, обещано в будущем увеличение зарплаты, а валюта на прежнем уровне - нет возможности увеличить ее. Понимая, что данное реше ние не успокоит народ, на про мысел вышел Брейхман, причем сначала собрал к себе капита нов, потом, пересаживаясь на каждое судно, беседовал с эки пажами. Несколько дней я пыта лась выяснить, что же говорил генеральный, получала уклончи вые ответы. Наконец, вышла на связь с Брейхманом, он перенес разговор на несколько дней. Я выступила на совете, попросила капитанов ответить на вопросы, но ответил Брейхман. Главный вопрос - как удалось решить комплекс проблем моряков, где большинство - финансовые, а флот на картотеке. Брейхман от ветил, что картотека не отражает подлинного состояния предпри ятия, у МРП она 220 миллионов, а покупатели задолжали флоту 200 миллионов рублей. Что каса ется зарплаты, сегодня ее повы сить нельзя, произведенная передислокация судов в конце первого квартала из дальних районов отняла у флота большие средства. Генеральный считает, что реальный срок повышения зарплаты - с 1 сентября, а не 1 июля, как требуют моряки, хотя возможно компромиссное ре шение по возвращении Брейх- мана в Мурманск. Нет возможности увеличения валю ты, выплата которой, по мнению Брейхмана, на уровне других флотов, хотя у комсостава пони же. Разработана и новая форма оплаты, по этой системе работа ют два судна, по их итогам будут выводы. Я спросила о перспек тивах развития МРП. - Да, - сказал Брейхман, - флот самый старый, самое боль шое количество крупнотоннаж ных судов - три четверти флота. Им категорически запрещено работать в Баренцевом море, на иболее продуктивном сегодня. Решая эту проблему, взяли в аренду с последующим выкупом суда типа ПСТ у других флотов, СРТМ-к у бакинцев и купили но вый СРТМ-к. Решение вопроса о крупнотоннажных судах впере ди, поскольку вывести ихиз фло та - оставить безработными тысячи людей. В разговор вступил капитан В. В. Конев, он член согласитель ной комиссии. Еще в прошлом году он предлагал отказаться от планов вылова-выпуска, ненуж ной гонки и нервотрепки. Упрек нул Брейхмана, что моряки не получили ответы на важнейшие вопросы. В ответном слове гене ральный отчитал Конева, что тот ушел в море, не заседая на со гласительной комиссии. - Мне. - сказал Конев, - как любому работнику МРП, рейсо вой зарплаты хватило на 2 меся ца, пришлось выйти в море на чужом судне. В заключение Брейхман обе щал продолжить разговор со мной, когда придет в наш район. Грустно все это, честно гово ря. То ли капитаны боятся, что останутся без работы, то ли дру гие причины играют роль. Ведь ничего по сути не изменилось, туманные обещания на фоне страшной инфляции не могли убедить мыслящего капитана. Ясно лишь, что старая система госпредприятия буксует на эко номических ухабах. руководство не хочет, а моряки не могут из менить ее радикально. Все пре вращается в говорильню... Инна БЕРЕЗЮК. Баренцево море. ТОЧКА НА ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ СТАНЦИИ Сейчас попасть на Беломорскую биологическую станцию ста ло значительно легче. Если раньше в осеннюю распутицу на станции Пояконда можно было по щиколотку увязнуть в грязи, то теперь даже до пирса, принадлежащего ББС, добраться не со ставляет труда. На деньги Московского госуниверситета отсыпа на дорога, приведен в порядок причал. Отсюда и уходят суденышки на мыс Киндо, где расположен научный городок. Идея создания его относится к лету 1908 года, тогда профес сор Юрьевского университета К. Сент-Йлер вместе с группой студентов добрался до Ковды. Здесь велись исследования фауны и флоры, а также присматривалось место для создания биологи ческой станции. Дело, начатое профессором Юрьевского университета, про должил тридцать лет спустя заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных МГУ Л. А. Зенькевич. Он и определил оконча тельное место - мыс Киндо, выходящий в Ругозерскую губу. Это южнее Ковды на 30 километров, а катером всего 15 километров к северу от Пояконды. Сорок лет назад стояли здесь маленький домик сарайного типа, сторожка и два сарая. В сторожке, как и положено, жил сторож с многочисленной семьей (одиннадцать детей), одну часть дощатого домика занимала лаборатория, другая отводи лась для жилья директора. Первым директором был Н. А. Перцов. Он внес неоценимый вклад в дело становления и развития ББС. Сейчас в научном городке практически есть все. От жилых домиков и красивого ветряка до многоэтажного аквариального корпуса и просторной столовой. В связи с истощением рыбных запасов в плане работ станции появилась тема о рациональном использовании, воспроизводст ве и повышении рыбных и нерыбных ресурсов Белого моря. В аквариальном корпусе ведутся экспериментальные работы не посредственно по рыбе, появилась возможность получать биоло гические данные воспроизводства. Ведутся не только морфологические, но и физиологические наблюдения, произво дилась закладка на инкубацию икры сайки, трески, наваги... Для развития рыбоводства, решения практических задач изучаются закономерности количественного и качественного состава дон ного населения, которым питается рыба. Одним словом, ведется комплекс морских исследований. Ихтиологи работают практически круглый год. Кандидат би ологических наук Д. А. Павлов, много лет отдавший ББС. и сейчас продолжает работы на станции, его коллеги в последний период занимались выращиванием молоди зубатки. Биотехника уже раз работана, определена и перспективность организации хозяйств "зубатка - мидия". Станция у Ругозерской губы является самой крупной в нашей стране учебной базой для подготовки морских биологов широкого профиля и важным научным учреждением на Севере. На снимках: одна из улочек ББС; профессор МГУ В. Н. Вехов; нынешний директор Н. JI. Семенова, работающая на станции с 1957 г.; вид на губу. Александр БРЫСОВ. Пояконда - Кандалакша. Фото автора. КАРТЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz