Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.

ОТ НАШЕГО СПЕЦКОРА МНОГО ШУМА И...НИЧЕГО Намечаемая на 15 июня за­ бастовка экипажей МРП не со­ стоялась, хотя было твердое решение о ее проведении. По­ чему? По итогам предупреди­ тельной забастовки в управлении была создана согла­ сительная комиссия, принявшая решение из 18 пунктов, из кото­ рых следовало: некоторые воп­ росы возложены на конкретных управленцев, пересмотрены на­ грузки и стоимость товарной в Баренцевом море, обещано в будущем увеличение зарплаты, а валюта на прежнем уровне - нет возможности увеличить ее. Понимая, что данное реше­ ние не успокоит народ, на про­ мысел вышел Брейхман, причем сначала собрал к себе капита­ нов, потом, пересаживаясь на каждое судно, беседовал с эки­ пажами. Несколько дней я пыта­ лась выяснить, что же говорил генеральный, получала уклончи­ вые ответы. Наконец, вышла на связь с Брейхманом, он перенес разговор на несколько дней. Я выступила на совете, попросила капитанов ответить на вопросы, но ответил Брейхман. Главный вопрос - как удалось решить комплекс проблем моряков, где большинство - финансовые, а флот на картотеке. Брейхман от­ ветил, что картотека не отражает подлинного состояния предпри­ ятия, у МРП она 220 миллионов, а покупатели задолжали флоту 200 миллионов рублей. Что каса­ ется зарплаты, сегодня ее повы­ сить нельзя, произведенная передислокация судов в конце первого квартала из дальних районов отняла у флота большие средства. Генеральный считает, что реальный срок повышения зарплаты - с 1 сентября, а не 1 июля, как требуют моряки, хотя возможно компромиссное ре­ шение по возвращении Брейх- мана в Мурманск. Нет возможности увеличения валю­ ты, выплата которой, по мнению Брейхмана, на уровне других флотов, хотя у комсостава пони­ же. Разработана и новая форма оплаты, по этой системе работа­ ют два судна, по их итогам будут выводы. Я спросила о перспек­ тивах развития МРП. - Да, - сказал Брейхман, - флот самый старый, самое боль­ шое количество крупнотоннаж­ ных судов - три четверти флота. Им категорически запрещено работать в Баренцевом море, на­ иболее продуктивном сегодня. Решая эту проблему, взяли в аренду с последующим выкупом суда типа ПСТ у других флотов, СРТМ-к у бакинцев и купили но­ вый СРТМ-к. Решение вопроса о крупнотоннажных судах впере­ ди, поскольку вывести ихиз фло­ та - оставить безработными тысячи людей. В разговор вступил капитан В. В. Конев, он член согласитель­ ной комиссии. Еще в прошлом году он предлагал отказаться от планов вылова-выпуска, ненуж­ ной гонки и нервотрепки. Упрек­ нул Брейхмана, что моряки не получили ответы на важнейшие вопросы. В ответном слове гене­ ральный отчитал Конева, что тот ушел в море, не заседая на со­ гласительной комиссии. - Мне. - сказал Конев, - как любому работнику МРП, рейсо­ вой зарплаты хватило на 2 меся­ ца, пришлось выйти в море на чужом судне. В заключение Брейхман обе­ щал продолжить разговор со мной, когда придет в наш район. Грустно все это, честно гово­ ря. То ли капитаны боятся, что останутся без работы, то ли дру­ гие причины играют роль. Ведь ничего по сути не изменилось, туманные обещания на фоне страшной инфляции не могли убедить мыслящего капитана. Ясно лишь, что старая система госпредприятия буксует на эко­ номических ухабах. руководство не хочет, а моряки не могут из­ менить ее радикально. Все пре­ вращается в говорильню... Инна БЕРЕЗЮК. Баренцево море. ТОЧКА НА ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ СТАНЦИИ Сейчас попасть на Беломорскую биологическую станцию ста­ ло значительно легче. Если раньше в осеннюю распутицу на станции Пояконда можно было по щиколотку увязнуть в грязи, то теперь даже до пирса, принадлежащего ББС, добраться не со­ ставляет труда. На деньги Московского госуниверситета отсыпа­ на дорога, приведен в порядок причал. Отсюда и уходят суденышки на мыс Киндо, где расположен научный городок. Идея создания его относится к лету 1908 года, тогда профес­ сор Юрьевского университета К. Сент-Йлер вместе с группой студентов добрался до Ковды. Здесь велись исследования фауны и флоры, а также присматривалось место для создания биологи­ ческой станции. Дело, начатое профессором Юрьевского университета, про­ должил тридцать лет спустя заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных МГУ Л. А. Зенькевич. Он и определил оконча­ тельное место - мыс Киндо, выходящий в Ругозерскую губу. Это южнее Ковды на 30 километров, а катером всего 15 километров к северу от Пояконды. Сорок лет назад стояли здесь маленький домик сарайного типа, сторожка и два сарая. В сторожке, как и положено, жил сторож с многочисленной семьей (одиннадцать детей), одну часть дощатого домика занимала лаборатория, другая отводи­ лась для жилья директора. Первым директором был Н. А. Перцов. Он внес неоценимый вклад в дело становления и развития ББС. Сейчас в научном городке практически есть все. От жилых домиков и красивого ветряка до многоэтажного аквариального корпуса и просторной столовой. В связи с истощением рыбных запасов в плане работ станции появилась тема о рациональном использовании, воспроизводст­ ве и повышении рыбных и нерыбных ресурсов Белого моря. В аквариальном корпусе ведутся экспериментальные работы не­ посредственно по рыбе, появилась возможность получать биоло­ гические данные воспроизводства. Ведутся не только морфологические, но и физиологические наблюдения, произво­ дилась закладка на инкубацию икры сайки, трески, наваги... Для развития рыбоводства, решения практических задач изучаются закономерности количественного и качественного состава дон­ ного населения, которым питается рыба. Одним словом, ведется комплекс морских исследований. Ихтиологи работают практически круглый год. Кандидат би­ ологических наук Д. А. Павлов, много лет отдавший ББС. и сейчас продолжает работы на станции, его коллеги в последний период занимались выращиванием молоди зубатки. Биотехника уже раз­ работана, определена и перспективность организации хозяйств "зубатка - мидия". Станция у Ругозерской губы является самой крупной в нашей стране учебной базой для подготовки морских биологов широкого профиля и важным научным учреждением на Севере. На снимках: одна из улочек ББС; профессор МГУ В. Н. Вехов; нынешний директор Н. JI. Семенова, работающая на станции с 1957 г.; вид на губу. Александр БРЫСОВ. Пояконда - Кандалакша. Фото автора. КАРТЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz