Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.
ПЕНСИЯ ДЛЯ РЫБАКА: НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛЬНОСТИ В наше социально неблагопо лучное время особую остроту прини мают вопросы пенсионного обеспечения работников рыбопро мыслового флота. Напомним, что до выхода российского Закона “О госу дарственных пенсиях в РСФСР”пен сионный стаж исчислялся по союзному закону, и морякам предо ставлялась возможность выхода на пенсию в 55 лет. Все морские про фессии входили в льготный список N2. Верховный Совет РСФСР 20 но ября 1990 года принял Закон “О го сударственных пенсиях в РСФСР”, в связи с чем с 1 марта 1991 года на территории Российской Федерации приостановлено действие Закона "О пенсионном обеспечении граждан СССР". Но в новом законе профес сия моряка ни в одіш из льготных списков не была включена. Внем не были учтены условия работы моря ков, а тем более рыбаков, условия работы которых резко отличаются в худшую сторону от условий работы моряков торгового флота. Лишь в январе и марте 1992 года были изда ны указы Президента Российской Федерации с дополнениями статьи 12 Закона. Так, в частности, в январ ском указе морякам предоставлено право выхода на пенсию в 55 лет при наличии 12,5лет работы в плавсоста ве и при общем стаже работы не ме нее 25 лет. В указе, вышедшем в марте 1992 года, сказано, что плавсо ставу предоставлено право выхода на пенсию по выслуге лет при нали чии 25 лет работы в плавсоставе не зависимо от возраста Казалось бы, последний указ сам по себе неплохой - 25 “календарей" отработал и, независимо от возраста, отправляйся на заслуженный отдых. Однако это не так, ведь указ можно трактовать и по-другому. Например, если учитывать только “чистое” вре мя пребывания плавсостава в море (без учета отпусков, отгулов за рабо ту в выходные и праздничные дни, времени по болезни и т.п.), то воз раст для выхода на пенсию может составить 55-60 лет и даже более. Никаких комментариев и пояснений к данному указу пока не последова ло, а потому остаются условия для его различного толкования и приме нения. Авторы этой статьи, на основа нии имеющихся данных, делают по пытки реально обосновать время и возрастной предел работы плавсо става на судах промыслового флота. При этом особо выделяя профессио нальную группу плавсостава - судо водителей. Как известно, условия труда и обитаемости плавсостава су дов во многом зависят от типа, тон нажа, года постройки и степени изношенности судов. В соответствии с гигиенической классификацией условий и характера труда по степе ни вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной министерством здра воохранения в 1986 г. N 4137-86, ус ловия труда рыбаков следует относить к 3 классу и считать как опасные и вредные. Это - физиче ские: шум, вибрация, электромагнит ные излучения, электростатические поля и метеоусловия, а также качка судна, которая приводит к постоян ным физическим и нервным перегруз кам всего организма человека. Психофизиологические: про должительность рейсов, длитель ное пребывание в замкнутом и ограниченном пространстве, относи тельная социальная и информаци онная изоляция; работа в ночное время, удлиненный рабочий день (подвахты), который составляет 10- 12 часов, а при сложной навигацион ной обстановке достигает 16 часов в сутки. Особо следует выделить опас ные и вредные факторы, действую щие в основном только на судоводителей, - это напряженность труда, характеризующаяся высокой нагрузкой на центральную нервную систему'; необходимость в предель ной концентрации внимания (дли тельном сосредоточении), напряженности зрения при исполь зовании различных приборов; повы шенные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, личный риск, опасность для жизни, ответст венность за безопасность судна и чле нов экипажа; работы, выполняемые в экстремальных условиях. Последние никакой классификации труда не подлежат. Величина этих факторов, как показывает практика, достигает опасных значений и приводит к про фессиональным заболеваниям. Ни на одном производстве не действуют од новременно на человека столько опасных и вредных факторов для здо ровья, как на современном судне. Причем указанные выше факторы воз действуют на моряков в течение не скольких месяцев непрерывного плавания. Тогда как установленные государственные стандарты по без опасности труда и санитарные прави ла для морских судов промыслового флота нормируют каждый вредный фактор в отдельности, без учета вли яния остальных. Между' тем следова ло бы, как подсказывает здравый смысл, рассматривать вредные воз действия в их совокулшости. На флоте до сих пор применяются нормы, рас считанные только на продолжитель ность воздействия вредных факторов в течение рабочего времени, после окончания которого работник должен покинуть зону производства. Ну а мо ряк находящегося в рейсе судна? По дашшм X Международного симпозиума по морской медицине, 4 - 6процентов моряков ежегодно списы ваются на берег по состоянию здо ровья. Следует отметить, что возрастная патология моряков в сред нем сдвинута на 7-10 лет, т.е. их забо леваемость в возрасте 40 лет примерно соответствует 50 годам в аналогичных профессиональных группах рабочих и служащих на бере гу. Наиболее характерными профза болеваниями для плавсостава являются заболевания сердечно-со судистой и нервной систем, обуслов ленные спецификой работы и условиями обитаемости на судне. Так, за период с 1985 года по 1990 год на флоте Северного бассейна скоропо стижно скончалось свыше 180 чело век, причем почти половина из них - из-за сердечно-сосудистой недоста точности и ишемической болезни. При этом более 70 процентов всех скончавшихся в море - это лица в воз расте до 50 лет, т.е. далеко не достиг шие пенсионного возраста Если рассматривать количество смертель ных случаев по профессиям, то 67 процентов всех случаев приходится на палубную команду, а 33 процента - на машинную. По дашшм за 1990-1991 годы, большая половина смертельных случаев вследствие болезни прихо дится на каіштанов и старших помощ ников капитанов. Статистика показывает, что крайне малочислен состав флота в возрастной группе свыше 50 лет - всего 3,9 процента. Та ким образом, на пенсию из флотов уходят единицы. Из-за боязни не до работать до пенсии многие хорошие специалисты сознательно покидают флоты в расцвете сил и максимальных возможностей, а рядовой состав, вследствие большой интенсифика ции труда и видя участь командиров, вообще не задерживается на флоте. Рассматривая текучесть кадров судо водительского состава в одном из флотов Северного бассейна, следует отметить, что увольнения по отноше нию к приему составили в 1989-м - 25, в 1990-м - 33, в 1991-м - 120 процентов. Наибольшее число увольняемых со ставляют старшие и вторые помощни ки капитанов. Безусловно, опасные и вредные условия труда в море, длительность рейсов и отрыв от родных не проходят бесследно и для целостности семьи. Так, например, из выпускников судо водительского факультета Мурман ского среднего мореходного училища 1974-1979 г.г. у каждого третьего рас палась семья, и притом не один раз. Такой показатель имеют только осуж денные мужчины. Причины распада семей не только в длительности рей сов, но в социальной неустроенности рыбаков на берегу. Во многих семьях, привыкших к длительному отсутст вию одного из членов, явившийся из рейса моряк оказывается как бы лиш ним. Или взять лиц, которые в соот ветствии с Уставом несут ночные вахты на судне в одно и то же время. Находясь дома, они продолжают жить в привычном режиме, т.е. без нор мального сна в ночное время. Можно было бы продолжить перечень при чин и вредных факторов, отрицатель но сказывающихся на продолжительности жизни работни ков плавсостава, и также их социаль ную неустроенность, но, как нам представляется, существует доста точно много аргументов в пользу того, что стаж работы на флоте в 25 лет - это максимальный отрезок времени при существующей экономике нашего государства. И эти 25 лет следует по нимать как календарные годы, с уче том отпусков, отгулов, больничных листов, курсов повышения квалифи кации, работу в резерве. При этом пен сия должна назначаться при наличии 25 “календарей” в плавсоставе, неза висимо от возраста и в полном разме ре. Необходимо также установить выплаты за выслугу лет. Такой под ход, по нашему мнению, способство вал бы снижению социальной напряженности среди плавсостава, особенно в условиях перехода к ры ночной экономике и надвигающейся безработицы. В. IЮДОБЕД, кандидат технических наук, доцент Мурманской государствешюй академии; Р. ХУСАИНОВ, второй помощник капитана, выпускник МВИМУ. ВЫ ХОТИТЕ ПРИУМНОЖИТЬ СВОИ СБЕРЕЖЕНИЯ? Заключите договор возвратного страхования в страховой фирме “Гольфстрим” - и вопрос будет решен. Этот вид страхования предусматривает ежегодное увеличение взносов по договоренности, но не менее чем на 5 процентов. Застрахованному при установлении инвалидности выплачивается от 150 до 200 процентов взносов, при смерти застрахованного его наследникам фирма выплатит 300 процентов взносов. Договор возвратного страхования заключается с предприятием или работающим гражданином на неопределенный срок. Размер страхового взноса не менее 500 рублей. Дирекция страховой фирмы, тел. 5-28-78 (г. Мурманск), или любой ее филиал ответят на все ваши вопросы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz