Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.

ПЕНСИЯ ДЛЯ РЫБАКА: НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛЬНОСТИ В наше социально неблагопо­ лучное время особую остроту прини­ мают вопросы пенсионного обеспечения работников рыбопро­ мыслового флота. Напомним, что до выхода российского Закона “О госу­ дарственных пенсиях в РСФСР”пен­ сионный стаж исчислялся по союзному закону, и морякам предо­ ставлялась возможность выхода на пенсию в 55 лет. Все морские про­ фессии входили в льготный список N2. Верховный Совет РСФСР 20 но­ ября 1990 года принял Закон “О го­ сударственных пенсиях в РСФСР”, в связи с чем с 1 марта 1991 года на территории Российской Федерации приостановлено действие Закона "О пенсионном обеспечении граждан СССР". Но в новом законе профес­ сия моряка ни в одіш из льготных списков не была включена. Внем не были учтены условия работы моря­ ков, а тем более рыбаков, условия работы которых резко отличаются в худшую сторону от условий работы моряков торгового флота. Лишь в январе и марте 1992 года были изда­ ны указы Президента Российской Федерации с дополнениями статьи 12 Закона. Так, в частности, в январ­ ском указе морякам предоставлено право выхода на пенсию в 55 лет при наличии 12,5лет работы в плавсоста­ ве и при общем стаже работы не ме­ нее 25 лет. В указе, вышедшем в марте 1992 года, сказано, что плавсо­ ставу предоставлено право выхода на пенсию по выслуге лет при нали­ чии 25 лет работы в плавсоставе не­ зависимо от возраста Казалось бы, последний указ сам по себе неплохой - 25 “календарей" отработал и, независимо от возраста, отправляйся на заслуженный отдых. Однако это не так, ведь указ можно трактовать и по-другому. Например, если учитывать только “чистое” вре­ мя пребывания плавсостава в море (без учета отпусков, отгулов за рабо­ ту в выходные и праздничные дни, времени по болезни и т.п.), то воз­ раст для выхода на пенсию может составить 55-60 лет и даже более. Никаких комментариев и пояснений к данному указу пока не последова­ ло, а потому остаются условия для его различного толкования и приме­ нения. Авторы этой статьи, на основа­ нии имеющихся данных, делают по­ пытки реально обосновать время и возрастной предел работы плавсо­ става на судах промыслового флота. При этом особо выделяя профессио­ нальную группу плавсостава - судо­ водителей. Как известно, условия труда и обитаемости плавсостава су­ дов во многом зависят от типа, тон­ нажа, года постройки и степени изношенности судов. В соответствии с гигиенической классификацией условий и характера труда по степе­ ни вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной министерством здра­ воохранения в 1986 г. N 4137-86, ус­ ловия труда рыбаков следует относить к 3 классу и считать как опасные и вредные. Это - физиче­ ские: шум, вибрация, электромагнит­ ные излучения, электростатические поля и метеоусловия, а также качка судна, которая приводит к постоян­ ным физическим и нервным перегруз­ кам всего организма человека. Психофизиологические: про­ должительность рейсов, длитель­ ное пребывание в замкнутом и ограниченном пространстве, относи­ тельная социальная и информаци­ онная изоляция; работа в ночное время, удлиненный рабочий день (подвахты), который составляет 10- 12 часов, а при сложной навигацион­ ной обстановке достигает 16 часов в сутки. Особо следует выделить опас­ ные и вредные факторы, действую­ щие в основном только на судоводителей, - это напряженность труда, характеризующаяся высокой нагрузкой на центральную нервную систему'; необходимость в предель­ ной концентрации внимания (дли­ тельном сосредоточении), напряженности зрения при исполь­ зовании различных приборов; повы­ шенные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, личный риск, опасность для жизни, ответст­ венность за безопасность судна и чле­ нов экипажа; работы, выполняемые в экстремальных условиях. Последние никакой классификации труда не подлежат. Величина этих факторов, как показывает практика, достигает опасных значений и приводит к про­ фессиональным заболеваниям. Ни на одном производстве не действуют од­ новременно на человека столько опасных и вредных факторов для здо­ ровья, как на современном судне. Причем указанные выше факторы воз­ действуют на моряков в течение не­ скольких месяцев непрерывного плавания. Тогда как установленные государственные стандарты по без­ опасности труда и санитарные прави­ ла для морских судов промыслового флота нормируют каждый вредный фактор в отдельности, без учета вли­ яния остальных. Между' тем следова­ ло бы, как подсказывает здравый смысл, рассматривать вредные воз­ действия в их совокулшости. На флоте до сих пор применяются нормы, рас­ считанные только на продолжитель­ ность воздействия вредных факторов в течение рабочего времени, после окончания которого работник должен покинуть зону производства. Ну а мо­ ряк находящегося в рейсе судна? По дашшм X Международного симпозиума по морской медицине, 4 - 6процентов моряков ежегодно списы­ ваются на берег по состоянию здо­ ровья. Следует отметить, что возрастная патология моряков в сред­ нем сдвинута на 7-10 лет, т.е. их забо­ леваемость в возрасте 40 лет примерно соответствует 50 годам в аналогичных профессиональных группах рабочих и служащих на бере­ гу. Наиболее характерными профза­ болеваниями для плавсостава являются заболевания сердечно-со­ судистой и нервной систем, обуслов­ ленные спецификой работы и условиями обитаемости на судне. Так, за период с 1985 года по 1990 год на флоте Северного бассейна скоропо­ стижно скончалось свыше 180 чело­ век, причем почти половина из них - из-за сердечно-сосудистой недоста­ точности и ишемической болезни. При этом более 70 процентов всех скончавшихся в море - это лица в воз­ расте до 50 лет, т.е. далеко не достиг­ шие пенсионного возраста Если рассматривать количество смертель­ ных случаев по профессиям, то 67 процентов всех случаев приходится на палубную команду, а 33 процента - на машинную. По дашшм за 1990-1991 годы, большая половина смертельных случаев вследствие болезни прихо­ дится на каіштанов и старших помощ­ ников капитанов. Статистика показывает, что крайне малочислен состав флота в возрастной группе свыше 50 лет - всего 3,9 процента. Та­ ким образом, на пенсию из флотов уходят единицы. Из-за боязни не до­ работать до пенсии многие хорошие специалисты сознательно покидают флоты в расцвете сил и максимальных возможностей, а рядовой состав, вследствие большой интенсифика­ ции труда и видя участь командиров, вообще не задерживается на флоте. Рассматривая текучесть кадров судо­ водительского состава в одном из флотов Северного бассейна, следует отметить, что увольнения по отноше­ нию к приему составили в 1989-м - 25, в 1990-м - 33, в 1991-м - 120 процентов. Наибольшее число увольняемых со­ ставляют старшие и вторые помощни­ ки капитанов. Безусловно, опасные и вредные условия труда в море, длительность рейсов и отрыв от родных не проходят бесследно и для целостности семьи. Так, например, из выпускников судо­ водительского факультета Мурман­ ского среднего мореходного училища 1974-1979 г.г. у каждого третьего рас­ палась семья, и притом не один раз. Такой показатель имеют только осуж­ денные мужчины. Причины распада семей не только в длительности рей­ сов, но в социальной неустроенности рыбаков на берегу. Во многих семьях, привыкших к длительному отсутст­ вию одного из членов, явившийся из рейса моряк оказывается как бы лиш­ ним. Или взять лиц, которые в соот­ ветствии с Уставом несут ночные вахты на судне в одно и то же время. Находясь дома, они продолжают жить в привычном режиме, т.е. без нор­ мального сна в ночное время. Можно было бы продолжить перечень при­ чин и вредных факторов, отрицатель­ но сказывающихся на продолжительности жизни работни­ ков плавсостава, и также их социаль­ ную неустроенность, но, как нам представляется, существует доста­ точно много аргументов в пользу того, что стаж работы на флоте в 25 лет - это максимальный отрезок времени при существующей экономике нашего государства. И эти 25 лет следует по­ нимать как календарные годы, с уче­ том отпусков, отгулов, больничных листов, курсов повышения квалифи­ кации, работу в резерве. При этом пен­ сия должна назначаться при наличии 25 “календарей” в плавсоставе, неза­ висимо от возраста и в полном разме­ ре. Необходимо также установить выплаты за выслугу лет. Такой под­ ход, по нашему мнению, способство­ вал бы снижению социальной напряженности среди плавсостава, особенно в условиях перехода к ры­ ночной экономике и надвигающейся безработицы. В. IЮДОБЕД, кандидат технических наук, доцент Мурманской государствешюй академии; Р. ХУСАИНОВ, второй помощник капитана, выпускник МВИМУ. ВЫ ХОТИТЕ ПРИУМНОЖИТЬ СВОИ СБЕРЕЖЕНИЯ? Заключите договор возвратного страхования в страховой фирме “Гольфстрим” - и вопрос будет решен. Этот вид страхования предусматривает ежегодное увеличение взносов по договоренности, но не менее чем на 5 процентов. Застрахованному при установлении инвалидности выплачивается от 150 до 200 процентов взносов, при смерти застрахованного его наследникам фирма выплатит 300 процентов взносов. Договор возвратного страхования заключается с предприятием или работающим гражданином на неопределенный срок. Размер страхового взноса не менее 500 рублей. Дирекция страховой фирмы, тел. 5-28-78 (г. Мурманск), или любой ее филиал ответят на все ваши вопросы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz