Рыбный Мурман. 1992 г. Июнь.

ш г а С остоявшаяся в 1990 году в Лон­ доне международная конфе­ ренция морских страховщиков подвела итоги потерь мирового тоннажа за период 1985 - 1989 годов. По уровню обеспечения безопасности мореплава­ ния Советский Союз занял тогда почет­ ное десятое место среди тридцати четырех крупнейших морских держав мира. Возможно, это единственный по­ казатель, по которому мы в постзастой- ный период не только догнали, но и перегнали Америку ( у США только во­ семнадцатое место). Рискуя попасть в разряд консервато­ ров, приходится констатировать, что благодарить за этот очень неплохой ре­ зультат нам следует не что иное, как командно-административную систему управления, ведь именно она была зало­ жена в основу всей деятельности по профилактике аварийности на судах в нашей стране. Жесткий контроль за ра­ ботой связанных с мореплаванием спе­ циалистов по цепочке сверху вниз, детальная регламентация их деятельно­ сти требованиями многочисленных нор­ мативных документов и директивных указаний, привлечение к ответственно­ сти за малейшее невыполнение предпи­ санного сверху - все это характерные признаки администрирования, дове­ денные, как, пожалуй, ни в одной отрас­ ли социалистического производства, до совершенства. Не удивительно поэтому, что с про­ возглашением перехода к рынку одной из первых в Министерстве рыбного хо­ зяйства стала разваливаться именно эта система - система обеспечения без­ опасности мореплавания. Чуть ли не первой акцией эпохи перестройки в от­ расли стала ликвидация Главгосрыбф- лотинспекции и ее органов на бассейнах. (Заметим, что истинной при­ чиной этого поспешного шага, так же. как и одновременной ликвидации бас­ сейновых инспекций по качеству и сани­ тарных инспекций, было обстоятельство весьма прозаическое: необходимость сокращения штатов министерства, в ко­ тором названные инспекции.находясь в основном на бассейнах, каким-то “бо­ ком" все-таки числились: Подано это. однако, было под видом непримиримой борьбы с командно-административны­ ми методами управления. В те времена, помнится, представители министерства ездили по бассейнам и обращались к судовладельцам примерно с таким воп­ росом: “Нужна ли вам Севгосрыбфло- тинспекция (инспекция по качеству, санитарная инспекция)?" Догадались, как им отвечали? Конечно же, так же, как ответили бы автомобилисты, если бы кто-то догадался их спросить, нужна ли им Госавтоинспекция? Вскоре после этого были сокращены должности заместителей начальников промысловых районов по безопасности мореплавания и по технической эксплу­ атации флота, обеспечивавших профи­ лактику аварийности непосредственно в районах промысла. Затем были отмене­ ны проверки судов в море и в порту по системе “Акты инспекторских прове­ рок". В текущем году большинство фло­ тов бассейна прекратили финансирование работ по анализу ава­ рийности на судах бассейна, в результа­ те чего был ликвидирован отдел исследований безопасности морепла­ вания института “Севгипрорыбфлот". Не приходится сомневаться, что су­ ровые законы свободного рынка созда­ ют предпосылки к более интенсивной эксплуатации судов со стороны судо­ владельцев, более позднему их списа­ нию, сокращению объемов ремонтов, прекращению притока на флот новых как в физическом, так и в моральном плане судов, что не может не сказаться на об­ щем техническом состоянии флота, спо­ собности каждого конкретного судна противостоять действию стихии и осу­ ществлять безаварийное плавание. В то же время единственный из оставшихся “независимых" контрольных органов - служба капитана Мурманского морского рыбного порта - испытывает сейчас серь­ езные финансовые затруднения и не в состоянии обеспечить своих специали­ стов сколько-нибудь достойным зара­ ботк м, соответствующим их профессиональному уровню. Такова нынешняя ситуация. Бессмысленно было бы теперь горе­ вать о поспешности принятых мер, их рыночных экономических рычагов, за­ ключающихся в широком страховании судов. Действительно, страхование позво­ ляет компенсировать все возможные убытки, возникающие в результате ава­ рийности. Но это только одна, видимая невооруженным глазом сторона страхо­ вания. Другая, не менее важная, заклю­ чается в том, что помимо компенсационной функции страхование является определенным стимулом к по­ вышению уровня безопасности море- Ах ты, палуба, палуба... « м а р и с к» ПОКУПАЕТ.. ABWH/1 ликвидаторском, чисто разрушительном характере. Голова у мореплавателей се­ годня болит о другом. О том, как в усло­ виях рынка обеспечить должный уровень технического состояния судов и органи­ зации судовой службы и что создать вза­ мен демонтированной ныне системы обеспечения безопасности мореплава­ ния. Ведь в условиях полной бесконт­ рольности ситуация может просто пойти “вразнос". Подтверждений этому масса. Ни для кого не секрет, что дисципли­ на на судах падает, вновь появились и замечаются теперь все чаще случаи пьянства, в том числе и коллективного, повсеместно распространяется практика сокрытия всего негативного, что проис­ ходит на судах. А аварийность? В 1990 году в отрасли погибло семь судов, в прошлом году - восемь. В “Сев- рыбе" кораблекрушений пока нет, но 1991 год был отмечен несколькими серь­ езными авариями, а недавнее ЧП с ТР “Виктор Лягин" подтверждает опасения, что негативные тенденции по обеспече­ нию безопасности мореплавания стре­ мительно нарастают. Между тем мировая практика знает весьма эффективную систему, позволя­ ющую поддерживать достаточно высо­ кий уровень работы по профилактике аварийности на судах. Систему, пред­ ставляющую собой комбинацию адми­ нистративных структур (в разных странах они разные, но в конечном итоге пред- ставляютсобой нечто вроде наших служб капитанов портов с определенными до ­ статочно ограниченными запретительно­ ограничительными функциями), и чисто плавания, а страховая компания - той ор­ ганизацией, которая, имея денежный интерес (у административных структур такого интереса быть не может), посто­ янно поощряет судовладельцев к этому, отказывая в страховании старых, находя­ щихся в неудовлетворительном состоя­ нии судов или требуя за них повышенную страховую премию, по­ скольку риск какого-либо происшествия на таких судах выше. Таким образом, судовладелец, а в капиталистических странах ни один из них не выпустит свое судно в море неза­ страхованным, чтобы не понести внезап­ ного убытка, просто вынужден заниматься вопросами мореплавания, чтобы работать со страховой компанией на выгодных для себя условиях. И еще об одной функции страхова­ ния здесь следовало бы сказать. Это за­ щита командного состава судов от различного рода случайностей, неиз­ бежно возникающих в процессе рейса. Ведь до настоящего времени у нас нака­ зывают, снимают и даже судят капита­ нов и старших механиков отнюдь не по степени их виновности в происшедшей аварии, а зачастую лишь исходя из раз­ меров нанесенного ущерба. На каждом флоте смогут назвать по нескольку таких “погорельцев". Если же убытки страховщиком будут возмещены, то как у судовладельцев, так и у транспортной прокуратуры будет гораздо меньше поводов “жаждать кро­ ви" ни в чем неповинных или же винов­ ных лишь в малой степени судовых специалистов. С другой стороны, на по- ■ ■ ■ тенциального аварийщика, совершившего уже не одну аварию, страховщик непре­ менно обратит внимание и потребует у судовладельца повышенную страховую премию, чтобы компенсировать дополни­ тельный риск, который он принимает на себя, страхуя судно, возглавляемое таким командиром. Все сказанное выше и имелось в виду, когда в апреле этого года по инициативе АРП “Севрыба" была создана первая на на­ шем бассейне морская страховая компания “Мариек". Ее генеральным директором из­ бран И. М. Розенберг - заслуженный работ­ ник рыбного хозяйства РСФСР, капитан дальнего плавания, много лет проработав­ ший в Мурманском траловом флоте капита­ ном, капитаном-флагманом и главным капитаном, а последние годы возглавляв­ ший отдел исследований безопасности мо­ реплавания МПІСТИ “Севгипрорыбфлот". В отличие от уже существующих стра­ ховых организаций, занимающихся в ос­ новном страхованием личного имущества, а к страхованию судов проявляющих инте­ рес как к дополнительному приработку, “Мариек" специализируется именно на морском страховании. Это в первую оче­ редь страхование судов, а также страхо­ вание ответственности за столкновения и за загрязнение моря, операции по пере­ страхованию и сострахованию судов, а в ближайшей перспективе - страхование су­ доэкипажей, груза и фрахта. Учредителями МСК “Мариек" стали Мурманская инспекция Регистра, А/О “Сев- мис", Мурманский региональный банк Рос­ сельхозбанка и предприятие “Рыбак” . Такой состав учредителей не случаен. Мурманская инспекция Регистра, обеспе­ чивая надзор за техническим состоянием судов в регионе, полагает, что создание такой структуры, способной эффективно действовать в условиях рынка, будет спо­ собствовать поддержанию хорошего тех­ нического состояния судов. А/О "Севмис" - это техническая поддержка в диагностике фактического состояния сис­ тем и механизмов принимаемого на стра­ хование судна с целью более точной оценки его готовности к безаварийному плаванию. Мурманский региональный банк берет на себя банковское обеспече­ ние страховых операций, а предприятие “Рыбак" - проведение внешнеэкономиче­ ской деятельности, поскольку уже на эта­ пе организации компании “Мариек" заинтересованность в сотрудничестве с ней проявила одна из морских страховых компаний Великобритании, представите­ ли которой побывали в Мурманске для проведения переговоров. Таким образом, в ближайшей перспективе имеется воз­ можность страхования или перестрахова­ ния судов рыбопромыслового флота Севера во всемирно известной корпора­ ции страховщиков Ллойда. Еще один немаловажный факт: “ Ма­ риек" и все учредители - организации мест­ ные. к тому же учредителями предприятия “Рыбак" являются все крупные флоты бассей­ на, они же держат свои деньги в Мурманском региональном банке. То есть интересы стра­ ховщика и страхователей в данном случае увязаны намного теснее, чем при обращении в сторонние страховые организации. К услугам компании “Мариек" может прибегнуть любой судовладелец, будь то государственный флот или коммерческое предприятие, имеющее хотя бы одно судно. Помимо страховой деятельности компа­ ния “Мариек" занимается разработкой по заказу судовладельцев нормативно-техни­ ческой документации по вопросам органи­ зации судовой службы и предупреждения аварийности, оказанием консультационных и экспертных услуг по вопросам страхова­ ния, обеспечения безопасности мореплава­ ния, расследования причин аварийных случаев и проведения аварийных ремонтов. П. ВИНОГРАДОВ, главный государст­ венный инспектор по безопасности мо­ реплавания и портовому надзору АРП ‘Севрыба”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz