Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.
КАРТИНА НАМ ЗНАКОМАЯ: ПРИПЛЫЛИ Здравствуйте, мурманский депутат ИРИНА РОГАЧЕВА ДАЕТ ИНТЕРВЬЮ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ», НО ПОЧЕМУ-ТО НЕ ХОЧЕТ ДАВАТЬ «РЫБНОМУ МУРМАНУ» В последнее время идет довольно оживленная поле мика, которую вызвало недавно прозвучавшее предложе ние передать органы рыбоохраны из Комитета рыбного хозяйства в Министерство экологии и природных ресур сов. Причем особенно остро отреагировали сами рыбаки, приславшие в парламент множество протестующих теле грамм. Чтобы прояснить ситуацию, наш корреспондент встретился с заместителем председателя Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам ВС России (в рамках которой действует подкомиссия по экономике и финан сам Мирового океана) И. РОГАЧЕВОЙ. - Ирина А лександровна , не объясняется л и беспокойст во рыбаков простой боязнью получит ь в лиц е эко ло го в жесткого конт ро лера? - Нет, тут дело совсем в другом. Конечно, многие годы рыба расходовалась у нас. мягко говоря, нерацио нально. Но виноваты в этом не рыбаки. Существовал жесткий план - 21 килограмм необработанной рыбы на душу населения в год, - который рыболовецкие хозяйст ва не имели права не выполнить. Причем никого не смущало, что планировался “живой" вес рыбы. Рыбаки не боятся контроля экологов. Просто охрана рыбных ресурсов неотъемлема от их воспроизводства и использования. Не столь важно, кто конкретно станет выдавать лицензии и определять квоты вылова рыбы - Министерство экологии или Комитет рыбного хозяйства, - важно, сумеет ли он обеспечить ее воспроизводство. И тут совершенно ясно: никто лучше рыбака о воспроиз водстве рыбных запасов не позаботится. Кроме того, в системе рыбного хозяйства уже давно налажено проведение научно обоснованных мероприя тий по восстановлению запасов рыбы. Пока такая систе ма появится у экологов, пройдет немало времени и мы потеряем немало рыбы. Еще один момент хотела бы затронуть. Уже сейчас мне сообщают о случаях, когда на местах выдаются лицензии на отлов рыбы. Как будто в этом нет ничего страшного. Но специалисты знают, что использование рыбных ресурсов должно строиться не по регионально му, а по бассейновому принципу, на котором и основано рыбное хозяйство. Вычленим из него рыбоохрану, и этот принцип, защищающий рыбу от непродуманной добычи, перестанет действовать. Не забудем о том, что около 40 процентов рыбы мы вылавливаем за пределами экономической зоны Рос сии, то есть на территориях, находящихся вне компетен ции Минэкологии. Короче говоря, есть ряд серьезных моментов, позво- Противостояние ляющихговорить о нецелесообразности передачи рыбо охраны Министерству экологии. - Ирина А лександровна , предположим , эта функция ост анет ся по-прежнему за К ом ит е т ом по рыбному хозяйству . Но есть гарант ия , что , скажем, в погоне за ва лют ой он не будет пренебрегать т ой же забот ой о воспрои звод стве рыбы? - Мое мнение таково: все хозяйственные функции нужно передать непосредственно рыбодобывающим предприятиям. На мой взгляд, правительство допускает ошибку, оплачивая содержание министерств и ведомств из бюджета. Одно дело, когда речь идет о нематериаль ной сфере: культуре, науке и т.п. А в сфере материаль ного производства предприятия должны содержать свои министерства. Тогда и функции распределятся сами со бой: за Министерством рыболовства России, в которое нужно преобразовать Комитет рыбного хозяйства, оста нутся вопросы стратегического порядка (проведение в жизнь государственной рыбодобывающей политики, обеспечение безопасности морского плавания, предот вращение загрязнения морской среды), а непосредст венно воспроизводство и вылов рыбы станут делом рыбаков. РАЗЕВАЕТ РЫБА РОТ ДА НЕ СЛЫШНО, ЧТО ПОЕТ При реорганизации минрыб- хозовского всесоюзного хозрас четного внешнеторгового объединения “Соврыбфлот" бы ли незаконно уволены многие специалисты. Шестеро - Т. Дон- скова, Н. Дерюгина, Н. Булкина, М. Доломанова, В. Тетюхин и С. Васильева - с увольнением не смирились. Изрядно походив по судебным инстанциям, они были восстановлены на работе. Но - на тех же должностях, которые они занимали в ВХВО и которых после реорганизации не стало. Оклады тоже старые - 200-210 рублей. Их зачислили (как ска зано в приказе) вне штатного расписания, посадили в пустую комнату, за пустые, без телефо нов, столы. Работы тоже нет. Протесты обиженных и вы ступления печати словно никому и не слышны, как не слышно, что говорит рыба, шевелящая губа ми за прозрачной стенкой аква риума. Между тем история созда ния ВАО “Соврыбфлот" вполне заслуживает того, чтобы ею за интересоваться. Флотом рыбной промышлен ности бывшего СССР ежегодно добывалось 10-11 миллионов тонн рыбы и других морепродук тов, страна занимала второе по сле Японии место в мире по размерам улова. На прилавки же попадала лишь небольшая часть этого изобилия. Нельзя сказать, что никто ни когда не задавался вопросом, куда девается наша рыба. Ответ на него пыталась найти еще быв шая ЦКК КПСС. В печати сооб щалось, что первый заместитель министра рыбного хозяйства В. Лушников и начальник Главного экономического управления ми нистерства Ю. Кокорев в усло виях острой нехватки на внутреннем рынке рыбопродук тов, в ущерб национальным ин тересам выдали различным организациям 260 лицензий на право реализации за рубежом свыше 430 тысяч тонн рыбной продукции. На вырученные средства приобретались магни тофоны, термосы, парфюмерия, мебель. Чаще всего этот импорт шел “нужным" людям. После августовского путча В. Лушников успел побывать ис полняющим обязанности мини стра в рыбном ведомстве. Направлен в длительную за гранкомандировку Ю. Кокарев. Бывший министр рыбного хозяй ства Н. Котляр также оказался за пределами голодного Отечест ва. А их начинания безбедно су ществуют и поныне. ВАО “Соврыбфлот" - одно из них. Приказ Н. Котляра предпи сывал ликвидировать с 1января 1991 года государственный “Соврыбфлот". А между тем со вместное решение коллектива “Соврыбфлота" и Минрыбхоза, на которое ссылался министр, было не о ликвидации, а о пре образовании ВХВО в ВАО. Если учесть, что действовавший в то время Закон “О государствен ном предприятии ( объедине нии)" не допускал ликвидации неубыточного и платежеспособ ного объединения, каким являл ся “Соврыбфлот", то иначе как грубой подтасовкой фактов и документов этот приказ не назо вешь. Еще более криминальный оттенок придала действиям Кот ляра безвозмездная передача вновь образованному акционер ному обществу фондов эконо мического стимулирования и валютного фонда ВХВО. В нару шение Закона “Об обеспечении экономической основы сувере нитета РСФСР" акционерному обществу перешло и экономи ческое пространство ликвиди рованного ВХВО, а вместе с ним и фактическая монополия на экспорт рыбы и других морепро дуктов, которой обладал старый “Соврыбфлот" в качестве госу дарственной внешнеторговой организации. Пост зампредседателя на блюдательного совета ВАО за нял тогдашний замминистра рыбного хозяйства Е. Ширяев. Пользуясь удобным совмеще нием должностей, он с необык новенной легкостьюмснял госу дарственную принадлежность судов флота рыбной промыш ленности, вывешивая на них флаги Нигерии, Гвинеи-Бисау и других иностранных государств, где меньше налоги, а главное - меньше штрафы за безобразное состояние плавсредств. Такой обходной маневр был бы позво лителен частному судовладель цу, но в исполнении государственного чиновника он сильно отдает тем, что принято называть “распродажей нацио нального суверенитета". Ком мерческую выручку от этой операции получали, разумеется, акционеры ВАО “Соврыбфлот". Унаследовав имущество, права и полномочия ВХВО, ак ционеры с готовностью назвали себя его правопреемниками. Исключение составили лишь обязательства по трудовым со глашениям. Весь персонал ВХВО был уволен “в связи с лик видацией" и набран заново уже в ВАО на основе контрактной си стемы найма. Таким образом, трудовой коллектив “Соврыб флота" был отчужден от собст венности. Под номером сорок восемь в списке акционеров значится Дзержинский райсовет города Москвы, ныне уже официально не существующий. Однако свою долю в прибыли “Соврыбфлота" чиновники не потеряли, а потому вряд ли стоит удивляться, что местная прокуратура закрыла глаза на положение шести спе циалистов. о которых говори лось в начале материала. Безнаказанность стимулирова ла другие противоправные дей ствия акционеров: несмотря на гарантии, предусмотренные за коном для профсоюзных работ ников, был уволен из ВАО председатель профкома Вален тин Гречко - за то. что посмел предъявить акционерам претен зии обманутого коллектива. Что же в итоге? Узаконена смена государственной монопо лии внешней рыбной торговли на акционерно-номенклатур- ную. Теперь акционеры смогут защититься от всех претензий щитом коммерческой тайны. Су дя по дефициту рыбных продук тов и бешеным ценам на них. прибыли новых хозяев растут. Виктор ЛЕБЕДЕВ, право вой инспектор труда ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства; Ека терина ВАСИЛЬЧЕН КО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz