Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.

НЕНАСТЬЕ. Фото А. КУРЧАНОВА. НОВОСТИ РАЗНЫХ ШИРОТ “ПОЛЯРНЫЙ ОДИССЕЙ” : НАВИГАЦИЯ-92 • На Петрозаводской судоверфи спущен на воду новодел дере­ вянного парусного судна XVIII века галеас “Святая София". На судостроительном заводе “Авангард" - фрегат “Святой Дух". Эти корабли были разработаны на фирме “Карелия-ТАМП" клуба “По­ лярный Одиссей". Особое внимание привлекает фрегат - это первое конкретное историческое судно, воссозданное петрозаводскими энтузиаста­ ми. Его прототип был спущен на воду в Архангельске в 1702 году и участвовал в войне со шведами. “Святой дух" вместе с фрегатом “Курьер" были по указу Петра I перетащены волоком из Белого моря в Онежское озеро по пути, который затем получил название “Осударевая дорога". Новодел фрегата впечатляет: три мачты, водоизмещение - 70 тонн, длина - 22 метра. Вооружен он будет настоящими пушками, отлитыми на АП “ Петрозаводскбуммаш". Второе судно - “Святая София" - сугубо мирное. Такие корабли были широко распростра­ нены в Европе благодаря небольшой осадке и хорошей грузоподъ­ емности. Начало лета было для наших кормщиков жаркой порой для подготовки новых экспедиций. Впрочем, для уже известных судов - лодей “Вера", “Надежда", “Любовь", уже два года бороздивших Средиземное море, третья навигация началась уже в апреле. От­ зимовав в итальянском порту Савона, флотилия взяла курс на Испанию, где в составе грандиозной армады парусников приняла старт в регате века “ Колумб-92". Но на переход через Атлантику наши мореходы не решились: он запланирован на более поздние сроки. А пока лодьи приняли участие во всемирной выставке "ЭКСПО-92" в Севилье. Фрегат и галеас - новорожденные суда “Полярного Одиссея" - возьмут курс на одно из крупнейших шоу Европы этого года - фестиваль старинных парусных судов во французском Бресте. Там будут собраны уникальные корабли: как оригиналы, например го­ ночное судно “ Королевский дуб", построенное в 1800 году, как настоящий чайный клипер "Мария Асумпта" (1850 г.), так и новоде­ лы. Будем надеяться, что наши корабли удачно впишутся в это белокрылое братство. Первенец флота “ Полярного Одиссея" - коч “Помор" провел зиму на Аляске, в эскимосском поселке Скэммон-Бей. В начале июля туда направился экипаж, чтобы взять курс на юг вдоль Север­ ной Америки. Эта акция проходит в рамках празднования 250-летия открытия русскими Америки. Плавание пройдет до Форта Росс под Сан-Франциско. Там коч будет поставлен на трейлер и доставлен в город-побратим Петрозаводска Дулут, расположенный на берегу озера Верхнее. Здесь “ Помор" будетспущен на воду и начнет свое плавание по Великим озерам и рекам на Восточное побережье США. Это - планы навигации 1992 года. А в перспективе - в 1994 году клуб “Полярный Одиссей" намерен организовать собственный фе­ стиваль старинных судов, пригласив на него моряков и корабелов из Европы. Контакты со многими фирмами, занимающимися стро­ ительством и популяризацией кораблей прошлого, уже установле­ ны. А на самом Онего есть идея создания нечто вроде водного Диснейленда. На берегах знаменитых Кижских шхер предполага­ ется строительство небольших деревень: карельских, поморских, норвежских, итальянских и даже полинезийских. Там будут пред­ ставлены все необходимые национальные атрибуты и, конечно, флоты этих народов. Таким образом, на небольшой территории можно будет познакомиться с бытом и судостроением многих стран, покататься на венецианской гондоле, карельской “кижанке" или индейском каноэ и даже пальнуть из пушки фрегата. Пока это все проекты. Но, как показывает время, они у “Полярного Одиссея" сбываются. ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ДРЕЙФА ДЕЛИ. (Корр. ИТАР - ТАСС Алексей Кузнецов). Почти шесть месяцев дрейфовали в Тихом океане три рыбака с островов Республики Кирибати. Их невольное путешествие началось 17 ноября прошлого го­ да, когда шторм перевернул четырехметровую лодку, на которой они вели промысел недалеко от своего берега. Ценой огромных усилий рыбакам удалось вернуть лодку в исходное положение, однако подвесной мотор утонул. Мощным течением их стало относить все дальше от родного острова. Попав в беду, люди не поддались панике. Питались они сырой рыбой, которую добыва­ ли уцелевшим гарпуном. Пили дождевую воду. Спустя 175 дней, лодку прибило к берегам Западного Самоа, расположенного в 900 морских милях от Кирибати. За два дня до спасения один из робинзонов умер от истощения. Сейчас рыбаки проходят лечение в госпитале. я и с А Ж НЕ ВЕЗЕТ. Фото Юрия ШЕИНКИНА. ЛЕТНИЕ МОТИВЫ Александр ТРУБИН, наш собкор. г. Петрозаводск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz