Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ СОБОРНОСТЬ - ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ С f e f " ; & ■ По приглашению известного карельского поэта и философа Юрия Линника в Петроза­ водске побывал член исполкома народно-тру­ дового Союза русских солидаристов, член редколлегии журнала “ Посев" Роман Редлих. Роман Николаевич родился в Москве в 1911 году в семье владельца фабрики по производ­ ству соков. Первая же волна большевистских репрессий коснулась Редлихов: отец был аре­ стован и сослан на “ перековку” в Карелию - одно из многочисленных владений УСЛОНа. Роман четырежды приезжал на свидание с от­ цом. Наша северная природа западет в его душу и найдет позднее отражение на страни­ цах его романа “ Предатель", впервые опубли­ кованного в России лишь в 1991 году вжурнале “Север” (N 8). в 1933 году с помощью родственников, про­ живающих в Германии, Редлихам удалось со­ брать немалую сумму и выкупить право выезда за границу. Так Роман Николаевич оказался во Франкфурте-на-Майне, где живет и по сей день. В прошлом году ему, человеку, которого коммунистическая пропаганда называла не иначе как "оголтелым антисоветчиком", разре­ шили приехать в Россию на конгресс соотече­ ственников. По иронии судьбы форум русского зарубежья в Москве совпал с августовским путчем. Вместо заседаний Редлих отправился к "Белому дому” , где и провел тревожные дни и ночи. И вот Роман Николаевич снова на ро­ дине. Собственный корреспондент “ РМ" встретился с ним и попросил рассказать об идеях российского солидаризма, которые близки Редлиху вот уже четыре десятилетия. - Мировоззрение, которое исповедует НТС российских солидаристов, имеет истоки в рус­ ской философской мысли конца прошлого - начала нынешнего веков. Особенно ярко про­ явилось оно в теориях Соловьева, Франка, Бер­ дяева, у которых я имел честь учиться после того, как большевики выгнали их за границу. Основной идеей этой школы был принцип соборности (от слов “собор", "собирать", "де­ ржать вместе"). Она проходит красной нитью в трудах Семена Франка, взращена в постулате Владимира Соловьева о всеединстве. Простой пример: собственные местоимения я, ты, мы, вы, они... Мощная школа индивидуализма при­ знает только "Я” . "Я мыслю, следовательно#су- ществую” . Все остальное - глубоко проблематично. На этом строится вся новей­ шая европейская философия. Франк полагал, что "я" не имеет множест­ венного числа и "мы" никакое не множествен­ ное число, потому что только "я" и "ты" составляют "мы” . "Мы" - это многоединство. Оно заложено в христианской религии, покло­ няющейся Богу в трех лицах нераздельно. Об­ щество тоже живет внутри нас. Я живу в тебе, а ты - во мне. Отсюда Франк делает вывод: основа мира - соборность. Еще Андрей Рублев написал под своей знаменитой Троицей: "Поклонением Святой Троице да будут пре­ одолены раздоры мира сего..." Это - ощуще­ ние соборности, такое свойственно русскому народу и его культуре. Но шло время, и эпоха индивидуализма, в которой господствовало "я", давшее миру ве­ личайшее завоевание - права человека, по­ строившая демократическое общество - его гениальное достижение, уступила место дру­ гим теориям. Мир познал коллективистские учения. Их было два: социализм, с его высшей фазой - коммунизмом, и фашизм, чимевший конечной целью национал-социализм. В той и другой модели человек, как высказался Ста­ лин, был лишь винтиком в государственной ма­ шине. И при социализме, и при фашизме действовал лозунг: “Общественное выше лич­ ного". Люди жили приказом: "Вождь, повеле­ вай, мы выполним!". "Мы" стало множеством обезличенных “я", марширующихтуда, куда им приказывали. К счастью для человечества, коллективизм оказался настолько грубым мировоззрением, что просуществовал недолго. Сейчас от него практически ничего не осталось. А индивидуа­ лизм - жив и способен к возрождению. Потому что "я" и “ты” составляют “ мы" - но не механи­ ческую коллективистскую сумму, а органиче­ ское целое, составленное из каждого из нас. Это мировоззрение НТС и называет солида- ризмом. Однако не надо путать солидаризм с хри­ стианской вселюбовью. Солидарные люди не обязаны обожать друг друга. Его суть в том, что в каждом человеке следует искать прежде все­ го то, что нас объединяет, а уж потом - разде­ ляет. Тогда они становятся солидарны в осуществлении общей идеи, в служении одно­ му предмету. В нашем случае - России. В про­ чем эти люди индивидуальны. Эту идею приняла в начале тридцатых годов совсем небольшая группа детей белых эмиг­ рантов, изгнанных из России. Приехав на За­ пад я вначале отнесся к их организации, как к игре в “ эмигрантский комсомол". Но затем на­ чалась война - Гитлер напал на СССР. Тогда я понял - надо вступать в НТС. Нам пришлось решать трагическую задачу: отсиживаться ли в нейтральных странах или идти в Россию. И если идти, то на чьей стороне? Решение было принято, и молодые солида- ристы отправились на оккупированную терри­ торию своей родины, неся народу лозунг, не имеющий компромисса: “ Ни Сталина, ни Гит­ лера". Мы хотели построить новую Россию. Этому трагическому периоду я посвятил свой роман “Предатель". Название было вы­ брано не случайно. Вспомните, что сказал Ста­ лин:" У нас не можетбыть военнопленных. У нас есть только предатели Родины". Таким обра­ зом, около 70 млн.людей, оказавшихся в окку­ пации, были автоматически записаны в изменники. Солдаты, брошенные своим коман­ дованием, крестьяне, из-за чувства выживания продолжавшие под немцем заниматься тру­ дом. Они ли предали Родину, или их предал Сталин? Мы работали в захваченных фашистами се­ лах и городах, открывали людям глаза на их положение. Немцы охотились за членами НТС, как и за коммунистами. И сейчас мне больно не зато, что мы смогли сделать нетакуж много, а за последствия нашей просветительской де­ ятельности. Сталин умел не хуже Гитлера рас­ правляться с инакомыслием. После того как фронт откатился на запад, НКВД прочесал и выдернул из общества все заложенные нами ростки: кому 10, кому 25 лет лагерей. Сколько нашихтоварищей не вернулось из ГУЛАГа...Но в этой войне НТС возмужал и закалился. В Союз влились новые члены - те, кто понял, что возвращение из плена в СССР сулит им новые муки в сталинских концлагерях. Солидариста- РОССИИ ми стали и бывшие коммунисты, и беспартий­ ные. Все вместе мы выработали общую про­ грамму деятельности: солидаризм проявил себя на практике. Это была вторая “ волна” эмиграции. Число этих людей, именуемых “ перемещенными ли­ цами", до сих пор не поддается учету. Они меняли имена, скрывали национальность, рас­ сасывались по всему миру. Эти эмигранты, в отличие от эмигрантов первой “ волны", уже не гордились тем, что они русские. В период "холодной войны” наши контакты с Россией сузились, но никогда не прерыва­ лись. Налаживались радиопередачи, доставка "подрывной", как говорил советский официоз, литературы. Получали мы информацию и из России. Сначала в основном от моряков, осо­ бенно рыболовного флота, менее подконтроль­ ного КГБ, затем, в период "оттепели", пошли туристические обмены. Позднее настало вре­ мя третьей "волны" - с израильской визой. Резиденция НТС и редакция журнала "По­ сев” сейчас находятся во Франкфурте-на-Май- не. Живем замкнутой русской колонией, штаб которой находится в здании, построенном на собственные средства. Это вызвано тем, что однажды в здание, которое мы арендовали, была брошена бомба. Вообще, пристальное внимание КГБ мы чувствовали на себе всегда. Происходили кошмарные вещи, вплоть до прямого насилия. Например, был похищен и убит председатель берлинского комитета православных бежен­ цев. О нем ничего не известно и поныне. В Германию был заслан капитан КГБ А. Хохлов для убийства другого лидера НТС. Но после недолгих сомнений он явился с повинной и попросил политического убежища. На Западе вышла его книга "Право на совесть". Сейчас ситуация в стране изменилась, и мы, члены НТС, можем свободно посещать родину. Но это не означает, что мы привезли вам готовые рецепты оздоровления общества. Раздел Рос­ сии - страшный, противоречащий логике про­ цесс, и мы надеемся, что идеи солидаризма помогут ей возродиться. Народ должен учить­ ся политической жизни. Но это не значит, что каждый, не согласный со своим оппонентом, обязан, как Ленин, с ним размежеваться. Нао­ борот, сообща граждане России должны ис­ кать пути построения нашего будущего, осуществить такую форму демократии, когда "мы" имели бы такие же права, как и “я". К примеру, оценивая сейчас правительство Ель­ цина, надо прежде всего искать то, в чем оно будет нам полезно, и только затем выявлять недостатки. Что только в соборности залог возрождения нашего государства. Записал Александр ТРУБИН, наш собкор. ШШ ул

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz