Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.

К. П. ЩЕКОЛДИН И ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА (Окончание. Начало в N 28) При церковно-приходской школе и в доме отца Констан­ тина была библиотека книг на русском языке, а также нор­ вежские книги. К. П. Щеколдин был одним из активных под­ писчиков газет и журналов на Мурмане, их в то время было немного, среди частных под­ писчиков насчитывалось Юче- ловек. По свидетельству его ныне здравствующего внука С. В. Ивановского, в доме деда выписывали “Архангельские губернские ведомости", “ Цер­ ковный вестник", “Правитель­ ственный вестник” , “Современность", “ Руководст­ во для сельских пастырей". “Ниву" и др. Нередко он высту­ пал и в роли корреспондента этих изданий. Константин Прокопьевич был одним из первых собира* телей саамских сказок. В сбор­ нике “Живая старина", вып. І-ІІ за 1890 год. опубликованы за­ писанные им “Лопарские сказ­ ки. легенды и сказания", записанные в Пазрецком пого­ сте. пограничном с Норвегией. Там же он писал: “Некоторые говорили, что в среде лопарей как нет грамотных, так нет и сказок. Вследствие этого в свободное время я стал запи­ сывать их. Сказок слышал я го­ раздо больше, но других не записывал, потому что они рус­ ского происхождения". В “Ж и ­ вой старине" было напечатано 12 сказок, наиболее интерес­ ная из них - “Шапка-невидим- ка". приведена в сборнике “Саамские сказки" 1959 года издания. В предисловии к этой книге говорится: “ Исследова­ ния. проведенные в области саамского фольклора в 80-е го­ ды прошлого столетия Н. Хару- зиным, К. Щеколдиным. Д. Островским. А. Ященко. В. Ви­ зе и др., открыли новую стра­ ницу в этом неведомом сказочном мире. Записи ска­ зок, сделанные в то время, представляют большой инте­ рес для изучения устного на­ родного творчества саамов, истории и быта этого народа". А Е. Львов вторит и другим свидетельствам: “. . .0 талант­ ливости лопарей слышал...от о. К. Щеколдина. Собравший це­ лую массу сказок лопарей, он охотно сообщает их всем жела­ ющим". К. П. Щеколдин был чело­ веком высокой культуры, цель­ ной личностью. Известные всем деликатность и тактич­ ность его позволяли ему мно­ гие годы не только поддерживать благоприятный микроклимат в Пазреке, но и установить дружеские, сер­ дечные отношения с норвеж­ скими соседями. Всем посещавшим этот отдаленный уголок России были обеспече­ ны теплый прием, приют и интересное общение. Оформ­ ление документов обеими сто­ ронами (Россией и Норвегией) для посещения Пазреки, Кир- кенеса. Варде. Вадсе. Тромсе было предельно упрощено, и соседи бывали друг у друга за­ просто. если можно так сказать о посещении жителей сопре­ дельного государства. Друже ­ ские отношения связывали К. П. Щеколдина с норвежским епископом Бекманом, пасто­ рами г. Киркенеса Ле Майре, Дитрихсоном. Особенно теп­ лые отношения сложились с доктором Андреа Весселем и его супругой Элиссиф Вес- сель, фоторепортером и исто­ риографом рабочего движения в Северной Норвегии. Регу­ лярно, в течение многих лет по­ сещая Печенгский монастырь и Пазреку, Э. Вессель запечат­ лела на своих снимках проис­ ходившие там события, облик поселенцев, монахов, священ­ нослужителей, а также виды на сохранившихся до наших дней построек. По просьбе отца Константина доктор А. Вессель оказывал медицинскую по­ мощь лопарям Пазрецкого по­ госта. Помимо воспоминаний о Константине Прокопьевиче Щеколдйне его современни­ ков, есть сегодня и живой сви­ детель его добрых дел, очевидец тех давних дней и лет. Это внук отца Константина, сын его дочери Екатерины и псаломщика Пазрецкой церк­ ви и учителя церковно-приход­ ской школы Василия Ивановского - Сергей Василь­ евич Ивановский, родившийся в Пазреке в 1900 г. В настоя­ щее время он живет в г. Санкт- Петербурге, в марте 1990 г. мною сделана магнитофонная запись его воспоминаний, в его семейном архиве хранятся интересные документы, свя­ занные с именем деда. Четы­ рехлетним ребенком родители увезли Сергея Васильевича из Пазреки на место новой их службы. Но до 1917 года Сер­ гей постоянно бывал в доме деда, а тот навещал его роди­ телей. С. В. Ивановский хоро­ шо помнит книгу для гостей Пазреки, заведенную дедом, неоднократно читал сделан­ ные в ней записи Р. Амундсе­ на. Ф. Нансена, членов семей Датских и Шведских коро­ левств, великих русских князей (в частности Алексея Алексан­ дровича, пожертвовавшего средства на постройку нового храма Св.Бориса и Глеба, со­ хранившегося до наших 1 дней, Д. Н. Островского, П. Капицы (отца) и др; книгу Максимова с дарственной надписью. Кни­ га гостей после смерти деда была привезена его вдовой в семью Ивановских, храни­ лась там многие годы, но по­ сле ареста отца исчезла. Помнит Сергей Василье­ вич длительную дружескую переписку деда с известным полярным исследователем Н. М. Книповичем, после кончины деда эти письма хранились в семье Иванов­ ских и он неоднократно читал их. Щеколдин и Книпович пе­ ресылали друг другу книги, дед отправлял ученому до ­ бротные норвежские изда­ ния. Многолетняя переписка велась К. П. Щеколдиным с обер-прокурором Св. Сино­ да К . . П. Победоносцевым, человеком одиозным, неод­ нозначным. символом реак­ ции, но тем не менее неординарным.'Письма были подробными. доброжела­ тельными и интересными. Константин Прокопьевич Щеколдин своими практиче­ скими делами проявлял луч­ шие качества человека высокого долга, человека- гражданина, патриота Рос­ сии и гуманиста, достойно представляя Российское го­ сударство в этом отдаленном приграничном приходе. По­ стоянную заботу проявлял он о сохранении историко-архи­ тектурного памятника, каким была древняя церковь-часо­ венка, построенная в середи­ не ХУІ века, по преданию, самим Преподобным Трифо­ ном Печенгским при помощи лопарей. Обратимся к свиде­ тельству Е. Львова: “ ...Старая церковь внутри и снаружи не­ давно (1899) выстругана, имея оттого совершенно но­ вый, ^вводящий в заблужде­ ние вид; не верилось, что она простояла так долго и не слишком поддалась порче... Бедность миниатюрной цер­ кви...но...это целый музей­ ный отдел по иконографии: священнические одежды Пр. Трифона, его Евангелие, крест, церковные книги и много икон греческого пись­ ма, из которых некоторые бы­ ли уже древними в XYI столетии и шли сюда с Со­ ловков (а следовательно, из Москвы), так и привезенные из Нс&города самим Трифо­ ном... В 11 часов вечера по­ кинули Пазреку... падун ревел во время прилива, река шумела, но все звуки пере­ крывал звук родного колоко­ ла - последнего привета от конечного на Северо-Западе пункта православной Рос­ сии". Обслуживать прихожан Пазрецкого и Нявдемского (Норвегия) погостов, распо­ ложенных один от другого на значительных расстояниях, было непросто, учитывая лет­ нее бездорожье и зимние необъятные просторы лап­ ландской тундры. Образно сказал об этом автор некро­ лога (1917 г.), посвященного памяти К. П. Щеколдина: “ ...Ему были хорошо извест­ ны и кережные путешествия под снегом, и бушующий снежный океан тундры с не­ проницаемым белым мраком вокруг, и плавание на шняках по гребням океанских валов". Судьба миловала его. Он не потерял самообладания и мужества, когда остался од­ нажды один на один с мра­ ком тундры. ожидая заблудившегося лопаря, ко­ ченел отхолода. зная, что на­ ходится на грани гибели. Подобные испытания не раз выпадали на его долю. Север всегда проверял людей на стойкость духа и воли. За свой самоотвержен­ ный труд К. П. Щеколдин был награжден орденами Анны III и II степеней, Владимира IY и III степеней. Скончался он в ноябре 1916 г. в возрасте 70 лет, по­ хоронен был возле алтаря древней церкви. Место захо­ ронения затерялось, так же. как не сохранилась и древняя церковь Св. Бориса и Глеба, “ новый" храм обгорел в 1944 году, в годы войны. В настоя­ щее время по инициативе кра­ еведов он передан в ведение церкви. Работниками Печенг­ ского районного музея разыскана могила К. П. Ще­ колдина, на месте захороне­ ния установлен дубовый крест, исполненный в северных тра­ дициях, с надписью на таб­ личке. изготовленной внуком С. В. Ивановским: “ Протоие­ рей Константин Прокопьевич Щеколдин. 1846-1916. Да по­ чиет в мире". В июле 1991 года внук и правнучка Константина Про­ копьевича Ирина Сергеевна посетили Пазреку. поклони­ лись родной могиле. А наша цель - своим трудом внести посильную лепту в восстанов­ ление памяти человека, забы­ того в прежние годы, но славно потрудившегося на благо лю­ дей и послужившего развитию отдаленного уголка России, каким является Печенгская земля. В.МАЦАК, заведующая Печенгским территориальным отде­ лом Мурманского областно­ го краеведческого музея, действительный член гео­ графического общества. ВОЗВРАЩАЕМ ДОЛГИ НАШИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz