Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.
К. П. ЩЕКОЛДИН И ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА (Окончание. Начало в N 28) При церковно-приходской школе и в доме отца Констан тина была библиотека книг на русском языке, а также нор вежские книги. К. П. Щеколдин был одним из активных под писчиков газет и журналов на Мурмане, их в то время было немного, среди частных под писчиков насчитывалось Юче- ловек. По свидетельству его ныне здравствующего внука С. В. Ивановского, в доме деда выписывали “Архангельские губернские ведомости", “ Цер ковный вестник", “Правитель ственный вестник” , “Современность", “ Руководст во для сельских пастырей". “Ниву" и др. Нередко он высту пал и в роли корреспондента этих изданий. Константин Прокопьевич был одним из первых собира* телей саамских сказок. В сбор нике “Живая старина", вып. І-ІІ за 1890 год. опубликованы за писанные им “Лопарские сказ ки. легенды и сказания", записанные в Пазрецком пого сте. пограничном с Норвегией. Там же он писал: “Некоторые говорили, что в среде лопарей как нет грамотных, так нет и сказок. Вследствие этого в свободное время я стал запи сывать их. Сказок слышал я го раздо больше, но других не записывал, потому что они рус ского происхождения". В “Ж и вой старине" было напечатано 12 сказок, наиболее интерес ная из них - “Шапка-невидим- ка". приведена в сборнике “Саамские сказки" 1959 года издания. В предисловии к этой книге говорится: “ Исследова ния. проведенные в области саамского фольклора в 80-е го ды прошлого столетия Н. Хару- зиным, К. Щеколдиным. Д. Островским. А. Ященко. В. Ви зе и др., открыли новую стра ницу в этом неведомом сказочном мире. Записи ска зок, сделанные в то время, представляют большой инте рес для изучения устного на родного творчества саамов, истории и быта этого народа". А Е. Львов вторит и другим свидетельствам: “. . .0 талант ливости лопарей слышал...от о. К. Щеколдина. Собравший це лую массу сказок лопарей, он охотно сообщает их всем жела ющим". К. П. Щеколдин был чело веком высокой культуры, цель ной личностью. Известные всем деликатность и тактич ность его позволяли ему мно гие годы не только поддерживать благоприятный микроклимат в Пазреке, но и установить дружеские, сер дечные отношения с норвеж скими соседями. Всем посещавшим этот отдаленный уголок России были обеспече ны теплый прием, приют и интересное общение. Оформ ление документов обеими сто ронами (Россией и Норвегией) для посещения Пазреки, Кир- кенеса. Варде. Вадсе. Тромсе было предельно упрощено, и соседи бывали друг у друга за просто. если можно так сказать о посещении жителей сопре дельного государства. Друже ские отношения связывали К. П. Щеколдина с норвежским епископом Бекманом, пасто рами г. Киркенеса Ле Майре, Дитрихсоном. Особенно теп лые отношения сложились с доктором Андреа Весселем и его супругой Элиссиф Вес- сель, фоторепортером и исто риографом рабочего движения в Северной Норвегии. Регу лярно, в течение многих лет по сещая Печенгский монастырь и Пазреку, Э. Вессель запечат лела на своих снимках проис ходившие там события, облик поселенцев, монахов, священ нослужителей, а также виды на сохранившихся до наших дней построек. По просьбе отца Константина доктор А. Вессель оказывал медицинскую по мощь лопарям Пазрецкого по госта. Помимо воспоминаний о Константине Прокопьевиче Щеколдйне его современни ков, есть сегодня и живой сви детель его добрых дел, очевидец тех давних дней и лет. Это внук отца Константина, сын его дочери Екатерины и псаломщика Пазрецкой церк ви и учителя церковно-приход ской школы Василия Ивановского - Сергей Василь евич Ивановский, родившийся в Пазреке в 1900 г. В настоя щее время он живет в г. Санкт- Петербурге, в марте 1990 г. мною сделана магнитофонная запись его воспоминаний, в его семейном архиве хранятся интересные документы, свя занные с именем деда. Четы рехлетним ребенком родители увезли Сергея Васильевича из Пазреки на место новой их службы. Но до 1917 года Сер гей постоянно бывал в доме деда, а тот навещал его роди телей. С. В. Ивановский хоро шо помнит книгу для гостей Пазреки, заведенную дедом, неоднократно читал сделан ные в ней записи Р. Амундсе на. Ф. Нансена, членов семей Датских и Шведских коро левств, великих русских князей (в частности Алексея Алексан дровича, пожертвовавшего средства на постройку нового храма Св.Бориса и Глеба, со хранившегося до наших 1 дней, Д. Н. Островского, П. Капицы (отца) и др; книгу Максимова с дарственной надписью. Кни га гостей после смерти деда была привезена его вдовой в семью Ивановских, храни лась там многие годы, но по сле ареста отца исчезла. Помнит Сергей Василье вич длительную дружескую переписку деда с известным полярным исследователем Н. М. Книповичем, после кончины деда эти письма хранились в семье Иванов ских и он неоднократно читал их. Щеколдин и Книпович пе ресылали друг другу книги, дед отправлял ученому до бротные норвежские изда ния. Многолетняя переписка велась К. П. Щеколдиным с обер-прокурором Св. Сино да К . . П. Победоносцевым, человеком одиозным, неод нозначным. символом реак ции, но тем не менее неординарным.'Письма были подробными. доброжела тельными и интересными. Константин Прокопьевич Щеколдин своими практиче скими делами проявлял луч шие качества человека высокого долга, человека- гражданина, патриота Рос сии и гуманиста, достойно представляя Российское го сударство в этом отдаленном приграничном приходе. По стоянную заботу проявлял он о сохранении историко-архи тектурного памятника, каким была древняя церковь-часо венка, построенная в середи не ХУІ века, по преданию, самим Преподобным Трифо ном Печенгским при помощи лопарей. Обратимся к свиде тельству Е. Львова: “ ...Старая церковь внутри и снаружи не давно (1899) выстругана, имея оттого совершенно но вый, ^вводящий в заблужде ние вид; не верилось, что она простояла так долго и не слишком поддалась порче... Бедность миниатюрной цер кви...но...это целый музей ный отдел по иконографии: священнические одежды Пр. Трифона, его Евангелие, крест, церковные книги и много икон греческого пись ма, из которых некоторые бы ли уже древними в XYI столетии и шли сюда с Со ловков (а следовательно, из Москвы), так и привезенные из Нс&города самим Трифо ном... В 11 часов вечера по кинули Пазреку... падун ревел во время прилива, река шумела, но все звуки пере крывал звук родного колоко ла - последнего привета от конечного на Северо-Западе пункта православной Рос сии". Обслуживать прихожан Пазрецкого и Нявдемского (Норвегия) погостов, распо ложенных один от другого на значительных расстояниях, было непросто, учитывая лет нее бездорожье и зимние необъятные просторы лап ландской тундры. Образно сказал об этом автор некро лога (1917 г.), посвященного памяти К. П. Щеколдина: “ ...Ему были хорошо извест ны и кережные путешествия под снегом, и бушующий снежный океан тундры с не проницаемым белым мраком вокруг, и плавание на шняках по гребням океанских валов". Судьба миловала его. Он не потерял самообладания и мужества, когда остался од нажды один на один с мра ком тундры. ожидая заблудившегося лопаря, ко ченел отхолода. зная, что на ходится на грани гибели. Подобные испытания не раз выпадали на его долю. Север всегда проверял людей на стойкость духа и воли. За свой самоотвержен ный труд К. П. Щеколдин был награжден орденами Анны III и II степеней, Владимира IY и III степеней. Скончался он в ноябре 1916 г. в возрасте 70 лет, по хоронен был возле алтаря древней церкви. Место захо ронения затерялось, так же. как не сохранилась и древняя церковь Св. Бориса и Глеба, “ новый" храм обгорел в 1944 году, в годы войны. В настоя щее время по инициативе кра еведов он передан в ведение церкви. Работниками Печенг ского районного музея разыскана могила К. П. Ще колдина, на месте захороне ния установлен дубовый крест, исполненный в северных тра дициях, с надписью на таб личке. изготовленной внуком С. В. Ивановским: “ Протоие рей Константин Прокопьевич Щеколдин. 1846-1916. Да по чиет в мире". В июле 1991 года внук и правнучка Константина Про копьевича Ирина Сергеевна посетили Пазреку. поклони лись родной могиле. А наша цель - своим трудом внести посильную лепту в восстанов ление памяти человека, забы того в прежние годы, но славно потрудившегося на благо лю дей и послужившего развитию отдаленного уголка России, каким является Печенгская земля. В.МАЦАК, заведующая Печенгским территориальным отде лом Мурманского областно го краеведческого музея, действительный член гео графического общества. ВОЗВРАЩАЕМ ДОЛГИ НАШИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz