Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.
* Указ Президента Российской Федерации О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ И ВЗИМАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН ...1. Отменить с 1 июля 1992 г. обязательную продажу части валютной выручки в Республиканский валютный резерв РФ и специальный коммерческий курс рубля./. При расчетах доходов и расходов госбюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями... и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета применять курс рубля, котируемый ЦБ РФ... Поручить Минфину РФ с участием ЦБ РФ разработать до 1 июля 1992 г. порядок переоценки валютных счетов и стате^ бух галтерского баланса предприятий в иностранной валюте в связи с использованием курса рубля, котируемого ЦБ РФ. 2. Установить, что 50% валютной выручки...предприятий... включая предприятия с участием иностранных инвестиций, под лежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ, не позднее, чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Правительству РФ представить предложения о возможности льготного порядка обязательной продажи валютной выручки для предприятий с участием иностранных инвестиций. Расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга., и удовлетворения других государственных нужд производятся за счет покупки Минфином РФ валютных средств у ЦБ РФ. 3. Установить, что отдельные виды товаров... подлежат обло жению экспортными пошлинами при их вывозе с территории РФ. Взимание экспортных пошлин производится с предприятий... не зависимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено решениями правительства РФ. Сохранить действующий порядок увеличения ставки экспор тной пошлины на 30% при вывозе товаров по товарообменным (бартерным) операциям. Ввести с 1 января 1993 г. по указанным операциям увеличение ставки экспортной пошлины на 50% по сравнению с базовой. Поручить правительству РФ до 1 августа 1992 г. определить специальный порядок взимания экспортных пошлин при вывозе изделий и материалов, поставляемых для строительства комплек сных объектов, сооружаемых за рубежом, а также по соглашени ям... о международной кооперации производства, включая переработку давальческого сырья. 4. Экспортные пошлины поступают в федеральный бюджет. Минфину РФ предусматривать в расчетах с местными бюд жетами уменьшение субвенций этим бюджетам сучетом получен ных регионами льгот по уплате экспортных пошлин. 5. Возложить на ГТК РФ взимание экспортных пошлин. По рядок взимания экспортных пошлин определяется ГТК РФ по согласованию с Минфином РФ и ЦБ РФ. 6. Экспортная пошлина подлежит уплате до или в момент предъявления товара к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в ЭКЮ подлежит пересчету в рубли по курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, действующему на момент уплаты пошлины. Установить, что таможе^іые органы РФ предоставляют от срочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты предъявления товаров к таможенному контролю под гаран тию уполномоченного банка или по разрешению Минфина РФ. При предоставлении отсрочки взимается плата в рублях в размере 0,2% суммы первоначально причитающихся платежей за каждый день отсрочки, включая дату платежа По разрешению Минфина РФ экспортер может уплачивать пошлину в СКВ с взиманием с него платы в размере 0,01% суммы причитающихся платежей за каждый день отсрочки. 7. Установить, что неуплаченная...пошлина, включая плату за предоставление отсрочки, подлежит взысканию...в бес спорном порядке... Таможенным органам в случае возникновения...просрочен ной задолженности по уплате экспортной пошлины, а также по представлению Минфина РФ принимать меры...по взысканию за долженности, включая меры по обращению товаров... в доход федерального бюджета РФ в возмещение сумм, подлежащих взысканию. 8. ...Валютная выручка от экспорта или реализации за ино странную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) под лежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено ЦБ РФ. За нарушение указанного порядка зачисления валютной вы ручки предприятия подвергаются штрафу...в размере всей сокры той выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ. Суммы штрафа поступают в феде ральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательно го перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ. 9. Предприятия... обязаны указывать в таможенной деклара ции реквизиты уполномоченного банка., при посредстве которо го будут производиться расчеты с инопартнером, срок поступления валютных платежей и формы расчетов... Одновре менно с таможенной декларацией предприятия...обязаны пред ставлять в таможенные органы подтверждение указанного в декларации уполномоченного банка, что расчеты по данной опе рации будут осуществляться через данный банк. ГТК РФ представляет в ЦБ РФ реестры таможенных декла раций, на основании которых были выпущены экспортные грузы... 12. Правительству РФ в месячный срок определить порядок взимания экспортных пошлин на вывоз товаров в государства - члены СНГ... * Статистика знает все ГОД УШЕДШИЙ. ЧТО ОН ОСТАВИЛ В НАСЛЕДСТВО? В 1991 году в Мурманской об ласти закуплено и произведено товаров народного потребления на 2Š69.5 млн.рублей, из них про дуктов питания промышленной выработки на 2272,9 млн.рублей (79,2%), продуктов животноводст ва и растениеводства - 407,1 млн. рублей (14,2%), одежды и обуви - 57,9 млн.рублей (2,0%), товаров хозяйственного назначения - 66,9 млн.рублей (2,3%), галантерейных товаров - 10,9 млн.рублей (0,4%), алкогольных напитков - 53,8 млн.рублей (1.9%). Всего доля продовольственной группы, включая алкогольные напитки, в общем объеме производства то варов народного потребления со ставила 95 процентов. Наибольший удельный вес (85%) из производимых в области про дуктов питания приходится на продукты промышленной выра ботки. Анализ динамики производ ства товаров народного потреб ления показывает, что практически по всем видам про дуктов питания значительно сни жены объемы их выработки по сравнению с 1990 г. Так, произ водство мяса сократилось на 20 процентов, яиц - на 21, салалище- вого топленого - на 29. муки, кон дитерских изделий - на 13, молока - на 6, рыбы - на43, сельди - на 34, рыбных консервов - на 20, безалкогольных напитков - на 14 процентов. Розничный товарооборот го сударственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, в 1991 году составил 3532,3 млн.рублей, на 1,2 процен та больше (в сопоставимых це нах), чем в 1990 году. Доля рыночныхфондов врозничномто- варообороте снизилась по срав нению с прошлым годом с 71.1 до 65,7 процента. В результате недостаточного производства на месте преобла дает завоз товаров из дру гих областей, краев России и других государств. В межреспубликанских по- ' ставках товаров народного по требления Мурманская область имеет наиболее тесные связи с другими областями, краями и АССР Российской Федерации. На их долю в вывозе товаров из Мурманской области приходится 60 процентов, в завозе - 70 про центов. По всем видам товаров на родного потребления (кроме про дуктов питания промышленной выработки) область является за возящей, т.е. завоз превышает вывоз. Это превышение в 1991 го ду составило 243,2 млн.рублей (10,5% к рыночным фондам), в том числе сальдо продуктов животно водства и растениеводства - 694.4 млн.рублей (91,2% к рыноч ному фонду), тканей, одежды, обуви - 305,6 млн.рублей (77,9%), товаров культурно-бытового на значения - 105,4 млн.рублей (166.2%), товаров хозяйственного назначения - 111,0 млн.рублей (71.6%). галантерейных товаров - 127.4 млн. рублей (90,2%). табач ных изделий - 151.3 млн.рублей ( 112 . 8 % ) . Удельный вес поступления импортных товаров в общем заво зе по товарным группам составил по продуктам животноводства и растениеводства - 16 процентов, продуктам питания промышлен ной выработки - 8, тканям, одеж де, обуви - 14, товарам культурно-бытового назначения - 3, товарам хозяйственного назна чения -1, галантерейным товарам - 6 процентов, табачным издели ям - 92 процента. По продуктам питания про мышленной выработки область является вывозящей, сальдо вы воза составило 1495,7 млн.рублей (65,8% к производству области), в том числе поставка на экспорт - 392,6 млн.рублей (19,6% в общем вывозе продуктов питания). Из продуктов питания из области традиционно вывозится рыба и рыбопродукты. Сальдо вывоза ры бы составило 348,3 тыс.тонн, рыб ных консервов - 142 млн.условных банок, сельди - 44 тыс.тонн. В об щем объеме вывоза рыбы - 24 про цента приходится на экспорт, рыбные консервы и сельдь на экс порт не вывозились. 1991 год, как и нынешний, ха рактеризовался дальнейшим обо стрением межнациональных отношений, общей нестабильно стью в стране, нарушением эконо мических связей. а также снижением производства товаров, это, в свою очередь, в значитель ной степени повлияло на ожидание объемов поступления в область как продовольственных, так и непродо вольственных товаров по сравне нию с 1990 годом. Сальдо завоза товаров народного потребления снизилось по сравнению с про шлым годом на 336 млн.рублей (58,0%), удельный вес его в рыноч ных фондах сократился с 41,5 про цента до- 10,5 процента. Доля поступления импортных товаров в общем объеме завозимой продук ции осталась на уровне 1990 года - 15,9 процента, однако значитель ные изменения произошли в ее структуре. Так, наибольший удель ный вес приходится на табачные изделия. 43 процента против 13 - в 1990 году, и на продукты живо тноводства и растениеводства, 31 процент против 23 процентов. По остальным товарным группам наблюдается снижение доли в общем поступлении товаров по импорту, в том числе по продук там питания промышленной вы работки, с 13 до 11 процентов, по алкогольным напиткам - с 12 про центов до 0, по тканям, одежде, обуви - с 25 до 12, по галантерей ным товарам - с 12 до 2, по това рам хозяйственного назначения - с 2 до 0,2%. Природные условия Мурман ской области не дают возможно сти обеспечивать свое население продуктами животно водства и растениеводства за счет собственных ресурсов. Вследствие этого область в зна чительной степени является до тационной. В 1991 году получено дотации из республиканского онда по мясу и мясопродуктам 7,64 тыс.тонн (59% к лимиту и 47% к 1990 г.), по молоку и моло- копродуктам полѵчено 125,43 тыс.тонн (65% и 52%, соответст венно). Анализ показывает, что това ры народного потребления в Мурманскую область в основном завозятся. В настоящее время в области производятся из товаров хозяйственного назначения лишь изделия из пластмасс и мебель; из галантерейных товаров - ков ровые покрытия и сувениры; из лесных, строительных материа лов - деловая древесина и пило материалы, незначительно поступление в торговлю местных стройматериалов. Важным резервом улучшения состояния потребительского рынка следует считать расшире ние ассортимента товаров народ ного потребления, производимых на промышленных предприятиях области, где в настоящее время слабо организовано производст t во простейших товаров, ассорти мент их скуден, номенклатура не расширяется, а в отдельных слу чаях налаженный выпѵск товаров сокращается. Могли оы произво диться на территории области, а не завозиться из других регионов стальная и алюминиевая посуда, столовые приборы, перо-пуховые изделия, синтетические моющие средства, стройматериалы. Однако, несмотря на то, что наметилась тенденция к сниже нию удельного веса завоза в об щем объеме поставок товаров потребителям с 78 в 1990 году до 69 процентов в 1991 году, нельзя полагать, что в будущем пробле му обеспечения области можно будет полностью решить за счет товаров собственного производ ства. Данные о завозе и вывозе отражают экономические связи, сложившиеся на основе разде ления труда, особенностей и различий вприродно-климатиче ских условиях регионов страны. Непременными условиями раз вития данных связей являются стабилизация производственных отношений; увеличение выпуска товаров народного потребления в натуральном выражении, улуч шение их качества, которое соот ветствовало бы высокому уровню цен; формирование рыночной инфраструктуры в агропромыш ленном комплексе, соблюдение договоров поставок, создание условий для развития конкурент ной среды, ускорение процессов приватизации. Только тогда ры нок постепенно будет насыщать ся товарами, разовьется свободная торговля, учитываю щая соотношение спроса и пред ложения. Г. ГЕРАСИМЧУК, экономист 1 категории от дела статистики торговли и услуг областного управ ления статистики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz