Рыбный Мурман. 1992 г. Июль.

* Указ Президента Российской Федерации О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ И ВЗИМАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН ...1. Отменить с 1 июля 1992 г. обязательную продажу части валютной выручки в Республиканский валютный резерв РФ и специальный коммерческий курс рубля./. При расчетах доходов и расходов госбюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями... и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета применять курс рубля, котируемый ЦБ РФ... Поручить Минфину РФ с участием ЦБ РФ разработать до 1 июля 1992 г. порядок переоценки валютных счетов и стате^ бух­ галтерского баланса предприятий в иностранной валюте в связи с использованием курса рубля, котируемого ЦБ РФ. 2. Установить, что 50% валютной выручки...предприятий... включая предприятия с участием иностранных инвестиций, под­ лежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ, не позднее, чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Правительству РФ представить предложения о возможности льготного порядка обязательной продажи валютной выручки для предприятий с участием иностранных инвестиций. Расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга., и удовлетворения других государственных нужд производятся за счет покупки Минфином РФ валютных средств у ЦБ РФ. 3. Установить, что отдельные виды товаров... подлежат обло­ жению экспортными пошлинами при их вывозе с территории РФ. Взимание экспортных пошлин производится с предприятий... не­ зависимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено решениями правительства РФ. Сохранить действующий порядок увеличения ставки экспор­ тной пошлины на 30% при вывозе товаров по товарообменным (бартерным) операциям. Ввести с 1 января 1993 г. по указанным операциям увеличение ставки экспортной пошлины на 50% по сравнению с базовой. Поручить правительству РФ до 1 августа 1992 г. определить специальный порядок взимания экспортных пошлин при вывозе изделий и материалов, поставляемых для строительства комплек­ сных объектов, сооружаемых за рубежом, а также по соглашени­ ям... о международной кооперации производства, включая переработку давальческого сырья. 4. Экспортные пошлины поступают в федеральный бюджет. Минфину РФ предусматривать в расчетах с местными бюд­ жетами уменьшение субвенций этим бюджетам сучетом получен­ ных регионами льгот по уплате экспортных пошлин. 5. Возложить на ГТК РФ взимание экспортных пошлин. По­ рядок взимания экспортных пошлин определяется ГТК РФ по согласованию с Минфином РФ и ЦБ РФ. 6. Экспортная пошлина подлежит уплате до или в момент предъявления товара к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в ЭКЮ подлежит пересчету в рубли по курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, действующему на момент уплаты пошлины. Установить, что таможе^іые органы РФ предоставляют от­ срочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты предъявления товаров к таможенному контролю под гаран­ тию уполномоченного банка или по разрешению Минфина РФ. При предоставлении отсрочки взимается плата в рублях в размере 0,2% суммы первоначально причитающихся платежей за каждый день отсрочки, включая дату платежа По разрешению Минфина РФ экспортер может уплачивать пошлину в СКВ с взиманием с него платы в размере 0,01% суммы причитающихся платежей за каждый день отсрочки. 7. Установить, что неуплаченная...пошлина, включая плату за предоставление отсрочки, подлежит взысканию...в бес­ спорном порядке... Таможенным органам в случае возникновения...просрочен­ ной задолженности по уплате экспортной пошлины, а также по представлению Минфина РФ принимать меры...по взысканию за­ долженности, включая меры по обращению товаров... в доход федерального бюджета РФ в возмещение сумм, подлежащих взысканию. 8. ...Валютная выручка от экспорта или реализации за ино­ странную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) под­ лежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено ЦБ РФ. За нарушение указанного порядка зачисления валютной вы­ ручки предприятия подвергаются штрафу...в размере всей сокры­ той выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ. Суммы штрафа поступают в феде­ ральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательно­ го перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ. 9. Предприятия... обязаны указывать в таможенной деклара­ ции реквизиты уполномоченного банка., при посредстве которо­ го будут производиться расчеты с инопартнером, срок поступления валютных платежей и формы расчетов... Одновре­ менно с таможенной декларацией предприятия...обязаны пред­ ставлять в таможенные органы подтверждение указанного в декларации уполномоченного банка, что расчеты по данной опе­ рации будут осуществляться через данный банк. ГТК РФ представляет в ЦБ РФ реестры таможенных декла­ раций, на основании которых были выпущены экспортные грузы... 12. Правительству РФ в месячный срок определить порядок взимания экспортных пошлин на вывоз товаров в государства - члены СНГ... * Статистика знает все ГОД УШЕДШИЙ. ЧТО ОН ОСТАВИЛ В НАСЛЕДСТВО? В 1991 году в Мурманской об­ ласти закуплено и произведено товаров народного потребления на 2Š69.5 млн.рублей, из них про­ дуктов питания промышленной выработки на 2272,9 млн.рублей (79,2%), продуктов животноводст­ ва и растениеводства - 407,1 млн. рублей (14,2%), одежды и обуви - 57,9 млн.рублей (2,0%), товаров хозяйственного назначения - 66,9 млн.рублей (2,3%), галантерейных товаров - 10,9 млн.рублей (0,4%), алкогольных напитков - 53,8 млн.рублей (1.9%). Всего доля продовольственной группы, включая алкогольные напитки, в общем объеме производства то­ варов народного потребления со­ ставила 95 процентов. Наибольший удельный вес (85%) из производимых в области про­ дуктов питания приходится на продукты промышленной выра­ ботки. Анализ динамики производ­ ства товаров народного потреб­ ления показывает, что практически по всем видам про­ дуктов питания значительно сни­ жены объемы их выработки по сравнению с 1990 г. Так, произ­ водство мяса сократилось на 20 процентов, яиц - на 21, салалище- вого топленого - на 29. муки, кон­ дитерских изделий - на 13, молока - на 6, рыбы - на43, сельди - на 34, рыбных консервов - на 20, безалкогольных напитков - на 14 процентов. Розничный товарооборот го­ сударственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, в 1991 году составил 3532,3 млн.рублей, на 1,2 процен­ та больше (в сопоставимых це­ нах), чем в 1990 году. Доля рыночныхфондов врозничномто- варообороте снизилась по срав­ нению с прошлым годом с 71.1 до 65,7 процента. В результате недостаточного производства на месте преобла­ дает завоз товаров из дру­ гих областей, краев России и других государств. В межреспубликанских по- ' ставках товаров народного по­ требления Мурманская область имеет наиболее тесные связи с другими областями, краями и АССР Российской Федерации. На их долю в вывозе товаров из Мурманской области приходится 60 процентов, в завозе - 70 про­ центов. По всем видам товаров на­ родного потребления (кроме про­ дуктов питания промышленной выработки) область является за­ возящей, т.е. завоз превышает вывоз. Это превышение в 1991 го­ ду составило 243,2 млн.рублей (10,5% к рыночным фондам), в том числе сальдо продуктов животно­ водства и растениеводства - 694.4 млн.рублей (91,2% к рыноч­ ному фонду), тканей, одежды, обуви - 305,6 млн.рублей (77,9%), товаров культурно-бытового на­ значения - 105,4 млн.рублей (166.2%), товаров хозяйственного назначения - 111,0 млн.рублей (71.6%). галантерейных товаров - 127.4 млн. рублей (90,2%). табач­ ных изделий - 151.3 млн.рублей ( 112 . 8 % ) . Удельный вес поступления импортных товаров в общем заво­ зе по товарным группам составил по продуктам животноводства и растениеводства - 16 процентов, продуктам питания промышлен­ ной выработки - 8, тканям, одеж ­ де, обуви - 14, товарам культурно-бытового назначения - 3, товарам хозяйственного назна­ чения -1, галантерейным товарам - 6 процентов, табачным издели­ ям - 92 процента. По продуктам питания про­ мышленной выработки область является вывозящей, сальдо вы­ воза составило 1495,7 млн.рублей (65,8% к производству области), в том числе поставка на экспорт - 392,6 млн.рублей (19,6% в общем вывозе продуктов питания). Из продуктов питания из области традиционно вывозится рыба и рыбопродукты. Сальдо вывоза ры­ бы составило 348,3 тыс.тонн, рыб­ ных консервов - 142 млн.условных банок, сельди - 44 тыс.тонн. В об­ щем объеме вывоза рыбы - 24 про­ цента приходится на экспорт, рыбные консервы и сельдь на экс­ порт не вывозились. 1991 год, как и нынешний, ха­ рактеризовался дальнейшим обо­ стрением межнациональных отношений, общей нестабильно­ стью в стране, нарушением эконо­ мических связей. а также снижением производства товаров, это, в свою очередь, в значитель­ ной степени повлияло на ожидание объемов поступления в область как продовольственных, так и непродо­ вольственных товаров по сравне­ нию с 1990 годом. Сальдо завоза товаров народного потребления снизилось по сравнению с про­ шлым годом на 336 млн.рублей (58,0%), удельный вес его в рыноч­ ных фондах сократился с 41,5 про­ цента до- 10,5 процента. Доля поступления импортных товаров в общем объеме завозимой продук­ ции осталась на уровне 1990 года - 15,9 процента, однако значитель­ ные изменения произошли в ее структуре. Так, наибольший удель­ ный вес приходится на табачные изделия. 43 процента против 13 - в 1990 году, и на продукты живо­ тноводства и растениеводства, 31 процент против 23 процентов. По остальным товарным группам наблюдается снижение доли в общем поступлении товаров по импорту, в том числе по продук­ там питания промышленной вы­ работки, с 13 до 11 процентов, по алкогольным напиткам - с 12 про­ центов до 0, по тканям, одежде, обуви - с 25 до 12, по галантерей­ ным товарам - с 12 до 2, по това­ рам хозяйственного назначения - с 2 до 0,2%. Природные условия Мурман­ ской области не дают возможно­ сти обеспечивать свое население продуктами животно­ водства и растениеводства за счет собственных ресурсов. Вследствие этого область в зна­ чительной степени является до­ тационной. В 1991 году получено дотации из республиканского онда по мясу и мясопродуктам 7,64 тыс.тонн (59% к лимиту и 47% к 1990 г.), по молоку и моло- копродуктам полѵчено 125,43 тыс.тонн (65% и 52%, соответст­ венно). Анализ показывает, что това­ ры народного потребления в Мурманскую область в основном завозятся. В настоящее время в области производятся из товаров хозяйственного назначения лишь изделия из пластмасс и мебель; из галантерейных товаров - ков­ ровые покрытия и сувениры; из лесных, строительных материа­ лов - деловая древесина и пило­ материалы, незначительно поступление в торговлю местных стройматериалов. Важным резервом улучшения состояния потребительского рынка следует считать расшире­ ние ассортимента товаров народ­ ного потребления, производимых на промышленных предприятиях области, где в настоящее время слабо организовано производст­ t во простейших товаров, ассорти­ мент их скуден, номенклатура не расширяется, а в отдельных слу­ чаях налаженный выпѵск товаров сокращается. Могли оы произво­ диться на территории области, а не завозиться из других регионов стальная и алюминиевая посуда, столовые приборы, перо-пуховые изделия, синтетические моющие средства, стройматериалы. Однако, несмотря на то, что наметилась тенденция к сниже­ нию удельного веса завоза в об­ щем объеме поставок товаров потребителям с 78 в 1990 году до 69 процентов в 1991 году, нельзя полагать, что в будущем пробле­ му обеспечения области можно будет полностью решить за счет товаров собственного производ­ ства. Данные о завозе и вывозе отражают экономические связи, сложившиеся на основе разде­ ления труда, особенностей и различий вприродно-климатиче­ ских условиях регионов страны. Непременными условиями раз­ вития данных связей являются стабилизация производственных отношений; увеличение выпуска товаров народного потребления в натуральном выражении, улуч­ шение их качества, которое соот­ ветствовало бы высокому уровню цен; формирование рыночной инфраструктуры в агропромыш­ ленном комплексе, соблюдение договоров поставок, создание условий для развития конкурент­ ной среды, ускорение процессов приватизации. Только тогда ры­ нок постепенно будет насыщать­ ся товарами, разовьется свободная торговля, учитываю­ щая соотношение спроса и пред­ ложения. Г. ГЕРАСИМЧУК, экономист 1 категории от­ дела статистики торговли и услуг областного управ­ ления статистики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz