Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.

ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА ПОД СОЗВЕЗДИЕМРЫБЫ •к іс 1с В озерном краю, среди тундровых рос, Где совесть н воля едины, Где мысль не торопится, где се бег Степенней арктической льдины. Я небо не выдумал... Небо, оно Меня сквозь соломинку выдуло Из бездн мирозданья, из мест, где темно, Откуда и Землю не видно... Но, как для поэзии - символ коня, А череп и кости - эмблема пиратства - Всесветная сила слепила меня Из тьмы вековечной и протуберанцев. И я получился! Не мыльный пузырь, А сгусток ума и упрямства. Велик, необъятен и жалок мой мир, От святости - шаг к святотатству. Возникнув из тьмы, отрицать не берусь Я роль лотереи в рождении, И верится, как ЧЕЛОВЕК проявлюсь Я только в земном измерении. 1991 г. * * * Нет причин для грусти и печали - Морс, как стиральная доска. В рейсе нас прилично покачало, Курс наш к берегам материка. Скалы - слева по борту - Шпицберген - Живописны, будто напоказ. Вытянулись, будто на проверке, То кренясь, а то пускаясь в пляс. Позади остались разговоры О судьбе рыбацкой, о стране. За спиной арктические горы - Легкой пеной на крутой волне. Память восстанавливает берег, Тех, кто ждал нас дома, кто не ждал, Тех, кому ты мужественно веришь, Если даже веровать устал. ^ 1987 г. СЛУЧАЙНАЯ ИСПОВЕДЬ Бога прогневил? Мучил ли женщину? Что натворил ты, мужик, с похмелюги? Пьяные слезы столь же извечны, Как завывание северной вьюги. Он объясниться со мной порывается, Пиво мешая с кабацкой тоскою. Ежели водка слезой проливается, Будем считать - что-то сталось с душою. Пусть порыдает, горько покается. Будь же, пивная, исповедальней. Пусть ему жизнь потаскухой покажется, Смерть - и подавно! Он говорит: "Ну за что меня этак? Мне изменила с моим же товарищем, Самая лучшая в мире из Светок... Ты-то, браток, ты меня понимаешь ли? Господи, что в этом мире творится! Я ведь непьющ, а намедни сорвался. Думал - она - моя чудо-жар-птица. Видно, в оценках перестарался". Он уходил в никуда, протрезвевши. Сквозь листопад, за сплетение веток, С неразрешимым вопросом кромешным: "За что меня этак? За что меня этак?" 1986 г. БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ В БАНЕ Друг позвонил, поведал не спсша О том, как помогла акупунктура, Что экстрасенсы, вроде, не халтурят... Потом сказал: - Всстимо, что душа И телеса - нуждаются в обновке, Давай прибегнем к маленькой уловке - Устроим омовсньс. Хороша Парная. Так попаримся на пару, Такого поддадим крутого пару, Чтоб стать ядреней пупса-голыша! Что ж, предложенье дельное. И вот Идем в парную в бодром предвкушенье Целительного с веником общенья И отрешенья от земных забот. Сравнима с чем парная? С райским адом? Струится пот бесшумным водопадом. Дышать не можно, а душа пост. Не веник у напарника - гппицрутсн. Ты никому на свете не подсуден! Как ты удачлив! Как тебе везет! (Хоть на поверку - всс наоборот.) Укутавшись прохладной простыней, Я говорю о том, как пар лечебен, Что алкоголь был, есть и будет вреден, Что пить грешно, Не пьем. Ни боже мой! Какие б не явились предложенья, Поставим частокол из отреченья - Всем нашим бедам алкоголь виной. Мы выдвинем такисн постулаты, Что виноват народ, не бюрократы, Доведшие до крайности страну, На стрелочников спишем всю вину. Виной-вино! В масштабе государства Указами парализуем пьянство, А не поможет - мы найдем управу На эту водкопьющую ораву. Спроворим операцию простую: Всс винзаводы сросм подчистую, Порубим виноградники шутя, Людей - не в лагеря! В очередя! Что сталинское нам иезуитство? Здоровых мы заставим загноиться! Общаются пускай на воздусях, Ежесекундно помнят о властях, О тех, кого не сковырнешь, не скрутишь, Кто держит для людей в кармане кукиш. Поднимем цены. Это ль не уловка? Такая продувная обстановка! Под маркой явной варки самогона Введем на сахар метрики-талоны. Всс заняты: издательство и ЖЭК, И продавцы, и недочеловек - То бишь уссреднснный потребитель, Которому не свойственны обиды, Кто стерпит издевательства любые, Поскольку второсортсн он. Он - быдло, Прорваться не способное наверх, А коли так - он недочеловек! Коль водку не везут ему домой Холеные шоферы-ординарцы. Короче, у них личное пространство, Умело отгорожено стеной. Чем больше колготни, неразберихи, Тем глаже и спокойней наверху, У них свои спсцдачи, спсцпарилки, Хлебают из спсцрыбы спсцуху. Не потому ли в аппаратной сфере Образовались совмиллионсры?! Народ российский просто очурбанить... А нам пора! Мы покидаем баню. Какая в теле сладкая истома! Чай с чабрецом и мятой ждет нас дома, Любая мысль изящна и тонка.' Приятно в бане принимать решенья, Над головою - ореол свсчснья, Душа восходит прямо к облакам». -Н е пьем и пиво! - Это что за диво? Да где ж его добудешь, это пиво? ...И весело вдруг делается нам. Товарищ, ущипни меня, кольни, Смешно сказать: такая, в общем, малость Для полного блаженства нам осталась, А вот не в силах мы соединить Три ипостаси: веник, пар и пиво - Безнравственно сис, несправедливо, Но что поделать? Так тому и быть. Претензии - к подпольным нуворишам! Нет многого у нас, что сеть в Париже, И потому-то мы не будем пить Спиртнос-каку. Закипает чай. Беседуем в тиши неторопливо, Унявши нездоровые порывы. Всс хорошо. Не стоит огорчаться. Мы сами свое выстроили счастье Направленно. Кто скажет: Невзначай? 1987 г. Рецензия fJ T і I А т * ... ж Ж. Ж JSL ■ ѵіѵ Х л Взялся я было глазами пробе­ жать сборник стихотворений мур­ манчанки Ольги Андреевой "Чистые неги". Это было похоже на то, когда, не зная броду, суешься в воду. Крутая струя родниковой чи­ стоты поэтической речи обдала ме­ ня студеной пробежью вольного течения стиха. Эге! - подумал я. эта на вид спокойная река сильна под­ водным течением. Сверху тишь да гладь, да божья благодать - нега, одним словом, а там, внизу, на дне быстерь экспрессии ворочает мел­ кую гальку сравнений и эпитетов, более крупные камни метафор. За строчками, уютно расположивши­ мися в колонки стихов, угадывается не просто какая-нибудь школа, чем всегда щеголяли, скажем, петер­ буржцы. или новомодное течение московских метафористов, а глу­ бинная многовековая культура, не­ торопливая нахватанностъ верхушечных знаний, а органичное слияние интеллекта, ума и опыта с душой. Прикинул: на кого она похожа. Ольга Андреева? Ближайшие ее великие предшественницы Цветае­ ва и Ахматова ясности не вносили. Хотя нервная напряженность одной и эпическая мудрость другой дава­ ли ключ к пониманию их последо­ вательницы. Ольга Андреева, если и является их ученицей, то доста­ точно способной, чтобы не унизить себя до подражания или копирова­ ния их приемов. "А если это так. то что есть красота и почему ее обо­ жествляют люди? Сосуд она, в ко­ тором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?" - хочется воскликнуть вслед за Николаем За­ болоцким, читая небольшой сбор­ ник стихотворений с неземным названием "Чистые неги". Подумалось: как хорошо, что у поэтов появилась возможность из­ даваться самим, не зависеть от диктаторских вкусов прогнивших издателей, сверяющих свой флю­ герный вкус по ветру. Ведь еще несколько лет назад даже слово"Бог", встречающееся в стихах, заставляло наших издате­ лей трепетать овечьими хвостами, ибо кто-то из "болыиевицких" се­ рых кардиналов где-то и как-то об­ ронил, что борьба с религиозными предрассудками должна обост- рятъея... Этот сборник появился сегод­ ня. миновав иезуитское реЦЕНЗИ- РОВАНИЕ. - из этого слова само собой вышелушивается слово "цен­ зор" - автор сам пожелал издать его таким, какой его должен прочесть и осмыслить читатель. "Чистые неги" Ольги Андрее­ вой -лирическая исповедь глубоко религиозной души. Мы воспитаны иным словарем, иной философией (если она была вообще), иными ми­ ровоззренческими постулатами. Мы хотели построить на земле рай без Бога. А такого быть просто не может. Чего мы добились - обще­ известно. Мир Андреевой - не ло­ кально замкнутая юдоль моей современницы, а космическая сти­ хия. где на равных соседствуют по­ нятия библейские и реалии земные, когда кажущаяся женская жеман­ ность силой духа прорывается в за- предел, в горные высоты. Ее стихи больше напоминают молитвы, за­ клинания, она молится за всех лю­ дей, жаждущих добра и света, милосердия и справедливости. Просто не верится, что столь не­ большая по объему книга вобрала в себя и галактические высоты, и земную глубь. Поэма "Дом" - органичное про­ должение стихотворных открове­ ний. Размер, ритмика, образность и метафоричность поэмы заставили меня вновь задуматься об истоках поэтической культуры нашего авто­ ра. И я их нашел. Они ведут в эпоху европейского Возрождения к тер­ цинам Данте и еще дальше в глубь веков, в античность - к гекзаметру великого Гомера. Такими учителя­ ми можно гордиться. И все же это лишь мои догадки, не лишенные оснований. С таким же успехом мо­ гу сказать, что стихи Андреевой аукаются с творениями наших "кос­ мических" соотечественников Тют­ чева и Фета, и с поэзией, большинством из нас не прочитан­ ной, гималайского затворника Ни­ колая Рериха, известного нам больше поживописным полотнам, и уже упомянутого Заболоцкого. И все это будет правдой, как и то, что ее стихи мог подпитывать поэт, ко­ торый, по определению Вадима Ко- жинова, "не замкнулся в границах национальной культуры", Юрий Кузнецов, стихотворец моего поко­ ления. И это все понятно и оправ­ дано. Истинный поэт не тот. кто блестяще овладел техникой стихо­ сложения, а тот. кто впитал богатев во и многообразие мировой культуры, созданной до него, пере­ плавил воспринятое в тигле собст­ венной души и, опираясь неличные творческие возможности, создал свой неповторимый целостный по­ этический микро- и макромир. Ан­ дреева, на мой взгляд, учится у всех, слушает всех, но всегда и все делает по-своему. Я не утруждаю себя цитатами из сборника "Чистые неги", боясь оказать автору медвежью услугу. Ведь, как правило, вырванные из контекста строчки стихов, подкреп- ляющиету или иную мысль критика, производят впечатление убогих си­ ротинушек. Эту книгу надо читать. Надо впитывать строку за строкой, вживаться в своеобразную образ­ ность и "небожительское" восприя­ тие поэта. Кому-то книга покажется сложной для восприятия. Все пра­ вильно. Я тоже в начале чтения споткнулся на этом. Не мною ска­ зано. что читать настоящую поэзию - искусство, требующее от читателя не меньшей культуры, чем от поэта. В этом они равны. Мы не любим что-либо не потому, что это предоп­ ределено свыше, наша нелюбовь исходит от невежества, от незнания предмета нашего интереса. Повто­ рю библейское, использованное Андреевой в поэме "Дом": стучите, и вам отворится... АлександрМИЛАНОВ. Нашему постоянному автору, побе­ дителю литературных конкурсов ”РМ” Александру миланову исполняется 50 лет. Родился он 22 февраля 1942 года 5ы. Трут как звезды влияют на судьбу человека, под созвездием Рыб дно сказать, но то, что наш автор заядлый рыболов, намхорошо известно.Любовькдальним походам, ктундре, крекам и озерам ста­ ла» в свою очередь, и предметом его по* этических п р и с т р а с т и й . Это нетрудно заметить и по нынешней публикации, приуроченной кюбилею поэта. Стихи для этой подборки взяты из новой книги "Високосный век”, которую автор адресовал всем, кто неравноду­ шен к людям и природе Заполярья, к морю, занимающемувтворчестве ваше­ го земляка далеко не рядовое место.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz