Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.

КОНВЕРСИЯ ЛОВКИИ ТРАУЛЕР ЛУЧИТЕ УСТАЛОЙ ПОИЛОЯКИ М ысль о развитии прибрежного лова, конечно, не нова, и об этом мне не раз говорили и судоводители, и руководители рыбопромысловых фло­ тов нашего бассейна. Нужно сказать, и зарубежный опыт наглядно показывает, что это очень выгодное де ­ ло. Ведь, как известно, на Западе уже довольно давно обратились к этой форме работы рыбаков. И нисколько не жалеют об этом. Кстати, там пришли к выводу, что приобрежный лов - это завтрашний день рыболовной отрасли. А уж в странах "загнивающего" капитализма денеж ки считать, будьте уверены, умеют. Почему же мы так долго и с упорством, достойным лучшего применения, отказывались от столь очевидно выгодной организации труда? Все очень просто. Наша, до последнего времени, плановая сверхцентрализо- ванная система хозяйствования была настолько непо­ воротливой и неуклюжей, что мы десятками лет строили, в том числе и на зарубежных верфях, огромные траулеры-'аэродромы" для работы в открытом океане и никак не могли свернуть с однажды выбранного пути. И многим, а чиновникам из бывшего Минрыбхоза СССР в первую очередь, было, как говорится, до лам­ почки. во сколько рублей и долларов обходится и стро­ ительство, и эксплуатация этих монстров. Я уж не говорю о человеческом факторе. Его в стране, где все строилось, добывалось, выращивалось только путем героических усилий, через преодоление порой искус­ ственно создаваемых трудностей, и вовсе не учитыва­ ли. Вот и болтались годами, да и по сей день продолжают, наши рыбаки в море, лишенные простых человеческих радостей: тепла домашнего очага, обще­ ния с женой и детьми. Но, слава богу, похоже, времена меняются. И се­ годня, когда Госплан почил, как говорится, в бозе. когда взят уверенный курс на конверсию оборонной промышленности, а это. что бы там ни говорили, совре­ меннейшие технологии и оборудование, лучшие кадры как технической интеллигенции, так и высококлассных рабочих, со всей очевидностью встает вопрос, чем же они будут заниматься отныне, ведь только в нынешнем году производство военной техники должно сократить­ ся на 86 процентов. Предприятия, относящиеся в той или иной мере к ВПК, нынче, в связи с конверсией, поставлены перед выбором: или переходить на выпуск мирной продукции, или же вовсе прекращать свою деятельность. Второй путь, думаю, со мной согласятся многие, менее пред­ почтителен. Разгонять сложившиеся за десятки лет ста­ бильные работоспособные коллективы, по плечу которым любые технические задачи, было бы, навер­ ное, совсем не по-хозяйски. А вот предложить им ра­ боту на уровне их квалификации и компетенции - значит не только сохранить их потенциал, спасти от развала, но и способствовать внедрению современных дости­ жений науки и техники в народное хозяйство. Конечно, легче всего перевести оборонную отрасль на выпуск сковородок, кастрюль, других предметов домашнего обихода. Но дальновидно ли? Уверен, что нет. Именно поэтому меня порадовала недавняя но­ вость о создании учредительной дирекции межрегио­ нальной судостроительной компании "Белек", образованной хозрасчетной внешнеторговой фирмой "Морской сервис". Что же это за компания и чем конкретно собирается заниматься? В нашей области, как известно, есть предприятия, связанные как с судоремонтом, так и с обороной. И они сейчас находятся в очень непростом положении в связи с начинающейся конверсией, попросту говоря, ищут для себя работу. Сегодня этим предприятиям резко сократили бюджетное финансирование, и они, это не будет преувеличением, находятся на грани краха. Для примера скажу, что на судоремонтном-заводе в Поляр­ ном объем ассигнований сегодня составляет всего лишь 30 процентов от общего объема производства. В таком же подвешенном состоянии находятся и другие недавние партнеры судостооителей и судоре­ монтников по ВПК. Центральном/ конструкторскому бюро "Лазурит", занимавшемуся до юследнего време­ ни конструированием и проектированием подводных лодок, было предложено недавно заняться подготов­ кой проектной документации по производству зерно­ сушилок. Ну где это видано, чтобы специалисты такого высочайшего класса так резко меняли профиль работы, да еще и теряли при этом, а я уверен, что так и будет, свою квалификацию. Разве можно сравнить по сложно­ сти и проектирования, и изготовления такие разные вещи, как современная подводная лодка и зерносу­ шилка? Вот так и вышло, что конверсия, с одной стороны, и необходимость развития прибрежного лова - с другой подтолкнули к созданию этой компании. Коллектив ее решил заняться проектированием и строительством многоцелевых универсальных промысловых судов, предназначенных для прибрежного промысла. Компания задумана как общество с ограниченной ответственностью и в ближайшем будущем намерена выпускать суда по аналогии с немецким автомобилем "фольксваген", то есть сделать их народными и по методу производства, и по способу эксплуатации. А это значит, что со временем, здесь на это твердо рассчи­ тывают. такой траулер смогут приобрести в частную собственность как отдельные лица, так и группы людей, объединившись на паях в товарищества по добыче ры­ бы. В компанию вошли и проектировщики, и судостро­ ители, и фирмы по изготовлению рыбопромыслового оборудования, и научные институты, а учредителями ее стали Усть-Нарвская база тралфлота (Эстония) и объе­ динение "Архангельскрыбпром". Проектированием су­ дов (оно, кстати, уже идет полным ходом) будет заниматься коллектив упоминавшегося здесь ЦКБ "Ла­ зурит", строительством _ судоремонтные заводы в Мурманске и Полярном. Хочу подчеркнуть: эти суда должны будут отвечать всем последним требованиям, предъявляемым ктакого рода продукции. Если и внешне, и комфортностью у с ­ ловий жизни рыбаков они будут похожи друг на друга, то начинка их рыбопромысловым оборудованием будет различной в соответствии с пожеланиями заказчика. И опять же эту оснастку при необходимости можно будет менять. Кроме того, и трюмы в этих судах предусмот­ рены разных модификаций и объемов - от 80 до 240 кубометров. Конечно, без портфеля заказов на свою продукцию здесь, скорее всего, не решились бы начинать дело. Время сегодня трудное, у многих судовладельцев с финансами напряженно. Будет ли компания обеспече­ на работой? Но выяснилось: как раз в этом плане все в порядке. После проведения предварительного просче­ та заказов объем их должен составить не менее 100 судов на ближайшие годы. К примеру, одно только объединение "Мурманрыбпром" уже заказало их не­ сколько. Прослышав о проекте судна, активно заинте­ ресовались новинкой и на Дальнем Востоке. Короче говоря, со сбытом продукции, видимо, про­ блем не будет. А теперь вот о чем. Если на Западе, в той же Скан­ динавии. так хорошо развит прибрежный лов и ведется строительство судов для него, наверное, полезно было бы обратиться к их опыту, а то и взять их в партнеры. Конечно, об этом в компании тоже думали и про­ должают предпринимать шаги в направлении развития сотрудничества с инофирмами. Однако когда они только начинали это дело и ре­ шили заняться проектированием и строительством су­ дов. представители норвежских судостроительных фирм, уже давно занимающихся этим бизнесом, пыта­ лись их отговорить, советовали не начинать все с нуля, а покупать готовые суда в Норвегии. "Белек" на это не пошел. Почему? Не потому, ко­ нечно. что сомневается в качестве норвежской продук­ ции. Просто десятки лет размещения наших заказов на иностранных судостроительных верфях отчетливо пока­ зали, в какой кабальной зависимости находишься и после того, как судно сдано в эксплуатацию, в связи с необходимостью ремонта, с нехваткой запасных час­ тей. А это все ведь тоже требует валюты. И кроме того, начиная производство этих судов, наши предприниматели преследуют еще две не менее важных цели. Во-первых, дают работу, и притом по специальности коллективам предприятий, выходящих из-под опеки ВПК, а во-вторых, рассчитывают, что вся эта деятельность, производство судов - только первое звено в цепочке, позволит подтолкнуть социальное развитие поселков и факторий на побережье. Особенно это относится к Архангельской области, поморские се­ ла которой получают в связи с прибрежной добычей и переработкой рыбы хороший стимул для своего воз­ рождения. А с зарубежными фирмами, конечно, будет тесный контакт, о чем и говорит поиск путей сотрудничества с проектной компанией "Атлантик Консалт" и брокерской фирмой "Номос". И еще о сотрудничестве. Норвежцы собираются размещать на наших заводах заказы на строительство судов. А это, что ни говорите, для нас крайне выгодно. Ведь таким образом компания получит валюту, столь необходимую ей для закупок рыбопромыслового обо­ рудования. В заключение остается добавить, что хозрасчетная внешнеторговая фирма "Морской сервис" создала в своем составе компанию "Поморы", которая займется эксплуатацией будущих судов и является генеральным заказчиком по их строительству. Владимир КИКИНОВ. ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые рыбаки! Просим ваши мнения о проблемах, поднятых здесь, о судах, которые предполагается выпускать, направлять в нашу редак­ цию и директору компании "Поморы" В. Я. Выговскому. Думаем, ваши советы, основанные на опыте и знаниях по эксплуатации рыбопромысловых судов, будут учте­ ны при доработке проекта. Амы, со своей стороны, обещаем рассказать на стра­ ницах "РМ" о закладке первого судна на одном из заво­ дов компании "Белек".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz