Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.
КОНВЕРСИЯ ЛОВКИИ ТРАУЛЕР ЛУЧИТЕ УСТАЛОЙ ПОИЛОЯКИ М ысль о развитии прибрежного лова, конечно, не нова, и об этом мне не раз говорили и судоводители, и руководители рыбопромысловых фло тов нашего бассейна. Нужно сказать, и зарубежный опыт наглядно показывает, что это очень выгодное де ло. Ведь, как известно, на Западе уже довольно давно обратились к этой форме работы рыбаков. И нисколько не жалеют об этом. Кстати, там пришли к выводу, что приобрежный лов - это завтрашний день рыболовной отрасли. А уж в странах "загнивающего" капитализма денеж ки считать, будьте уверены, умеют. Почему же мы так долго и с упорством, достойным лучшего применения, отказывались от столь очевидно выгодной организации труда? Все очень просто. Наша, до последнего времени, плановая сверхцентрализо- ванная система хозяйствования была настолько непо воротливой и неуклюжей, что мы десятками лет строили, в том числе и на зарубежных верфях, огромные траулеры-'аэродромы" для работы в открытом океане и никак не могли свернуть с однажды выбранного пути. И многим, а чиновникам из бывшего Минрыбхоза СССР в первую очередь, было, как говорится, до лам почки. во сколько рублей и долларов обходится и стро ительство, и эксплуатация этих монстров. Я уж не говорю о человеческом факторе. Его в стране, где все строилось, добывалось, выращивалось только путем героических усилий, через преодоление порой искус ственно создаваемых трудностей, и вовсе не учитыва ли. Вот и болтались годами, да и по сей день продолжают, наши рыбаки в море, лишенные простых человеческих радостей: тепла домашнего очага, обще ния с женой и детьми. Но, слава богу, похоже, времена меняются. И се годня, когда Госплан почил, как говорится, в бозе. когда взят уверенный курс на конверсию оборонной промышленности, а это. что бы там ни говорили, совре меннейшие технологии и оборудование, лучшие кадры как технической интеллигенции, так и высококлассных рабочих, со всей очевидностью встает вопрос, чем же они будут заниматься отныне, ведь только в нынешнем году производство военной техники должно сократить ся на 86 процентов. Предприятия, относящиеся в той или иной мере к ВПК, нынче, в связи с конверсией, поставлены перед выбором: или переходить на выпуск мирной продукции, или же вовсе прекращать свою деятельность. Второй путь, думаю, со мной согласятся многие, менее пред почтителен. Разгонять сложившиеся за десятки лет ста бильные работоспособные коллективы, по плечу которым любые технические задачи, было бы, навер ное, совсем не по-хозяйски. А вот предложить им ра боту на уровне их квалификации и компетенции - значит не только сохранить их потенциал, спасти от развала, но и способствовать внедрению современных дости жений науки и техники в народное хозяйство. Конечно, легче всего перевести оборонную отрасль на выпуск сковородок, кастрюль, других предметов домашнего обихода. Но дальновидно ли? Уверен, что нет. Именно поэтому меня порадовала недавняя но вость о создании учредительной дирекции межрегио нальной судостроительной компании "Белек", образованной хозрасчетной внешнеторговой фирмой "Морской сервис". Что же это за компания и чем конкретно собирается заниматься? В нашей области, как известно, есть предприятия, связанные как с судоремонтом, так и с обороной. И они сейчас находятся в очень непростом положении в связи с начинающейся конверсией, попросту говоря, ищут для себя работу. Сегодня этим предприятиям резко сократили бюджетное финансирование, и они, это не будет преувеличением, находятся на грани краха. Для примера скажу, что на судоремонтном-заводе в Поляр ном объем ассигнований сегодня составляет всего лишь 30 процентов от общего объема производства. В таком же подвешенном состоянии находятся и другие недавние партнеры судостооителей и судоре монтников по ВПК. Центральном/ конструкторскому бюро "Лазурит", занимавшемуся до юследнего време ни конструированием и проектированием подводных лодок, было предложено недавно заняться подготов кой проектной документации по производству зерно сушилок. Ну где это видано, чтобы специалисты такого высочайшего класса так резко меняли профиль работы, да еще и теряли при этом, а я уверен, что так и будет, свою квалификацию. Разве можно сравнить по сложно сти и проектирования, и изготовления такие разные вещи, как современная подводная лодка и зерносу шилка? Вот так и вышло, что конверсия, с одной стороны, и необходимость развития прибрежного лова - с другой подтолкнули к созданию этой компании. Коллектив ее решил заняться проектированием и строительством многоцелевых универсальных промысловых судов, предназначенных для прибрежного промысла. Компания задумана как общество с ограниченной ответственностью и в ближайшем будущем намерена выпускать суда по аналогии с немецким автомобилем "фольксваген", то есть сделать их народными и по методу производства, и по способу эксплуатации. А это значит, что со временем, здесь на это твердо рассчи тывают. такой траулер смогут приобрести в частную собственность как отдельные лица, так и группы людей, объединившись на паях в товарищества по добыче ры бы. В компанию вошли и проектировщики, и судостро ители, и фирмы по изготовлению рыбопромыслового оборудования, и научные институты, а учредителями ее стали Усть-Нарвская база тралфлота (Эстония) и объе динение "Архангельскрыбпром". Проектированием су дов (оно, кстати, уже идет полным ходом) будет заниматься коллектив упоминавшегося здесь ЦКБ "Ла зурит", строительством _ судоремонтные заводы в Мурманске и Полярном. Хочу подчеркнуть: эти суда должны будут отвечать всем последним требованиям, предъявляемым ктакого рода продукции. Если и внешне, и комфортностью у с ловий жизни рыбаков они будут похожи друг на друга, то начинка их рыбопромысловым оборудованием будет различной в соответствии с пожеланиями заказчика. И опять же эту оснастку при необходимости можно будет менять. Кроме того, и трюмы в этих судах предусмот рены разных модификаций и объемов - от 80 до 240 кубометров. Конечно, без портфеля заказов на свою продукцию здесь, скорее всего, не решились бы начинать дело. Время сегодня трудное, у многих судовладельцев с финансами напряженно. Будет ли компания обеспече на работой? Но выяснилось: как раз в этом плане все в порядке. После проведения предварительного просче та заказов объем их должен составить не менее 100 судов на ближайшие годы. К примеру, одно только объединение "Мурманрыбпром" уже заказало их не сколько. Прослышав о проекте судна, активно заинте ресовались новинкой и на Дальнем Востоке. Короче говоря, со сбытом продукции, видимо, про блем не будет. А теперь вот о чем. Если на Западе, в той же Скан динавии. так хорошо развит прибрежный лов и ведется строительство судов для него, наверное, полезно было бы обратиться к их опыту, а то и взять их в партнеры. Конечно, об этом в компании тоже думали и про должают предпринимать шаги в направлении развития сотрудничества с инофирмами. Однако когда они только начинали это дело и ре шили заняться проектированием и строительством су дов. представители норвежских судостроительных фирм, уже давно занимающихся этим бизнесом, пыта лись их отговорить, советовали не начинать все с нуля, а покупать готовые суда в Норвегии. "Белек" на это не пошел. Почему? Не потому, ко нечно. что сомневается в качестве норвежской продук ции. Просто десятки лет размещения наших заказов на иностранных судостроительных верфях отчетливо пока зали, в какой кабальной зависимости находишься и после того, как судно сдано в эксплуатацию, в связи с необходимостью ремонта, с нехваткой запасных час тей. А это все ведь тоже требует валюты. И кроме того, начиная производство этих судов, наши предприниматели преследуют еще две не менее важных цели. Во-первых, дают работу, и притом по специальности коллективам предприятий, выходящих из-под опеки ВПК, а во-вторых, рассчитывают, что вся эта деятельность, производство судов - только первое звено в цепочке, позволит подтолкнуть социальное развитие поселков и факторий на побережье. Особенно это относится к Архангельской области, поморские се ла которой получают в связи с прибрежной добычей и переработкой рыбы хороший стимул для своего воз рождения. А с зарубежными фирмами, конечно, будет тесный контакт, о чем и говорит поиск путей сотрудничества с проектной компанией "Атлантик Консалт" и брокерской фирмой "Номос". И еще о сотрудничестве. Норвежцы собираются размещать на наших заводах заказы на строительство судов. А это, что ни говорите, для нас крайне выгодно. Ведь таким образом компания получит валюту, столь необходимую ей для закупок рыбопромыслового обо рудования. В заключение остается добавить, что хозрасчетная внешнеторговая фирма "Морской сервис" создала в своем составе компанию "Поморы", которая займется эксплуатацией будущих судов и является генеральным заказчиком по их строительству. Владимир КИКИНОВ. ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые рыбаки! Просим ваши мнения о проблемах, поднятых здесь, о судах, которые предполагается выпускать, направлять в нашу редак цию и директору компании "Поморы" В. Я. Выговскому. Думаем, ваши советы, основанные на опыте и знаниях по эксплуатации рыбопромысловых судов, будут учте ны при доработке проекта. Амы, со своей стороны, обещаем рассказать на стра ницах "РМ" о закладке первого судна на одном из заво дов компании "Белек".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz