Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.

-Гь Можноназватьэто событиеторжеством здравого смысла, победой разума над дог­ мамисоциалистическойэкономики.Ипусть победа эта произошла не вмасштабах стра­ ны, даже не города, даже не флота. Важен прецедент. Суть события вот в чем. В Мурманске зарегистрировано товарищество с ограни­ ченной ответственностью (ТОО) "Конкс- ран". Ну и что, мало ли у нас уже создано всяких совместных, малых, акционерных предприятий? - скажете вы. И будете не правы. "Конксран" - новая организация, во всякомслучае, нафлотах "Ссврыбы". Пото­ му что она совершенно свободна. ТОО"Конксран"взяловарендуна3года большой морозильныйтраулер "Плутоний" у объединения "Мурманрыбпром", отчисля­ еттеперь арендную платуиденьги насоци­ альное обеспечение своих людей и самостоятельно рассчитывается за свои за­ траты. И уже после сдачи первого груза с ’Плутония" (рейс еще не закончен) появи­ лась возможностьполностьюрассчитаться, что называется, по всем статьям. Но с первого дня и навсегда экипаж по­ лучил полную свободу: где и что ловить ( в пределах квот, естественно), куда и за сколькопродать, когдаигде ремонтировать траулер, сколько человек должно быть в экипаже - все это и множество других про­ блем решает только сам экипаж. Согласи­ тесь, такого никогда не бывало! Капитану вручалось рейсовое задание, где все за него было заранее уже решено. И от него, от капитана, требовалось лишь неукоснитель­ ное выполнение. А коль случится перевы­ полнение заданий, экипажу отщипывался Впервые т о о - э то крохотныйкусочекотполученнойпредпри­ ятиемприбыли. То, что экипаж обрсл свободу, выгодно всем. Прежде всего само ощущение незави­ симости, чувство хозяина (сколько мывзы­ вали к нему, безответному!) приносит отличные плоды. Несмотря на весьма пре­ клонный возраст "Плутония", экипаж, со­ кращенный практически на треть, выловил рыбыи выпустил продукции в рейсе в пол­ тора раза больше, чем их коллеги на госу­ дарственных судах. Дисциплина - на высоте, ибо сама система не потерпит, вы­ теснит разгильдяя. Заработки вдвое выше (пока, а могут быть и больше), и поэтому здесь нет проблем с организацией двух­ сменной работы, от которой вужасе откре­ щиваются на всех судах. Причем на ’Плутонии" подвахтыисключены. Какие еще преимущества? Многие мо­ ряки ’Плутония" являются учредителями "Конксрана", то есть, вложив собственные средства, имеют право получать дивиден­ ды. И право голоса на собрании учредите- в о! лей. Все на судне - от трала до вилки и кружки - собственность не государственная (то есть ничья, тащи, что хочешь, у государ­ ства не убудет!), а экипажа. Акакже смотрит наэту вольницу"Мур- манрыбпром"? Еще год назад и слышать не хотел. Но постепенно разум стал преобла­ дать над стереотипами. Конечно, генераль­ ному директору "Мурманрыбпрома" Л. С. Брсйхману, его заместителям потребова­ лись определенная смелость, решитель­ ность, чтобы "благословить" необычное новшество. И слава богу, что они нашли в себе силыи мужество пойти на это. Да еще надо отдать должное убежденности, на­ стойчивости, терпению и широте экономи­ ческого мышления капитана-дирсктора БМРТ ’Плутоний" Г. В. Львова и его едино­ мышленников. Кстати, а что же имеет от "Конксрана" "Мурманрыбпром"? Он принимает долевое участие в деятельности нового ТОО и при успешной работе последнего получает свои дивиденды. Болес того, "Плутоний" не снят со снабжения в "Мурманрыбпромс". И еще: экипажформируется из моряков объедине­ ния. Ивсюду, все - на договорах, к сожале­ нию, покаустных. Да, напервых порах новомуТООнелег­ ко. Но несколько специалистов "Мурман­ рыбпрома", заменив былой огромный аппарат, оказываютреальнуюпомощь вста­ новлении нового коллектива. Конечно, одна ласточка весны не дела­ ет. Если бытаких судов, таких организаций было больше - 10 - 20, то и флот имел бы дополнительный доход, что, естественно, благотворновлиялобынаегодеятельность. Что мешает созданию новых "Конксра- нов"? До последнего времени было запре­ щено приватизировать крупнотоннажные суда. Хотя большая их часть убыточна для флота, малотоннажные суда в нынешние времена куда рентабельней. И если нахо­ дятся предприимчивые, грамотные люди, которые могут, ничего не выпрашивая ни у флота, ниу государства, работать прибыль­ но, не надо только иммешать. Темпаче, это - не киевские или московские "моряки", всс строится на базе флота. Конечно, очень нужен закон, регулиру­ ющий отношения властей и предприятий: малых и государственных. Дабыи тс, и дру­ гиенаходились вравныхэкономическихус­ ловиях. И - главное - в этом законе необходимо четко обозначить ответствен­ ность властипредержащихза свои решения ине снимающуюпоследнюю рубашкунало­ говую систему. Без такого закона трудно достичь процветания не только госпредп­ риятиям, но и честным предпринимателям, каждому моряку. Инна БЕРЕЗЮК. Новости Дальнего Востока ДИКТУЕТ РЫНОК Фрагменты из монолога генерального директора концерна Унас на Северном бассейне давно ходят слухи, что на Дальнем Востоке создан рыбопромышленный концерн. Сегодня мы решили познакомить наших читателей с но­ вой структурой. (Печатается всокращении). В середине декабря 1991 года конференция трудового коллектива Корсаковской базы океанического рыболовст­ ва приняла решение о преобразовании арендного предпри­ ятия в рыбопромышленный концерн. Цель такой реформации - приведение структуры предприятия кжест­ кимусловиямрыночныхотношений - былапонятаипринята делегатамиконференции. Через пятьмесяцевконференция трудового коллектива приняла устав концерна. Предприя­ тие взяло курс на договорное объединение самостоятель­ ныхподразделений базысколлективнойсобственностьюна основные производственные фонды. В области появился первыйконцерн. - Можно ли говорить, что союз самостоятельных пред­ приятий состоялся? Наэтот вопрос отвечает генеральныйдиректор концер­ на "Корсаковская БОР" В. ГРИБОВ. - Концерн состоялся, и сегодня задача в том, чтобы в установленныеконференциейсрокизакончитьформирова­ ние юридически самостоятельных предприятий с последу­ ющим их вхождением в состав концерна. Сегодня идет активная разработка документов, определяющих, как им жить завтрав концерне... Концерн - правопреемникпредприятия, арендовавшего у государства собственность, ставшую коллективной. Мы пойдем в этом направлении дальше, с учетом процессов, происходящихвэкономике страны. Яуверен, государствен­ ная форма собственности в рыбном хозяйстве не останется доминирующей. Исхожу из мирового опыта: государствен­ ных структур нет и не было в странах с развитым рыболов­ ством. Там это - или частный бизнес, или акционерная форма организации компаний, но іш в косм случае не госу­ дарственная. Наверное, и нам не следует изобретать вело­ сипед, чем-то удивлять мир. Аренда- это две договаривающиесястороны. Нашарсн- датор "Дальрыба" в любой момент может найти законный повод расторгнутьдоговор об аренде. Получается, чтоарен­ датор - это полухозяин, чувствовать это не очень здорово. Поэтому нам нужна коллективная форма собственности. Для начала. Иэто наше решение не окончательное. Вкаком виде она у нас сформируется, мы должны определить до первого марта, так записано впостановлении конференции. Хотя, по моему мнению, сделать это надо было раньше, до либерализации цен. Будем продавать акции. Пропорция примерно такая: 60 процентов - коллективу, 40 - на рынок. Эти акцииможеткупить ктоугодно, вплотьдо иностранцев. Конечно, будут выработаны условия продажи, ибо отдать кому-то контрольный пакет акцийнельзя ни вкосм случае. Предстоит решить вопрос о дивидендах для владельцев акций. Есть разные предложения, но нужна такая система, которая будет предельно ясна всем, хотя вряд ли всс будут удовлетворены. Главное же втохі, что, имея акции, человек становится действительно хозяином. Конференция решила до принятия положения о поряд­ ке определения доли работников вколлективной собствен­ ности концерна увеличить сумму выплат за выслугу лет и по уходу напенсию, ввести внутрибазовскую системумеди­ цинского страхования, в первом полугодии осуществить приватизациюжилья путем бесплатной передачи квартир в собственность проживающих в них. Кстати, в обеспечении жильем работников концерна мы наметили приоритетное направление - строительство коттеджей. Они будут предо­ ставляться работникам, не имеющим жилья или нуждаю­ щимся в его улучшении, по договору о найме жилья. По этому договору концерн берет на себя половину стоимости коттеджа, другую половину оплачивает работник втечение десяти лет, после чего коттедж переходит в его собствен­ ность. Цель этой акции понятна - жильем привязать людей кконцерну. И сегодня у нас уже много заявлений от жела­ ющих вступить в такую сделку с концерном. Поэтому про­ длеваем договоренность о строительстве с китайскими партнерами, ведем переговоры с отечественными подряд­ чиками. И пойдем на всс - вплоть до того, что отдадим половину своей рыбной продукции, но построим столько коттеджей, сколько будет нужно. Выполняя решения майской конференции коллектива, переходим на контрактную форму найма на работу. По контракту предусмотрены более высокая зарплата, увели­ чение отпускаидругие льготы. Но это приусловииполного выполнения всех положений контракта. И флот пошел на это. Надеюсь, что контрактная система будет дисциплини­ ровать людей, побуждать к работе на высокий конечный результат. Я понимаю, что говорить о всех этих преобразованиях легко. А вот подойди кморяку, спроси: что-нибудь измени­ лось? Наверняка скажет - наговорили, написали много, да­ же фонд милосердия создали, а где результат ? Мне думается, что в таком ответе чисто эмоциональное выпле­ скивается и, наверное, мало информацииу людей о том, что делается для того, чтобы предприятие, флот впервую оче­ редь, устояли в сегодняшней непростой ситуации... Ситуация же действительно более чем серьезная: база по существу третий месяц не работает. Из-за отсутствия топлива флот стоит в порту, простаивает на промысле, ди­ кие потери времени исредств - за 20 дней январявыловлено зссго восемь тысяч тонн рыбы. Такого никакая экономика не выдержит, будь она трижды рыночной. И есть ли свет в конце туннеля? Пока что обстановка оснований для опти­ мизмане даст. ’Будем работать, будем думать, будем искать выход", - говорят руководители нашей рыбной отрасли. Эти же слова прозвучали и вмонологе генерального директора первого у нас рыбопромышленного концерна. "Рыбак Сахалина”. ПО-СОСЕДСКИ По сообщению управления морской безопасности Японии, патрульное судно "Дутару" доставило в Южно- Курильск около 400 т сухого молока, сахара и другого продовольствия. Доставкапродуктов иностранному госу­ дарству патрульным судном проведена впервые. Решение о гуманитарной помощи населению 4-х ост­ ровов было принято правительством Японии и Красным Крестом. ж е р т вы с т и х и и Управление морской безопасности Японии (УМБ) опубликовало данные о кораблекрушениях на море в 1991 году. Согласно им, запросы о помощи поступили с 2358 судов, что на 285 больше, чем в предыдущем 1990 г. Зна­ чительная часть сообщений о бедствии поступила при прохождении тайфуна N 19. По основным типам судов больше всего пострадало рыболовных - 1044 (в 1990 г. - на 212 меньше). Далее следуют прогулочные катера - 652 (на 2 больше), транс­ портные суда - 288 (на 17 больше), танкеры - 85 (на 11 больше). Втечение года погибло и пропало без вести 225 чело­ век, что на 28 больше, чем в 1990 г. так к т о ЖЕ РАЗБОЙНИКИ? Новости, связанные с иностранной "оккупацией" от­ крытых вод Охотского моря, нарастают как снежный ком. Некоторые из них даже можно назвать сенсационными. Южнокорейский рыболовный флот (примерно 10-12 судов) приостановил промысел в Охотоморском "бубли­ ке". Это произошло, когда советская делегация во главе с генеральным директором "Дальрыбы"Ю. Москальцовым прибылавСеул. Какизвестно, здесь проходят переговоры врамкахмежправительственного соглашения между Рос­ сией и Республикой Корея. Главным условием начала переговоров был вывод южнокорейских судов из района промысла. Сейчас вОхотском море "разбойничают" лишь поляки и китайцы. Сложившаяся ситуация парадоксальна, считает заме­ ститель начальника службы оперативного руководства промыслом "Дальрыбы' В. Марховец. Ведь от ухудшаю­ щегося состояния морских ресурсов Охотского моря больше всего страдают приморские рыбаки, которым нынче распределена катастрофически малая квота. ДОКЕРЫ ИЩУТ РАБОТУ НА СТОРОНЕ Во Владивостокском рыбном порту - затишье. Нет "пароходов", нет грузов, сидят в ожидании работы брига­ ды докеров. Ситуация, типичная для начала года. - Пришли из экспедиции теплоходы "Уссурийская тайга" и "Художник Герасимов". Следующий "пароход" подойдет в порт только через неделю, - говорит началь­ ник грузового участка В. Бартюк. - Ничего не остается делать, как искать работу для докеров на стороне. Вот почему сегодня портовые бригадыможно увидеть на причалах 'Дальморепродукта" и на хлебокомбинате. Когда же не находится для докеров работы и на стороне, бригады просто распускают по домам. При этом оплата за каждый час вынужденного прогула остается прежней - 4 рубля 20 копеек. "Рыбак Приморья". "РЫБНЫЙ МУРМАН" 5 стр 21 февраля 1992 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz