Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.
Морской детектив Читатели "Рыбного Мурмана" знают А. И. Малыгина по его выступлениям в местных сред ствах массовой информации: он рассказывал на страницах газет, по радио и телевидению о мо ряках Главсевморпути, об участии их, а также рыбаков Мурманска, в Великой Отечественной войне, делился воспоминаниями о пережитом. А жизненный опыт у Анатолия Ивановича большой: в мае минувшего года он "разменял" девятый десяток. Довелось ему встречать как хороших людей, так и ловкачей, оказавшихся во лей случая в наших краях. А Север, как известно, быстро " высвечивает"криводушных. Но что по делаешь, приходится работать ижить бок о бок и с такими, хотя северяне, это тоже не откры тие, люди в массе своей добрые, отходчивые. Ивсе же есть смысл напомнить кое о ком, кто своими жизнешіыми "зигзагами" наносил вред ок ружающим и государству. Рассказывая сегодня очередную такую быль. Анатолий Иванович на меренно " зашифровал ' подлинные имя, отчест во, фамилию 'героя" - вдруг среди читателей окажутся его дети, внуки... Но "иетекгігив"поучи телен. Он показывает не только судьбу человека, но и условия, при которых он мог "сломаться ' или, что прозвучало в заголовке, "выйти сухим из воды..." "Ценное" качество, когда человек руко водствуется правилом "хочешь жить - умей вер- тетьсяГ . И сегодня оно в моде... "СУХИМ из ВОДЫ..." В тридцатые годы я работал вторым штурманом на зверо бойной шхуне "Нерпа" под ко мандованием капитана Николая Петровича Воротило- ва. Начальником зверобойного отдела Главсевморпути был Петр Андреевич Кузьмин. Это - для достоверности рассказа. ... Шел 1938 год. Меня ко мандируют на повышение ква лификации - на курсы штурманов при Мурманском морском техникуме. 1 сентября начался учебный год. В группе курсантов по специальности "судоводитель" собралось око ло 30 человек из разных управ лений рыбного хозяйства области. Курсантов рассадили по два человека за учебный стол. Моим соседом стал Петр Сергеевич Н., командирован ный на учебу из "Мурлова". Мы познакомились, узнали, как сейчас принято говорить, "кто есть кто". Я рассказал Пет ру о себе. О том, что ррдился б мая 1911 года в селе Койда Ме зенского уезда Архангельской губернии. Мои родители из по моров, потомственных рыбаков и зверобоев. Беседы наши бы ли откровенными - выкладыва ли все без утайки. И Н. поведал историю сво его появления в Мурманске. Та кие "детективы" в ту пору - не редкость. Родился он в Волог де. Закончил 10 классов и по ступил учеником продавца в магазин. Как-то неожиданно нагрянула ревизия, началась проверка наличных и продан ных товаров. Результат ревизии оказался ужасным. Всех работ ников магазина отдали под суд, который вынес приговор: всем - по 10 лет лишения свободы! Этому тогда тоже не удивля лись - жестокое было время. Н. продолжал рассказ. - Случилось это летом. Теп ло, даже жарко. Всех заклю ченных собрался целый железнодорожный состав. Вез ли нас в грузовых вагонах. Эше лон шел на восток. Оказались зскоре возле озера. Вдруг по езд остановился, охрана откры ла двери вагонов и дала команду: "Всем выходить... ку паться". Заключенные направились к озеру. Находясь в воде, я уви дел старую разбитую корзину из-под каменного угля. Мельк нула мысль: "Вот мое спасе ние!". Я надел корзину на голову и так низко опустился в воду, чтобы только не захлеб нуться. Место для дыхания под дном корзины оставалось. Моей проделки никто не заме тил. Через небольшой промежу ток времени раздалась коман да охраны: "По вагонам!". Я почти не дышу,думаю, что же будет дальше? А дальше было то, что эшелон с заключенными ушел... Очень долго я добирался до Вологды. Когда меня увидела р»гать, охнула: "Сбежал!." Когда схлынуло волнение встречи, рассказала о том, что мой стар ший брат трагически погиб во время ученийвоенно-морского флота. Я сразу сообразил, что заберу у матери документы брата и стану... Петром, а не Алексеем, - это мое подлинное имя. Прошло немного времени, и я приехал в Мурманск, посту пил работать матросом в "Мур - лов". В управлении "Мурлова" встретил свою одноклассницу, которая знала меня как Алексея. Я приуныл, ей были известны все мои "художества". И рас считал: если я женюсь на ней, то все будет шито-крыто. Так и получилось... Наша группа штурманов бы ла выпущена в декабре 1939 го да. Шлз война с Финляндией. Меня назначили штурманом на краснознаменный ледокольный пароход "А. Сибиряков". Про работал на нем до конца 1940 года. В феврале 1941-го был ко мандирован в "Мурлов" (на чальник - Студенец Николай Иванович). Меня назначили ка питаном на зверобойное судно "Омуль". Ушли в Белое море, где взяли полный груз гренлан дского тюленя, возвратились домой буквально к началу Ве ликой Отечественной войны. Встретились мы с Н. во флотском экипаже, уже оба в новенькой форме военных мо ряков. Меня зачислили руле вым на сторожевой катер N 32, где командиром был Владимир Васильевич Князев. Участвовал во многих высадках десантов морской пехоты, в других опе рациях (о них писали мурман ские газеты "Рыбный Мурман" и "Полярка"). И вот однажды случайно встречаюсь с Н., он в форме офицера, как оказалось, в должности младшего следо вателя трансфлота. Удивился этому. Закончилась война. Я вер нулся в Мурманское пароход ство, получив назначение старшим помощником капи тана на грузо-пассажирский пароход "Державин". В один из рейсов ко мне в каюту, постучавшись, вошла женщина с сыном, которому было около 5 лет. Она поздо ровалась и отрекомендова лась женой Н. Сказала, что знает меня по учебе с ее му жем. Рассказала также, что она является бухгалтером-ре- визором магазинов Печенги, Никеля и Териберки. В порту Лиинахамари она с сыном убыла в Никель. Проходит еще некоторое время, я продолжаю работать на пароходе "Державин". Внеочередной рейс в Иоканьгскую . военно-мор скую базу. Ошвартовались к причалу в Гремихе. Тут же на борт поднимается работник прокуратуры в чине капитана. Им оказался... Н. Я был силь но удивлен и даже оскорблен тем, что так "растет", как мне казалось, преступник. Но ви ду не подал. Вызвал судового буфетчика, который вскоре принес бутылку коньяка и за куску. Сидя в моей каюте, бе седовали. Я завел разговор о том. что его жена с сыном за ходили ко мне во время рейса в Лиинахамари. Мы много го ворили о прошлой войне и жизни. Я рассказал ей. что у нас в семье четверо детей: три сына и дочь. Жить тяжело. К тому же моя жена часто бо леет. Кроме того, у меня ж и вут моя старая мать и две маленькие мои сестры, Таня и Зоя... Вдруг Н. спрашивает: "Как ты думаешь, что мне будет по партийной линии - я женился на другой?" Я спросил: "С первой женой развелся?" Он ответил: "Нет". Что я мог ска зать человеку, поступившему так непорядочно?.. Вскоре мы высадили пас сажиров, ззяли новых на борт и ушли в Мурманск. Как-то мы встретились с товарищем по учебе на курсах судоводителей - Борисом Николаевичем Векшиным. Он выдал новость: Н. арестован и находится в тюрьме. "Основ ная" жена все рассказала в политотделе Северного фло та, идет расследование про шлого Н. Как позднее выяснилось, следствие велось четыре ме сяца, но ничего преступного в действиях Н. не было найде но. Его отпустили "на все че тыре стороны". Выйдя на свободу, Н. явился ко мне на квартиру... проконсультироваться, как получают диплом. Я ему реко мендовал обратиться в порт- надзор рыбного порта или Морфлот. Если там работал, найдут судовые роли и дадут соответствующую справку. Трудно бедолаге - почему не помочь? Хоть советом. Позднее я узнал, что Н. получил диплом и пошел ка питаном на моторно-парус- ную шхуну. Это меня удивило: ведь у человека нет навыков в работе! Надо пройти, по край ней мере, все степени штур мана, а уж потом "выдвинуться" в капитаны. Шхуна приняла полный груз и под командованием новоиспеченного капитана вышла в море. Но Н., видимо, "не хватило водного про странства", и он коснулся грунта в губе Вайда. Сойти с грунта не смог - опыта не бы ло. Ведь можно было переме стить. например, якорь-цепи на борт, который ближе к бе регу. тем самым отрегулиро вать вес груза и положение судна. Но этого сделано не было. В результате шхуна пе ревернулась на морскую сто рону, потерян весь груз. Снова суд над Н. - теперь за аварию и гибель груза. Н. на суде защищался как мог. В первую очередь он во всем обзинял начальника приемот ранспортной конторы, кото рый принял его на работу без проверки знаний как судово дителя. Не приказал ему оп ределить девиацию магнитных компасов. Н. вы двинул многие другие пре тензии. Как говорится, с больной голозы на здоро- зую... Начальник конторыучился вместе с нами и хорошо знал Н., у которого по теории были отличные оценки. И неудиви тельно: Н. закончил 10 клас сов, тогда как у многих из нас, при хорошей морской практи ке, образование "хромало"... А начальника мы знали как человека, отличившегося в “оды войны: одним из первых на Северном флоте он пол учил орден Боевого Красного Знамени. Имея много прави тельственных наград, он не имел опыта в руководстве флотом. И аварийщик Н. чуть было не посадил на скамью подсудимых своего товарища и... начальника. Тут явно ска зался жизненный опыт Н. - он не раз выходил "сухим из во ды". Я слышал, что позже Н. работал даже... в качестве главного капитана флота. Вот такую историю - мор ской "детектив" хранит па мять. Факты - подлинные, имя, отчество "героя" изме нил. А.МАЛЫГИН, ветеран войны и труда, г. Мурманск. 7 февраля 1992 года 10 стр. "РЫБНЫЙ МУРМАН”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz