Рыбный Мурман. 1992 г. Февраль.

Морской детектив Читатели "Рыбного Мурмана" знают А. И. Малыгина по его выступлениям в местных сред­ ствах массовой информации: он рассказывал на страницах газет, по радио и телевидению о мо ­ ряках Главсевморпути, об участии их, а также рыбаков Мурманска, в Великой Отечественной войне, делился воспоминаниями о пережитом. А жизненный опыт у Анатолия Ивановича большой: в мае минувшего года он "разменял" девятый десяток. Довелось ему встречать как хороших людей, так и ловкачей, оказавшихся во­ лей случая в наших краях. А Север, как известно, быстро " высвечивает"криводушных. Но что по­ делаешь, приходится работать ижить бок о бок и с такими, хотя северяне, это тоже не откры­ тие, люди в массе своей добрые, отходчивые. Ивсе же есть смысл напомнить кое о ком, кто своими жизнешіыми "зигзагами" наносил вред ок­ ружающим и государству. Рассказывая сегодня очередную такую быль. Анатолий Иванович на­ меренно " зашифровал ' подлинные имя, отчест­ во, фамилию 'героя" - вдруг среди читателей окажутся его дети, внуки... Но "иетекгігив"поучи­ телен. Он показывает не только судьбу человека, но и условия, при которых он мог "сломаться ' или, что прозвучало в заголовке, "выйти сухим из воды..." "Ценное" качество, когда человек руко­ водствуется правилом "хочешь жить - умей вер- тетьсяГ . И сегодня оно в моде... "СУХИМ из ВОДЫ..." В тридцатые годы я работал вторым штурманом на зверо­ бойной шхуне "Нерпа" под ко­ мандованием капитана Николая Петровича Воротило- ва. Начальником зверобойного отдела Главсевморпути был Петр Андреевич Кузьмин. Это - для достоверности рассказа. ... Шел 1938 год. Меня ко­ мандируют на повышение ква­ лификации - на курсы штурманов при Мурманском морском техникуме. 1 сентября начался учебный год. В группе курсантов по специальности "судоводитель" собралось око­ ло 30 человек из разных управ­ лений рыбного хозяйства области. Курсантов рассадили по два человека за учебный стол. Моим соседом стал Петр Сергеевич Н., командирован­ ный на учебу из "Мурлова". Мы познакомились, узнали, как сейчас принято говорить, "кто есть кто". Я рассказал Пет­ ру о себе. О том, что ррдился б мая 1911 года в селе Койда Ме­ зенского уезда Архангельской губернии. Мои родители из по­ моров, потомственных рыбаков и зверобоев. Беседы наши бы­ ли откровенными - выкладыва­ ли все без утайки. И Н. поведал историю сво­ его появления в Мурманске. Та­ кие "детективы" в ту пору - не редкость. Родился он в Волог­ де. Закончил 10 классов и по­ ступил учеником продавца в магазин. Как-то неожиданно нагрянула ревизия, началась проверка наличных и продан­ ных товаров. Результат ревизии оказался ужасным. Всех работ­ ников магазина отдали под суд, который вынес приговор: всем - по 10 лет лишения свободы! Этому тогда тоже не удивля­ лись - жестокое было время. Н. продолжал рассказ. - Случилось это летом. Теп­ ло, даже жарко. Всех заклю ­ ченных собрался целый железнодорожный состав. Вез­ ли нас в грузовых вагонах. Эше­ лон шел на восток. Оказались зскоре возле озера. Вдруг по­ езд остановился, охрана откры­ ла двери вагонов и дала команду: "Всем выходить... ку­ паться". Заключенные направились к озеру. Находясь в воде, я уви ­ дел старую разбитую корзину из-под каменного угля. Мельк­ нула мысль: "Вот мое спасе­ ние!". Я надел корзину на голову и так низко опустился в воду, чтобы только не захлеб­ нуться. Место для дыхания под дном корзины оставалось. Моей проделки никто не заме­ тил. Через небольшой промежу­ ток времени раздалась коман­ да охраны: "По вагонам!". Я почти не дышу,думаю, что же будет дальше? А дальше было то, что эшелон с заключенными ушел... Очень долго я добирался до Вологды. Когда меня увидела р»гать, охнула: "Сбежал!." Когда схлынуло волнение встречи, рассказала о том, что мой стар­ ший брат трагически погиб во время ученийвоенно-морского флота. Я сразу сообразил, что заберу у матери документы брата и стану... Петром, а не Алексеем, - это мое подлинное имя. Прошло немного времени, и я приехал в Мурманск, посту­ пил работать матросом в "Мур - лов". В управлении "Мурлова" встретил свою одноклассницу, которая знала меня как Алексея. Я приуныл, ей были известны все мои "художества". И рас­ считал: если я женюсь на ней, то все будет шито-крыто. Так и получилось... Наша группа штурманов бы­ ла выпущена в декабре 1939 го ­ да. Шлз война с Финляндией. Меня назначили штурманом на краснознаменный ледокольный пароход "А. Сибиряков". Про­ работал на нем до конца 1940 года. В феврале 1941-го был ко­ мандирован в "Мурлов" (на­ чальник - Студенец Николай Иванович). Меня назначили ка­ питаном на зверобойное судно "Омуль". Ушли в Белое море, где взяли полный груз гренлан­ дского тюленя, возвратились домой буквально к началу Ве­ ликой Отечественной войны. Встретились мы с Н. во флотском экипаже, уже оба в новенькой форме военных мо­ ряков. Меня зачислили руле­ вым на сторожевой катер N 32, где командиром был Владимир Васильевич Князев. Участвовал во многих высадках десантов морской пехоты, в других опе­ рациях (о них писали мурман­ ские газеты "Рыбный Мурман" и "Полярка"). И вот однажды случайно встречаюсь с Н., он в форме офицера, как оказалось, в должности младшего следо­ вателя трансфлота. Удивился этому. Закончилась война. Я вер­ нулся в Мурманское пароход­ ство, получив назначение старшим помощником капи­ тана на грузо-пассажирский пароход "Державин". В один из рейсов ко мне в каюту, постучавшись, вошла женщина с сыном, которому было около 5 лет. Она поздо­ ровалась и отрекомендова­ лась женой Н. Сказала, что знает меня по учебе с ее му­ жем. Рассказала также, что она является бухгалтером-ре- визором магазинов Печенги, Никеля и Териберки. В порту Лиинахамари она с сыном убыла в Никель. Проходит еще некоторое время, я продолжаю работать на пароходе "Державин". Внеочередной рейс в Иоканьгскую . военно-мор­ скую базу. Ошвартовались к причалу в Гремихе. Тут же на борт поднимается работник прокуратуры в чине капитана. Им оказался... Н. Я был силь­ но удивлен и даже оскорблен тем, что так "растет", как мне казалось, преступник. Но ви­ ду не подал. Вызвал судового буфетчика, который вскоре принес бутылку коньяка и за ­ куску. Сидя в моей каюте, бе­ седовали. Я завел разговор о том. что его жена с сыном за ­ ходили ко мне во время рейса в Лиинахамари. Мы много го ­ ворили о прошлой войне и жизни. Я рассказал ей. что у нас в семье четверо детей: три сына и дочь. Жить тяжело. К тому же моя жена часто бо­ леет. Кроме того, у меня ж и ­ вут моя старая мать и две маленькие мои сестры, Таня и Зоя... Вдруг Н. спрашивает: "Как ты думаешь, что мне будет по партийной линии - я женился на другой?" Я спросил: "С первой женой развелся?" Он ответил: "Нет". Что я мог ска­ зать человеку, поступившему так непорядочно?.. Вскоре мы высадили пас­ сажиров, ззяли новых на борт и ушли в Мурманск. Как-то мы встретились с товарищем по учебе на курсах судоводителей - Борисом Николаевичем Векшиным. Он выдал новость: Н. арестован и находится в тюрьме. "Основ­ ная" жена все рассказала в политотделе Северного фло­ та, идет расследование про­ шлого Н. Как позднее выяснилось, следствие велось четыре ме­ сяца, но ничего преступного в действиях Н. не было найде­ но. Его отпустили "на все че­ тыре стороны". Выйдя на свободу, Н. явился ко мне на квартиру... проконсультироваться, как получают диплом. Я ему реко­ мендовал обратиться в порт- надзор рыбного порта или Морфлот. Если там работал, найдут судовые роли и дадут соответствующую справку. Трудно бедолаге - почему не помочь? Хоть советом. Позднее я узнал, что Н. получил диплом и пошел ка­ питаном на моторно-парус- ную шхуну. Это меня удивило: ведь у человека нет навыков в работе! Надо пройти, по край­ ней мере, все степени штур­ мана, а уж потом "выдвинуться" в капитаны. Шхуна приняла полный груз и под командованием новоиспеченного капитана вышла в море. Но Н., видимо, "не хватило водного про­ странства", и он коснулся грунта в губе Вайда. Сойти с грунта не смог - опыта не бы­ ло. Ведь можно было переме­ стить. например, якорь-цепи на борт, который ближе к бе­ регу. тем самым отрегулиро­ вать вес груза и положение судна. Но этого сделано не было. В результате шхуна пе­ ревернулась на морскую сто­ рону, потерян весь груз. Снова суд над Н. - теперь за аварию и гибель груза. Н. на суде защищался как мог. В первую очередь он во всем обзинял начальника приемот­ ранспортной конторы, кото­ рый принял его на работу без проверки знаний как судово­ дителя. Не приказал ему оп­ ределить девиацию магнитных компасов. Н. вы­ двинул многие другие пре­ тензии. Как говорится, с больной голозы на здоро- зую... Начальник конторыучился вместе с нами и хорошо знал Н., у которого по теории были отличные оценки. И неудиви ­ тельно: Н. закончил 10 клас­ сов, тогда как у многих из нас, при хорошей морской практи­ ке, образование "хромало"... А начальника мы знали как человека, отличившегося в “оды войны: одним из первых на Северном флоте он пол­ учил орден Боевого Красного Знамени. Имея много прави­ тельственных наград, он не имел опыта в руководстве флотом. И аварийщик Н. чуть было не посадил на скамью подсудимых своего товарища и... начальника. Тут явно ска ­ зался жизненный опыт Н. - он не раз выходил "сухим из во­ ды". Я слышал, что позже Н. работал даже... в качестве главного капитана флота. Вот такую историю - мор­ ской "детектив" хранит па­ мять. Факты - подлинные, имя, отчество "героя" изме­ нил. А.МАЛЫГИН, ветеран войны и труда, г. Мурманск. 7 февраля 1992 года 10 стр. "РЫБНЫЙ МУРМАН”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz