Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 25 декабря 1992 года ПОЛИТИКА 1 1 стр. КАЗАКИ СПАСУТ РОССИЮ? Е сли в самом центре го рода свернуть с про спекта Ленина в подворотню, то окажешься во дворе дома, из вестного всем мурманчанам: в нем расположено кафе “Юность", купленное недавно норвежским гражданином. Но это с фасада, а со двора - обычный подъезд с запахом старого жилфонда и табличкой у двери: “Союз казаков Мурма- на". Эта экзотическая для запо лярного края организация арендует здесь, на четвертом этаже, комнату с телефоном, по которому дежурный отвечает: “ Казачий штаб слушает". На стене иконка, на столике в углу притулился самовар. А посреди комнаты, за большим столом - мужчины. Некоторые в военной форме, знакомой нам по старинным фотографиям и кинофильмам, а в последнее время - и по митингам, в основ ном - антиправительственным. Лица собравшихся усаты и серьезны. Ждут атамана, чтобы начать заседание атаманского правления. Пользуясь момен том, задаю вопросы, пытаюсь уяснить, что за люди эти мур манские казаки? Ну, во-первых, откуда они здесь? В основном, как выясняется, потомки ре прессированных и просто при езжие. Многие ходят в море, что затрудняет деятельность со юза казаков. А вот Валерий Поликин - ка зак “береговой". В миру - води тель, в казачестве - сотник, облаченный в эффектный чер ный мундир. Его форма, как и слова - “ атаман", “ сотник", “ка зачий круг" и т.п., - кажутся не много нереальными на фоне городской суеты внизу, под ок нами. “Что это? - мелькает мысль, - политический театр, игра для взрослых?.." Но сотник шутить не настро ен. Он с негодованием говорит о публикации в “ Комсомольце Заполярья" статьи, “порочащей казаков". В ней сообщается об угрозах каких-то безымянных казаков, якобы пообещавших выпороть плетьми некоторых местных политиков (их фамилии тоже не указаны). Заметка на зывается “ Казаки-разбойники" и появилась она еще в августе, но гнев казацкий до сих пор не остыл. - Клевета, - утверждает Поликин, - и разбойники даже в кавычки не взяты. Получается - целый народ, целое сословие названо разбойным. Не менее оскорбительным кажется сотнику и “причисле ние казаков к анархистам и де мократам". Примечательно, что в том же презираемом Валери ем ряду оказываются “торговцы, рэкетиры и хулиганы", о кото рых, по его мнению, печется ав тор заметки Денис Пинчук, предостерегая граждан от гря дущего выхода казаков на ули цы города. - Чей покой старается огра дить Пинчук - честных людей или всей этой распоясавшейся сволочи? - гневно вопрошает сотник, и его товарищи сурово кивают в поддержку его слов. Вообще же мурманские ка заки за публикациями в прессе следят пристально и судят жур налистов строго. - Есть нерадивые, очень ту пые, не в обиду вам будь ска зано, корреспонденты, - заявил мне, как будто шашкой рубанул, атаман Иван Малютин (препо даватель физкультуры мурман ской школы). Его возмутила ирония, которую позволил себе журналист одной из централь ных газет, рассказывая об обы чае казаков носить серьгу в ухе. - Объясните хоть вы людям, что никакого повода для насме шек тут нет, - втолковывал мне атаман. - Так у нас всегда от мечали единственного сына у родителей. Его и в бою ставили позади атамана, чтобы первым под пулю не попал. А коррес пондент изобразил казаков не- грами-папуасами с серьгой в носу. Либо этот журналист - мощнейший провокатор, кото рый хочет спровоцировать, что бы его действительно плетьми отпороли, либо он просто нео тесан в умственном отношении, - жестко заключает Малютин, и я невольно бросаю взгляд на змеевидную плеть на столе. Атаман мурманских казаков убежден, что нами, журналиста ми, кто-то командует, и “ про дажная пресса" пытается ме шать возрождению казачьего движения. От “журналистской мафии" разговор переходит на другие ее разновидности - торговую, правительственную... Словом, врагов вокруг, по мне нию казаков, много. И кто зата ившись, а кто нагло, в открытую ведут подрывную работу, на правленную на уничтожение Отечества. Продавать землю - значит торговать Родиной, в стране творится беспредел, политика нынешнего руководства - это государственная измена, вели кую державу в течение двух лет превратили в побирушку, не случайно некоторые расшифро вывают аббревиатуру СНГ как “сбылись надежды Гитлера" - в таких вот красках и образах ви дит окружающую действитель ность заместитель атамана Александр Пашков (тоже отре комендовался преподавате лем). Впрочем, эта точка зрения не нова, и я не зря ин тересуюсь отношением мур манских казаков к Фронту национального спасения. - Их идея национального спасения нам близка, - отвеча ет Пашков, - но мы сами по се бе, держимся обособленно. Что правда, то правда, каза ки - одна из немногих в России общественно-политических ор ганизаций, которая отличается самобытностью, оригинально стью. Отчасти поэтому к ним тя нется молодежь. Даже традиция публичной порки за провинность не отпугивает. Мурманские казаки одного парня, как они говорят, отпоро ли - 25 плетей получил за по явление на людях в пьяном виде, - но из союза не ушел. Что очень важно, кроме кра сивой формы и романтического прошлого, у казаков есть и кра сивая идея: спасение Отечест ва в критический момент. Их девиз: “За веру, честь и Отече ство". - Казаки всегда спасали Россию в смутные времена, - любят повторять мурманские потомки кубанских, донских, терских и других казаков. А что имеется в виду нынче? Пробу ют заниматься коммерцией: организовали казачий фонд, через который намеревались поставлять с Кубани сельхоз продукты. Да пока дело не кле ится - не хотят власти помочь казакам, обижается атаман. Дальше: собираются участво вать в выборах, если таковые состоятся. Вместе с тем, по словам А. Пашкова, в союзе имеются приверженцы монар хии. А Валентин Бубнов, кото рый считает себя идеологом казачьего движения на Мурма- не, - коммунист. Он находит много общего в казачьем укла де и социалистических прин ципах. Рассуждает так: - Ведь что такое социа лизм? От каждого по способ ностям, каждому по труду. И казак всю жизнь трудился. Над ним ни полиции, ни армии не было. Он сам себя и охранял, и содержал. Из всей этой мозаики субъ ективных представлений об об ществе справедливости трудно составить целостную картину “спасения России" казаками. Традиция, когда каждый казак получал земельный пай в зави симости от количества едоков и в обмен на это служил Оте честву, - канула в лету. И вряд ли возродится. Куда как более реальна возможность участия казаков в охране общественно го порядка. Скажем, в Питере это уже имеет место быть. В Мурманске пока дальше пере говоров с руководством УВД дело, кажется, не сдвинулось. Но в целом, по словам атамана, перспектива положительная. В том смысле, что речь идет о совместном с милицией патру лировании. И, например, я не склонна, опережая события, нагнетать страсти и запугивать законопослушных граждан ка зацкими нагайками. Если каза ки действительно выйдут на улицы города, то не поздоро вится в первую очередь хули ганам, грабителям и прочим нарушителям общественного порядка - порукой тому тради ционные представления каза ков о добре и зле. Вот только бы, упаси бог, в эту вполне конкретную работу по защите покоя граждан не вздумалось кому-нибудь из ка заков привнести политику. По следствия, как принято говорить, могут быть непред сказуемыми. И сколь бы ни ка залось это обидным мурманским казакам - обще ство не случайно так пристра стно наблюдает за становлением их движения. Ведь заместитель атамана А. Пашков четко сформулировал статус союза казаков Мурмана: п о л у в о е н н а я обще ственно-политическая органи зация. Отсюда и пристальное внимание прессы, и подозри тельность одних политических деятелей и жадный, явно небе скорыстный интерес - других. Казачество, испокон веку воп лощавшее в себе мужествен ное, волевое начало, и сегодня может стать, а кое-где уже ста новится, серьезной политиче ской силой. Желающих манипулировать этой силой - более чем достаточно. Мур манские казаки, насколько можно судить, держатся пока обособленно. Однако суждения лидеров союза о том, что в по литике уважают силу, что наци оналист - это звучит гордо, что надо требовать у Украины воз вращения исконных казачьих земель, а если не отдаст - от бить оружием, - дают вполне определенное представление о настроениях в организации, на считывающей на Кольском по луострове около 200 человек. Не так мало по сравнению с другими партиями и движения ми. Впрочем, зам. атамана А. Пашков считает, что числен ность в политике не главное: большевиков тоже было всего 14 тысяч на всю Россию, а вон какую кашу заварили - до сих пор не расхлебать. Что верно, то верно... Татьяна КОЖУХОВА, политический обозреватель “РМ”. НА СНИМКЕ: каза чество да сам атаман (в гражданском). Фото Виктора КОРЕЦКОГО. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Конфликт -------------------------------------------------------------------------------------------------------- С А М О З В А Н Ц Е В Н А М Н Е Н А Д О ? Продолжаются разногласия между двумя организа циями СДПР, существующими в Мурманске. Расколов шись еще год назад на территориальную и бассейновую (теперь именуемую областной) организа ции, социал-демократы не признают друг за другом права на существование. Очередной залп сей междоусобной войны связан с попыткой проведения 6.12 конференции областной ор ганизации СДПР (лидер - Ю. Симуков). Руководитель же территориальной организации В. Трошин оценил конференцию как самозваное мероприятие, делегаты никем не избирались, и вообще все члены этой орга низации уже исключены из партии. Согласно уставу СДПР, в ней возможно существование различных фракций, и “ симуковцы" могут вновь стать членами “трошинской организации", где им будет гарантирована свобода выражать свои взгляды. Поддержку В. Трошину выразил председатель СДПР Б. С. Орлов, который предупредил, что все дей ствия так называемой “ областной организации" СДПР должны соответствовать уставу партии. Организовав ший конференцию член правления СДПР Янков никого не представляет, кроме самого себя, и попытка придать так называемой организации СДПР законный статус яв ляется отражением аппаратных игр в руководстве Со циал-демократической партии. Ясно, что взгляд на эти же проблемы членов “дру гого крыла", мягко говоря, несколько иной. Евгений СУДАКОВ, наш внешт. корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz