Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.

«РЫБНЫЙ МУРМАН» 25 декабря 1992 года ПОЛИТИКА 1 1 стр. КАЗАКИ СПАСУТ РОССИЮ? Е сли в самом центре го­ рода свернуть с про­ спекта Ленина в подворотню, то окажешься во дворе дома, из­ вестного всем мурманчанам: в нем расположено кафе “Юность", купленное недавно норвежским гражданином. Но это с фасада, а со двора - обычный подъезд с запахом старого жилфонда и табличкой у двери: “Союз казаков Мурма- на". Эта экзотическая для запо­ лярного края организация арендует здесь, на четвертом этаже, комнату с телефоном, по которому дежурный отвечает: “ Казачий штаб слушает". На стене иконка, на столике в углу притулился самовар. А посреди комнаты, за большим столом - мужчины. Некоторые в военной форме, знакомой нам по старинным фотографиям и кинофильмам, а в последнее время - и по митингам, в основ­ ном - антиправительственным. Лица собравшихся усаты и серьезны. Ждут атамана, чтобы начать заседание атаманского правления. Пользуясь момен­ том, задаю вопросы, пытаюсь уяснить, что за люди эти мур­ манские казаки? Ну, во-первых, откуда они здесь? В основном, как выясняется, потомки ре­ прессированных и просто при­ езжие. Многие ходят в море, что затрудняет деятельность со­ юза казаков. А вот Валерий Поликин - ка­ зак “береговой". В миру - води­ тель, в казачестве - сотник, облаченный в эффектный чер­ ный мундир. Его форма, как и слова - “ атаман", “ сотник", “ка­ зачий круг" и т.п., - кажутся не­ много нереальными на фоне городской суеты внизу, под ок­ нами. “Что это? - мелькает мысль, - политический театр, игра для взрослых?.." Но сотник шутить не настро­ ен. Он с негодованием говорит о публикации в “ Комсомольце Заполярья" статьи, “порочащей казаков". В ней сообщается об угрозах каких-то безымянных казаков, якобы пообещавших выпороть плетьми некоторых местных политиков (их фамилии тоже не указаны). Заметка на­ зывается “ Казаки-разбойники" и появилась она еще в августе, но гнев казацкий до сих пор не остыл. - Клевета, - утверждает Поликин, - и разбойники даже в кавычки не взяты. Получается - целый народ, целое сословие названо разбойным. Не менее оскорбительным кажется сотнику и “причисле­ ние казаков к анархистам и де­ мократам". Примечательно, что в том же презираемом Валери­ ем ряду оказываются “торговцы, рэкетиры и хулиганы", о кото­ рых, по его мнению, печется ав­ тор заметки Денис Пинчук, предостерегая граждан от гря­ дущего выхода казаков на ули­ цы города. - Чей покой старается огра­ дить Пинчук - честных людей или всей этой распоясавшейся сволочи? - гневно вопрошает сотник, и его товарищи сурово кивают в поддержку его слов. Вообще же мурманские ка­ заки за публикациями в прессе следят пристально и судят жур­ налистов строго. - Есть нерадивые, очень ту­ пые, не в обиду вам будь ска­ зано, корреспонденты, - заявил мне, как будто шашкой рубанул, атаман Иван Малютин (препо­ даватель физкультуры мурман­ ской школы). Его возмутила ирония, которую позволил себе журналист одной из централь­ ных газет, рассказывая об обы­ чае казаков носить серьгу в ухе. - Объясните хоть вы людям, что никакого повода для насме­ шек тут нет, - втолковывал мне атаман. - Так у нас всегда от­ мечали единственного сына у родителей. Его и в бою ставили позади атамана, чтобы первым под пулю не попал. А коррес­ пондент изобразил казаков не- грами-папуасами с серьгой в носу. Либо этот журналист - мощнейший провокатор, кото­ рый хочет спровоцировать, что­ бы его действительно плетьми отпороли, либо он просто нео­ тесан в умственном отношении, - жестко заключает Малютин, и я невольно бросаю взгляд на змеевидную плеть на столе. Атаман мурманских казаков убежден, что нами, журналиста­ ми, кто-то командует, и “ про­ дажная пресса" пытается ме­ шать возрождению казачьего движения. От “журналистской мафии" разговор переходит на другие ее разновидности - торговую, правительственную... Словом, врагов вокруг, по мне­ нию казаков, много. И кто зата­ ившись, а кто нагло, в открытую ведут подрывную работу, на­ правленную на уничтожение Отечества. Продавать землю - значит торговать Родиной, в стране творится беспредел, политика нынешнего руководства - это государственная измена, вели­ кую державу в течение двух лет превратили в побирушку, не случайно некоторые расшифро­ вывают аббревиатуру СНГ как “сбылись надежды Гитлера" - в таких вот красках и образах ви­ дит окружающую действитель­ ность заместитель атамана Александр Пашков (тоже отре­ комендовался преподавате­ лем). Впрочем, эта точка зрения не нова, и я не зря ин­ тересуюсь отношением мур­ манских казаков к Фронту национального спасения. - Их идея национального спасения нам близка, - отвеча­ ет Пашков, - но мы сами по се­ бе, держимся обособленно. Что правда, то правда, каза­ ки - одна из немногих в России общественно-политических ор­ ганизаций, которая отличается самобытностью, оригинально­ стью. Отчасти поэтому к ним тя­ нется молодежь. Даже традиция публичной порки за провинность не отпугивает. Мурманские казаки одного парня, как они говорят, отпоро­ ли - 25 плетей получил за по­ явление на людях в пьяном виде, - но из союза не ушел. Что очень важно, кроме кра­ сивой формы и романтического прошлого, у казаков есть и кра­ сивая идея: спасение Отечест­ ва в критический момент. Их девиз: “За веру, честь и Отече­ ство". - Казаки всегда спасали Россию в смутные времена, - любят повторять мурманские потомки кубанских, донских, терских и других казаков. А что имеется в виду нынче? Пробу­ ют заниматься коммерцией: организовали казачий фонд, через который намеревались поставлять с Кубани сельхоз­ продукты. Да пока дело не кле­ ится - не хотят власти помочь казакам, обижается атаман. Дальше: собираются участво­ вать в выборах, если таковые состоятся. Вместе с тем, по словам А. Пашкова, в союзе имеются приверженцы монар­ хии. А Валентин Бубнов, кото­ рый считает себя идеологом казачьего движения на Мурма- не, - коммунист. Он находит много общего в казачьем укла­ де и социалистических прин­ ципах. Рассуждает так: - Ведь что такое социа­ лизм? От каждого по способ­ ностям, каждому по труду. И казак всю жизнь трудился. Над ним ни полиции, ни армии не было. Он сам себя и охранял, и содержал. Из всей этой мозаики субъ­ ективных представлений об об­ ществе справедливости трудно составить целостную картину “спасения России" казаками. Традиция, когда каждый казак получал земельный пай в зави­ симости от количества едоков и в обмен на это служил Оте­ честву, - канула в лету. И вряд ли возродится. Куда как более реальна возможность участия казаков в охране общественно­ го порядка. Скажем, в Питере это уже имеет место быть. В Мурманске пока дальше пере­ говоров с руководством УВД дело, кажется, не сдвинулось. Но в целом, по словам атамана, перспектива положительная. В том смысле, что речь идет о совместном с милицией патру­ лировании. И, например, я не склонна, опережая события, нагнетать страсти и запугивать законопослушных граждан ка­ зацкими нагайками. Если каза­ ки действительно выйдут на улицы города, то не поздоро­ вится в первую очередь хули­ ганам, грабителям и прочим нарушителям общественного порядка - порукой тому тради­ ционные представления каза­ ков о добре и зле. Вот только бы, упаси бог, в эту вполне конкретную работу по защите покоя граждан не вздумалось кому-нибудь из ка­ заков привнести политику. По­ следствия, как принято говорить, могут быть непред­ сказуемыми. И сколь бы ни ка­ залось это обидным мурманским казакам - обще­ ство не случайно так пристра­ стно наблюдает за становлением их движения. Ведь заместитель атамана А. Пашков четко сформулировал статус союза казаков Мурмана: п о л у в о е н н а я обще­ ственно-политическая органи­ зация. Отсюда и пристальное внимание прессы, и подозри­ тельность одних политических деятелей и жадный, явно небе­ скорыстный интерес - других. Казачество, испокон веку воп­ лощавшее в себе мужествен­ ное, волевое начало, и сегодня может стать, а кое-где уже ста­ новится, серьезной политиче­ ской силой. Желающих манипулировать этой силой - более чем достаточно. Мур­ манские казаки, насколько можно судить, держатся пока обособленно. Однако суждения лидеров союза о том, что в по­ литике уважают силу, что наци­ оналист - это звучит гордо, что надо требовать у Украины воз­ вращения исконных казачьих земель, а если не отдаст - от­ бить оружием, - дают вполне определенное представление о настроениях в организации, на­ считывающей на Кольском по­ луострове около 200 человек. Не так мало по сравнению с другими партиями и движения­ ми. Впрочем, зам. атамана А. Пашков считает, что числен­ ность в политике не главное: большевиков тоже было всего 14 тысяч на всю Россию, а вон какую кашу заварили - до сих пор не расхлебать. Что верно, то верно... Татьяна КОЖУХОВА, политический обозреватель “РМ”. НА СНИМКЕ: каза­ чество да сам атаман (в гражданском). Фото Виктора КОРЕЦКОГО. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Конфликт -------------------------------------------------------------------------------------------------------- С А М О З В А Н Ц Е В Н А М Н Е Н А Д О ? Продолжаются разногласия между двумя организа­ циями СДПР, существующими в Мурманске. Расколов­ шись еще год назад на территориальную и бассейновую (теперь именуемую областной) организа­ ции, социал-демократы не признают друг за другом права на существование. Очередной залп сей междоусобной войны связан с попыткой проведения 6.12 конференции областной ор­ ганизации СДПР (лидер - Ю. Симуков). Руководитель же территориальной организации В. Трошин оценил конференцию как самозваное мероприятие, делегаты никем не избирались, и вообще все члены этой орга­ низации уже исключены из партии. Согласно уставу СДПР, в ней возможно существование различных фракций, и “ симуковцы" могут вновь стать членами “трошинской организации", где им будет гарантирована свобода выражать свои взгляды. Поддержку В. Трошину выразил председатель СДПР Б. С. Орлов, который предупредил, что все дей ­ ствия так называемой “ областной организации" СДПР должны соответствовать уставу партии. Организовав­ ший конференцию член правления СДПР Янков никого не представляет, кроме самого себя, и попытка придать так называемой организации СДПР законный статус яв­ ляется отражением аппаратных игр в руководстве Со­ циал-демократической партии. Ясно, что взгляд на эти же проблемы членов “дру­ гого крыла", мягко говоря, несколько иной. Евгений СУДАКОВ, наш внешт. корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz