Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.
«РЫБНЫЙ МУРМАН» 25 декабря 1992 года НА ГОД МИНУВШИЙ ОГЛЯНУВШИСЬ 5 СТР * Акционирование ВОТ МЫ _____ И СОБСТВЕННИКИ 1992 год войдет в историю России главным, на мой взгляд, событием - началом приватиза ции государственной собствен ности. Конечно, выбранный правительством путь реализа ции этого процесса далек от идеала, он породил неразбери ху, нервотрепку, особенно на флотах. Ведь, как вы знаете, только нормативные документы, касающиеся акционирования, менялись несколько раз. Сна чала обязывали работников флота половину стоимости ак ций оплачивать ваучерами. Те перь надо 70 процентов оплатить приватизационными чеками. Серьезнейшая проблема с подпиской и приобретением акций состояла в том, как по мочь находящимся в море или в отпусках. Ведь не пошлешь же гонца в Атлантику, как поре комендовали тралфлотовцам в Комитете госимущества Рос сии. А пенсионеры? Как сде лать, чтобы люди, положившие жизнь и здоровье на алтарь флота, не остались за бортом приватизационного процесса? Но за годы советской вла сти нас приучили выкручивать ся и находить выходы из самых безвыходных ситуаций, пре одолевать непреодолимые пре пятствия. нагроможденные без думностью родного прави тельства. Так и на этот раз: ак ционирование предприятий (первый его этап) завершено. Контрольный пакет акций ос тался у флотов. А это означает, что достигнута главная цель - удалось сохранить флоты. Конечно, акционирование само по себе не решит основ ные проблемы флотов. По мне нию их руководителей, спасти флоты можно либо с помощью государственных дотаций, либо путем снижения налогов. А еще лучше, чтобы осуществилось и то, и другое. Каково положение дел с приватизацией в рыбацких кол лективах сегодня? На этот воп рос отвечает главный специалист фонда имущества Мурманской области Нина Ва сильевна КАЗМИНА. - Закончив закрытую подпи ску на акции - 51 процент их - и оплатив первоначальный взнос, флоты получают от нас свидетельство на каждый пакет акций (льготных, простых). То есть мы от лица государства от даем им право владения этой частью собственности. Затем вместе с руководите лями флотов (ныне - акционер ных обществ) будем смотреть, как целесообразней распоря диться 29 процентами акций (20 процентов из 49 фонд имуще ства вправе в течение трех лет оставлять в своем распоряже нии). Конечно же, будут учтены партнерские интересы, эконо мические связи, то есть пре имущество в приобретении акции предоставим тем, в ком наиболее заинтересован этот флот. Несколько сложней обстоят дела у рыбообрабатывающих предприятий, фабрики орудий лова и некоторых других. После закрытой подписки на акции внутри своего коллектива там пройдет закрытая же подписка среди коллективов - поставщи ков продукции для них или по требителей их продукции. И то не всех, а только тех, у кого в уставном фонде доля государ ственных средств составляет не более 25 процентов. То есть круг юридических лиц ограни чен. И еще одна сложность: на закрытую подписку среди этих юридических лиц у них всего лишь три месяца. К сожалению, почему-то не спешат сменить форму собст венности наши совхозы, следо вательно, они лишаются права приобрести акции, в частности рыбацких флотов. Разве они столь богаты, чтобы покупать акции на аукционах? ♦ # * Приобретая акции, каждый рассчитывает на дивиденды. Хочу напомнить по этому пово ду высказывание главного спе циалиста АО “ Мурманский траловый флот” Юрия Алексан дровича Зинькова: - Дивиденды - от прибыли. А как эту прибыль распреде лить? В первый год вряд ли что останется после огромных за трат на выкуп флота и решение всяческих новых и старых про блем. А потом, куда деть сво бодную прибыль - дело акционеров. Сегодня сказать что-либо определенное насчет буду щего наших флотов-акцио- нерных обществ весьма сложно. Будем верить и на деяться. что смена формы собственности станет для них фундаментом будущего бла гополучия и процветания. Инна БЕРЕЗЮК, экономический обозреватель “РМ”. НЕ РАЗБЕГАТЬСЯ ПО УГЛАМ В сложной экономической обстановке, когда многие пред приятия становятся банкротами, архангельские рыбаки-колхоз- ники пока еще держатся на плаву. В поморских селах на по бережье туго, но выручает флот, базирующийся в Мурманске. Однако настораживает бес предел с ценами. Услуги судо ремонта, нормо-час - 500 рублей, стоимость топлива - 30 рублей за литр. Так что запра вить траулер на рейс соляркой - три миллиона требуется. То есть ситуация складывается до вольно-таки опасная, ведь на рыбу, которую добывают моря ки, не может безгранично рас пространяться рост цен. Наступит период, когда ее про- сто-напросто покупать не будут. В такой обстановке сориен тироваться очень сложно, поэ тому и предусмотреть трудно, что день грядущий нам готовит. Но надо успевать за события ми. По сравнению с предыду щими годами собрания уполно моченных представителей рыболовецких колхозов области проводятся довольно часто. Не давно состоялось одно из них. Жизнь заставляет моряков флота, колхозников на побе режье ежеквартально пере сматривать заработную плату. Конечно, можно было щедрой рукой раздавать деньги, как это делают в других родствен ных организациях. Но раздать можно все. А что дальше: получили и разошлись? Ясно, что “Архрыбколхозобъедине- ние" потому и выглядит на фоне других солидно, что правление рассчитывает на перспективу, имеет какой-то переходной резерв, ведь впе реди еще более тяжелые времена. Собрание нашло возмож ным снова увеличить заработ ную плату всем работникам объединения. Увеличена ком пенсация расходов на питание морякам, судоремонтникам, оп лату проживания в ДМО. Учитывая сложное матери альное положение колхозников, работающих в рыболовецких селах, собрание постановило из резервного фонда единовре менно выплатить каждому по 10 тысяч рублей. Другой очень не простой вопрос - это акциони рование в рамках объединения. Пришлось голову поломать, по спорить, прежде чем пришли к решению: акционирование про вести централизованно, то есть распределить акции на всех моряков, как вольнонаемных, так и колхозников, которые от работали в объединении свыше пяти лет, исходя из пая, усред ненного по колхозам. После экономических расчетов такой пай составил 51 тысячу рублей. Фонды для распределения доходов будут выделяться за счет колхозов пропорционально долевому участию, балансовой стоимости судов. Анализируя свою деятель ность, рыбаки-колхозники еще раз подчеркнули, что на Севере без коллективизации не обой тись, даже до революции помо ры работали артелями. Не разбегаться по углам, сохранить объединение - тогда, они счи тают, и жить можно. Эрнст ЗЕЛЕНИН, наш собкор. г. Архангельск. * Словарь РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ОРДЕР - документ на соверше ние операций с денежными средст вами или материальными ценностями. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - акционерное пред приятие, акции которого свободно обращаются на рынке ценных бумаг по цене, которая соответствует их котировке. ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС - неу- довлетворенный спрос населения в товарах народного потребления, обеспеченный имеющимися у них на руках свободными денежными сред ствами. ОТЧЕТ - официальный доку мент, отражающий расходы пред приятия, движение материальных и финансовых средств, выполнение плана. ОФЕРТ - предложение одного лица другому заключить сделку с указанием всех ее условий. ПАГАМЕНТ - платеж наличны ми деньгами. ПАРИТЕТ - 1) соотношение меж ду валютами разных стран; 2) принцип ранного представительства сторон. ПАТЕНТ - 1) документ, удосто веряющий государственное призна ние технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключи тельное право на это изобретение; распространяется на территорию то го государства, где он выдан; 2) до кумент, свидетельствующий о праве занятия каким-либо промыслом. ПЛАНИРОВАНИЕ - процесс вы работки экономически обоснованной программы действий, учитывающий цель, установление приоритетов, средств и методов их достижения. Завершается составлением плана, который выступает как мотивирован ная модель действий. ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС НАСЕЛЕНИЯ - реальный спрос на товары и услуги, определя емый наличием денежных средств у покупателей. ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА - строгое соблюдение предприятия ми и организациями сроков и оче редности платежей. Платежи в бюджет, не внесенные предприятия ми в установленный срок, взыскива ются финансовыми органами в бесспорном порядке. ПЛЮРАЛИЗМ СОБСТВЕННО СТИ - явление, характеризующее равноправное положение в государ стве всех форм и видов собственно сти на средства производства: государственной, коллективной, со вместных предприятий, граждан. ПОДРЯД - договор, по которому одна сторона обязуется по заказу другой за плату выполнять опреде ленную работу. ПОСЕССИЯ - земельное аренд ное владение. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИ НА - полный набор потребительских (материальных и духовных) благ и услуг, необходимых для удовлетво рения нормальных потребностей среднестатистического человека (метод “потребительской корзины" применяется для исчисления сто имости жизни и степени годовой ин фляции национальной валюты). ПОШЛИНА - денежный сбор, вид особого налога при провозе то варов через границу. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ - характеристика объема и ассорти мента продукции (включая взаимо заменяемые товары), пред назначенной для продажи в данном временном интервале. ПРЕДПРИЯТИЕ - основное зве но хозяйства, являющееся юридиче ским лицом и обладающее производственным, организационно экономическим и финансовым един ством. ПРЕТЕНЗИЯ - требование, жа лоба, иск предприятия. ПРЕФЕРЕНЦИЯ - торговая льгота, предоставляемая по между народному договору в целях усиле ния торговли между странами. ПРИБЫЛЬ - важнейший показа тель деятельности предприятия, ор ганизации, выступающий как цель производства в условиях рыночной экономики. __ ПРИВАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕН НОСТИ - процесс разгосударствле ния собственности на средства производства и передача ее трудо вым коллективам или отдельным лицам на основе выкупа или в арен ду, а также безвозмездно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz