Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.

4 стр. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» 18 декабря 1992 года * Безопасность мореплавания И НИКТО НЕ УЗНАЕТ, ГДЕ МОГИЛКА МОЯ Я люблю бывать в этом ка­ бинете. где стены сверху дони­ зу закрывают карты под стеклом, на котором сбиваются в кучки синие маленькие кораб­ лики. Некоторые “идут" домой, другие “спешат" на промысел. Раньше самые плотные скопле­ ния корабликов были возле Пе­ ру, Чили. Теперь там голубеет пустой океан. Это кабинет оперативного дежурного службы наблюдения за флотом “Севрыбы". Здесь в любую минуту дня и ночи могут сказать, в какой точке Мирового океана находится судно, чем занимается. Не дай Бог что-то случится - соберутся специали­ сты на совет, выйдут на связь и с судном, и со спасателями, да­ дут рекомендации. Так было. А как есть? Ведь нынешний хаос не мог не сказаться и на этой службе. Мой собеседник - старший капитан-наставник службы на­ блюдения за флотом (СНФ) Виктор Иванович ДУБОВИЦ- КИЙ. - Меня очень тревожит отно­ шение руководителей флотов к службам мореплавания: досок- ращали их до того, что уже там практически некому работать. Например, в Мурманском ры- бакколхозсоюзе ликвидировали должность главного капитана, оставили такие должности лишь в колхозах. - Так, может , этого достаточно? - Нет. недостаточно. Глав­ ные капитаны в колхозах вы­ нуждены больше заниматься решением хозяйственных воп­ росов, становясь порой просто толкачами. А в самой “Севры- бе"? Отдел мореплавания с ухо­ дом Павла Васильевича Виноградова по сути прекратил существование. Но ведь этот отдел определял стратегию безопасности мореплавания на бассейне, координировал дея­ тельность аналогичных служб на флотах. Виноградов - умни­ ца, опытнейший капитан, чело­ век с академическим образованием и огромной энер­ гией... - Замены ему нет? - Так кто же возьмет на себя такую огромную ответствен­ ность за столь мизерную зар­ плату! Да и вообще “Севрыба" превратилась в какую-то прося­ щую структуру: дадут флоты деньги - хорошо, нет - и зар­ плату выдавать нечем. - Но есть ваиіа служба. - Пока есть. Но уже и к нам подбираются: “Мурманрыб- пром" собирался сократить свою единицу. Ведь каждый из нас шестерых является “пред­ ставителем" своего флота. Если еще и нас сократят, последст­ вия будут непредсказуемые. А ведь, например, в “ Мурманрыб- проме" считают, что с такой ра­ ботой справится диспетчер. - Неужели и іитаба не будет ? - Штаб пока еще существу­ ет, но уже не тот, что раньше. Вот недавно ППР “ Рембрандт" сел на мель в балтийском про­ ливе. Мы по старой памяти - в “Гипрорыбфлот": рассчитайте, пожалуйста, какие буксиры нужны. А нам отвечают: “ Нет проблем, платите - и рассчита­ ем". Пришлось тралфлотовским корабелам вести расчет на калькуляторе, а не на компью­ тере. А время-то идет, аварий­ ное судно на мели, каждая минута дорога. - Виктор Ивановичу а как непосредственно ваша служба живет? - Хочу напомнить читателям “РМ": служба наблюдения со­ здана в 1980 году, когда погиб­ ли два архангельских судна. То есть задолго до гибели “Адми­ рала Нахимова", что послужило поводом для создания коорди­ национно-спасательного цент­ ра. Что такое СНФ? Это - структура быстрого реагирова­ ния. Вот. например, сегодня де ­ журный Борис Петрович Оле- нев. Что-то случится - он или любой другой из нас за 3-5 ми­ нут выдаст, где это судно, кто находится к нему ближе всех, через какое время сможет по­ дойти, какими средствами спа­ сания располагает,, к кому следует обратиться здесь, на берегу, и т.д. Мы - на стыке, на связи и с Северным флотом, и с морским пароходством, и с Севастополем, и с иностранны­ ми службами. Как мы живем? Вы знаете, что такое НАВИПы? Это ежеме­ сячные бюллетени обо всех из­ менениях на планете, касающихся мореплавателей. И вот в мае нынешнего года фло­ ты отказались платить за эту ин­ формацию. - Наверное , дорого? - Аж пять тысяч! Где-то по­ гас маяк, где-то появилась опасность на пути следования судна... - Так что же теперь, иди и тони? - Пока заимствуем НАВИПы у судов пароходства. Но нельзя же на чужом горбу в рай ехать. А вот еще ярче пример: отказа­ лись платить за прогноз пого­ ды. И диспетчеры звонят нам. - А у вас откуда? - Нам пока дают прогнозы, то ли по старой дружбе, то ли из жалости. По блату, короче. Сегодня вот ожидается усиле­ ние ветра, а столько судов на рейде! Далее. Был пожарный катер. Тьфу-тьфу, пожаров нет. А ес­ ли? На рейд пожарная машина не приедет. Раньше на содер­ жание катера флоты “ сбрасыва­ лись" и отдавали деньги “Севрыбхолодфлоту" - катер у него на балансе. Так теперь, ко­ ли перечислять деньги отказа­ лись, хозяин разукомплектовал его и использует как обычный катер. Та же ситуация со спаса­ тельными буксирами. Случись авария - будут суда таскать друг друга на ваерах. А спасательные буксиры как волки рыщут по планете в поисках “шабашки": кого куда отвести. “Стерегущий" - в Сингапуре, “Атрия" - в Аме­ рике, "Стахановец" после “ша­ башки" стоит в Новороссийске и ждет, кто позовет. Более того, не секрет, что дисциплина нынче упала. Мы хоть следим, где судно, как там оно. Попробуй не выйди на связь с нами - тут же бросимся на поиски. Не будет нас, неде­ лями никто не узнает, жив ли траулер вместе с командой. Аварии, другие ЧП - кто сей­ час о них знает, кроме родного флота? Кто учится на анализе чужих ошибок? Сегодня никто этим не занимается. Все денеж­ ки экономят. Виктор Иванович , стало быть, реформьіу ес­ ли так можно назвать то, что сегодня происходит на бассейне, приводят флоты к смертельно опас­ ной черте? - Страшно. Уверен, ликвиди­ руют нашу службу, эту уникаль­ ную структуру, и будут с завистью кивать на заграницу. Как это было после землетрясе­ ния в Армении: вот, мол, как “у них" спасательные службы дей­ ствуют, все заранее готово - па­ латки, питание, орудия, собаки. На самолет сели и - в районе ЧП. У нас такая же служба, толь­ ко цель ее - чтобы никогда не случилось ЧП. И ни на каком компьютере не сосчитать, какие потери бу­ дут на флотах, если не будет нас. Я говорю о человеческих жизнях... Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. * Разговор с читателем БЫТЬ СВОБОДНЫМ НЕПРОСТО Наш постоянный автор А. И. Артюгин, прочитав ною статью “ Горечь сладкой свободы" ( “ РМ", 1992, № 48), написал в редакцию большое письмо. Цити­ руем." ...Не согласен с автором. Рыбаки, хлебнув­ шие сладость и горечь свободы, не захотят обратно & колхоз (Минрыбхоз). Автор иронизирует насчет с у ­ веренных причалов. А почему им не быть? Суверен­ ному судну - суверенный причал, чем плохо? У рыбаков будет выбор, у докеров - конкуренция. По- моему, каждое судно должно быть на “ вольных хле­ бах". ...В принципе, главным звеном флотов должны быть советы капитанов. Только они должны управ­ лять производством: какие отделы флота оставить, а какие сократить... ...Когда люди четко будут знать, за что они ра­ ботают, обретут свой голос в распределении прибы­ ли, только тогда выйдет что-то путное. ...А если коллектив судна захочет его выкупить? ... А если захочет сам продать рыбу “ за бугор"?.. ...МП нужно не объединение с другим таким же і ищим , а госкрыша. Почему умный фермер не рвет связи с совхозом?.. ...На страницах “ Рыбного Мурмана" должно про­ звучать веское слово рядовых рыбаков. Какая им нужна форма собственности? Сколько им нужно са­ мостоятельности? Какие управленческие звенья они желают “ кормить"?" у Уважаемый А. И. Артюгин! Хочу поговорить с вами. Представьте, что вы - капитан “ суверенного" судна и идете в порт на вы­ грузку. Начальник “ суверенного" причала заявляет: “ Будем выгружать только за доллары". А у вас их нет или очень мало. Начальник другого “ суверенно­ го" причала готов выгружать ваше судно за рубли, но там очередь, придется ждать пару недель. Как вам быть? Хотите т а к о г о суверенитета? Далее. “ Вольные хлеба" для каждого судна. Вы, наверное, уже знаете, что из-за этой самой свободы торговли для каждого судна цены на рыбу, например в Норвегии, сбиты почти вдвое. И это случилось, когда свободу имели единицы капитанов. А если их будет сотни? Как вы будете на вырученные неболь­ шие деньги покупать такое дорогое топливо? Сколь­ ко долларов получит ваш матрос? Допустим, вы все-таки где-то нашли “хорошего" покупателя и работаете с ним. А что будут кушать ваши родные в Мурманске, например ребятишки в детском саду? Ведь вам невыгодно везти рыбу в родной порт. Возможна ли свобода без ответственности? Советы капитанов. Допустим, они оставят какие- то отделы флота, какие-то сократят. А как вы это се ­ бе представляете? Отдел мореплавания нужен? Один скажет "да", другой “ нет". Проголосовали. Ре­ шили убрать. И вдруг - авария. Кто будет спасать пароход? Кто соберет корабельных инженеров, что­ бы рассчитать, какие нужны насосы, какие близко работают суда, насколько они мощные, чтобы сдер ­ нуть, например, с мели? Распределение прибыли. Вы же прекрасно зна­ ете, что без нее, без прибыли, флот прекратит су ­ ществование. Потому что за топливо платить надо, ремонтировать суда надо, отчисления в бюджет то­ же необходимы, а уж делить придется то, что оста­ нется. Что касается умного фермера, мне трудно су ­ дить, поскольку сельского хозяйства не знаю, никог­ да в деревне не жила. Вероятно, все обстоит так, как пишете вы. Но сравнивать фермера с малым предприятием рыбной отрасли невозможно - слиш­ ком разные у них возможности и потребности. А теперь - о мнении рядовых моряков. Вопросы хорошие. Только вот определить наилучшую для не­ го форму собственности рядовому моряку непросто, поскольку есть законы, регламентирующие, кому что можно. Тем более - о самостоятельности. Вы же знаете, как сложно нынче выкупить судно. Да и, купив его, надо, как минимум, иметь квоту на вылов, лицензию на продажу рыбы и т.д. И коль с ко ­ ро флоты стали акционерными обществами, именно акционеры будут решать, кого “ кормить", кого сокра­ тить. А ведь акционеры-то - рядовые моряки, их большинство. С искренним уважением - Инна БЕРЕЗЮК, экономический обозреватель “РМ”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz