Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.
4 стр. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО «РЫБНЫЙ МУРМАН» 18 декабря 1992 года * Безопасность мореплавания И НИКТО НЕ УЗНАЕТ, ГДЕ МОГИЛКА МОЯ Я люблю бывать в этом ка бинете. где стены сверху дони зу закрывают карты под стеклом, на котором сбиваются в кучки синие маленькие кораб лики. Некоторые “идут" домой, другие “спешат" на промысел. Раньше самые плотные скопле ния корабликов были возле Пе ру, Чили. Теперь там голубеет пустой океан. Это кабинет оперативного дежурного службы наблюдения за флотом “Севрыбы". Здесь в любую минуту дня и ночи могут сказать, в какой точке Мирового океана находится судно, чем занимается. Не дай Бог что-то случится - соберутся специали сты на совет, выйдут на связь и с судном, и со спасателями, да дут рекомендации. Так было. А как есть? Ведь нынешний хаос не мог не сказаться и на этой службе. Мой собеседник - старший капитан-наставник службы на блюдения за флотом (СНФ) Виктор Иванович ДУБОВИЦ- КИЙ. - Меня очень тревожит отно шение руководителей флотов к службам мореплавания: досок- ращали их до того, что уже там практически некому работать. Например, в Мурманском ры- бакколхозсоюзе ликвидировали должность главного капитана, оставили такие должности лишь в колхозах. - Так, может , этого достаточно? - Нет. недостаточно. Глав ные капитаны в колхозах вы нуждены больше заниматься решением хозяйственных воп росов, становясь порой просто толкачами. А в самой “Севры- бе"? Отдел мореплавания с ухо дом Павла Васильевича Виноградова по сути прекратил существование. Но ведь этот отдел определял стратегию безопасности мореплавания на бассейне, координировал дея тельность аналогичных служб на флотах. Виноградов - умни ца, опытнейший капитан, чело век с академическим образованием и огромной энер гией... - Замены ему нет? - Так кто же возьмет на себя такую огромную ответствен ность за столь мизерную зар плату! Да и вообще “Севрыба" превратилась в какую-то прося щую структуру: дадут флоты деньги - хорошо, нет - и зар плату выдавать нечем. - Но есть ваиіа служба. - Пока есть. Но уже и к нам подбираются: “Мурманрыб- пром" собирался сократить свою единицу. Ведь каждый из нас шестерых является “пред ставителем" своего флота. Если еще и нас сократят, последст вия будут непредсказуемые. А ведь, например, в “ Мурманрыб- проме" считают, что с такой ра ботой справится диспетчер. - Неужели и іитаба не будет ? - Штаб пока еще существу ет, но уже не тот, что раньше. Вот недавно ППР “ Рембрандт" сел на мель в балтийском про ливе. Мы по старой памяти - в “Гипрорыбфлот": рассчитайте, пожалуйста, какие буксиры нужны. А нам отвечают: “ Нет проблем, платите - и рассчита ем". Пришлось тралфлотовским корабелам вести расчет на калькуляторе, а не на компью тере. А время-то идет, аварий ное судно на мели, каждая минута дорога. - Виктор Ивановичу а как непосредственно ваша служба живет? - Хочу напомнить читателям “РМ": служба наблюдения со здана в 1980 году, когда погиб ли два архангельских судна. То есть задолго до гибели “Адми рала Нахимова", что послужило поводом для создания коорди национно-спасательного цент ра. Что такое СНФ? Это - структура быстрого реагирова ния. Вот. например, сегодня де журный Борис Петрович Оле- нев. Что-то случится - он или любой другой из нас за 3-5 ми нут выдаст, где это судно, кто находится к нему ближе всех, через какое время сможет по дойти, какими средствами спа сания располагает,, к кому следует обратиться здесь, на берегу, и т.д. Мы - на стыке, на связи и с Северным флотом, и с морским пароходством, и с Севастополем, и с иностранны ми службами. Как мы живем? Вы знаете, что такое НАВИПы? Это ежеме сячные бюллетени обо всех из менениях на планете, касающихся мореплавателей. И вот в мае нынешнего года фло ты отказались платить за эту ин формацию. - Наверное , дорого? - Аж пять тысяч! Где-то по гас маяк, где-то появилась опасность на пути следования судна... - Так что же теперь, иди и тони? - Пока заимствуем НАВИПы у судов пароходства. Но нельзя же на чужом горбу в рай ехать. А вот еще ярче пример: отказа лись платить за прогноз пого ды. И диспетчеры звонят нам. - А у вас откуда? - Нам пока дают прогнозы, то ли по старой дружбе, то ли из жалости. По блату, короче. Сегодня вот ожидается усиле ние ветра, а столько судов на рейде! Далее. Был пожарный катер. Тьфу-тьфу, пожаров нет. А ес ли? На рейд пожарная машина не приедет. Раньше на содер жание катера флоты “ сбрасыва лись" и отдавали деньги “Севрыбхолодфлоту" - катер у него на балансе. Так теперь, ко ли перечислять деньги отказа лись, хозяин разукомплектовал его и использует как обычный катер. Та же ситуация со спаса тельными буксирами. Случись авария - будут суда таскать друг друга на ваерах. А спасательные буксиры как волки рыщут по планете в поисках “шабашки": кого куда отвести. “Стерегущий" - в Сингапуре, “Атрия" - в Аме рике, "Стахановец" после “ша башки" стоит в Новороссийске и ждет, кто позовет. Более того, не секрет, что дисциплина нынче упала. Мы хоть следим, где судно, как там оно. Попробуй не выйди на связь с нами - тут же бросимся на поиски. Не будет нас, неде лями никто не узнает, жив ли траулер вместе с командой. Аварии, другие ЧП - кто сей час о них знает, кроме родного флота? Кто учится на анализе чужих ошибок? Сегодня никто этим не занимается. Все денеж ки экономят. Виктор Иванович , стало быть, реформьіу ес ли так можно назвать то, что сегодня происходит на бассейне, приводят флоты к смертельно опас ной черте? - Страшно. Уверен, ликвиди руют нашу службу, эту уникаль ную структуру, и будут с завистью кивать на заграницу. Как это было после землетрясе ния в Армении: вот, мол, как “у них" спасательные службы дей ствуют, все заранее готово - па латки, питание, орудия, собаки. На самолет сели и - в районе ЧП. У нас такая же служба, толь ко цель ее - чтобы никогда не случилось ЧП. И ни на каком компьютере не сосчитать, какие потери бу дут на флотах, если не будет нас. Я говорю о человеческих жизнях... Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. * Разговор с читателем БЫТЬ СВОБОДНЫМ НЕПРОСТО Наш постоянный автор А. И. Артюгин, прочитав ною статью “ Горечь сладкой свободы" ( “ РМ", 1992, № 48), написал в редакцию большое письмо. Цити руем." ...Не согласен с автором. Рыбаки, хлебнув шие сладость и горечь свободы, не захотят обратно & колхоз (Минрыбхоз). Автор иронизирует насчет с у веренных причалов. А почему им не быть? Суверен ному судну - суверенный причал, чем плохо? У рыбаков будет выбор, у докеров - конкуренция. По- моему, каждое судно должно быть на “ вольных хле бах". ...В принципе, главным звеном флотов должны быть советы капитанов. Только они должны управ лять производством: какие отделы флота оставить, а какие сократить... ...Когда люди четко будут знать, за что они ра ботают, обретут свой голос в распределении прибы ли, только тогда выйдет что-то путное. ...А если коллектив судна захочет его выкупить? ... А если захочет сам продать рыбу “ за бугор"?.. ...МП нужно не объединение с другим таким же і ищим , а госкрыша. Почему умный фермер не рвет связи с совхозом?.. ...На страницах “ Рыбного Мурмана" должно про звучать веское слово рядовых рыбаков. Какая им нужна форма собственности? Сколько им нужно са мостоятельности? Какие управленческие звенья они желают “ кормить"?" у Уважаемый А. И. Артюгин! Хочу поговорить с вами. Представьте, что вы - капитан “ суверенного" судна и идете в порт на вы грузку. Начальник “ суверенного" причала заявляет: “ Будем выгружать только за доллары". А у вас их нет или очень мало. Начальник другого “ суверенно го" причала готов выгружать ваше судно за рубли, но там очередь, придется ждать пару недель. Как вам быть? Хотите т а к о г о суверенитета? Далее. “ Вольные хлеба" для каждого судна. Вы, наверное, уже знаете, что из-за этой самой свободы торговли для каждого судна цены на рыбу, например в Норвегии, сбиты почти вдвое. И это случилось, когда свободу имели единицы капитанов. А если их будет сотни? Как вы будете на вырученные неболь шие деньги покупать такое дорогое топливо? Сколь ко долларов получит ваш матрос? Допустим, вы все-таки где-то нашли “хорошего" покупателя и работаете с ним. А что будут кушать ваши родные в Мурманске, например ребятишки в детском саду? Ведь вам невыгодно везти рыбу в родной порт. Возможна ли свобода без ответственности? Советы капитанов. Допустим, они оставят какие- то отделы флота, какие-то сократят. А как вы это се бе представляете? Отдел мореплавания нужен? Один скажет "да", другой “ нет". Проголосовали. Ре шили убрать. И вдруг - авария. Кто будет спасать пароход? Кто соберет корабельных инженеров, что бы рассчитать, какие нужны насосы, какие близко работают суда, насколько они мощные, чтобы сдер нуть, например, с мели? Распределение прибыли. Вы же прекрасно зна ете, что без нее, без прибыли, флот прекратит су ществование. Потому что за топливо платить надо, ремонтировать суда надо, отчисления в бюджет то же необходимы, а уж делить придется то, что оста нется. Что касается умного фермера, мне трудно су дить, поскольку сельского хозяйства не знаю, никог да в деревне не жила. Вероятно, все обстоит так, как пишете вы. Но сравнивать фермера с малым предприятием рыбной отрасли невозможно - слиш ком разные у них возможности и потребности. А теперь - о мнении рядовых моряков. Вопросы хорошие. Только вот определить наилучшую для не го форму собственности рядовому моряку непросто, поскольку есть законы, регламентирующие, кому что можно. Тем более - о самостоятельности. Вы же знаете, как сложно нынче выкупить судно. Да и, купив его, надо, как минимум, иметь квоту на вылов, лицензию на продажу рыбы и т.д. И коль с ко ро флоты стали акционерными обществами, именно акционеры будут решать, кого “ кормить", кого сокра тить. А ведь акционеры-то - рядовые моряки, их большинство. С искренним уважением - Инна БЕРЕЗЮК, экономический обозреватель “РМ”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz