Рыбный Мурман. 1992 г. Декабрь.
14 стр. ЗЕЛЁНАЯ ЛАМПА «РЫБНЫЙ МУРМАН» 11 декабря 1992 года В. ЛУГИНЕЦ, моторист тралового флота МОСКААЕВСКИЕ КУРГАНЫ (отрывок из романа) Р азбежались, рассыпались, раскатились по оврагам и косогорам до самой воды, до Кубани, хаты и курени старого рыбацкого Темрюка. Буйные вет ры гоняли песок да суглинок, наметывая и перемещая старые казачьи могилы - насыпанные курганы. Многие из них уже сровнялись с землей, и только два москалевских кургана поныне напоминают о таврических битвах. Разные ходят о них легенды. Старики говорят, что в двух этих курганах по хоронены два брата, два русских князя. Были братья близнецами. Хоронили их пышно: золото и дорогая конская упряжь, доспехи и парчовые наряды - все по обряду, по достоинству, по традиции. Будто связаны руки братьев одной крепкой цепью, чтобы никто не смог их разлучить даже после смерти. В начале этого века и совсем недавно пытались кладоискатели копать кур ганы, да от страха сбежали. Говорили, что ровно в полночь звенят цепи, стоны и гул идут из-под земли: жалуются братья московские, что поминок по ним никто не справляет, за упокой души не служат. Да как же служить, когда казаки ны нешние их имен не помнят. Поросли курганы кураем, ковылем да горькой полынью, кустарник корнями крепко держит землю уже почти два века в своих объятьях, и стоят памятники- курганы, возвращая мою память в далекие времена, в боевое и трудное прошлое моих предков, защитников южных границ православной России. Крепок был своим родом казачий курень. Повезло и деду моему Грицаю. Одиннадцать сыновей и две дочери. Сыновья - будущие кормильцы и помощ ники, а девки - так, для украшения рода. Все красивые, сильные и бесшабаш но-веселые. Удаль и озорство играли в иссиня-серых молдаванских глазах, монгольские скулы покрывал яркий румянец: трудолюбие, терпение и любовь к песне перешли по украинской ветке; чопорность и гордость - от бабки-польки; беспредельная сила и казачья удаль - от русского деда Снисарцова. Дед Грицай имел при дворе небольшой надел земли, кое-какую домашнюю живность, а основным пропитанием была рыба - круглый год и во всех ее видах. А какая была раньше рыба! Сейчас одни названия остались: селявка, рыбец, барабулька, игла, тюлька и хамса, осетры, севрюга, белуга - перечню этому конца не видно. Был случай, когда застрелили из ружья спящую белугу в четырнадцать пудов весом! Теперь икру только черной называют, а ведь она не только паюс ная. но и зернистая, и свежепробойная - тузлучная.Детворе с лиманов и Кубани привозили раков и колючие водяные орехи, по вкусу напоминающие каштаны. Их пекли и варили. Рыбу ловили в Кубани не круглый год, а только в те месяцы, где в слове есть буква “р" - сентябрь, октябрь и т.д. Время с мая по август считалось за претным для промысла. Летом мелели лиманы, зацветала ряской пресная вода, зарастали протоки камышом, чаконом, рогозой. Рыба в этот период болела и есть ее было нельзя. Смелая моя мать с 14 лет ходила в море под парусом одна выметывать сети, а на утренней заре дед с дядьями выбирали улов - трясли сети. Затем сети чинили, купоросили, чтобы нити не гнили, в теплое время сушили на вешалах, растягивая по двору, а зимой крепили к потолку в центре большой хаты керо синовую десятилинейную лампу, развешивали сети - вот когда был праздник для души. Пели. Многоголосый хор грицаевских мужиков славился. Как в жизни, так и в песне дед был и хормейстером, и дирижером. На ярмарках меняли рыбу на керосин, соль, муку. Часто, распродав, покупали яловые и хромовые сапоги, ситцы, нитки для сетей, горшки, чугуны и самовары. Многое же умели делать и сами. К верху дном, как лодку, перевернула революция весь дедов дом. В раз ных армиях за разную веру воевали и гибли его сыновья: за белых, за красных, за зеленых. Великий блуд спустился на землю. Революция взяла свое: похоронили, оплакали, поклонились всем погибшим и умершим от ран. Тяжело было деду Грицаю оставаться в Темрюке, и решили попытать счастья на новых промыслах. Коллективизация подхлестнула события - и поехали со всем скарбом на своих подводах темрючане из Новой Сечи к Каспийскому морю. Сухим жаром и разноязыким гомоном, пестрыми одеждами, толпами нищих встретила Ленкорань рыбаков. Работу дали на выбор: хочешь - принимай с бар касов рыбу на берегу, а нет - так лови на острове Сара. Дед собрал свои пожитки и подался на остров. Начальником промысла был Абрам Ханин, он и до рево люции был здесь хозяином. Веселый, умный и нежадный еврей. Говорят, что министр Ишков водил с ним дружбу. Глинобитные бараки, крытые камышом, несколько соляных амбаров, торговая лавка, на ракушечном берегу полуразрушившиеся баркасы и лодки, наполовину осевшие в воде, - вот и все богатство острова Сара. Песок и ракушечник, а по ним редко-редко верблюжья колючка, сиреневые цветы - бессмертники. Сусли ки, ящерицы, черепахи да тучи комаров и москитов. Новая жизнь и обнадеживала, и пугала. Только Абрам Ханин не унывал. Всех переписал, расселил по баракам на ночлег, а утром стал выдавать снасти, инс трумент, продуктовые талоны в лавку и товары. Денег на острове не платили. Только через промысловый год в главной конторе Ленкорани рассчитывали ры баков, удерживая за котловой харч, одежду, снасти, а что осталось, то твое. Не привыкли вольные казаки к такой кабале, но делать было нечего - надо терпеть - авось наладится. Питались от прилова да привезенных запасов. В лавку продуктов не посту пало. Ханина одно время на острове не было, уехал в Махачкалу на совещание. Связи с берегом тоже не было. Казалось, что, как каторжан, завезли казаков на остров и бросили. Некоторые семьи стали недоедать. Ревели дети, ругались бабы, нервничали мужики. Дед Грицай прокуренными, потрескавшимися от рассола пальцами, тяжело вздыхая, достал из кисета помятую бумагу - талон - и по складам прочитал: “ рей - ту - зы", потом хмыкнул, сам себе улыбнулся в надежде, что если есть талон, то в лавке кое-что дадут, и сказал жене: “Стара, иди в лавку, получи ци рытузы, та зваримо из них чи суп, чи борщ". Смехом встретила наказ деда вся грицаевская семья, сконфузился, когда уз нал, что рейтузы - это не съестное. В те времена не было такого в женской одежде простонародья. Вихрем ворвался на остров Ханин и тут же провел собрание со своими рыба ками, объяснив, что с завтрашнего дня надо начинать социалистическое сорев нование. Слово было трудным и каким-то угрожающим, у каждого ассоциировалось с революцией, кровью и голодом. Рыбаки стояли молча, искоса поглядывая друг на друга; мяли в руках картузы, не понимали смысла меропри ятия, но отказываться не решались. Тихим вечером далеко слышны были грустные голоса волжан: Стой, ямщик, жара несносная, дальше ехать не могу, А пора-то сенокосная, вся деревня на лугу. Сочный альт с надрывом запевал первые две строки, а за ним подхватывал песню мощный хор, да так, что сердце содрогалось. Последний куплет пели тише, тише, и казалось, что песня, как заходящее солнце, канула в море, и только ветер разносил печаль по побережью. О своей распроклятой доле пели женщины песни-плачи. Одна из них запевала: Як выйду на гору, Тай крикну до дому: - Вари, маты, вечеряты, Тай на мою долю. Вторая ей отвечала: - Я вже наварила, Не богато, трошки, А для тебэ, доню моя, Нэма чашки-ложки, Иды, дитятко, туды, Дэ лито робыла - и голодная наймычка. по той песне, шла к хозяину батрачить. С емейные артели переросли в бригады. Снасти - казенные, рыба - госу дарственная, следовательно, в новой жизни и казаки - казенные люди. Принудили их объединиться в рыболовецкие колхозы, существующие и поныне. Социалистическое соревнование продолжалось. Думали казаки: и так выжи вем. дал бы бог силы да терпения. Оставшиеся в живых сыновья деда Грицая переженились, пошли внуки, но радости не было, как не было своей земли. Собрал дед свой род - судили-рядили и решили: ехать на Кубань, в Темрюк. Пошли к Ханину за расчетом. Жалко было Абраму расставаться с трудолюбивыми Грицаями. Да тянуло казаков на родину, в свои курени и хаты, звала земля. И чтобы сбить с толку деда. Ханин расписывал ему перспективу развития ос тровного хозяйства: “ Вот приехали уже на остров топографы с теодолитами и ни велирами: будут строить рыбзавод. причалы, дома". Поисковые партии нефтяников бурили пробные скважины, но ни газа, ни нефти на острове Сара не нашли, рыбзавод не построили - голодный, обнищавший люд разъезжался по домам. Жизнь на острове замирала. Отпустил семейные поводья старый Грицай - силы уже не осталось, да и вре мена изменились. Закрутили житейские вихри ранее скромную молодежь. На ликбез стали ез дить в Ленкорань, остригли косы, надели пролетарские красные косынки и синие блузы. Синеблузницы выступали с концертами: глупо пели сатирические куплеты и припевки. Захлестнула, спеленала крутой волной новая жизнь молодое поколе ние и понесла с хамьем, хламьем и человеческим отребьем, разметала по горо дам, где вечерами гремели оркестры, броско светились окна ресторанов и магазинов. Лихие молодчики ловили чистое провинциальное счастье, рыбацкие дочки без родительского благословенья выходили замуж. В самый канун отъезда грицаевского рода с острова Сара привела моя мать в свой барак статного, интеллигентного, кудрявого блондина и объявила, что вы ходит замуж. Старики опешили. Дочь не узнали: черные косы связаны узлом на затылке, шевиотовый темно-синий костюм, под ним шелком шитая маркизетовая блузка, чулочки фельдиперсовые и французские туфельки на перепонках. Такой красавицей мою мать не видели даже родители: матушка до той поры ходила в платье из мешковины, а в дождливую погоду покрывалась рядном из старого паруса. Оробела родня и воспрянула - в хорошие руки дочь попала. Как весенняя зорька, засветилась надежда на лучшую жизнь. Молодой человек был инженером-нефтяником, тридцати лет, в то время как матери моей исполнилось восемнадцать. Происходил он из старинного русско- польского княжеского рода. Звали господина Георгием Маковецким. Он стал мо им отцом. Стонут. Поют. Плачут над казачьими могилами и москалевскими курганами летние суховеи да зимние вьюги, вплетая в свой печальный реквием и мой голос: “Я-а-а всех вас по-оо-мню!".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz