Рыбный Мурман. 1992 г. Август.

прогореть, норвежское правительство страхует вклады своих бизнесменов. “ Мы - маленькая страна, - заявил г-н іѵіальсунд, - и не можем вас полностью финансировать, но можем содейство­ вать” . И добавил, как бы извиняясь (до­ словный перевод): “ Для вложения денег в Россию нужен необычайно высокий риск” . Вроде бы все ясно как божий день. Отнюдь, господа. Разработав подобного рода условия (или предложения), сто­ ртинг (парламент) поручил правительст­ ву создать механизм передачи кредита (о чем и спрашивал Г. Тишков). Однако пра­ вительство... ушло в отпуск. Когда-то оно запустит свою бюрократическую машину - еще вопрос, да и будет ли оно осенью в первую очередь заниматься русскими - сомневаюсь, ибо своих проблем хватает. И потом, норвежское правительство тоже не лыком шито. При выделении средств оно требует от российской стороны га­ рантий Внешэкономбанка, Госбанка, ко ­ торые пока очень неохотно идут на риск. А может, надо рассмотреть иные фор­ мы финансирования, размышлял вслух один из норвежских банкиров. Статс-сек­ ретарь поддержал эту мысль. В конце коіщов, когда столько препонов, не пора ли строить фундамент отношений на ос-* нове взаимного, если хотите, джентль­ менского доверия? Именно так работают западные бизнесмены. Именно так дейст­ вует норвежская фирма “ Кимек” на севе- ро-западном рынке России. Впрочем, прежде чем перейти к “ Киме- ку ” позволю себе высказать сомнение, на­ веянное встречами, некоторыми фактами: а все ли в Норвегии хотят сотрудничать с нами? Раньше мы по-совковски считали: русский - это освободитель, это - знамено­ сец мира, надежда всего человечества, ко­ роче, всеобщий любимец. Далеко не так это было, далеко не так сейчас, хотя чисто по- русски мы открыли свою душу нараспашку, а в такую душу зачастую и плюют... Русских бизнесменов, прибывших на теплоходе “ Канин” на выставку-семинар, встретили несметное количество погра­ ничников, таможенников и... свора собак. Блюстители порядка оградили место для прохода и нахождения русских площадью не более 10 кв. м, потребовали выходить только по 5 человек, запустили лохматых псов на судно, открыли стоящую на пя­ тачке деревянную будку, и полицейские без зазрения совести догола раздевали как бизнесменов, так и простых матросов, как мужчин, так и женщин, ощупывая (простите) их срамные места. На проте­ сты - ноль внимания. Только тогда, когда мы отказались покидать судно и сходить на берег, когда дело запахло скандалом, полицейские смилостивились, прошли на судно и чисто формально, но все-таки произвели обыск каждого. И только через пару дней они сняли свой позорный для нас полицейский пост, разрешили членам экипажа свободное передвижение по го­ роду. Многие из нас объездили чуть ли не весь белый свет, но такого откровенного хамства и унижения никогда не испыты­ вали. Как все это расценить? По-моему, как провокацию, как стремление посеять вражду, недоверие друг к другу. И еще. Ни полицейский, ни таможенник тут ни при чем. Зри в корень. Ребята выполняли команду. Сверху. 4. ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОН ЗНАЕТ, - ПРОРОК, УЧИСЬ У НЕГО. Пять лет назад, создав в Киркенесе фирму “ Кимек” , дочернее предприятие фирмы “ Квярнер” , Кооре Сторвик был одним из десятков, если не сотен норвеж­ ских бизнесменов, которые тщетно рва­ лись на русский рынок. Он же сумел найти (в отличие от других) самое слабое звено в экономике рыбной промышленности - судоремонт. Резко подскочили заказы со стороны русских, а с ними и доходы “ К и - мека” , который одним махом (численно­ стью в 115 человек!) обставил многотысячные мурманские судоремонт­ ные предприятия. “ Кимек” выиграл за счет умения и качества, цен и быстрых сроков. “ Важное окно на Восток” - так называ­ ет “ Кимек” норвежская печать, которая эдак дипломатично на выставке, но с большим смыслом заявила, что фирма со­ трудничает с русскими предприятиями, которые больше ее в 1000 раз. Вот и пони­ май тут как хочешь... Я бы еще добавил - и богаче в сотни тысяч раз. А уж во сколь­ ко раз разворотливее, пусть читатель су­ дит вот по таким цифрам: “ Кимек” намечает переоборудовать 108 наших ры­ боловных судов длиной от 40 до 60 метров на сумму до 1млрд. норвежских крон. Не­ ужели такая работа была бы не под силу мурманским судоремонтникам? Не пове­ рю. Впрочем, им жить или... Напомню, “ Кимек” является дочерним предприятием фирмы “ Квярнер” , где ра­ ботают 19 тысяч человек, годовой оборот - 19 млрд. норвежских крон, или 3,5 млрд. долларов. Это - одна из самых крупных фирм Норвегии, основная деятельность которой вне собственной страны. Судо­ строение, переработка нефти, газа, дере­ ва, рыбы, всего того, чем богата матушка Земля, - вот чем она занимается. Так объ­ яснял заместитель директора концерна Эрик Стремсе. И показывал на карте мира свои филиалы. Нет их только в Антаркти­ де, Арктике и... России. Впрочем, “ Кимек” (а значит, и “ Квяр­ нер” ) создал себе блестящую рекламу в Мурманске, реконструировав по последне­ му' шику теплоход “ Канин” Мурманского морского пароходства Два месяца вначаде мурманчане приводили его в порядок, а уж затем ударники капиталистического труда фирмы “ Кимек” довели его до уровня миро­ вого класса Полтора миллиона долларов ушло на реставрацию 20-летнего теплохода, но уже сейчас его буквально рвут на части, предла­ гая шикарно-ватютные рейсы. Кстати, только за 10-дневный рейс Мурманск - Трондхейм пароходство предварительно будет иметь 17,5 тысячи долларов. Именно “ Кимек” полностью уплатил за этот рейс, взяв на полный пансион более 30 россий­ ских бизнесменов, для которых эта поездка была архиважной. Хороший пример благо­ творительности, которая (будьте уверены) окупится не одной тысячей долларов. ... Поговорив с десятками людей, по­ смотрев сотни экспонатов, я настойчиво искал ответ у представителей фирм “ Му- стад” , “ Фуруно ” , “ Эсско” , многих, многих других: в чем же истоки их благополучия? Пытался углядеть ту потогонную систему, которая, как нас учили, и создает матери­ альные блага лишь некоторым и далеко не всем. Пожалуй, ответ нашел на фирме “ Аутроника” , где нет пузатых акул капи­ тализма, где чистенький, ухоженный про­ летариат, не суетясь, обслуживает, а точнее, просто наблюдает за современ­ нейшей техникой. Ни тебе замасленных роб, ни с будуна осоловелых рож... Что на самом предприятии, что на выставке - од­ на и та же добротная продукция. Без ду­ раков. Очень уж захотелось жить с ними в одной стране, пусть даже в Республике под названием Морошка, и гордиться Мурманском, как они Трондхеймом, Кир - кенесом. А пока же, возвращаясь после всего увиденного, обидно и больно за Рос­ сию, Север... Сердце болит... Мурманск - Трондхейм . Август 1992 г. НОРВЕЖСКИЕ НОВОСТИ По материалам газет “Сёр-Варангер Авис” и “Фискарен” КОНСУЛЬСТВУ В МУРМАНСКЕ БЫТЬ! Интерес к российскому рынку на За­ паде очень велик, особенно у наших ближайших соседей - норвежцев. В настоящее время МИД Норвегии получил и рассматривает ряд проектов, поступивших от различных организаций и предприятий, желающих сделать став­ ку на торговлю с Россией. В правительстве Норвегии разраба­ тывается программа развития взаимоот­ ношений между Норвегией и странами Восточной Европы. При МИДе создано специальное подразделение, которое должно предложить конкретные ме­ роприятия для использования финансов и средств, специально выделенных для реализации этой программы. Все работы планируется закончить к концу III кварта­ ла. Это касается также открытия нового посольства в Киеве, генеральных кон­ сульств и представительств Экспортно­ го совета Норвегии в Санкт-Петербурге и Мурманске. 100 н о в ы х СУДОВ ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА Норвежская фирма "Кимек" и судо­ верфь Северодвинска приступают к строительству 100 судов прибрежного лова. Программа строительства рассчи­ тана на ближайшие 4-5 лет. Эти рыбо­ ловные суда небольшие. 40 - 60 метров, 2-3 модификаций. Северодвинская судоверфь, специа­ лизирующаяся на строительстве атомных подводных лодок, будет проводить кор­ пусные работы, а норвежцы берутся за установку современного судового обору­ дования и внутреннюю отделку судов. Фирма “ Кимек" обладает богатым опытом совместной работы с российски­ ми предприятиями, а кроме того, через нее проходит добрая четверть всего то­ варооборота с Северо-Западом России, и “ Кимек" по сути является координато­ ром торговли с нашим регионом РОССИЯ И НОРВЕГИЯ ДЕЛЯТ РЫБНЫЕ КВОТЫ 13, 14 и 17 июля в Осло проходили переговоры по распределению квот на вылов рыбы между Норвегией и Рос­ сией. В результате было определено, что российская и норвежская стороны получают по 25500тонн арктическойтре- ски, 5000 тонн выделено для других стран. На 8000 тонн, которые также будут поровну делиться между двумя сторона­ ми, увеличена квота на вылов пикши Партнеры определили также количе­ ство мойвы на осенний вылов в 265000 тонн, из которых 159000 тонн выделено Норвегии и 106000 тонн - России. Квоты этого года определены в соот­ ветствии с предложениями ученых обе­ их стран. г р о з и т л и НАМ РАДИАЦИЯ? 15 августа научно-исследователь­ ское судно “ Виктор Буйницкий" с 16 норвежскими и русскими учеными на борту вышло в Баренцево море. Основ­ ная задача этого плавания - нанесение на карту мест захоронения ядерных от­ ходов в районе Новой Земли, изучение их воздействия на флору и фауну Барен­ цева и Карского морей. Руководителем научных исследований является Ларе Фейн - научный сотрудник Института морских исследований в Бергене Этот совместный поход стал возмо­ жен после подписания взаимного дого­ вора в июне этого года в Мурманске Этот договор не ограничивается только исследованиями районов захоронения атомных отходов, а предусматривает вы­ яснение общей ситуации, сложившейся в морских арктических районах в связи с общим загрязнением моря И в этом плане Новая Земля пред­ ставляет особый интерес, т. к. необходи­ мо установить, насколько надежно захоронены радиоактивные отходы и нет ли утечек радиации от затопленных там частей реактора атомного ледокола “Ле­ нин", судна "Н. Бауман" и более 500 контейнеров с опасными отходами. КАКОЙ НОРВЕЖЕЦ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ! В Киркенесе в июле с. г. прошла встреча русских и норвежских представи­ телей дорожных служб, на которой рас­ сматривался ряд вопросов по улучшению дорожно-транспортного сообщения меж­ ду Северной Норвегией и Мурманской областью. В частности, принято решение о дороге между Никелем и Мурманском. Создана специальная группа, которая в ближайшее время проведет инспекцию этой дорогѵі и разработает предложения по улучшению дорожного покрытия и по­ вышению безопасности движения Пла­ нировалось. что все эти работы начнутся уже в августе. На встрече в Киркенесе норвежская сторона неоднократно поднимала воп­ рос о круглосуточном использовании дороги иностранцами. Русская делега­ ция не имела соответствующих полно­ мочий для решения этого вопроса. Было предложено его рассмотрение перене­ сти на уровень министерств иностран­ ных дел обеих стран. Была также создана еще одна рабо­ чая группа из экспертов двух сторон, которая должна заняться изучением и прогнозированием возможного увели­ чения грузооборота между Норвегией и Северо-Западом России в ближайшем будущем и разработать предложения по улучшению и развитию сети дорог, а так­ же необходимости удлинения железной дороги от Никеля до Киркенеса. Поднимался вопрос и о воздушном сообщении в регионе. Выражена общая надежда на его развитие Все дело упи­ рается в наш Аэрофлот, который заклю­ чил договор с авиакомпанией SAS, не позволяющий другим норвежским авиа­ фирмам принять участие в этом сотруд­ ничестве Норвежская сторона уже отправляла письмо с просьбой изменить существующий договор, но ответа пока еще нет. хотя уже есть ряд норвежских фирм, в частности "Norving". выразив­ ших желание обеспечивать полеты меж­ ду Северо-Западом России и Северной Норвегией ЯПОНЦЫ ЗАКАЗЫВАЮТ, НОРВЕЖЦЫ СТРОЯТ, А РУССКИЕ ПОЛУЧАТ Между норвежской «судоверфью “Севиксен" и японской фирмой “Нихма" подписан контракт на строительство 10 рыболовецких судов, стоимость которо­ го оценивается примерно в700 - 800 млн норвежских крон Самое интересное, что эти суда предназначены для наших владивосток­ ских рыбаков, чтобы они могли ловить рыбу в Беринговом море и в северных районах Тихого океана. Первые два судна будут построены уже в мае-июне 1993 года и принадле­ жать к новому поколению траулеров, ко­ торые будут оснащаться оборудованием для производства филе из палтуса и тре­ ски. рыбозамораживающими установка­ ми и линиями по производству рыбной муки. Как утверждают эксперты, в мире пока нет рыболовных судов такого класса, основное достоинство которых заключа­ ется в использовании безотходной техно­ логии рыбопереработки. Этот заказ финансируется японской стороной, т. к. требует крупных капита­ ловложений. Но норвежская пресса ни­ чего не пишет о том. каким образом Россия будет расплачиваться за эти су­ да Кстати, этот заказ позволит норвеж­ ской верфи продержаться на плаву как минимум до 1995 года, т к на сегодняш­ ний день верфь испытывает некоторые финансовые трудности, вызванные об­ щим спадом производства и отсутстви­ ем заказов Не только японцы, но и англичане размещают заказы на строительство ры­ боловных судов для нашего Дальнего Востока Недавно два новых траулера из серии в 15 единиц были переданы Вла­ дивостоку. а построили их опять-таки норвежцы на судоверфи в Олесунде П убликацию п о д г о т ови л Юрий А РЛАНО В . И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz