Рыбный Мурман. 1992 г. Август.
прогореть, норвежское правительство страхует вклады своих бизнесменов. “ Мы - маленькая страна, - заявил г-н іѵіальсунд, - и не можем вас полностью финансировать, но можем содейство вать” . И добавил, как бы извиняясь (до словный перевод): “ Для вложения денег в Россию нужен необычайно высокий риск” . Вроде бы все ясно как божий день. Отнюдь, господа. Разработав подобного рода условия (или предложения), сто ртинг (парламент) поручил правительст ву создать механизм передачи кредита (о чем и спрашивал Г. Тишков). Однако пра вительство... ушло в отпуск. Когда-то оно запустит свою бюрократическую машину - еще вопрос, да и будет ли оно осенью в первую очередь заниматься русскими - сомневаюсь, ибо своих проблем хватает. И потом, норвежское правительство тоже не лыком шито. При выделении средств оно требует от российской стороны га рантий Внешэкономбанка, Госбанка, ко торые пока очень неохотно идут на риск. А может, надо рассмотреть иные фор мы финансирования, размышлял вслух один из норвежских банкиров. Статс-сек ретарь поддержал эту мысль. В конце коіщов, когда столько препонов, не пора ли строить фундамент отношений на ос-* нове взаимного, если хотите, джентль менского доверия? Именно так работают западные бизнесмены. Именно так дейст вует норвежская фирма “ Кимек” на севе- ро-западном рынке России. Впрочем, прежде чем перейти к “ Киме- ку ” позволю себе высказать сомнение, на веянное встречами, некоторыми фактами: а все ли в Норвегии хотят сотрудничать с нами? Раньше мы по-совковски считали: русский - это освободитель, это - знамено сец мира, надежда всего человечества, ко роче, всеобщий любимец. Далеко не так это было, далеко не так сейчас, хотя чисто по- русски мы открыли свою душу нараспашку, а в такую душу зачастую и плюют... Русских бизнесменов, прибывших на теплоходе “ Канин” на выставку-семинар, встретили несметное количество погра ничников, таможенников и... свора собак. Блюстители порядка оградили место для прохода и нахождения русских площадью не более 10 кв. м, потребовали выходить только по 5 человек, запустили лохматых псов на судно, открыли стоящую на пя тачке деревянную будку, и полицейские без зазрения совести догола раздевали как бизнесменов, так и простых матросов, как мужчин, так и женщин, ощупывая (простите) их срамные места. На проте сты - ноль внимания. Только тогда, когда мы отказались покидать судно и сходить на берег, когда дело запахло скандалом, полицейские смилостивились, прошли на судно и чисто формально, но все-таки произвели обыск каждого. И только через пару дней они сняли свой позорный для нас полицейский пост, разрешили членам экипажа свободное передвижение по го роду. Многие из нас объездили чуть ли не весь белый свет, но такого откровенного хамства и унижения никогда не испыты вали. Как все это расценить? По-моему, как провокацию, как стремление посеять вражду, недоверие друг к другу. И еще. Ни полицейский, ни таможенник тут ни при чем. Зри в корень. Ребята выполняли команду. Сверху. 4. ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОН ЗНАЕТ, - ПРОРОК, УЧИСЬ У НЕГО. Пять лет назад, создав в Киркенесе фирму “ Кимек” , дочернее предприятие фирмы “ Квярнер” , Кооре Сторвик был одним из десятков, если не сотен норвеж ских бизнесменов, которые тщетно рва лись на русский рынок. Он же сумел найти (в отличие от других) самое слабое звено в экономике рыбной промышленности - судоремонт. Резко подскочили заказы со стороны русских, а с ними и доходы “ К и - мека” , который одним махом (численно стью в 115 человек!) обставил многотысячные мурманские судоремонт ные предприятия. “ Кимек” выиграл за счет умения и качества, цен и быстрых сроков. “ Важное окно на Восток” - так называ ет “ Кимек” норвежская печать, которая эдак дипломатично на выставке, но с большим смыслом заявила, что фирма со трудничает с русскими предприятиями, которые больше ее в 1000 раз. Вот и пони май тут как хочешь... Я бы еще добавил - и богаче в сотни тысяч раз. А уж во сколь ко раз разворотливее, пусть читатель су дит вот по таким цифрам: “ Кимек” намечает переоборудовать 108 наших ры боловных судов длиной от 40 до 60 метров на сумму до 1млрд. норвежских крон. Не ужели такая работа была бы не под силу мурманским судоремонтникам? Не пове рю. Впрочем, им жить или... Напомню, “ Кимек” является дочерним предприятием фирмы “ Квярнер” , где ра ботают 19 тысяч человек, годовой оборот - 19 млрд. норвежских крон, или 3,5 млрд. долларов. Это - одна из самых крупных фирм Норвегии, основная деятельность которой вне собственной страны. Судо строение, переработка нефти, газа, дере ва, рыбы, всего того, чем богата матушка Земля, - вот чем она занимается. Так объ яснял заместитель директора концерна Эрик Стремсе. И показывал на карте мира свои филиалы. Нет их только в Антаркти де, Арктике и... России. Впрочем, “ Кимек” (а значит, и “ Квяр нер” ) создал себе блестящую рекламу в Мурманске, реконструировав по последне му' шику теплоход “ Канин” Мурманского морского пароходства Два месяца вначаде мурманчане приводили его в порядок, а уж затем ударники капиталистического труда фирмы “ Кимек” довели его до уровня миро вого класса Полтора миллиона долларов ушло на реставрацию 20-летнего теплохода, но уже сейчас его буквально рвут на части, предла гая шикарно-ватютные рейсы. Кстати, только за 10-дневный рейс Мурманск - Трондхейм пароходство предварительно будет иметь 17,5 тысячи долларов. Именно “ Кимек” полностью уплатил за этот рейс, взяв на полный пансион более 30 россий ских бизнесменов, для которых эта поездка была архиважной. Хороший пример благо творительности, которая (будьте уверены) окупится не одной тысячей долларов. ... Поговорив с десятками людей, по смотрев сотни экспонатов, я настойчиво искал ответ у представителей фирм “ Му- стад” , “ Фуруно ” , “ Эсско” , многих, многих других: в чем же истоки их благополучия? Пытался углядеть ту потогонную систему, которая, как нас учили, и создает матери альные блага лишь некоторым и далеко не всем. Пожалуй, ответ нашел на фирме “ Аутроника” , где нет пузатых акул капи тализма, где чистенький, ухоженный про летариат, не суетясь, обслуживает, а точнее, просто наблюдает за современ нейшей техникой. Ни тебе замасленных роб, ни с будуна осоловелых рож... Что на самом предприятии, что на выставке - од на и та же добротная продукция. Без ду раков. Очень уж захотелось жить с ними в одной стране, пусть даже в Республике под названием Морошка, и гордиться Мурманском, как они Трондхеймом, Кир - кенесом. А пока же, возвращаясь после всего увиденного, обидно и больно за Рос сию, Север... Сердце болит... Мурманск - Трондхейм . Август 1992 г. НОРВЕЖСКИЕ НОВОСТИ По материалам газет “Сёр-Варангер Авис” и “Фискарен” КОНСУЛЬСТВУ В МУРМАНСКЕ БЫТЬ! Интерес к российскому рынку на За паде очень велик, особенно у наших ближайших соседей - норвежцев. В настоящее время МИД Норвегии получил и рассматривает ряд проектов, поступивших от различных организаций и предприятий, желающих сделать став ку на торговлю с Россией. В правительстве Норвегии разраба тывается программа развития взаимоот ношений между Норвегией и странами Восточной Европы. При МИДе создано специальное подразделение, которое должно предложить конкретные ме роприятия для использования финансов и средств, специально выделенных для реализации этой программы. Все работы планируется закончить к концу III кварта ла. Это касается также открытия нового посольства в Киеве, генеральных кон сульств и представительств Экспортно го совета Норвегии в Санкт-Петербурге и Мурманске. 100 н о в ы х СУДОВ ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА Норвежская фирма "Кимек" и судо верфь Северодвинска приступают к строительству 100 судов прибрежного лова. Программа строительства рассчи тана на ближайшие 4-5 лет. Эти рыбо ловные суда небольшие. 40 - 60 метров, 2-3 модификаций. Северодвинская судоверфь, специа лизирующаяся на строительстве атомных подводных лодок, будет проводить кор пусные работы, а норвежцы берутся за установку современного судового обору дования и внутреннюю отделку судов. Фирма “ Кимек" обладает богатым опытом совместной работы с российски ми предприятиями, а кроме того, через нее проходит добрая четверть всего то варооборота с Северо-Западом России, и “ Кимек" по сути является координато ром торговли с нашим регионом РОССИЯ И НОРВЕГИЯ ДЕЛЯТ РЫБНЫЕ КВОТЫ 13, 14 и 17 июля в Осло проходили переговоры по распределению квот на вылов рыбы между Норвегией и Рос сией. В результате было определено, что российская и норвежская стороны получают по 25500тонн арктическойтре- ски, 5000 тонн выделено для других стран. На 8000 тонн, которые также будут поровну делиться между двумя сторона ми, увеличена квота на вылов пикши Партнеры определили также количе ство мойвы на осенний вылов в 265000 тонн, из которых 159000 тонн выделено Норвегии и 106000 тонн - России. Квоты этого года определены в соот ветствии с предложениями ученых обе их стран. г р о з и т л и НАМ РАДИАЦИЯ? 15 августа научно-исследователь ское судно “ Виктор Буйницкий" с 16 норвежскими и русскими учеными на борту вышло в Баренцево море. Основ ная задача этого плавания - нанесение на карту мест захоронения ядерных от ходов в районе Новой Земли, изучение их воздействия на флору и фауну Барен цева и Карского морей. Руководителем научных исследований является Ларе Фейн - научный сотрудник Института морских исследований в Бергене Этот совместный поход стал возмо жен после подписания взаимного дого вора в июне этого года в Мурманске Этот договор не ограничивается только исследованиями районов захоронения атомных отходов, а предусматривает вы яснение общей ситуации, сложившейся в морских арктических районах в связи с общим загрязнением моря И в этом плане Новая Земля пред ставляет особый интерес, т. к. необходи мо установить, насколько надежно захоронены радиоактивные отходы и нет ли утечек радиации от затопленных там частей реактора атомного ледокола “Ле нин", судна "Н. Бауман" и более 500 контейнеров с опасными отходами. КАКОЙ НОРВЕЖЕЦ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ! В Киркенесе в июле с. г. прошла встреча русских и норвежских представи телей дорожных служб, на которой рас сматривался ряд вопросов по улучшению дорожно-транспортного сообщения меж ду Северной Норвегией и Мурманской областью. В частности, принято решение о дороге между Никелем и Мурманском. Создана специальная группа, которая в ближайшее время проведет инспекцию этой дорогѵі и разработает предложения по улучшению дорожного покрытия и по вышению безопасности движения Пла нировалось. что все эти работы начнутся уже в августе. На встрече в Киркенесе норвежская сторона неоднократно поднимала воп рос о круглосуточном использовании дороги иностранцами. Русская делега ция не имела соответствующих полно мочий для решения этого вопроса. Было предложено его рассмотрение перене сти на уровень министерств иностран ных дел обеих стран. Была также создана еще одна рабо чая группа из экспертов двух сторон, которая должна заняться изучением и прогнозированием возможного увели чения грузооборота между Норвегией и Северо-Западом России в ближайшем будущем и разработать предложения по улучшению и развитию сети дорог, а так же необходимости удлинения железной дороги от Никеля до Киркенеса. Поднимался вопрос и о воздушном сообщении в регионе. Выражена общая надежда на его развитие Все дело упи рается в наш Аэрофлот, который заклю чил договор с авиакомпанией SAS, не позволяющий другим норвежским авиа фирмам принять участие в этом сотруд ничестве Норвежская сторона уже отправляла письмо с просьбой изменить существующий договор, но ответа пока еще нет. хотя уже есть ряд норвежских фирм, в частности "Norving". выразив ших желание обеспечивать полеты меж ду Северо-Западом России и Северной Норвегией ЯПОНЦЫ ЗАКАЗЫВАЮТ, НОРВЕЖЦЫ СТРОЯТ, А РУССКИЕ ПОЛУЧАТ Между норвежской «судоверфью “Севиксен" и японской фирмой “Нихма" подписан контракт на строительство 10 рыболовецких судов, стоимость которо го оценивается примерно в700 - 800 млн норвежских крон Самое интересное, что эти суда предназначены для наших владивосток ских рыбаков, чтобы они могли ловить рыбу в Беринговом море и в северных районах Тихого океана. Первые два судна будут построены уже в мае-июне 1993 года и принадле жать к новому поколению траулеров, ко торые будут оснащаться оборудованием для производства филе из палтуса и тре ски. рыбозамораживающими установка ми и линиями по производству рыбной муки. Как утверждают эксперты, в мире пока нет рыболовных судов такого класса, основное достоинство которых заключа ется в использовании безотходной техно логии рыбопереработки. Этот заказ финансируется японской стороной, т. к. требует крупных капита ловложений. Но норвежская пресса ни чего не пишет о том. каким образом Россия будет расплачиваться за эти су да Кстати, этот заказ позволит норвеж ской верфи продержаться на плаву как минимум до 1995 года, т к на сегодняш ний день верфь испытывает некоторые финансовые трудности, вызванные об щим спадом производства и отсутстви ем заказов Не только японцы, но и англичане размещают заказы на строительство ры боловных судов для нашего Дальнего Востока Недавно два новых траулера из серии в 15 единиц были переданы Вла дивостоку. а построили их опять-таки норвежцы на судоверфи в Олесунде П убликацию п о д г о т ови л Юрий А РЛАНО В . И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz