Рыбный Мурман. 1992 г. Август.
м ш ш ш ш ж т ш ш т ш ж < г т т ш т м ш и штшшш аттт &тт лѵ Č-x Х;; ! В Архангельске и Мур манске топлива нет, даже по нынешним грабительским ценам. Руководители служб эксплуатации не успевают отвечать натревожные теле граммы с промысла из-за от сутствия топлива. Рыбаки вынуждены заходить в ино земные порты, продавать рыбу, чтобы просто бункеро ваться и добраться до своих берегов. А администрация Архангельской области, вме сто того чтобы помочь фло ту, а в конечном итоге и северянам получить рыбу по доступной цене, тратит энергию на конфликт с ры баками. Сегодня мы публикуем беседу с генеральным дирек тором тралфлота Иваном Егоровичем ДЕГТЯРЕВЫМ. - Архангелогородцев более всего заісимает конфликт между администрацией области и трал- флотом из-за рыбного порта в Маймаксе. - Я недавно вернулся из Москвы, где к решению кон фликта местного масштаба пришлось привлекать главу российско го парламента. Как говорят бывшие партаппарат чики. ныне демократы-адми- нистраторы. “ решение инстанции состоялось". В чью пользу? Подумаем вме сте: из бюджета на строи тельство порта отпущено 547 тысяч рублей, тралфлот же внес собственных 11 миллио нов 468 тысяч рублей. Это не первый -конфликт между администрацией и ры баками. В марте тралфлот был вынужден обратиться в Гос комитет РСФСР по антимоно польной политике и поддерж ке новых экономи ческих структур по поводу распоряжения главы админи страции Архангельской обла сти. предписывающего реализовывать всю рыбопро дукцию только на территории Архангельской области. Ре шением антимонопольного комитета N ВЧ/1066 от 13 марта это распоряжение при знано незаконным, ограничи вающим наши права хозяйствования. Впрочем, нравы наших властных струк тур четко описаны в “ Россий ской газете" за 29 апреля. - Кто устанавливает цены на рыбопродукцию? Ведь рыба, традиционный продукт питания северян, компенсировавшая не достаток витаминов в их рацио не, стала многим попросту недоступной. Резкое ее умень шение в рационе северян, его не сбалансированность неза медлительно привело к росту разнообразных заболеваний. Не болит ли голова у рыбаков Севе ра за здоровье северян? -Традиционную нашу тре ску мы готовы продавать не дороже 56 рублей за кило грамм. Сами, без третьих, за частую лишних рук. Но нам не дают этого делать. Более то го. не разрешают обеспечи вать по разумным ценам рыбопродукцией наших же пенсионеров, ветеранов фло та. Да и самой-то квоты про сто крохи - сырой шестнадцать тысяч тонн! А вылавливали сто пятьдесят семь тысяч. Нас же обвиняют во всех грехах через средст ва массовой информации. При этом, увы, от региона мы практически ничего не получаем: ни топлива, ни снабжения, ни продовольст вия. ни запчастей. Не секрет, в каком тяжелом состоянии еще недавно был тралфлот. ведь большинство судов - морально и технически уста ревшие. У тралфлота нет ни специализированных судов- снабженцев, ни транспорт ных рефрижераторов, ни танкеров. При советской вла сти худо-бедно все рыбацкие флотилии Севера обслужи вал специализированный флот “ Севрыбы". пополнение флота планировалось и фи нансировалось в министер- У тех. кто создавал флот, кто вложил в него душу, отдал лучшие годы, болит за него душа. Акционеры же со сторо ны будут заинтересованы сво ими дивидендами , а не судьбой флота, его людей. Тралфлот выживет сам, лишь бы не мешали. Мы тяжело, но результативно работаем, пла тим рыбакам куда меньше, чем действительно заслужи вает их труд (разве сравнить оплату и интенсивность труда рыбака и моряка, работающе го под клеймимым позором еще недавно "удобным фла гом"). В морском пароходстве более полутора тысяч "лишних людей", не лучше положение и в речном. Мы же, несмотря ни на что, сумели избежать концов бывшего СССР, мно гие - десятилетиями. Будет обидно, если политические амбиции лидеров, их свары лишат этих людей тяжело д о ставшихся пенсий, какого-то заработанного уровня благо состояния. Но тут помочь им ни я, ни руководство флота, понятно, не в силах. Пусть д у мают и решают са*ми. ехать ли домой, где у многих, кроме корней, никого и ничего нет. или... То. что многие республики обзавелись собственным ры боловецким флотом, хорошо. Если не забывать, что цивили зованность. о которой так модно говорить. - это прежде всего взаимопонимание и взаимовыручка, а не стремле ние выжить за счет другого Что, делать нечего? МУЖИКОВ ЧУБЫ ТРЯСУТСЯ стве. МРХ СССР ликвидиро валось. и теперь одним из крупнейших в мире (даже по сле раздела между ныне с у веренными державами) рыбопромысловым флотом руководит... отдел в департа менте сельского хозяйства. Надо ли говорить, что от тех же чиновников, пересевшихв кресла пониже, толку не при бавилось. Потому приходит ся выкручиваться самим. - Помню, как собственными сбережеішями два года назад рыбаки выручили свой флот по сле прямо-таки предательского отказа в централизованных кре дитах. Но теперь флоту нужны огромные суммы, которые шес титысячному коллективу никак не собрать. Не целесообразно ли сделать тралфлот акционерным обществом открытого типа, а не закрытого, как планируется, чтобы шире привлечь средства всего города, всего региона? Ведь еще недавно по городу ви сели транспаранты: “ Архан гельск - город рыбаков, речников, моряков” . - Пока идет настоящая борьба за выживание флота, этого делать не стоит. Нет уверенности, что не найдутся силы, заинтересованные в его ликвидации. Не из эконо мических соображений, а просто потому, что не нравит ся. что тралфлот идет, мини мум на шаг. впереди реформ. сокращения и увольнения плавсостава. Смогли перерас пределить его более рацио нально. сделать так, что каждый рыбак владеет двумя- тремы специальностями (в этом несомненная заслуга флотского учебно-курсового комбината, обеспечившего быстрое, качественное, эко номичное переучивание именно на те профессии, ко торые необходимы флоту. Есть естественный отток кад ров. новых не принимаем, но кадровые работники не боятся увольнения. Стараемся в ин тенсификации работы флота брать пример с коллег, рыба- ков-колхозников. Удается ра ботать "по -колхозному ” не всегда, еще велика психоло гическая инерция гослова, всегда надеявшегося на госу дарственную дотацию. Могли бы платить рыбакам больше, но лишь за счет нестерпимого повышения цен на рыбу. Мы этого не хотим. Есть иные пу ти. но стоят “шлагбаумы". - А появление суверенных го сударств, имеющих собственные рыболовные флоты, не повлияет на коллектив тралфлота? - У нас бывает много конф ликтов по разным поводам, но ни разу ни одного на межна циональной почве Втралфло- те трудятся люди со всех любыми средствами. - У ведущих рыболовецких стран большинство флота - не большие суда прибрежного пла вания^ нас - укоренившаяся тяга к гигантоматш. Какой флот ну жен теперь, в условиях рынка, когда не нужно хвастать цифра ми тошіажа? - Всякий - оптимальный для данного региона, бассей на. объекта лова, в том числе и малотоннажный. Однако с учетом того, что в прибреж ных водах бывшего СССР по целому ряду причин ловить нечего, после его развала ут ратили силу и все соглашения о работе в 200-мильных эко номических зонах, а новым суверенным республикам просто не хватает средств, чтобы приобрести лицензию на промысел там. необходи мы суда, способные эффек тивно вести промысел в открытом океане, развитая структура транспортного и служебно-вспомогательного флота. Такие современные мощные суда строятся, увы. в дальнем зарубежье, потому приобретать их пока будем на условиях лизинга. И суда тех типов, которые действитель но нужны. Специфика океа нического промысла такова, что рано или поздно придем к крупным межреспубликан ским структурам по образцам транснациональных корпора ций. “Жизнь -э кономи ка - за кон" - такова должна быть логика действий, а не наобо рот. как часто бывает. - Что в ближайших планах тралфлота? - Северяне не слишком жалуют рыбу океанических пород и в мороженом и коп ченом виде, зато любят кон сервы из нее. Вот и планируем открыть в Май- максе новый консервный за вод. Уже нашли для него современное западногер манское оборудование, заку пили его, должны были и привезти, но не получили от областных властей ни средств, ни целлюлозы на бартерный обмен. Сейчас ра ботали с норвежцами по это му вопросу. но цены выросли... - Почему же не встретитесь с администрацией области в пря мом эфире, на глазах у всех, чтоб не возникало ни эффекта “ ис порченного телефона” , іш недо разумений, почему предпо читаете иметь дело с ними в су дах да арбитражах? - Мы готовы к диалогу, д о говаривались о его проведе нии с пресс-секретарем администрации В. Ф ридма ном еще месяц назад, но ре зультата нет. Пожалуйста, мы - ветераны, специалисты, ка питаны. руководители - гото вы к такой встрече, будем благодарны, если пресса по может его организовать. - Не планируете ли, но при меру моряков, отдавать суда во фрахт иностранным компаниям? - Растаскивать флот по разным углам - значит оста вить людей без рыбы. Наша цель, наша главная задача - добывать рыбу для Отечест ва. Траловый флот - едва ли не единственная отрасль в регионе, выпускающая ко нечную конкурентоспособ ную продукцию. А экспорт Архангельской области - это на 99,5 процента сырье и ма териалы. (Народное хозяйст во Архангельской области в XII пятилетке. Арх., 1991 год. с. 25). Такой структуры э к с порта. право же, не имела ни одна из колоний. (Прим. корр.) Мы выстоим, мы обес печим высококачественной рыбой не только северян, мы способны конкурировать по- настоящему. Лишь бы не ме шали власти, раз не способны помочь. Если уж на самом верху государственной пира миды не подозревают о ре альных нуждах флота... Пожалуй, оптимизм гене рального директора не беспоч венен. Пусть мои впечатления от многочисленных бесед с рыба ками, специалистами, руководи телями от стороннего наблюдения за их работой по верхностны. Несомненно в них одно: траловый флот верит сво ему генеральному. Их реальное отношение к “ дяде Ване” - это не организованный “ сверху” почин, это настоящее доверие к руково дителю, которого выбрали и ко торый оправдывает его. Вел беседу Г. СПЕКТОР. г. Архангельск. >*: :: I I шт 8я w >; а /л * . лѵ щ 1 'Л-У I I 1 I ш I I Ѵй ж «8 ш ш тш®тттттттжтттттт®ттттттжтжттттшттт& ж : : Ш 1 августа 5 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz