Рыбный Мурман. 1992 г. Август.

м ш ш ш ш ж т ш ш т ш ж < г т т ш т м ш и штшшш аттт &тт лѵ Č-x Х;; ! В Архангельске и Мур­ манске топлива нет, даже по нынешним грабительским ценам. Руководители служб эксплуатации не успевают отвечать натревожные теле­ граммы с промысла из-за от­ сутствия топлива. Рыбаки вынуждены заходить в ино­ земные порты, продавать рыбу, чтобы просто бункеро­ ваться и добраться до своих берегов. А администрация Архангельской области, вме­ сто того чтобы помочь фло­ ту, а в конечном итоге и северянам получить рыбу по доступной цене, тратит энергию на конфликт с ры­ баками. Сегодня мы публикуем беседу с генеральным дирек­ тором тралфлота Иваном Егоровичем ДЕГТЯРЕВЫМ. - Архангелогородцев более всего заісимает конфликт между администрацией области и трал- флотом из-за рыбного порта в Маймаксе. - Я недавно вернулся из Москвы, где к решению кон ­ фликта местного масштаба пришлось привлекать главу российско го парламента. Как говорят бывшие партаппарат­ чики. ныне демократы-адми- нистраторы. “ решение инстанции состоялось". В чью пользу? Подумаем вме­ сте: из бюджета на строи­ тельство порта отпущено 547 тысяч рублей, тралфлот же внес собственных 11 миллио­ нов 468 тысяч рублей. Это не первый -конфликт между администрацией и ры­ баками. В марте тралфлот был вынужден обратиться в Гос­ комитет РСФСР по антимоно­ польной политике и поддерж ке новых экономи ­ ческих структур по поводу распоряжения главы админи ­ страции Архангельской обла­ сти. предписывающего реализовывать всю рыбопро­ дукцию только на территории Архангельской области. Ре­ шением антимонопольного комитета N ВЧ/1066 от 13 марта это распоряжение при­ знано незаконным, ограничи­ вающим наши права хозяйствования. Впрочем, нравы наших властных струк­ тур четко описаны в “ Россий ­ ской газете" за 29 апреля. - Кто устанавливает цены на рыбопродукцию? Ведь рыба, традиционный продукт питания северян, компенсировавшая не­ достаток витаминов в их рацио­ не, стала многим попросту недоступной. Резкое ее умень­ шение в рационе северян, его не­ сбалансированность неза­ медлительно привело к росту разнообразных заболеваний. Не болит ли голова у рыбаков Севе­ ра за здоровье северян? -Традиционную нашу тре­ ску мы готовы продавать не дороже 56 рублей за кило ­ грамм. Сами, без третьих, за ­ частую лишних рук. Но нам не дают этого делать. Более то­ го. не разрешают обеспечи­ вать по разумным ценам рыбопродукцией наших же пенсионеров, ветеранов фло­ та. Да и самой-то квоты про­ сто крохи - сырой шестнадцать тысяч тонн! А вылавливали сто пятьдесят семь тысяч. Нас же обвиняют во всех грехах через средст ­ ва массовой информации. При этом, увы, от региона мы практически ничего не получаем: ни топлива, ни снабжения, ни продовольст­ вия. ни запчастей. Не секрет, в каком тяжелом состоянии еще недавно был тралфлот. ведь большинство судов - морально и технически уста­ ревшие. У тралфлота нет ни специализированных судов- снабженцев, ни транспорт­ ных рефрижераторов, ни танкеров. При советской вла­ сти худо-бедно все рыбацкие флотилии Севера обслужи­ вал специализированный флот “ Севрыбы". пополнение флота планировалось и фи­ нансировалось в министер- У тех. кто создавал флот, кто вложил в него душу, отдал лучшие годы, болит за него душа. Акционеры же со сторо­ ны будут заинтересованы сво­ ими дивидендами , а не судьбой флота, его людей. Тралфлот выживет сам, лишь бы не мешали. Мы тяжело, но результативно работаем, пла­ тим рыбакам куда меньше, чем действительно заслужи ­ вает их труд (разве сравнить оплату и интенсивность труда рыбака и моряка, работающе­ го под клеймимым позором еще недавно "удобным фла­ гом"). В морском пароходстве более полутора тысяч "лишних людей", не лучше положение и в речном. Мы же, несмотря ни на что, сумели избежать концов бывшего СССР, мно­ гие - десятилетиями. Будет обидно, если политические амбиции лидеров, их свары лишат этих людей тяжело д о ­ ставшихся пенсий, какого-то заработанного уровня благо­ состояния. Но тут помочь им ни я, ни руководство флота, понятно, не в силах. Пусть д у ­ мают и решают са*ми. ехать ли домой, где у многих, кроме корней, никого и ничего нет. или... То. что многие республики обзавелись собственным ры­ боловецким флотом, хорошо. Если не забывать, что цивили­ зованность. о которой так модно говорить. - это прежде всего взаимопонимание и взаимовыручка, а не стремле­ ние выжить за счет другого Что, делать нечего? МУЖИКОВ ЧУБЫ ТРЯСУТСЯ стве. МРХ СССР ликвидиро ­ валось. и теперь одним из крупнейших в мире (даже по­ сле раздела между ныне с у ­ веренными державами) рыбопромысловым флотом руководит... отдел в департа­ менте сельского хозяйства. Надо ли говорить, что от тех же чиновников, пересевшихв кресла пониже, толку не при­ бавилось. Потому приходит­ ся выкручиваться самим. - Помню, как собственными сбережеішями два года назад рыбаки выручили свой флот по­ сле прямо-таки предательского отказа в централизованных кре­ дитах. Но теперь флоту нужны огромные суммы, которые шес­ титысячному коллективу никак не собрать. Не целесообразно ли сделать тралфлот акционерным обществом открытого типа, а не закрытого, как планируется, чтобы шире привлечь средства всего города, всего региона? Ведь еще недавно по городу ви­ сели транспаранты: “ Архан­ гельск - город рыбаков, речников, моряков” . - Пока идет настоящая борьба за выживание флота, этого делать не стоит. Нет уверенности, что не найдутся силы, заинтересованные в его ликвидации. Не из эконо ­ мических соображений, а просто потому, что не нравит­ ся. что тралфлот идет, мини ­ мум на шаг. впереди реформ. сокращения и увольнения плавсостава. Смогли перерас­ пределить его более рацио­ нально. сделать так, что каждый рыбак владеет двумя- тремы специальностями (в этом несомненная заслуга флотского учебно-курсового комбината, обеспечившего быстрое, качественное, эко ­ номичное переучивание именно на те профессии, ко­ торые необходимы флоту. Есть естественный отток кад ­ ров. новых не принимаем, но кадровые работники не боятся увольнения. Стараемся в ин­ тенсификации работы флота брать пример с коллег, рыба- ков-колхозников. Удается ра­ ботать "по -колхозному ” не всегда, еще велика психоло­ гическая инерция гослова, всегда надеявшегося на госу­ дарственную дотацию. Могли бы платить рыбакам больше, но лишь за счет нестерпимого повышения цен на рыбу. Мы этого не хотим. Есть иные пу­ ти. но стоят “шлагбаумы". - А появление суверенных го­ сударств, имеющих собственные рыболовные флоты, не повлияет на коллектив тралфлота? - У нас бывает много конф­ ликтов по разным поводам, но ни разу ни одного на межна ­ циональной почве Втралфло- те трудятся люди со всех любыми средствами. - У ведущих рыболовецких стран большинство флота - не­ большие суда прибрежного пла­ вания^ нас - укоренившаяся тяга к гигантоматш. Какой флот ну­ жен теперь, в условиях рынка, когда не нужно хвастать цифра­ ми тошіажа? - Всякий - оптимальный для данного региона, бассей­ на. объекта лова, в том числе и малотоннажный. Однако с учетом того, что в прибреж ­ ных водах бывшего СССР по целому ряду причин ловить нечего, после его развала ут­ ратили силу и все соглашения о работе в 200-мильных эко ­ номических зонах, а новым суверенным республикам просто не хватает средств, чтобы приобрести лицензию на промысел там. необходи­ мы суда, способные эффек­ тивно вести промысел в открытом океане, развитая структура транспортного и служебно-вспомогательного флота. Такие современные мощные суда строятся, увы. в дальнем зарубежье, потому приобретать их пока будем на условиях лизинга. И суда тех типов, которые действитель­ но нужны. Специфика океа­ нического промысла такова, что рано или поздно придем к крупным межреспубликан­ ским структурам по образцам транснациональных корпора­ ций. “Жизнь -э кономи ка - за ­ кон" - такова должна быть логика действий, а не наобо­ рот. как часто бывает. - Что в ближайших планах тралфлота? - Северяне не слишком жалуют рыбу океанических пород и в мороженом и коп ­ ченом виде, зато любят кон ­ сервы из нее. Вот и планируем открыть в Май- максе новый консервный за ­ вод. Уже нашли для него современное западногер­ манское оборудование, заку­ пили его, должны были и привезти, но не получили от областных властей ни средств, ни целлюлозы на бартерный обмен. Сейчас ра­ ботали с норвежцами по это­ му вопросу. но цены выросли... - Почему же не встретитесь с администрацией области в пря­ мом эфире, на глазах у всех, чтоб не возникало ни эффекта “ ис­ порченного телефона” , іш недо­ разумений, почему предпо­ читаете иметь дело с ними в су­ дах да арбитражах? - Мы готовы к диалогу, д о ­ говаривались о его проведе­ нии с пресс-секретарем администрации В. Ф ридма ­ ном еще месяц назад, но ре­ зультата нет. Пожалуйста, мы - ветераны, специалисты, ка ­ питаны. руководители - гото­ вы к такой встрече, будем благодарны, если пресса по­ может его организовать. - Не планируете ли, но при­ меру моряков, отдавать суда во фрахт иностранным компаниям? - Растаскивать флот по разным углам - значит оста­ вить людей без рыбы. Наша цель, наша главная задача - добывать рыбу для Отечест­ ва. Траловый флот - едва ли не единственная отрасль в регионе, выпускающая ко ­ нечную конкурентоспособ­ ную продукцию. А экспорт Архангельской области - это на 99,5 процента сырье и ма­ териалы. (Народное хозяйст­ во Архангельской области в XII пятилетке. Арх., 1991 год. с. 25). Такой структуры э к с ­ порта. право же, не имела ни одна из колоний. (Прим. корр.) Мы выстоим, мы обес­ печим высококачественной рыбой не только северян, мы способны конкурировать по- настоящему. Лишь бы не ме­ шали власти, раз не способны помочь. Если уж на самом верху государственной пира­ миды не подозревают о ре­ альных нуждах флота... Пожалуй, оптимизм гене­ рального директора не беспоч­ венен. Пусть мои впечатления от многочисленных бесед с рыба­ ками, специалистами, руководи­ телями от стороннего наблюдения за их работой по­ верхностны. Несомненно в них одно: траловый флот верит сво­ ему генеральному. Их реальное отношение к “ дяде Ване” - это не организованный “ сверху” почин, это настоящее доверие к руково­ дителю, которого выбрали и ко­ торый оправдывает его. Вел беседу Г. СПЕКТОР. г. Архангельск. >*: :: I I шт 8я w >; а /л * . лѵ щ 1 'Л-У I I 1 I ш I I Ѵй ж «8 ш ш тш®тттттттжтттттт®ттттттжтжттттшттт& ж : : Ш 1 августа 5 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz