Рыбный Мурман. 1992 г. Август.
С Мурманска, насколь ко мне стало извест но, началась новая волна распространения веры бахай в России. Община бахай у нас су ществует уже третий год. На считывает более 20 человек, а всего последователей веры ба хай в республике более 2000 че ловек. Есть у нас и бахаи-центр - место встречи поклонников новой веры. Наш корреспон дент Вячеслав КУЗНЕЦОВ по бывал в центре и встретился там с представителями племени на- вахо, бахаистами Митчеллом Силэс, Робин Силэс, Каликой Лани, переводчиком, “ма терью” мурманской общины, Ольгой Кононенко. Несколько слов о бахай. Вера бахай - религия после дователей Баха-Уллы. В пере воде с арабского это имя означает “Слава Господа". Эта вера самая молодая из мировых религий. Вера бахай родилась в персидском городе Ширазе в ночь на 22 мая 1844 года, ког да Али Мухаммед, потомок пророка Мухаммеда, ошело мил своего гостя Муллу Ху сейна заявлением о том, что он Посланник Бога. Он принял титул Баб, то есть “ Врата". По добно Иоанну Крестителю, он объявил Себя Предтечей По сланца, высшего, нежели Он Сам, но вместе с тем и неза висимым пророком, пришед шим изменить религиозные обычаи, принести новые мо литвы и законы. Учение Баба привлекло десятки тысяч последовате лей. Не в силах погасить пла мя религиозного движения бабидов, власти Ирана рас стреляли Самого Баба в Таб- ризе 9 июля 1850 года. Следующий период в и с тории веры бахай связан с проповедью Баха-Уллы, ро дившегося 12 марта 1817 го да. Баха-Уллы - титул, означающий “Слава Госпо да". 21 апреля 1863 года Он радостно поведал своим друзьям и спутникам, что Он и есть Тот Явитель Бога, о ко тором предвозвестил Баб... ИЗ БЕСЕДЫ В БАХАИ- ЦЕНТРЕ г. МУРМАНСКА. В. К Робин Силэс , рас скажите о себе , о цели ва шего приезда в наши края. РОБИН СИЛЭС. Я, мой муж Митчелл, дочь Калика Лани путешествуем по терри тории, на которой живут саа ми-лопари. Жили в Ловозере, Ревде. До этого побывали в Швеции, Норвегии, впереди - Финляндия. Приехали позна комиться с культурой ваших народов. В. К Вы считаете себя миссионерами ? РОБИН СИЛЭС. Это труд ный вопрос. Мы приехали сю да просто поделиться с людьми верой бахай. Если они хотят услышать нас. то у с лышат. Мы пытаемся убедить людей, что отказ от собствен ных традиций, национальных противоречит учению Бога, надо помнить свои корни. Мы говорим людям, что мы все вышли из одного создателя. В. К Ваши впечатле ния от поездки в Ловозе- ро? РОБИН СИЛЭС. Там мы подружились со многими людьми. Пребывание в Лово- эзре было чудесным, мы пре- оасно провели время. Были ПЛОДЫ ОДНОГО ДЕРЕВА ИЛИСТЬЯ ОДНОЙ ВЕТВИ на грани слез, когда расстава лись. В. К. У нас трудновато с продуктами. Ваши впе чатления о нашем пита нии. РОБИН СИЛЭС. Практиче ски ели все. что у вас есть. Мы непритязательны в еде. Кар тошка. бефстроганов - этого было вполне достаточно. В. К Несколько слов о маленькой путешествен нице. РОБИН СИЛЭС. Калике Лани шесть лет. Исполнилось недавно. День рождения праз дновали в Ловозере. Она путе шествует с нами с трех месяцев, привыкла к разъез дам. Единственное неудобст во в Ловозере было для нее то, что дети говорили на русском. Она пыталась их учить англий скому языку. В этом году пой дет в первый класс. В. К Калика Лани , у те бя осталась подружка в Ловозере? КАЛИКА ЛАНИ. Да. зовут ее Аня. В. К А кем ты хочешь стать в будущем? КАЛИКА ЛАНИ. Учителем или астронавтом. В. К Митчелл Силэс , расскажите о себе. МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Мне 37 лет. я художник, рисую на пес ке традиционные рисунки пле мени навахо. рассказываю о наших традициях. В. К Самые трудные проблемы, с которыми вы столкнулись у нас? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Были проблемы при переводе, труд но бывает понять друг друга. Иных, можно сказать, не оыло. В. К Ваша семья посе щала наши семьи? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. В Лово зере были в гостях у многих. В. К Ваша оценка их ма териального состояния? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Мне ка жется. что вы живете нормаль но. Если говорить о нас, то мы в Америке очень бедные. Там. где живем мы, нет даже воды, электричества. Я считаюсь бедным художником. В. К Семгой угощали? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Каж дый день, но у меня проблемы с желудком. В. К Рыбу ловили? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Не при шлось. (Я побывал в Художествен ном музее, где мурманчане встречались с Митчеллом Си- лэсом и его семьей. Видел, как и что рисует на песке Митчелл, сам попробовал оставить свой след на его картине, которая жила всего несколько минут, подержал в руках песок черно го цвета, красного, синего... А сейчас слово Ольге Коно ненко - одной из первых бахай в Мурманске.) О. К. Я представитель веры бахай. Давно знаю семью Мит челла и Робин Силэс. Они уже привыкли к моему английско му. поэтому я всякий раз вме сте с ними и в качестве переводчика. Я была у истоков становле ния мурманской общины. С ве рой бахай познакомилась здесь. Волею судьбы покинула город, но питаю к Мурманску очень теплые и нежные чувст ва. Всякий раз. когда есть воз можность приехать сюда, делаю это с великим удоволь ствием. Мурманскую общину считаю родной. В. К В чем суть веры ба хай? О. К. Это независимая ми ровая религия. Самое главное в этой вере - единство Бога. Основной принцип этой веры - единство Бога и человечества. Баха-Улла говорил, что земля - наш общий дом, человечество - ее граждане, что все мы. представители различных на циональностей. - одна семья. Цель нашей религии - объеди нить народы. В. К Хотите сказать , что вера Христа не объе диняет? О. К. Ни в коем случае. Вера бахай такая же независимая, как и христианская, только она появилась в более позднее время, бахай - современная религия. Мы не отрицаем ни одной мировой религии, мы верим в существование всех пророков - Авраама, Христа. Будды, Кришны. Мы верим, что последним в этой цепи был Баха-Улла, который при нес новую веру для людей. В. К Выходит , ваша религия последняя ? О. К. Да. * В. К Вы считаете ее более совершенной, чем иные? О. К. Мы считаем ее со вершенной из-за принципа единства, который принес Ба ха-Улла. В. К Неужели ваша ве ра скажет больше ; чем иная? О. К. Она уже сказала больше, ибо принцип единст ва до Баха-Уллы никто из про роков не приносил. В. К Разве идеи собор ности не основаны на принципе единства? О. К. Это совсем другое. Мы говорим о единстве всего человечества. Баха-Улла го ворил. что мы - листья одного дерева, цветы одного сада, волны одного моря. В. К Как относятся к вам православные свя щеннослужители в Мур манске? О. К. Мне трудно сказать, наши пути не пересекались. В. К А как относятся вообще к вашей вере пра вославные? О. К. Однажды мы органи зовали путешествие, которое называлось "Миссия "золотой век", в котором принимали участие бахай из 10 стран ми ра. Начинали его с Петроза водска. а закончили в Казани. Именно тогда мы прочитали бахайскую молитву в право славном храме, конечно, с разрешения батюшки. Это бы ло первое общение бахай и православия на территории России. Ьпоследствии. в ме стах. где мы останавливались, мы не ощущали отчуждения со стороны православного д у ховенства. Нас приглашали в церкви, расспрашивали о на шей вере. А у нас. как извест но. нет священников, нет обрядов. Наши храмы открыты для людей любой веры. Мы не навязываем человеку свою веру, свою религию. У нас не так много храмов. Один из них в Индии - храм Лотос... В. К Спасибо за беседу ; за знакомство сновойдля меня верой. Мне подарили брошюры, проспекты, сборники—В них та кие слова, столь необходимые нам в настоящие дни: “Истина во всех религиях одна, и ее сред ствами может быть достигнуто единство человечества... Как только люди станут искать ис тину, они обнаружат, что объе динились”. Мы должны знать, что мы действительно плоды одного дерева, что славы заслу живает не тот, кто любит роди ну, а тот, кто любит весь мир. Фото А н др ея П РОНИНА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz