Рыбный Мурман. 1992 г. Август.

С Мурманска, насколь­ ко мне стало извест­ но, началась новая волна распространения веры бахай в России. Община бахай у нас су­ ществует уже третий год. На­ считывает более 20 человек, а всего последователей веры ба­ хай в республике более 2000 че­ ловек. Есть у нас и бахаи-центр - место встречи поклонников новой веры. Наш корреспон­ дент Вячеслав КУЗНЕЦОВ по­ бывал в центре и встретился там с представителями племени на- вахо, бахаистами Митчеллом Силэс, Робин Силэс, Каликой Лани, переводчиком, “ма­ терью” мурманской общины, Ольгой Кононенко. Несколько слов о бахай. Вера бахай - религия после­ дователей Баха-Уллы. В пере­ воде с арабского это имя означает “Слава Господа". Эта вера самая молодая из мировых религий. Вера бахай родилась в персидском городе Ширазе в ночь на 22 мая 1844 года, ког ­ да Али Мухаммед, потомок пророка Мухаммеда, ошело­ мил своего гостя Муллу Ху­ сейна заявлением о том, что он Посланник Бога. Он принял титул Баб, то есть “ Врата". По­ добно Иоанну Крестителю, он объявил Себя Предтечей По­ сланца, высшего, нежели Он Сам, но вместе с тем и неза­ висимым пророком, пришед­ шим изменить религиозные обычаи, принести новые мо­ литвы и законы. Учение Баба привлекло десятки тысяч последовате­ лей. Не в силах погасить пла­ мя религиозного движения бабидов, власти Ирана рас­ стреляли Самого Баба в Таб- ризе 9 июля 1850 года. Следующий период в и с ­ тории веры бахай связан с проповедью Баха-Уллы, ро­ дившегося 12 марта 1817 го­ да. Баха-Уллы - титул, означающий “Слава Госпо­ да". 21 апреля 1863 года Он радостно поведал своим друзьям и спутникам, что Он и есть Тот Явитель Бога, о ко ­ тором предвозвестил Баб... ИЗ БЕСЕДЫ В БАХАИ- ЦЕНТРЕ г. МУРМАНСКА. В. К Робин Силэс , рас­ скажите о себе , о цели ва­ шего приезда в наши края. РОБИН СИЛЭС. Я, мой муж Митчелл, дочь Калика Лани путешествуем по терри­ тории, на которой живут саа­ ми-лопари. Жили в Ловозере, Ревде. До этого побывали в Швеции, Норвегии, впереди - Финляндия. Приехали позна­ комиться с культурой ваших народов. В. К Вы считаете себя миссионерами ? РОБИН СИЛЭС. Это труд­ ный вопрос. Мы приехали сю ­ да просто поделиться с людьми верой бахай. Если они хотят услышать нас. то у с ­ лышат. Мы пытаемся убедить людей, что отказ от собствен­ ных традиций, национальных противоречит учению Бога, надо помнить свои корни. Мы говорим людям, что мы все вышли из одного создателя. В. К Ваши впечатле­ ния от поездки в Ловозе- ро? РОБИН СИЛЭС. Там мы подружились со многими людьми. Пребывание в Лово- эзре было чудесным, мы пре- оасно провели время. Были ПЛОДЫ ОДНОГО ДЕРЕВА ИЛИСТЬЯ ОДНОЙ ВЕТВИ на грани слез, когда расстава­ лись. В. К. У нас трудновато с продуктами. Ваши впе­ чатления о нашем пита­ нии. РОБИН СИЛЭС. Практиче­ ски ели все. что у вас есть. Мы непритязательны в еде. Кар­ тошка. бефстроганов - этого было вполне достаточно. В. К Несколько слов о маленькой путешествен­ нице. РОБИН СИЛЭС. Калике Лани шесть лет. Исполнилось недавно. День рождения праз­ дновали в Ловозере. Она путе­ шествует с нами с трех месяцев, привыкла к разъез­ дам. Единственное неудобст­ во в Ловозере было для нее то, что дети говорили на русском. Она пыталась их учить англий­ скому языку. В этом году пой­ дет в первый класс. В. К Калика Лани , у те­ бя осталась подружка в Ловозере? КАЛИКА ЛАНИ. Да. зовут ее Аня. В. К А кем ты хочешь стать в будущем? КАЛИКА ЛАНИ. Учителем или астронавтом. В. К Митчелл Силэс , расскажите о себе. МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Мне 37 лет. я художник, рисую на пес ­ ке традиционные рисунки пле­ мени навахо. рассказываю о наших традициях. В. К Самые трудные проблемы, с которыми вы столкнулись у нас? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Были проблемы при переводе, труд­ но бывает понять друг друга. Иных, можно сказать, не оыло. В. К Ваша семья посе­ щала наши семьи? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. В Лово­ зере были в гостях у многих. В. К Ваша оценка их ма­ териального состояния? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Мне ка­ жется. что вы живете нормаль­ но. Если говорить о нас, то мы в Америке очень бедные. Там. где живем мы, нет даже воды, электричества. Я считаюсь бедным художником. В. К Семгой угощали? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Каж ­ дый день, но у меня проблемы с желудком. В. К Рыбу ловили? МИТЧЕЛЛ СИЛЭС. Не при­ шлось. (Я побывал в Художествен­ ном музее, где мурманчане встречались с Митчеллом Си- лэсом и его семьей. Видел, как и что рисует на песке Митчелл, сам попробовал оставить свой след на его картине, которая жила всего несколько минут, подержал в руках песок черно­ го цвета, красного, синего... А сейчас слово Ольге Коно­ ненко - одной из первых бахай в Мурманске.) О. К. Я представитель веры бахай. Давно знаю семью Мит­ челла и Робин Силэс. Они уже привыкли к моему английско­ му. поэтому я всякий раз вме­ сте с ними и в качестве переводчика. Я была у истоков становле­ ния мурманской общины. С ве­ рой бахай познакомилась здесь. Волею судьбы покинула город, но питаю к Мурманску очень теплые и нежные чувст­ ва. Всякий раз. когда есть воз­ можность приехать сюда, делаю это с великим удоволь­ ствием. Мурманскую общину считаю родной. В. К В чем суть веры ба­ хай? О. К. Это независимая ми ­ ровая религия. Самое главное в этой вере - единство Бога. Основной принцип этой веры - единство Бога и человечества. Баха-Улла говорил, что земля - наш общий дом, человечество - ее граждане, что все мы. представители различных на­ циональностей. - одна семья. Цель нашей религии - объеди­ нить народы. В. К Хотите сказать , что вера Христа не объе­ диняет? О. К. Ни в коем случае. Вера бахай такая же независимая, как и христианская, только она появилась в более позднее время, бахай - современная религия. Мы не отрицаем ни одной мировой религии, мы верим в существование всех пророков - Авраама, Христа. Будды, Кришны. Мы верим, что последним в этой цепи был Баха-Улла, который при­ нес новую веру для людей. В. К Выходит , ваша религия последняя ? О. К. Да. * В. К Вы считаете ее более совершенной, чем иные? О. К. Мы считаем ее со­ вершенной из-за принципа единства, который принес Ба­ ха-Улла. В. К Неужели ваша ве­ ра скажет больше ; чем иная? О. К. Она уже сказала больше, ибо принцип единст ­ ва до Баха-Уллы никто из про­ роков не приносил. В. К Разве идеи собор­ ности не основаны на принципе единства? О. К. Это совсем другое. Мы говорим о единстве всего человечества. Баха-Улла го­ ворил. что мы - листья одного дерева, цветы одного сада, волны одного моря. В. К Как относятся к вам православные свя­ щеннослужители в Мур­ манске? О. К. Мне трудно сказать, наши пути не пересекались. В. К А как относятся вообще к вашей вере пра­ вославные? О. К. Однажды мы органи­ зовали путешествие, которое называлось "Миссия "золотой век", в котором принимали участие бахай из 10 стран ми­ ра. Начинали его с Петроза­ водска. а закончили в Казани. Именно тогда мы прочитали бахайскую молитву в право­ славном храме, конечно, с разрешения батюшки. Это бы­ ло первое общение бахай и православия на территории России. Ьпоследствии. в ме­ стах. где мы останавливались, мы не ощущали отчуждения со стороны православного д у ­ ховенства. Нас приглашали в церкви, расспрашивали о на­ шей вере. А у нас. как извест­ но. нет священников, нет обрядов. Наши храмы открыты для людей любой веры. Мы не навязываем человеку свою веру, свою религию. У нас не так много храмов. Один из них в Индии - храм Лотос... В. К Спасибо за беседу ; за знакомство сновойдля меня верой. Мне подарили брошюры, проспекты, сборники—В них та ­ кие слова, столь необходимые нам в настоящие дни: “Истина во всех религиях одна, и ее сред­ ствами может быть достигнуто единство человечества... Как только люди станут искать ис­ тину, они обнаружат, что объе­ динились”. Мы должны знать, что мы действительно плоды одного дерева, что славы заслу­ живает не тот, кто любит роди­ ну, а тот, кто любит весь мир. Фото А н др ея П РОНИНА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz