Рыбный Мурман. 1992 г. Август.
ш т ш т т ш ш т ш ш ш ш ш ш ж аш I 1 §Е ЗАГЛЯНЕМ В ИСТОРИЮ Ш т ?й * Представляем автора Кто из поморов-северян не знает Ф. А. Пономарева, жизнь которого, без преувеличения можно сказать, настолько содержательна, что не одну книгу написать можно. 52 года проработал Федор Антонович в рыбной промышленности Севера, причем поло вину из них - председателем правления Архангельского областного рыбакколхозсоюза, а выйдя на пенсию 3 года преподавал специальные дисциплины в мореходном училище. Автор проекта Печорского рыбоучетного заграждения, которое внедрялось под его руководством. Автор первой в мире тюленьей фермы на берегу, изобретение которой защищено советским свидетельством и канадским патентом. Инициатор замены судового промысла тюленя на Белом море вертолетным, возглавлявший первые экспедиции в период становления этого прогрессивного промысла. О Пономареве не раз писали центральные газеты, журналы. Но и сам он всю жизнь активно сотрудничает с прессой. Сейчас работает над историей рыболовецкой колхозной системы, пишет воспоминания. С нового года “Рыбный Мурман” распространяется в Архангельске, и Федор Антонович, оценив газету, согласился работать с нами. Предлагаем вниманию читателей его первое выступление. На снимке: Ф. А ПОНОМАРЕВ. Фото Э. ЗЕЛЕНИНА. Ш Ж ! 1 I 1 I g I І Ш >№ I § ж Ш X/ I и ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ Г лавное управление рыбной про мышленности Северного бассей на - “ Главсеврыбпром” - в годы войны было переведено из Москвы в Архан гельск. Оно осуществляло руководство производственно-финансовой деятель ностью всех рыбохозяйственных органи заций и предприятий Архангельской и Мурманской областей. Начальником главка был архангель ский помор Николаи Ефимович Скорня ков, прославленный капитан промыслового флота, каіштан I ранга МФ, заместитель наркома по флоту рыб ной промышленности страны. Выполняя столь ответственные фун кции, Николай Ефимович в основном на ходился в наркомате в Москве, а обязанности начальника главка в Архан гельске исполнял первый его замести тель Андрей Васильевич Тупиков. Закончилась Отечествешіая война. В 1946 году “ Главсеврыбпром” возвраща ется в Москву. Работая в то время начальником про мыслового отдела главка, не имея квар тиры в Москве, я вынужден был отказаться от переезда из Архангельска в столицу, тем более что ранее чем через год главк не гарантировал выделение квартиры. Тогда руководство главка предложи ло остаться в той же должности в Архан гельске и представлять главк по Архангельской и Мурманской областям. Наступил ответственный период промысловой деятельности на Севере - семужья путина. В то время еще реки были экологически чистые, а Печора ежегодно давала улов семги в500 и более тонн. Главк обратился к наркому рыбной промышленности А. А. Ишкову с просьбой отменить запрет на лов семги на Печоре с 5 по 10 сентября. Нарком обещал снять запрет. А. В. Тупиков командировал меня на весь период путины на Печору, заверив, что запрет снимается. Вмое распоряжение были выделены два самолета: Ш -2 и один ПО-2 - для перевозки мелких путинных грузов, почты и для оперативной связи. В то время рыбоприемные пункты, ры бацкие бригады были разбросаны в Печор ском заливе и но реке на сотни километров. Например,пункт Алексеевка находился за 230 километров от Нарьян-Мара, Дресвян- ка - за 170, Носовая - за 120. С большинст вом пунктов и участков лова связь поддерживалась только водным транспор том. Поэтому систематические полеты по всей акватории с посадками на воду и су хопутные площадки имели исключитель ное значение для оперативного руководства промыслом. Подошло время пятидневного запрета на лов семги, а телеграммы наркома о сня тии запрета нет. На мои неоднократные запросы А. В. Тупиков предлагает продол жать лов, обещая посодействовать отправ лению телеграммы наркомом. Наши представители на трех самолетах еже дневно летают во все бригады и рыбопри емные пункты, подтверждая указания о продолжении промысла, а работники ры боохраны на тихоходных ботах едут по бригадам, составляют акты на нарушите лей и предлагают снимать орудия лова. На следующий день утром снова эс кадрилья промысловиков вылетает на ме сто, и лов разрешается. За пять дней рыбаки добыли 80 тонн семги. Тем временем, конечно, чиновники министерства телеграмму с разрешением на лов дали, но она поступила... 12 сентяб ря. Но страсти улеглись, хорошее дело сделано, рыбаки - с высокими заработками, а государство получило в 1946 году от пе чорских рыбаков более пятисот тонн семги и почти столько же сига, омуля, нельмы. Семужья путина шла к завершению, настроение у всех приподнятое, и мы, ко нечно же, не ожидали, что нас подстерега ют какие-то неприятности. Вылетев в очередной обзорішй рейс на “ Шаврушке” пол командованием молодого пилота Ан- шукова и с бортмехаником Волковым, де лая иосадки на воду на рыболовных участках от Нарьян-Мара до Виски, я ре шил заглянуть в бригаду колхоза имени Ленина, что на участке Угрависка. Дул свежий северный вегер, на реке волна, но ішлот заверил меня, что сядем на воду нормально. Пошли на посадку', косну лись гребня первой волны, затем второй, и самолет запрыгал по волнам точно по сти ральной доске. Сброшены обороты винта, самолет на ровном киле, но резко крешітся на левый борт. Через низкий борт фюзеляжа (35 - 40 см) в кабину “ заглядывают” волны. Пилот, прибавляя обороты, пытается направить самолет к берегу', а машина... описывает крут. До берега - 150 - 180 метров, глубина до 10 метров. Молодые авиаторы не могут объяснить столь необычное поведение са молета, а для меня это тем более загадка. Ветром и сильным течением нас уже снесло от места посадки на 3 км, наступила темнота, идет холодный осенний дождь, вода в самолете быстро прибавляется, от ливаем фуражками. Промокли, что назы вается, до нитки, а подойти к берегу так и не можем. Как-то подрулили за 10 метров от бе рега, бросили якорек - “ кошку” с тросиком в 5-6 метров. Якорь не достиг дна, и нас с новой силой понесло порывом ветра: чув ствуем, что не миновать беды. Видим, в темноте мимо нас бот буксирует баржу', загруженную сеном. Выстрелили все ра кеты, но на боте нас не услышали и не увидели. Через несколько минут идет рейсовый речной пароход, который также нас не уви дел и не услышал пять моих выстрелов из пистолета в воздух. Настроеіше упало. Механик Волков ѴЛ-ѴАѴАѴЛ- >>/X ,!v X 'X v ;*!v X v !w /X v X v X w /X X v X w X \ 4 v !v .V /X v A V . 4 V:S 44 W /.V A V A ‘A V ^/.viW A *A V .V /.V A V /A V /A \V /A V A V ^V .W .\SV A ,. 4 VA,.W .,AW .*.VA 4 V.,.,.V /.*.V .W ^A V /A V A снял сапоги, куртку'... Р у г а я отборной бранью иилота-'неумеху", он... приглаша ет меня покинуть самолет и плыть к бере гу'. Состоялся мужской разговор. Но что делать? Не помню кто, но, кажется, тот же Вол ков высказал предположение: у самолета при ударе о волну прорвало левый попла вок, и он наполнился водой. Надо попы таться эту воду вылить из поплавка. Тогда самолет пойдет куда нам надо. Тут мне выпала обязанность порабо тать “ балластом” . Сел на правый борт, придерживаясь руками, а ноги в сапогах, наполненных водой, опустил за борт. Крен самолета постепенно стал выравішваться, и машина стала подчиняться рулям. Про мокшие, уставшие, но радостные, мы до стигли берега, вытащили самолет на берег уже за 5 км от места посадки. Прошло шесть часов после неудачной посадки... Через остров в іыти километрах от нас - моя родная деревня, где живут отец и мать. Но уже более двадцати лет я здесь не живу и тропинку, ведущую к деревне, не найти. Сняли сапоги, сырые куртки и через чащобы в темноте отправились к деревне, преодолев пять километров за два часа, но исцарапав до крови ноги, руки. У нас ведь еще в пятидесятые годы в крестьянских домах не было замков и вся ких запоров. Зашли вмой родной дом, отец в темноте да спросонок спрашивает, кто пожаловал в столь поздний час. Я ответил, что мы втроем прилетели с путины. Он быстро зажег лампу и, все еще не поняв случившегося, уточняет, как же в такую погоду, в темноте, при осеннем дожде мы “ прилетели” ? Проснулась мама, согрела самовар, на кормила нас, а отец отогрел водочкой. Рассказав все, что с нами произошло, мы утром попросили в колхозе лошадь и несколько человек. Самолет подняли на ровную площадку', убедились - прав меха- гак: левый поплавок действительно про бит. Но самолет-то - амфибия, он взлетает и с сутіш. Старый рыбак, отец Антон Селивер- стович, сказал, что давно и правильно го ворят: дома и стены помогают. “ Вот на родной-то реке ты и спасся, а кто знает, чем бы все кончилось, будь это на какой-то другой. Но так ’’летать" не надо, сынок, и на родной реке". Ф. ПОНОМАРЕВ. I ■/лт 1 1 I 1 ѵ.ѵ ШЩ А ш. 1 Шш 1 4» 1I Щ. Кѵ ш 1 « 1 I Ш Международное производственно-коммерческое объединение «МУРМАНСКИЙ ТОРГОВЫЙ дом» реализует за СКВ партию автомобилей BA3-21093, 21074 и 21043 в экспортном исполнении как оптом, так и в розницу. Контактный телефон 5-55-22. -Ѵ->Йв, 7 августа 1992 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz