Рыбный Мурман. 1992 г. Август.

ш т ш т т ш ш т ш ш ш ш ш ш ж аш I 1 §Е ЗАГЛЯНЕМ В ИСТОРИЮ Ш т ?й * Представляем автора Кто из поморов-северян не знает Ф. А. Пономарева, жизнь которого, без преувеличения можно сказать, настолько содержательна, что не одну книгу написать можно. 52 года проработал Федор Антонович в рыбной промышленности Севера, причем поло­ вину из них - председателем правления Архангельского областного рыбакколхозсоюза, а выйдя на пенсию 3 года преподавал специальные дисциплины в мореходном училище. Автор проекта Печорского рыбоучетного заграждения, которое внедрялось под его руководством. Автор первой в мире тюленьей фермы на берегу, изобретение которой защищено советским свидетельством и канадским патентом. Инициатор замены судового промысла тюленя на Белом море вертолетным, возглавлявший первые экспедиции в период становления этого прогрессивного промысла. О Пономареве не раз писали центральные газеты, журналы. Но и сам он всю жизнь активно сотрудничает с прессой. Сейчас работает над историей рыболовецкой колхозной системы, пишет воспоминания. С нового года “Рыбный Мурман” распространяется в Архангельске, и Федор Антонович, оценив газету, согласился работать с нами. Предлагаем вниманию читателей его первое выступление. На снимке: Ф. А ПОНОМАРЕВ. Фото Э. ЗЕЛЕНИНА. Ш Ж ! 1 I 1 I g I І Ш >№ I § ж Ш X/ I и ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ Г лавное управление рыбной про­ мышленности Северного бассей­ на - “ Главсеврыбпром” - в годы войны было переведено из Москвы в Архан­ гельск. Оно осуществляло руководство производственно-финансовой деятель­ ностью всех рыбохозяйственных органи­ заций и предприятий Архангельской и Мурманской областей. Начальником главка был архангель­ ский помор Николаи Ефимович Скорня­ ков, прославленный капитан промыслового флота, каіштан I ранга МФ, заместитель наркома по флоту рыб­ ной промышленности страны. Выполняя столь ответственные фун­ кции, Николай Ефимович в основном на­ ходился в наркомате в Москве, а обязанности начальника главка в Архан­ гельске исполнял первый его замести­ тель Андрей Васильевич Тупиков. Закончилась Отечествешіая война. В 1946 году “ Главсеврыбпром” возвраща­ ется в Москву. Работая в то время начальником про­ мыслового отдела главка, не имея квар­ тиры в Москве, я вынужден был отказаться от переезда из Архангельска в столицу, тем более что ранее чем через год главк не гарантировал выделение квартиры. Тогда руководство главка предложи­ ло остаться в той же должности в Архан­ гельске и представлять главк по Архангельской и Мурманской областям. Наступил ответственный период промысловой деятельности на Севере - семужья путина. В то время еще реки были экологически чистые, а Печора ежегодно давала улов семги в500 и более тонн. Главк обратился к наркому рыбной промышленности А. А. Ишкову с просьбой отменить запрет на лов семги на Печоре с 5 по 10 сентября. Нарком обещал снять запрет. А. В. Тупиков командировал меня на весь период путины на Печору, заверив, что запрет снимается. Вмое распоряжение были выделены два самолета: Ш -2 и один ПО-2 - для перевозки мелких путинных грузов, почты и для оперативной связи. В то время рыбоприемные пункты, ры­ бацкие бригады были разбросаны в Печор­ ском заливе и но реке на сотни километров. Например,пункт Алексеевка находился за 230 километров от Нарьян-Мара, Дресвян- ка - за 170, Носовая - за 120. С большинст­ вом пунктов и участков лова связь поддерживалась только водным транспор­ том. Поэтому систематические полеты по всей акватории с посадками на воду и су­ хопутные площадки имели исключитель­ ное значение для оперативного руководства промыслом. Подошло время пятидневного запрета на лов семги, а телеграммы наркома о сня­ тии запрета нет. На мои неоднократные запросы А. В. Тупиков предлагает продол­ жать лов, обещая посодействовать отправ­ лению телеграммы наркомом. Наши представители на трех самолетах еже­ дневно летают во все бригады и рыбопри­ емные пункты, подтверждая указания о продолжении промысла, а работники ры­ боохраны на тихоходных ботах едут по бригадам, составляют акты на нарушите­ лей и предлагают снимать орудия лова. На следующий день утром снова эс­ кадрилья промысловиков вылетает на ме­ сто, и лов разрешается. За пять дней рыбаки добыли 80 тонн семги. Тем временем, конечно, чиновники министерства телеграмму с разрешением на лов дали, но она поступила... 12 сентяб­ ря. Но страсти улеглись, хорошее дело сделано, рыбаки - с высокими заработками, а государство получило в 1946 году от пе­ чорских рыбаков более пятисот тонн семги и почти столько же сига, омуля, нельмы. Семужья путина шла к завершению, настроение у всех приподнятое, и мы, ко­ нечно же, не ожидали, что нас подстерега­ ют какие-то неприятности. Вылетев в очередной обзорішй рейс на “ Шаврушке” пол командованием молодого пилота Ан- шукова и с бортмехаником Волковым, де­ лая иосадки на воду на рыболовных участках от Нарьян-Мара до Виски, я ре­ шил заглянуть в бригаду колхоза имени Ленина, что на участке Угрависка. Дул свежий северный вегер, на реке волна, но ішлот заверил меня, что сядем на воду нормально. Пошли на посадку', косну­ лись гребня первой волны, затем второй, и самолет запрыгал по волнам точно по сти­ ральной доске. Сброшены обороты винта, самолет на ровном киле, но резко крешітся на левый борт. Через низкий борт фюзеляжа (35 - 40 см) в кабину “ заглядывают” волны. Пилот, прибавляя обороты, пытается направить самолет к берегу', а машина... описывает крут. До берега - 150 - 180 метров, глубина до 10 метров. Молодые авиаторы не могут объяснить столь необычное поведение са­ молета, а для меня это тем более загадка. Ветром и сильным течением нас уже снесло от места посадки на 3 км, наступила темнота, идет холодный осенний дождь, вода в самолете быстро прибавляется, от­ ливаем фуражками. Промокли, что назы­ вается, до нитки, а подойти к берегу так и не можем. Как-то подрулили за 10 метров от бе­ рега, бросили якорек - “ кошку” с тросиком в 5-6 метров. Якорь не достиг дна, и нас с новой силой понесло порывом ветра: чув­ ствуем, что не миновать беды. Видим, в темноте мимо нас бот буксирует баржу', загруженную сеном. Выстрелили все ра­ кеты, но на боте нас не услышали и не увидели. Через несколько минут идет рейсовый речной пароход, который также нас не уви­ дел и не услышал пять моих выстрелов из пистолета в воздух. Настроеіше упало. Механик Волков ѴЛ-ѴАѴАѴЛ- >>/X ,!v X 'X v ;*!v X v !w /X v X v X w /X X v X w X \ 4 v !v .V /X v A V . 4 V:S 44 W /.V A V A ‘A V ^/.viW A *A V .V /.V A V /A V /A \V /A V A V ^V .W .\SV A ,. 4 VA,.W .,AW .*.VA 4 V.,.,.V /.*.V .W ^A V /A V A снял сапоги, куртку'... Р у г а я отборной бранью иилота-'неумеху", он... приглаша­ ет меня покинуть самолет и плыть к бере­ гу'. Состоялся мужской разговор. Но что делать? Не помню кто, но, кажется, тот же Вол­ ков высказал предположение: у самолета при ударе о волну прорвало левый попла­ вок, и он наполнился водой. Надо попы­ таться эту воду вылить из поплавка. Тогда самолет пойдет куда нам надо. Тут мне выпала обязанность порабо­ тать “ балластом” . Сел на правый борт, придерживаясь руками, а ноги в сапогах, наполненных водой, опустил за борт. Крен самолета постепенно стал выравішваться, и машина стала подчиняться рулям. Про­ мокшие, уставшие, но радостные, мы до­ стигли берега, вытащили самолет на берег уже за 5 км от места посадки. Прошло шесть часов после неудачной посадки... Через остров в іыти километрах от нас - моя родная деревня, где живут отец и мать. Но уже более двадцати лет я здесь не живу и тропинку, ведущую к деревне, не найти. Сняли сапоги, сырые куртки и через чащобы в темноте отправились к деревне, преодолев пять километров за два часа, но исцарапав до крови ноги, руки. У нас ведь еще в пятидесятые годы в крестьянских домах не было замков и вся­ ких запоров. Зашли вмой родной дом, отец в темноте да спросонок спрашивает, кто пожаловал в столь поздний час. Я ответил, что мы втроем прилетели с путины. Он быстро зажег лампу и, все еще не поняв случившегося, уточняет, как же в такую погоду, в темноте, при осеннем дожде мы “ прилетели” ? Проснулась мама, согрела самовар, на­ кормила нас, а отец отогрел водочкой. Рассказав все, что с нами произошло, мы утром попросили в колхозе лошадь и несколько человек. Самолет подняли на ровную площадку', убедились - прав меха- гак: левый поплавок действительно про­ бит. Но самолет-то - амфибия, он взлетает и с сутіш. Старый рыбак, отец Антон Селивер- стович, сказал, что давно и правильно го­ ворят: дома и стены помогают. “ Вот на родной-то реке ты и спасся, а кто знает, чем бы все кончилось, будь это на какой-то другой. Но так ’’летать" не надо, сынок, и на родной реке". Ф. ПОНОМАРЕВ. I ■/лт 1 1 I 1 ѵ.ѵ ШЩ А ш. 1 Шш 1 4» 1I Щ. Кѵ ш 1 « 1 I Ш Международное производственно-коммерческое объединение «МУРМАНСКИЙ ТОРГОВЫЙ дом» реализует за СКВ партию автомобилей BA3-21093, 21074 и 21043 в экспортном исполнении как оптом, так и в розницу. Контактный телефон 5-55-22. -Ѵ->Йв, 7 августа 1992 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz