Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.
—С а Л V Г г I '■У. Материал собрала и п о д го то в к а к печати Эмма ДОМАШЕВА I I I I I I I I I I 1 I I I I «.ЧЕЛОВЕКУ СТАЛО ХОЛОДНО Создавая одежду, челове чество проявило большую фан тазию и показало себя достаточно практичным. Раз личная манера носить накидки отличала уже античных греков, хотя они использовали всего два материала: лен и шерсть. Молодые люди свободно на брасывали покрывало на плечи или скалывали спереди. Люди постарше заворачивались в не го. словно в кокон. Количество и красота спадающих складок, элегантность манеры ношения обычно определяли социальное положение человека. Наиболее поздняя форма одежды такого рода - римская тога - вышла из обихода именно потому, что требовала слишком много була вок и свинцовых пломбочек. без которых невозможно было за вернуться в нее с должным со вершенством. Кстати, несмотря на всю непрактичность тоги, ни один вид одежды не имел тако го огромного общественного и политического значения. Пра вом носить тогу обладали толь ко свободно рожденные римские граждане. Специаль ные правила и указы определя ли. кто и как должен ее носить Пурпурные канты дозволялись молодым патрициям и сенато рам, золотая вышивка была при вилегией победоносных военачальников Отбеленную тогу носили кандидаты на госу дарственные должности. Осо бое внимание тогам уделяли ораторы. Сохранилось много правил о том. как с помощью тоги придать речи оттенок‘ ли ричности или. наоборот, уси лить динамичность. Император Август, стремившийся возро дить традиции Древнего Рима, потребовал, чтобы в сенате, на форуме, общественных играх и ораторских трибунах появля лись толькс зтогах. Однако ко времени правле ния Клавдия сл££,а тоги пошла на убыль, потому что тогу стали носить греки, испанцы, галлы и прочие низшие с точки зрения знатных римлян народы. Народам, жившим север нее Альп, не было смысла пере нимать у римлян одежду, потому что суровый климат дав но заставил их придумать более практичную и теплую. Здесь уже носили одежду с рукавами и штаны. Верхней одеждой в Бронзовый векслужила меховая или валяная из шерсти накидка Умение сшивать куски ткани способствовало возникновению шуб из звериных шкур. Так что римская тога в этих районах особой популярности не приоб рела. Гораздо практичнее были кельтский сагум. накидка с ру кавами и капюшоном. Франки вплоть до IX столе тия носили бесформенное длинное одеяние, надеваемое через голову. Под влиянием германцев вошло в моду более красивое и короткое “пальто". Одним из ярых противников “ пальто" был король Карл Вели кий. Но мода никогда не спра- (Начало в № 16.) шивала мнения королей, и вско ре Карл сам облачился вмодное “ пальто". Шубы приобрели та кую популярность, что вуказе об одежде 808 года пришлось ус тановить на них твердые цены. Носили шубы куньи и собольи, бобровые, овчинные и даже из кошачьего меха. Сам король по будням носил овчинную шубу, по торжественным случаям об личался в соболью или в бобро вую. Более-менее радикальные изменения верхняя одежда претерпела в ХІѴ-ХѴ веках, ког да в моду вошло все экстрава гантное. неудобное. но позволяющее выделяться из массы, проявить индивидуаль ный вкус Верхней такую одеж ду можно было считать постольку, поскольку ее носили поверх чего-то. Ее не снимали ни в жилых, ни в общественных помещениях, ни на балу, ни в церкви. Наибольшей популяр ностью пользовалась абсолют но круглая накидка с отверстием для головы посере дине. Она могла прикрывать фи гуру целиком, а у модниц едва доходила до пояса. Существовало множество ее вариантов. В Германии и Ни дерландах делали глубокий вы рез на груди и спине, в Италии - только на спине. Во Франции и Англии, наоборот предпочи тали высокий воротник, прикры вающий подбородок, а порой и уши. Рукава расходились коло кольчиком или наподобие кры лышек. прикрывали часть спины. Встречались и двойные рукава, спереди узкие - для рук. сзади широкие - просто для красоты. Длинные одеяния ни же линии талии расширялись колоколом или спадали склад ками. Низ коротких оторачивали мехом или ворсистым материа лом. Поиски оригинальной верх ней одежды продолжались и в XVI веке. Многие мужчины и женщины носили зимару. при шедшую в Европу из Турции. Зимара могла быть без рукавов или с короткими буфами, с большим меховым воротником, доходила длиной до колен и расстегивалась спереди. Шили ее из шелка в крупный рисунок или бархата на меховой или шелковой подкладке. Женщи нам она служила не только пальто, но и халатом Схожее с зимарой одеяние в Германии называлось шаубе. Ученые му жи и вообще пожилые мужчи ны носили длинные шаубе. остальные - чуть ниже колена. В Испании носили свое образную короткую, едва до линии бедер, круглую накидку, вернее, пелерину с высоким воротником. Нлкидку шили из богатого, затканного золотом шелка на жесткой подкладке. С особым удовольствием та кие накидки носили молодые люди со стройными ногами, получившие возможность вы ставлять на всеобщее обозре ние дорогие шелковые чулки. В XVII и XVIII веках верхней одежды почти не носили Во второй половине XVII века в мужскую одежду входят дли ной до колен камзол и жилет. Их шили всегда на подкладке, а в случае необходимости над евали сразу несколько. В холо да носили по 14 рубашек и 12 пар чулок В путешествии рос кошный камзол прикрывали круглой накидкой Существен но изменил общую картину мо ды суконный камзол - одежда английских простолюдинов. - вошедший в моду во второй половине XVIII века. Строгий, достаточно длинный, без вся ких украшений, он вытеснил пестрые одежды из шелка и бархата Наиболее романтический период в истории европейско го костюма - 1815 - 1850 годы Главное событие - появление твидового пальто с отворотами (твид - легкая шерстяная ткань) За ним последовало де ловое, простое пальто прямого покроя Женщины в старину вели домашний образ жизни, на улицу выходили лишь в случае крайней необходимости, верх ней одежды как таковой у них не было. Ктому же и юЬки Ьыли такими широкими, что нередко их надевали сразу дюжину, причем верхняя была на под кладке Под юбкой прятались всевозможные подушечки и валики, формирующие фигуру. Так что в пальто в общем-то и не было необходимости На плечи же набрасывали теплый шерстяной платок или меха. Руки прятали в высокие до лок тей перчатки или муфту Носи ли женщины и такие же накидки, что и мужчины (зима- ры. шаубе и т. п.). Часто жен ским видом верхней одежды была ротонда - стеганая накид ка. Ее преимущество заключа лось в том. что под нее умещались юбки и рукава са мой немыслимой ширины. Са мые роскошные и неслыханно дорогие накидки появились в XVII - XIX веках. Это ввезенные из Индии кашмирские шали. Молодой Виктор Гюго поо бещал жене купить кашмир скую шаль с первого же гонорара, но. получив свои 700 франков, обегал весь Париж и не нашел такой дешевой. Со временем наряду с пальто появляются разнооб разные женские жакеты. Они удобны для деловых "женщин с профессией” и потому в моде до сего дня. (Продолжение следует.) 1 I I I I I I I I I I I іі I I I I I I I I I I I I I I НОРВЕЖЕЦ В МУРМАНСКЕ (Начало на 1-й стр.) Парадокс и глубокая трагедия способа, выбранного Ельциным для преобразования экономики, в том, что лишь те, кто обладал властью в старой системе, кто был готов к тому, что должно было случиться, и кто мог ис пользовать результаты реформы, ее же и осуществляют и обладают, кста ти, необходимыми контактами для ее осуществления. Безумный, поспеш ный переход от коммунизма к капита лизму как будто создан для сильных, а поэтому задумайтесь над тем, кто был сильным в прежние дни. Тогда вы уз наете также, кто завоевал власть сей час. Если нищему дать костыль, что бы он мог защищать себя в вертикаль ном положении, - что с того? - ведь миллионер уже имеет пулемет, но борьба все равно может начаться. РЫНОК КАК ТОПОР Новый рынок Мурманска. Суббо та, после обеда. Продовольственные товары повсюду. Сочные куски свини ны и телятины, колбаса, лимоны и яб локи. Кругом люди: купить, поглядеть. Рядом - продавцы черного рынка с бу тылками водки, болгарскими сигарета ми и небольшими табличками “Куплю СКВ”. Это тоже Мурманск. Продоволь ствие - горами, тоннами - кругом, на сколько видят глаза: на рынке, на бирже, на рыбокомбинате. Несколько цифр для иллюстрации: 60 тыс.тонн рыбы “Севрыба" производит в год для Мурманской области. Свиноферма в Мурманске имеет 12000 свиней. Ни кельский совхоз выставляет на биржу в этом месяце 30 тонн мяса. На консер вной фабрике хранится 68000 банок рыбных консервов. (По нашим данным, в 1991 г. в Мурманскую область Се верный бассейн поставил 46 тыс. 872 тонны рыбопродукции и 22 муб кон сервов. - Ред.) СКАЗКА СТАНОВИТСЯ КОШМАРНЫМ СНОМ Да, сказка. Можно подумать, что цифры взяты из фантазий больного че ловека. Ложь и вранье - этот вывод можно сделать сразу же, как только посетишь государственные магазины Мурманска. Это невозможно понять: область с тахим крупным производст вом продовольственных товаров, а ма газины пустые. А ках только заглянешь на рынки и в кооперативные магазины, становит ся ясно, что это далеко не сказка, а кошмарный сон, который называется “свободные цены в монопольной эко номике”. РЫНОК - НЕ БОГ 2 января цены на большинство товаров в России стали свободными. Хорошая мысль, но это предполагает свободный рынок. Рынок должен оп ределять, что и сколько стоит. А сде лать его свободным можно только через приватизацию и демонополиза цию государственных предприятий. Без приватизации свободные цены ве дут к катастрофе и делению общества на тех, кто имеет доступ к валюте, и других - не имеющих этой возможно сти. Многие, как русские, так и пред ставители Запада, видят и понимают, что рынок не является разрешением всех проблем. Рынок - не Бог. Рынок - точно такой же инструмент, как, на пример, топор. Все зависит от того, как использовать этот инструмент. Топор, как известно, может просто рубить, но может и отрубить голову народу. Чем дальше будет осуществляться мед ленная приватизация, тем больше до брых голов падет, прежде чем разгорится обогревающий костер ры ночной экономики. ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ - ВОПРОС МОРАЛИ Длинная очередь перед дверью отца Георгия. Молодые и старые, хоро шо одетые и в лохмотьях, рьяные и смирившиеся. Все они ждут отца Г еор гия. Они пришли и ждут его помощи, его санкции на выделение гуманитар ной помощи, поступившей из Норве гии и других стран. Многие из них несомненно голодны и ншци, другие - добротно одетые и лощеные - не иначе как спекулянты. Потому гуманитарная помощь, которая не попадает к нужда ющимся, уходит к богатым. Молва об этом идет и вМурманске, и в Норвегии. Многие считают, что большая ее часть оседает в карманах торговой мафии и что Норвегии следует прекратить по сылать гуманитарную помощь. ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ИДЕТ Малая толика того, что я видел в Мурманске, свидетельствует о том, что гуманитарная помощь отсутствует. Контрольные функции комитета по распределению гуманитарной помо щи и церкви вместе с норвежским Красным Крестом выполняются хоро шо. Но помощь отсутствует. И так бу дет всегда, мы знаем это на примере Африки. Единственное, что можно затро нуть, это надувательство при состав лении списков нуждающихся. Здесь брешь в контроле со стороны Запада, и эту брешь затруднительно за крыть. ПОМОЩЬ - ДЛЯ САМОПОМОЩИ Серьезные проблемы с гуманитар ной помощью все же в другом. Гумани тарная помощь ничего не решает и, мало того, - она не решает острых про блем. Если Россия будет усиливать свою экономику, тогда поддержка должна носить более длительный и перспективный характер. Вместо того чтобы посылать картофель в Мур манск, следует научить жителей его выращивать, покупать землю для них и давать картофельные семена. ВОЕННЫЕ ИЛИ НИЩИЕ Мой другой критический взгляд, затрагивающий вопрос гуманитарной помощи, чисто морального характера. Россия по-прежнему мощная военная сила. Сейчас она снова должна возоб новить атомные взрывы на Новой Зем ле. Это стоит миллиарды рублей ежегодно. Россия не может позволить себе этого, если она хочет получать помощь с Запада. Россия не имеет права тратить средства на производст во танков и подводных лодок в то вре мя, когда Запад старается помочь больным, старым и нищим. Это оправ дано как с моральной, так и с экономи ческой стороны и тормозит переход от военного к гражданскому производст ву- И если Россия будет расходовать на оборону так же много, как и прежде, тогда ей следует иметь мужество отка заться от западной помощи. В против ном случае жаль не Россию, а жаль только русских. Стейн СТЕВЕ, корреспондент газеты “Сёр-Варангер Авис”, г. Киркенес. (Специально для “РМ”.) Перевод Юрия АРЛАНОВА. “ РЫБНЫЙ 24 апреля 1992 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz