Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.
ЮШгайЬ 'A ииігнащ "Велика наша земля и обильна, а порядка в ней не ту . . В стране царит настоящий правовой ха ос. Даже опытные юристы называют сегод няшнюю ситуацию популярным и жестким словом “беспредел”. Не работают законы, которые работали десятки лет , не подчиняются этим законам массы людей, на правоохранительные органы, похоже , напал паралич. Неработают и те законы, которые прини маются Верховным Советом уже в наши дни. Когда, в какое время армию разоружали бандиты? Еще 2-3 года назад солдат, сто ящий на часах, при виде нападающих на его воинскую часть бандитов без предупреждения стрелял бы в них. А сейчас? А сейчас солдаты и офицеры становятся заложниками боеви ков. И ни прокуратуры, ни суды не привлекают к ответственности преступников. Отдели лась от нас Чечня, незаконный референдум провел Татарстан вопреки решению Консти туционного суда Федерации . Пытаются от делиться вопреки Основному Закону некоторые автономии и даже области. Попробовал бы какой-нибудь штат в Аме рике заявить о своем выходе! Закон есть закон! Плохой он или хороший , но если он принят, его надо исполнять, иначе наступит хаос. Законы попираются не только на самом высокомур овне, не только руководителями ав тономий, но и массой граждан науровне быто вом. Более того, принимаемые новые законы противоречат уже существующим. Об этом сегодня беседует наш обозрева тель Зарема БОРОВАЯ с председателем Мур манского областного суда Лидией Степановной МИРОШНИКОВОЙ. -Т ак в чем основная причина талой правовой анар хии, Лидия Степановна? Ведь хотя бы на бытовом уровне мы могли бы заставить людей исполнять закон. - Я думаю, здесь причина не одна, тут комплекс причин. Первая та, что законы, которые принимаются сейчас Верхов ным Советом Федерации, соответствуют только той ситуации, что теперь существует в стране. На день принятия закона он многихустраивает. Но обстановка так стремительно меняется, что через месяц, а то и через неделю, закон не соответствует ситуации и становится неработающим. Вторая причина - кризис доверия к правоохранительным органам и кризис судебной системы. Доверие к судам возра стет тогда, когда суд займет в обществе подобающее место. А мыпока только провозглашаем тезис, что судебная власть - это третья власть в государстве, но ничего для этого не делаем. Кстати, в Америке она - первая власть! Давным-давно назрела судебная реформа, но она не осуществляется. Видимо, сильная судебная власть сейчас никому не нужна. Нам необходимо менять всю судебную систему, вводить апелляционные суды, подлинную состязательность участни ков судебного процесса. Но мы лишь говорим об этом. И уже года три. Корр.: - Вы имеете в виду состязательность предста вителей обвинения и защиты? - Конечно, прокурора и адвокатов. Суд не должен доказы вать виновность подсудимого, это задача государственного обвинителя. Корр.: - А сейчас у нас в судах обвинительное заключе ние читает—судья! Меня это всегда поражает. Более того, часто судебное разбирательство идет без прокурора, зна чит, хотят того или нет участники процесса, но роль обви нителя невольно берет на себя судья. Мне приходится быть в судах и в качестве народного заседателя, поэтому весь процесс вижу изнутри... - Вы совершенно правильно говорите. Такое положение вызывает у суда обвинительный уклон. Я только что вернулась из Москвы, где проходил совет судей. Было высказано много претензий к Верховному Совету по поводу того, что не двига ется судебная реформа. А положение катастрофическое. Нет народных заседателей. Их не выбирают на предприятиях, так как невыгодно отрывать людей от производства и платить им зарплату. Давно назрел вопрос принятия закона о единолич ном рассмотрении судьями целого ряда дел по мелким нару шениям. Мы предлагаем до 130 уголовных составов дел, которые могли бы разрешать судьи будучи в единственном числе. Корр.: - В нашей области тоже проблема с народными заседателями? - И еще какая! В Ловозере, Апатитах просто некому' рас сматривать дела. А в других регионах России и того хуже. В Кемерово с декабря не проходят судебные процессы. А мы говорим о защите прав человека в суде. Корр.: - Ну а как же решается вопрос суда присяжных? - Вы знаете, этот вопрос очень спорный. Мы, большинство судей Мурманской области, против суда присяжных. Заседа тели-то народные не всегда бывают подготовлены, хотя их учат, они знают уголовное и гражданское законодательство, они изучают те дела, что готовятся к рассмотрению в суде. А мы хотим от случайных людей получить объективный ответ: вино вен или не виновен. Да в некоторых случаях даже профессио нал-судья становится в тупик от сложности дела. Корр.: - Лидия Степановна, вы сказали, что многие зако ны, принимаемые сейчас, несовершенны. Какие вы имели в виду? - Они не столько несовершенны, сколько кратки. И дают возможность широкого толкования не только юристами, но и гражданами. И получается, что у нас при одном и том же законе законность мурманская, апатитская, кандалакшская и т. д. Вот возьмем Закон о собственности. Сейчас введена в действие статья 30-я, которая гласит, что если потерпевшему нанесен ущерб вором, грабителем, расхитителем и т. д., то этот ущерб возмещает государство. И поставлена точка. Трудно сказать, что имел в виду законодатель. Сейчас идут среди юристов споры, как понимать эту статью. Я лично нахожу ее абсурдной. Посудите сами: в законе записано, что ущерб возмещается в случае совершения преступления. Когда есть приговор суда и определен преступник, то тут ясно - государство возмещает потерпевшему ущерб после суда, а потом в порядке регрессив ного иска всю сумму суд взыскивает с осужденного уже в пользу государства. Ну а сейчас что прикажете делать? К примеру, такая ситу ация: преступление совершено, но преступник не найден. В милиции подобных дел, так называемых “глухарей”, сотни. И они лежат годами. Тах что же? Государство должно оплачивать все иски? А если выяснится потом, что виновника нет? Корр.: - Да может быть, и самого преступления не было, а была имитация кражи или грабежа. Или человек, заявив с пропаже вещей, драгоценностей, потом их находит? - Вот именно. Когда нет преступника, очень сложно гово рить осовершенном преступлении. И если во всехтаких случаях взыскивать ущерб с государства, оно просто разорится. (В момент этой беседы в кабинет председателя суда вошел Владимир Иванович Кордонец - заместитель Миро- шниковой. Услышав наш разговор, он сказал: “Я эту 30-ю статью считаю антигосударственной. Представьте себе: ограбили магазйн, предприятие и т. д., унесли товара на десятки, сотни тысяч рублей. А таких краж - сотни. И что же? Государство тотчас должно возмещать все эти сум мы?Коммерческие структуры, СП, которые не хотят тра тить деньги на охрану, вернут свои потери, а страна? Станет нищей. Но это пока еще речь идет о кражах, а если приме нять,эту статью к другого рода преступлениям: рэкету, транспортным угонам, экологическим катастрофам? Ка кой бюджет такое выдержит?’) - Я бы эту статью применяла только в отношении граждан, у которых пропали ценности, вещи и т. д., - продолжает Л. С. Мирошникова. - Вот вам и пример принятого только что закона, по которому практически нельзя работать. И подобных примеров можно привести много. Вот еще: указ о свободе торговли. Это тоже закон. Сразу возникает вопрос: у нас осталась ответственность за спекуляцию или нет? В указе об этом ни строчки. Корр.: - И статья Уголовного кодекса, предусматриваю щая наказание за спекуляцию, не отменена... - Не отменена. Как же теперь понимать этот указ, как рабо тать правоохранительным органам? Более того, мызнакомились с проектом нового законодательства. Там тоже присутствует статья о спекуляции. I Іо тогда это положение вступает в проти воречие с упомянутым указом. Корр.:-Да у работников милиции просто руки опуска ются. - На мой взгляд, тут надо различать две вещи: предприни мательство и спекуляцию. И я считаю, что указ о свободе торговли разрешает не любуто торговлю, а лишь торговлю в рамках закона. Пусть граждане, предприниматели торгуют то варами и продухтами, но каждый из шіх должен чувствовать ответственность перед похупателями и государством. Корр.: - Но, я полагаю, речь не идет об ограничении свободы торговли. Ибо все мы видим, что после этого указа значительно увеличился рынок товаров. Откуда только что появилось? На улицах и базарах продается огромное коли чество одежды, обуви, косметики, продуктов. К нам приезжа ют машины из Петербурга, Костромской и Псковской обла стей. Правда, вся эта торговля идет ■жутких антисанитарных условиях, и город превращается в большой рынок. Но, как стало известно, скоро самодеятельным продавцам отведут оп ределенные места для торговли... - Конечно же, речь не об ограничении торговли. Наоборот, ее всячески надо поощрять. Но вы правильно сказали, что идет она в антисанитарных условиях. К примеру, как мы можем разрешать торговать продухтами, не проверенными ни ветеринарным, ни санитарным врачами. Встране уже были случаи тяжелых отравле ний этиловым спиртом, который продавали за обычный, и другими продуктами. А у нас продается без проверки мясо, сало, колбасы, вино в банках... Корр.: - Так и до эпидемии недалеко. - Конечно. Кроме этого, необходимо, чтобы хаждый из про давцов, предпринимателей зарегистрировался в администрации города, района, а уже потом начинал торговать. Каждый обязан заплатить регистрационный сбор. Ведь есть ухаз о регистрацион ном сборе с граждан, занимающихся предпринимательехой дея тельностью. И его необходимо исполнять. Вот хогда администрация будет регистрировать предприни мателя, она и проверит, что тот будет продавать и где. Есть списох товаров, хоторые не подлежат продаже частными лицами. Каждый продавец, хроме того, должен будет заплатить за место, где он торгует. Все эти деньги пойдут в хазну области, а это немалые суммы. К сожалению, у нас администрация и правоохра нительные органы мало беспохоятся, чтобы таким образом попол нить бюджет и в то же время навести порядок. А если бы работник милиции и налоговый инспектор почаще проверяли стихийных продавцов на базарах иулицах да требовали накладные и сертификаты качества, а также квитанции об уплате регистрационного сбора, было бы больше порядка и меньше охіас- ности купить некачественный товар. Корр.: - Кстати, я ни разу не видела, чтобы, к примеру, на площади Пять Углов кто-то проверял торговцев продуктами или промтоварами. Лидия Степановна, вы говорили, что ответ ственность за такой вид преступления, как спекуляция, не от менена. Но ведь уже никто не привлекает к ответственности спекулянтов, хотя на рынки и площади города прибывают гру зовые автомашины со спиртным и огромными партиями про мышленных товаров. Ясно, что их не производят те люди, которые пригнали машины. И продаются они в десять раз дороже своей первоначальной цены. - Когда говоришь о спекуляции с работниками милиции, они ссылаются на то, что, якобы, суды не принимают таких дел к рассмотрению и не осуждают преступников. Но ведь и дел-то нет! Спросите у следователей: было ли хоть одно дело по спехуляции, направленное в суд, хоторое не получило бы правильной закон- ной оценхи? Или что суд оправдал преступниха? Тут другая про блема: борются в основном с мелочью, а хрупные спехулянты уходят от нахазания. Меня иногда спрашивают: вы что, будете бабху за продажу бутылхи водхи судить? Да не будем мы бабушку судить! А вот недавно сообщили, что задержаны люди с 360-ю бутылхами вод хи. Вот тут уж наверняха спехуляция. Корр.: - Известный указ Горбачева об усилении борьбы со спекуляцией по сути свел на нет эту борьбу, так как теперь надо доказывать, что товар куплен в госсекторе... - Да, это очень осложнило работу милиции. Ну что ж, придет ся более тщательно вести следствие. Корр.: - А как понять свободу торговли валютой? Разве отменена статья 88-я Уголовного кодекса об ответственности за незаконные валютные операции? - Нет, не отменена. И опять мы сталкиваемся с парадоксаль ной ситуацией, когда банки, по сути, свободно меняют валюту, люди свободно ее скупают у первого встречного, на улицах и рынках ходят парни с прихолотыми х груди бумажхами: “Куплю СКВ”, а захон все это запрещает. Но если захон запрещает, надо его исполнять. А если жизнь требует свободы продажи валюты, надо отменять захон. Корр.: - Как мы знаем, на днях принят закон, вернее, издан Указ о борьбе с коррупцией... - И в нем опять масса недомолвок. Там говорится: запретить служащим госаппарата заниматься предпринимательской дея тельностью, оказывать содействие с использованием своего слу жебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, заниматься со вместительством, а также предпринимательской деятельностью через посредников и т. д. Сам по себе закон очень нужен, его принятие давно назрело. Но возникают вопросы: хого считать государственным служащим? Швейцара? Кладовщиха? Или ру- ховодителя? На этот счет ннхахого разъяснения нет. Значит, надо срочно принимать захон о государственных служащих. Но быстро это не произойдет, значит, ухаз снова охажется неработающим. Кроме того, в ухазе говорится, что за занятие предпршшма- тельехой деятельностью госслужащие несут ответственность в соответствии с действующим захонодательством. Но неужели не ясно захонодателям, что тахой ответственности в наших захонах поха еще нет! Далее. Ухазом предусмотрена аттестация всех государствен ных служащих. И, видимо, предполагается, что хоррумпирован ные элементы эту аттестацию не пройдут... Снова абсурд, ибо механизма прохождения аттестации у нас нет. А хах можно требо вать сообщить в дехларации о доходах госслужащих размер их вкладов? Да у нас же тайна вклада! _ Корр.: - Лидия Степановна, какже вы объясняете принятие всех подобных законодательных актов, которые либо противо речат существующим, то есть вступают в войну с ними, либо вообще неясны и требуют дополнительного толкования? - Все это я объясняю схороспелостью издания захонов и не профессионализмом тех лиц, хоторые эти захоны готовят. Корр.: - Спасибо за беседу, Лидия Степановна. Ну а какова у нас законодательная власть, мы увидели и услышали из пе редач о работе Шестого съезда народных депутатов... іттмжіттмттжтттттттжттттжтжттшж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz