Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.
;й щ ш ш ш ш тж яь I тт :х 1 I >'х 1 1 & I 1 1 :::: & Наши читательницы не раз высказывали свои пожелания “РМ”:дескать, понимаем, что еженедельник больше выдерживает деловой курс, но уж очень хочется черпать на страни цах газеты что-то просто тепленькое и полезное для нас, женщин... Милые, дорогие и уважаемые сударыни, “РМ” выполняет вашу просьбу и предлагает вам новую рубрику “Свет в окошке”. В планах - самые разнообразные полезные советы, курсы кройки и шитья. А пока - 1 Як > 1 ; ѵ! Щ Материал собрала и подготовила к печати Эмма Домашева § I f®* :::•> I I. КАК ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА Все живые существа появляются на свет в более или менее одетом виде, будь то перья, шерсть, панцирь или просто толстая шкура. И только чело века - этот венец своего творения - природа лишила столь необходимого приданого. По поводу исчезновения у людей большей части волосяного покрова выдвигались различные, чаще всего сомнительные теории. Несомненно одно (и это подтверждают наскальные рисунки)-уже в древние времена чело век был так же гол, как сейчас, и вы нужден был прикрываться шкурами зверей, а позже одеждой. Все это понятно и естественно в суровом климате. Ну а в других мес тах? Например в Египте? Изображе ния, относящиеся к четвертому тысячелетию до н.э., свидетельствуют о том, что люди в основном ходили обнаженными. Даже дети фараона бе гали нагишом. Но на представителях верховной знати и их супругах уже кое-что надето. Сам же фараон и его половина - в длинных богатых одеяни ях. Видимо, здесь появление одежды обусловлено отнюдь не погодой. Не выдерживает критики и теория, осо бенно яро поддерживаемая церковью, что люди стали прикрывать тело из чувства стыдливости. Однако изучение нравов и тради ций примитивных племен показало, что одежда и мораль нигде и никогда не были связаны. Отсутствие одежды вовсе не означало отсутствия морали. Скорее наоборот, обнажение части те ла, которая до сих пор постоянно при крывалась, вызывает чувство неловкости. Многие части тела скрывались большими украшениями, например шею обматывали девятиметровым плетеным волосяным шнуром. Если через несколько лет такое украшение снять, то действительно может воз никнуть ощущение неодетости. Поэ тому можно смело утверждать, что ни глубина декольте, ни длина мини-юб- ки не моіут служить мерилом нравст венности века. Интересны наблюдения путеше- ственников-исследователей. Так, Джеймс Кук обнаружил, что тогда еще безымянный остров Огненная Земля населен абсолютно нагими людьми. Они вообще не знали одеж ды, хотя климат там весьма капризен: в горах очень холодно, а в долинах - тропическая жара. Несмотря на то, что Кук и его спутники могли одеваться в соответствии с погодой, они плохо пе реносили перепады температуры, а го лые аборигены, казалось, вовсе их не замечали. И если мужчины накидыва ли на плечи звериные шкуры, то иск лючительно как трофеи, а женщины не носили вообще ничего, потому что на острове не было волокнистых рас тений. Кук подарил вождю кусок крас ной ткани, чтобы тот мог выглядеть приличней, но ткань туг же разодрали на тонкие полоски, раздали всем со племенникам и повязали на руки и но ги. На вопрос, что им привезти в следующий раз, племя дружно ответи ло: “Бусы”. Другой пример. В Восточной Аф рике близ экватора обнаружили пле мя, в котором во время празднеств, даже в самую жару, люди обличались в длинные шубы из козлиных шкур. Шубы снимали только в случае до ждя. Предшественницей одежды мож но считать татуировку или нанесение магических знаков на части тела. Этим стремились предохранить себя от дей ствия таинственных темных сил, за служить уважение, понравиться соплеменникам, отпугнуть врагов. Но знаков было множество, на каждый случай - особый. Поэтому было проще нарисовать их на клочке ткани или ко жи и использовать по мере надобно сти: для удачной охоты, для выздоровления, для увеличения по томства и т.п. Для изготовления примитивных тканей нужно было уметь обрабаты вать растительное волокно или шерсть. Тропики изобиловали волок нистыми растениями, поэтому там и зародилось растительное ткачество. Шерсть использовали в северных рай онах, где одежда была необходима из- за климатических условий. Однако звериные шкуры носили не только на Севере, но и на Юге, причем еще мно го столетий после того, как научились изготавливать различные ткани. Постепенно одежда освободилась из когтей суеверия и стала развиваться по своим законам. Набедренное укра шение превратилось в повязку, затем в короткую юбку или штаны, позже по явились рубашка, платье и т.д. При вычка набрасывать на плечи шкуры-трофеи привела к появлению шуб, кафтанов. Одежда европейцев долго сохра няла простоту и функциональность, что было обусловлено в первую оче редь климатом, а также отсутствием красивых и дорогихтканей. Шелк про изводили китайцы и продавали свой товар на вес золота, что долгое время было не по карману даже богатой и могучей Римской империи. Вполне естественно, что вначале одежда была без швов и представляла собой четырехугольное полотнище, которое завязывали и обматывали го ризонтально, по спирали. (Это пред шественники сегодняшних платков, шарфов и покрывал.) Нет ни одного цивилизованного народа, который в свое время не носил бы такой одежды. Но родиной ее считается побережье Индии, где она в ходу до сих пор. Следует сказать, что шкурына Се вере носили очень долго. В период переселения народов германцы, на пример,поголовно были одеты в шку ры животных, что воспринималось римлянами как верх варварства. Одна ко шкуры чаще всего были небольши ми и их рано начали сшивать. Ножниц в Бронзовом периоде не знали, зато костяные иголки использовали за ты сячи лет до н.э. Внаши дни общеизвестно южноа мериканское пончо - четырехуголь ный платок с отверстием для головы посередине. Точно такие же пончо из влекают на свет из древних захороне ний в пустынях Перу. Накидки такой же формы носили римляне для защи ты от дождя, германцы делали их из кожи и шкур. Модный в Европе XIY- XY вв. плащ-геральдо также напоми нал пончо. Накидки широко использовались как римско-католи- ческими, так и православными свя щеннослужителями. От стачивания шкур нетрудно бы ло перейти к стачиванию тканей. С изобретением рукавов возникло то, что называют рубашкой (значение принадлежности нижнего белья ру башка обрела гораздо позже, так как и само белье имеет очень короткую ис торию). Рубашка представляла собой сшитый из сложенной вдвое ткани ме шок, где отверстия для рук оставля лись, а для головы прорезалось. Рукава также шились из прямых кус ков, а все изделие в целом не имело и намека на какую-то формирующуюся выкройку. Рубашка могла быть длин ной и короткой, порой весь костюм только из нее и состоял, иногда же ее носили вместе с другими примитивны ми частями одежды: пончо, кафтаном, обматывающимися платками и т.п. Фасон и форму рубашка приобрела на плечах хозяина с помощью пояса и ук рашений. Это типичный европейский вид одежды, известный также народам Средней Азии. В национальных кос тюмах она очень долго сохраняла пер возданный вид. Излюбленной одеждой азиатов был кафтан, через турок и монголов он распространился в Индии, Средней Азии и Европе. Это длинное одеяние, напоминающее рубаху, разрезанное спереди и придерживаемое поясом, завязками или маленькими пуговками. Для того чтобы удобнее было ездить верхом иходить пешком, боковые швы сшивали не до самого конца. Кафтан тоже не имел какой-то специальной выкройки, сшивали его, как и рубашку, по краям отреза. Длинные прямые ру кава под мышками не сшивали (для вентиляции). В дальних азиатских об ластях к кафтану прибавились штаны, в качестве одного из основных видов одежды постепенно распространив шиеся по всей Европе. Из этих про стейших изделий и развивалась со временем одежда мира. Каждый народ вносил нечто свое, соответствующее потребностям, привычкам, возможно стям и умению. Несомненно, что нема лую роль в создании даже самой примитивной одежды играли эстети ческие стремления и фантазия. В одежде любого народа отража ются идеалы красоты страны и време ни. Трудно установить, как выглядела та или иная вещь в первоначальном виде, но то, что сохранили для нас жи вописцы, ^убедительно показывает стремление человека украсить себя с помощью одежды. Древние египетские фрески до несли до нас одежду такой красоты, чтб трудно поверить, что состоит она всего лишь из обмотанных вокруг тела полотнищ. Гречанки превратили рубашку в верх совершенства, какого может до стичь изделие без малейшего подобия выкройки. Кафтан стал красивейшей частью национальных костюмов народов Рос сии и Закавказья. Наиболее привлекательный вари ант пончо - богато декорированный плащ-геральдо. А комбинирование и совершенствование первоначальных элементов дало огромное число вари аций, и в каждой из них отражается эпоха. ;|і; (Продолжение следует.) МОЯ РЕЧЬ А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ ТАК... Составитель Александр МИЛАНОВ БАБА - пеликан (Авв.). БАГЛЕНЬ - ямина от вывороченного бурей дерева; нередко - берлога (Даль). БАГЛЯ - лежневка на болоте; бревенчатая мостовая (арх.). БАГРЕНЬ - прорубленное во льду русло для проводки судов (арх.). БАГРЕНК1І - мелко наколотый лед для ме дицинских целей (арх.). БАГУЛЬНИК - вечнозеленый болотистый ядовитый кустарник (сев.). БАДОВЯК - старый межевый пень, усохшее срсво, сохраненное в виде межевого знака аль - аі - дерево, крушина, Kapj ) 0 a' Г ИВи J И а н медвежина, собачьи ягоды, бодлак (Даль, У Д д - / М БАДНЯ - полугнилой кряжник, дерево, под- I гаЁжЕпгсгнЗр мытое и сваленное бурей в воду (арх.). Штайж В Д Д Р БАЗ-ТУК - подкова с типами, которую ры- я^ тятт^ баки подвязывают к подошве для ходьбы по гладкому льду (Авв.). )АК - неповоротливый, ленивый человек (сев.). ІА - непозволительная шалость, дурь, проказа ребенка (арх.). ІИК - говорун, пустослов (Авв.). ^ /w ^ lA - баня (арх.). БАЛАНЖА - старинная пляска. Бить БАЛАНЖУ - выходить из себя, неистово кричать и бесноваться (Даль - арх.). БАКЛАГА - фляга (сев.). БАЛУДА - омут, уямь; притон водяниц, албает, варьков и прочей челяди водяного (Даль - арх.). БАЛхБА - рохля, разиня, ротозей (арх.). БАЛЯСИНА - точеный столбик под поручни, перила, ограду, обнос. БАНКА - подводная отмель; сиденье в шлюпке, всякое сиденье на - светлая пуговица (арх. - кем). БАР - песчаный подводный вал на мелководье в прибрежной полосе морского дна перед устьем реки (Макс.). БА^РАБАРА - шалаш, балаган, времянка для приюта (Даль). БАРАХВОСТИТЬ - сплетничать, наушничать, клеветать заглазно 1>АР&К - ледяная гора (арх.). БАСА - краса, хорошество, пригожество, нарядность, изящество ІэАСіІлИТЬ - повесничать (Слч.). БАСОНШИК - мастер, изготовляющий БАСОН - тесьму, употреб ляемую дляѵкрашсния одежды,мебели (Макс.). БАНТА. БАЙГА - туман, мгла (арх.). БАСТЬІЛЬНИК - сорная трава, бурьян (Даль). — 3 — БАТАНУШКА - суседко, дедушка, домовой (Даль - влг.). БАТЕР - растение таволга, таволжннк, идущий на кнутовища; бело головка, белоголовец, донник, жердовник лабазник лабазка^ меду ница, медуншпнкк, плакун, живокость, болотная бузина, богула, раловник. чертогрыз, топырка, шламда, огуречник (Даль). БАТЛАЧИК - растение глашник, стальная трала, резун, аржанец, чеотовы жабры (Даль). БАТРУГА -крутая сторона муравьиной кучи, обросшая мхом и об ращенная на север Шаль - арх.). БАТОГ, БАТОЖЬЕ - палки или толстые прутья с обрезанными концами. БАХИЛЫ - кожаные выше колен бродни (арх.). БАХМАЧ - малорослая крепкая лошадь (Авв.). БАХОРИТЬ - беседовать, болтать (влгЛ. БАХОТОЯ - холщевый раскольничий балахон, холщевик, который носили старцы, скитники (Даль-арх.-кем.). БАХТАРМА - изнанка, опакуша, кичка, если она махриста или шершава; мездра, изнанка кожи, испод гриба, тонкая верхняя пленка бересты, прикладываемая на раны (арх.). БАЧЕГА - загородка на скотном выгоне для мелкого скота (арх.). ББЗОРУДЬ - немощный, параличный (Слч.). ББЗЫМЕНЬ - привидение (Слч.). БЕЛАДОНА - ядовитое растение, бешеница, бешеная или волчья ягода, окурник, песьи вишни, сонная одурь, черный паслен (Даль). БЕЛЕНА - ядовитое растение, блекота, зубннк, короста (Даль). БЕЛЕЦ--живущий в монастыре,но не постриженный в монашество. БЕЛЕЮІІІКО - ласковое обращение к кому-нибудь (Озор.). БЕЛЬ - полоса тумана (пом.). БЕРГОЛОВЬ - растение болиголов, гонобобель, гонобобь, голобо- бю, гоноболь, голубица, голубель, голубика, пьяница, пьяная ягода, дурника, дурница. протазан (Даль). БЕРЛИН - старинная карета, рыдван, колымага (Даль). БЕРЕЖНЕЕ - ближе к берегу (пом.). БЕРЕСКВА - растение бородавочник, лочича (Даль). БЕРЕСКЛЕТ - кустарник из семейства крушиновых; куриная слепо та, брухмеля, бружмель. бруслина, брусынина, бурусклен, мереск- лст, кислянка, жигалок (Даль). БЕС - растение кандык (Даль). Б Е С Т Ж Й Ш < аРХ-)- БЕРНЕЦ - растение зозулины слезки (Даль). БЕТЪ - поперечное бревно, которое врубается для скрепления бор тов дощаника (Авв.). БЕТЬ - непогода в море (Слч.). БЕЧАТА - самоцветный камень; красный яхонт, лал, рубин, гранат, всниса (Даль). — 4 — СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ Авв. - протопоп Аввакум. Мрз. - Э.М. Мурзаев. Арх. - архангельский. Нвг. - новгородское. Бел. м. - Белое море. Озор. - О.Э. Озаровская. Белом. - Беломорье. Псх. - С.Г. Писахов. Библ. - библейское. Пмр. - поморское. Влг. - вологодское. Пнж - пинежское. Гмп. - К.П. Гемп. Пск. - псковское. Даль - В.И. Даль. Саам. - саамское. Кар. - карельское. Сев. - северное. Кем. - кемское. Слч. - К.К. Случевский. Клв. - Н.А. Клюев. Ст. ст. - старый стиль. Крмз. - НМ. Карамзин. Стр. - старорусское. Макс. - С В. Максимов. Цкс. - церковно-славянское. Мрм. - мурманское.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz