Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.

;й щ ш ш ш ш тж яь I тт :х 1 I >'х 1 1 & I 1 1 :::: & Наши читательницы не раз высказывали свои пожелания “РМ”:дескать, понимаем, что еженедельник больше выдерживает деловой курс, но уж очень хочется черпать на страни­ цах газеты что-то просто тепленькое и полезное для нас, женщин... Милые, дорогие и уважаемые сударыни, “РМ” выполняет вашу просьбу и предлагает вам новую рубрику “Свет в окошке”. В планах - самые разнообразные полезные советы, курсы кройки и шитья. А пока - 1 Як > 1 ; ѵ! Щ Материал собрала и подготовила к печати Эмма Домашева § I f®* :::•> I I. КАК ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА Все живые существа появляются на свет в более или менее одетом виде, будь то перья, шерсть, панцирь или просто толстая шкура. И только чело­ века - этот венец своего творения - природа лишила столь необходимого приданого. По поводу исчезновения у людей большей части волосяного покрова выдвигались различные, чаще всего сомнительные теории. Несомненно одно (и это подтверждают наскальные рисунки)-уже в древние времена чело­ век был так же гол, как сейчас, и вы­ нужден был прикрываться шкурами зверей, а позже одеждой. Все это понятно и естественно в суровом климате. Ну а в других мес­ тах? Например в Египте? Изображе­ ния, относящиеся к четвертому тысячелетию до н.э., свидетельствуют о том, что люди в основном ходили обнаженными. Даже дети фараона бе­ гали нагишом. Но на представителях верховной знати и их супругах уже кое-что надето. Сам же фараон и его половина - в длинных богатых одеяни­ ях. Видимо, здесь появление одежды обусловлено отнюдь не погодой. Не выдерживает критики и теория, осо­ бенно яро поддерживаемая церковью, что люди стали прикрывать тело из чувства стыдливости. Однако изучение нравов и тради­ ций примитивных племен показало, что одежда и мораль нигде и никогда не были связаны. Отсутствие одежды вовсе не означало отсутствия морали. Скорее наоборот, обнажение части те­ ла, которая до сих пор постоянно при­ крывалась, вызывает чувство неловкости. Многие части тела скрывались большими украшениями, например шею обматывали девятиметровым плетеным волосяным шнуром. Если через несколько лет такое украшение снять, то действительно может воз­ никнуть ощущение неодетости. Поэ­ тому можно смело утверждать, что ни глубина декольте, ни длина мини-юб- ки не моіут служить мерилом нравст­ венности века. Интересны наблюдения путеше- ственников-исследователей. Так, Джеймс Кук обнаружил, что тогда еще безымянный остров Огненная Земля населен абсолютно нагими людьми. Они вообще не знали одеж­ ды, хотя климат там весьма капризен: в горах очень холодно, а в долинах - тропическая жара. Несмотря на то, что Кук и его спутники могли одеваться в соответствии с погодой, они плохо пе­ реносили перепады температуры, а го­ лые аборигены, казалось, вовсе их не замечали. И если мужчины накидыва­ ли на плечи звериные шкуры, то иск­ лючительно как трофеи, а женщины не носили вообще ничего, потому что на острове не было волокнистых рас­ тений. Кук подарил вождю кусок крас­ ной ткани, чтобы тот мог выглядеть приличней, но ткань туг же разодрали на тонкие полоски, раздали всем со­ племенникам и повязали на руки и но­ ги. На вопрос, что им привезти в следующий раз, племя дружно ответи­ ло: “Бусы”. Другой пример. В Восточной Аф­ рике близ экватора обнаружили пле­ мя, в котором во время празднеств, даже в самую жару, люди обличались в длинные шубы из козлиных шкур. Шубы снимали только в случае до­ ждя. Предшественницей одежды мож­ но считать татуировку или нанесение магических знаков на части тела. Этим стремились предохранить себя от дей­ ствия таинственных темных сил, за­ служить уважение, понравиться соплеменникам, отпугнуть врагов. Но знаков было множество, на каждый случай - особый. Поэтому было проще нарисовать их на клочке ткани или ко­ жи и использовать по мере надобно­ сти: для удачной охоты, для выздоровления, для увеличения по­ томства и т.п. Для изготовления примитивных тканей нужно было уметь обрабаты­ вать растительное волокно или шерсть. Тропики изобиловали волок­ нистыми растениями, поэтому там и зародилось растительное ткачество. Шерсть использовали в северных рай­ онах, где одежда была необходима из- за климатических условий. Однако звериные шкуры носили не только на Севере, но и на Юге, причем еще мно­ го столетий после того, как научились изготавливать различные ткани. Постепенно одежда освободилась из когтей суеверия и стала развиваться по своим законам. Набедренное укра­ шение превратилось в повязку, затем в короткую юбку или штаны, позже по­ явились рубашка, платье и т.д. При­ вычка набрасывать на плечи шкуры-трофеи привела к появлению шуб, кафтанов. Одежда европейцев долго сохра­ няла простоту и функциональность, что было обусловлено в первую оче­ редь климатом, а также отсутствием красивых и дорогихтканей. Шелк про­ изводили китайцы и продавали свой товар на вес золота, что долгое время было не по карману даже богатой и могучей Римской империи. Вполне естественно, что вначале одежда была без швов и представляла собой четырехугольное полотнище, которое завязывали и обматывали го­ ризонтально, по спирали. (Это пред­ шественники сегодняшних платков, шарфов и покрывал.) Нет ни одного цивилизованного народа, который в свое время не носил бы такой одежды. Но родиной ее считается побережье Индии, где она в ходу до сих пор. Следует сказать, что шкурына Се­ вере носили очень долго. В период переселения народов германцы, на­ пример,поголовно были одеты в шку­ ры животных, что воспринималось римлянами как верх варварства. Одна­ ко шкуры чаще всего были небольши­ ми и их рано начали сшивать. Ножниц в Бронзовом периоде не знали, зато костяные иголки использовали за ты­ сячи лет до н.э. Внаши дни общеизвестно южноа­ мериканское пончо - четырехуголь­ ный платок с отверстием для головы посередине. Точно такие же пончо из­ влекают на свет из древних захороне­ ний в пустынях Перу. Накидки такой же формы носили римляне для защи­ ты от дождя, германцы делали их из кожи и шкур. Модный в Европе XIY- XY вв. плащ-геральдо также напоми­ нал пончо. Накидки широко использовались как римско-католи- ческими, так и православными свя­ щеннослужителями. От стачивания шкур нетрудно бы­ ло перейти к стачиванию тканей. С изобретением рукавов возникло то, что называют рубашкой (значение принадлежности нижнего белья ру­ башка обрела гораздо позже, так как и само белье имеет очень короткую ис­ торию). Рубашка представляла собой сшитый из сложенной вдвое ткани ме­ шок, где отверстия для рук оставля­ лись, а для головы прорезалось. Рукава также шились из прямых кус­ ков, а все изделие в целом не имело и намека на какую-то формирующуюся выкройку. Рубашка могла быть длин­ ной и короткой, порой весь костюм только из нее и состоял, иногда же ее носили вместе с другими примитивны­ ми частями одежды: пончо, кафтаном, обматывающимися платками и т.п. Фасон и форму рубашка приобрела на плечах хозяина с помощью пояса и ук­ рашений. Это типичный европейский вид одежды, известный также народам Средней Азии. В национальных кос­ тюмах она очень долго сохраняла пер­ возданный вид. Излюбленной одеждой азиатов был кафтан, через турок и монголов он распространился в Индии, Средней Азии и Европе. Это длинное одеяние, напоминающее рубаху, разрезанное спереди и придерживаемое поясом, завязками или маленькими пуговками. Для того чтобы удобнее было ездить верхом иходить пешком, боковые швы сшивали не до самого конца. Кафтан тоже не имел какой-то специальной выкройки, сшивали его, как и рубашку, по краям отреза. Длинные прямые ру­ кава под мышками не сшивали (для вентиляции). В дальних азиатских об­ ластях к кафтану прибавились штаны, в качестве одного из основных видов одежды постепенно распространив­ шиеся по всей Европе. Из этих про­ стейших изделий и развивалась со временем одежда мира. Каждый народ вносил нечто свое, соответствующее потребностям, привычкам, возможно­ стям и умению. Несомненно, что нема­ лую роль в создании даже самой примитивной одежды играли эстети­ ческие стремления и фантазия. В одежде любого народа отража­ ются идеалы красоты страны и време­ ни. Трудно установить, как выглядела та или иная вещь в первоначальном виде, но то, что сохранили для нас жи­ вописцы, ^убедительно показывает стремление человека украсить себя с помощью одежды. Древние египетские фрески до­ несли до нас одежду такой красоты, чтб трудно поверить, что состоит она всего лишь из обмотанных вокруг тела полотнищ. Гречанки превратили рубашку в верх совершенства, какого может до­ стичь изделие без малейшего подобия выкройки. Кафтан стал красивейшей частью национальных костюмов народов Рос­ сии и Закавказья. Наиболее привлекательный вари­ ант пончо - богато декорированный плащ-геральдо. А комбинирование и совершенствование первоначальных элементов дало огромное число вари­ аций, и в каждой из них отражается эпоха. ;|і; (Продолжение следует.) МОЯ РЕЧЬ А ПОМОРЫ ГОВОРИЛИ ТАК... Составитель Александр МИЛАНОВ БАБА - пеликан (Авв.). БАГЛЕНЬ - ямина от вывороченного бурей дерева; нередко - берлога (Даль). БАГЛЯ - лежневка на болоте; бревенчатая мостовая (арх.). БАГРЕНЬ - прорубленное во льду русло для проводки судов (арх.). БАГРЕНК1І - мелко наколотый лед для ме­ дицинских целей (арх.). БАГУЛЬНИК - вечнозеленый болотистый ядовитый кустарник (сев.). БАДОВЯК - старый межевый пень, усохшее срсво, сохраненное в виде межевого знака аль - аі - дерево, крушина, Kapj ) 0 a' Г ИВи J И а н медвежина, собачьи ягоды, бодлак (Даль, У Д д - / М БАДНЯ - полугнилой кряжник, дерево, под- I гаЁжЕпгсгнЗр мытое и сваленное бурей в воду (арх.). Штайж В Д Д Р БАЗ-ТУК - подкова с типами, которую ры- я^ тятт^ баки подвязывают к подошве для ходьбы по гладкому льду (Авв.). )АК - неповоротливый, ленивый человек (сев.). ІА - непозволительная шалость, дурь, проказа ребенка (арх.). ІИК - говорун, пустослов (Авв.). ^ /w ^ lA - баня (арх.). БАЛАНЖА - старинная пляска. Бить БАЛАНЖУ - выходить из себя, неистово кричать и бесноваться (Даль - арх.). БАКЛАГА - фляга (сев.). БАЛУДА - омут, уямь; притон водяниц, албает, варьков и прочей челяди водяного (Даль - арх.). БАЛхБА - рохля, разиня, ротозей (арх.). БАЛЯСИНА - точеный столбик под поручни, перила, ограду, обнос. БАНКА - подводная отмель; сиденье в шлюпке, всякое сиденье на - светлая пуговица (арх. - кем). БАР - песчаный подводный вал на мелководье в прибрежной полосе морского дна перед устьем реки (Макс.). БА^РАБАРА - шалаш, балаган, времянка для приюта (Даль). БАРАХВОСТИТЬ - сплетничать, наушничать, клеветать заглазно 1>АР&К - ледяная гора (арх.). БАСА - краса, хорошество, пригожество, нарядность, изящество ІэАСіІлИТЬ - повесничать (Слч.). БАСОНШИК - мастер, изготовляющий БАСОН - тесьму, употреб­ ляемую дляѵкрашсния одежды,мебели (Макс.). БАНТА. БАЙГА - туман, мгла (арх.). БАСТЬІЛЬНИК - сорная трава, бурьян (Даль). — 3 — БАТАНУШКА - суседко, дедушка, домовой (Даль - влг.). БАТЕР - растение таволга, таволжннк, идущий на кнутовища; бело­ головка, белоголовец, донник, жердовник лабазник лабазка^ меду­ ница, медуншпнкк, плакун, живокость, болотная бузина, богула, раловник. чертогрыз, топырка, шламда, огуречник (Даль). БАТЛАЧИК - растение глашник, стальная трала, резун, аржанец, чеотовы жабры (Даль). БАТРУГА -крутая сторона муравьиной кучи, обросшая мхом и об­ ращенная на север Шаль - арх.). БАТОГ, БАТОЖЬЕ - палки или толстые прутья с обрезанными концами. БАХИЛЫ - кожаные выше колен бродни (арх.). БАХМАЧ - малорослая крепкая лошадь (Авв.). БАХОРИТЬ - беседовать, болтать (влгЛ. БАХОТОЯ - холщевый раскольничий балахон, холщевик, который носили старцы, скитники (Даль-арх.-кем.). БАХТАРМА - изнанка, опакуша, кичка, если она махриста или шершава; мездра, изнанка кожи, испод гриба, тонкая верхняя пленка бересты, прикладываемая на раны (арх.). БАЧЕГА - загородка на скотном выгоне для мелкого скота (арх.). ББЗОРУДЬ - немощный, параличный (Слч.). ББЗЫМЕНЬ - привидение (Слч.). БЕЛАДОНА - ядовитое растение, бешеница, бешеная или волчья ягода, окурник, песьи вишни, сонная одурь, черный паслен (Даль). БЕЛЕНА - ядовитое растение, блекота, зубннк, короста (Даль). БЕЛЕЦ--живущий в монастыре,но не постриженный в монашество. БЕЛЕЮІІІКО - ласковое обращение к кому-нибудь (Озор.). БЕЛЬ - полоса тумана (пом.). БЕРГОЛОВЬ - растение болиголов, гонобобель, гонобобь, голобо- бю, гоноболь, голубица, голубель, голубика, пьяница, пьяная ягода, дурника, дурница. протазан (Даль). БЕРЛИН - старинная карета, рыдван, колымага (Даль). БЕРЕЖНЕЕ - ближе к берегу (пом.). БЕРЕСКВА - растение бородавочник, лочича (Даль). БЕРЕСКЛЕТ - кустарник из семейства крушиновых; куриная слепо­ та, брухмеля, бружмель. бруслина, брусынина, бурусклен, мереск- лст, кислянка, жигалок (Даль). БЕС - растение кандык (Даль). Б Е С Т Ж Й Ш < аРХ-)- БЕРНЕЦ - растение зозулины слезки (Даль). БЕТЪ - поперечное бревно, которое врубается для скрепления бор­ тов дощаника (Авв.). БЕТЬ - непогода в море (Слч.). БЕЧАТА - самоцветный камень; красный яхонт, лал, рубин, гранат, всниса (Даль). — 4 — СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ Авв. - протопоп Аввакум. Мрз. - Э.М. Мурзаев. Арх. - архангельский. Нвг. - новгородское. Бел. м. - Белое море. Озор. - О.Э. Озаровская. Белом. - Беломорье. Псх. - С.Г. Писахов. Библ. - библейское. Пмр. - поморское. Влг. - вологодское. Пнж - пинежское. Гмп. - К.П. Гемп. Пск. - псковское. Даль - В.И. Даль. Саам. - саамское. Кар. - карельское. Сев. - северное. Кем. - кемское. Слч. - К.К. Случевский. Клв. - Н.А. Клюев. Ст. ст. - старый стиль. Крмз. - НМ. Карамзин. Стр. - старорусское. Макс. - С В. Максимов. Цкс. - церковно-славянское. Мрм. - мурманское.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz