Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.

.ѵл-лѵлелѵ. НЕОЛОГИЗМЫ РЫНКА Ц 1 58 Ц ІЙ: •’•X ; X* 38 І ул і 1 Ш І Психотерапевт Юрий УТКИН, общаясь с друзьями-предпринимателями, пришел квыво­ ду, что наука психология способна помочь биз­ несменам избежать многих ошибок при подготовке и заключении сделок и вообще сыг­ рать положительную роль в гармонизации их работы, от чего в конечном счете выиграет об­ щество. Как ни удивительно, но вусловиях на­ шего полудикого рынка это на первый взгляд прекраснодушное предложение нашло спрос: одна из новых мурманских компаний пригласи­ лаУткина вштат на должность психолога. Нет, не потому, что директор компании - романтик и меценат, а потому, что, в значительной мере благодаря психологической проработке, ему удалось избежать двух невыгодных сделок, на которыхдругой предприниматель“погорел”на 80 тысяч рублей. - Юрий , сегодня мно­ гие мечтают или пыта­ ются пробовать себя в бизнесе. Слава Богу, кое- какие возможности экономические и полити­ ческие - д ля этого у на­ ших сограждан появились. Но деньги все- таки есть далеко не у всех. При этом особенно страшно бросить наси­ женное рабочее место и ринуться в стихию пред­ принимательства. Ка­ ким должен быть психологический на­ строй начинающего биз­ несмена? -Действительно, эко­ номика и политика - это важные предпосылки, но не менее важна установка человека на успех, его способность преодолеть не­ которые психологические стереотипы. Вот разреши­ ли кооперативное движение, издали свод законов - оно стало развиваться. И недавно я повстречал зна­ комого кооператора, который сегодня вполне легаль­ но занимается тем, за что раньше отсидел пять лет. Поскольку прежде над ним подобно дамоклову мечу висела угроза тюрьмы, то он поневоле выработал у себя механизм защиты, от которого не может изба­ виться и по сей день, - это чувство недоверия к закону и клюдям, что заметно ограничиваеткругозор делового человека, мешает его успеху. Далее. Начинающему надо подготовить себя к осознанному риску. Авантюризм, когда не пытаешься просчитать, чем все может закончиться, - неприем­ лем в бизнесе. Другое немаловажное условие - на­ строй на гуманное отношение к людям. К сожалению, для многих предпринимателей деньги становятся са­ моцелью, что в конечном счете чревато личностными искажениями. У того человека, о котором я упомянул выше, есть брат, один из самых богатых людей в своем городе. Так вот, психологически он крайне неблагополучен - у него нет нормальных семейных отношений, нет близких друзей, он периодически скатывается в состояние алкоголизации. То есть большое количество денег еще не является залогом душевного комфорта. - Но согласитесь, стремление к обретению капи­ тала имеет свои объективные причины. И не только как основной стимул в бизнесе, но и потому, что людям хочется выбраться из элементарной бедно­ сти. - Согласен, однако не надо забывать, что, обретая деньги, следует быть готовым к восприятию новых ценностей. Я говорю о четкости нравственных ориен­ тиров. Есть ряд общечеловеческих законов бытия, нарушение которых (осознает это человек или нет) обязательно приводит к нарастанию конфликтов,- их мы называем дезорганизующей силой. Кстати, уме­ ние быть конструктивным во время конфликта - тоже одно из условий успеха в любом деле. У нас у всех - множество интересов, у предпринимателей, разуме­ ется, свои, зачастую противоречивые. И там, где лю­ ди не учатся находить точки соприкосновения, идти на определенные компромиссы, там никогда не бу­ дет* широкого успеха. Во всяком случае, можно до­ биться капиталонакоплеиий, но не испытывать при этом удовлетворения. - Значит, психолог может помочь бизнесмену и в поиске четких нравственных ориентиров, а не толь­ ко в получении прибыли? - Конечно. Если сам человек отдает себе отчет в каких-то дефектах воспитания. - В ходе душеспасительных бесед? Или есть спе­ циальная методика? - Способов много. Каждый психотерапевт при­ держивается одной школы, но имеет также и свою собственную теорию. Когда ты так поступаешь, говорю я человеку, задай себе вопрос: зачем, с какой целью? Он называет свою цель. Если она не имела положитель­ ного морального компонента и человек получил отри­ цательный результат, тогда я ему на это указываю, разбирая поэтапно. А потом рассматриваем: выгодно было так поступать или нет. И предприниматель, кото­ рый заботится о своей выгоде, скажет: конечно же так поступать невыгодно. - То есть вы устанавливаете прямую связь между двумя категориями - нравственной и прагматичной? - Я бы не сказал, что прямую, но взаимосвязь есть. - А семь с лишним десятилетий подряд советским людям вдалбливали в головы, что богатство и нрав­ ственность - вещи несовместимые. Как же на этом фоне вы будете рекомендовать бизнесмену развивать в себе нравственные качества. Не будет ли это ме­ шать ему в работе? - Я думаю, ему больше мешает давление со стороны окружения. Сами предприниматели отдают себе отчет, что их деятельность, как и во всем мире, приносит пользу. Другое дело, что в глазах многих окружающих людей их деятельность имеет отрицательный характер. Здесь сказывается двойной стандарт. Мой дальний родственник, ветеран войны, убежденный коммунист, попал под сокращение штатов на работе во времена Хрущева. Он часто осуждает кооператоров, правитель­ ство. Но когда ему представилась возможность совер­ шить незаконную сделку (приобрести каминную решетку) - он охотно совершил ее. И рассказывал с удовольствием, никого не осуждая, не раскаиваясь, не отдавая себе отчета, как это выглядит в глазах окружа­ ющих. Вот это и есть пример двойной морали. - А с какими трудностями личностного характера сталкиваются, по вашим наблюдениям, бизнесмены? - Во-первых, сказывается разный уровень понятий­ ного мышления во время делового общения. Не имея достаточной подготовки, многие используют непра­ вильную терминологию. Возникает непонимание. Оно сопровождается чувством отчуждения, напряжения. Если проще: я беседую с этим человеком - почему мне так плохо? Это он плохой. Причину в себе, как правило, не ищут. Далее: недооценка значения мимики, жестов. Лицо нахмурилось (случайно), а партнер может приписать это теме разговора, что тоже способствует отчужде­ нию. Или такая трудность: предприниматель начинает очень жестко себя контролировать и возникает психи­ ческое перенапряжение. - Как вы думаете: если бизнесмен, стремясь распо­ ложить делового партнера, говорит себе: я заранее люблю человека, от которого мне что-то надо, - не цинична ли такая установка? - Это не цинизм, а правильная ориентация. Единст­ венно правильный подход. Например, я. как психотера­ певт, должен настроиться на пациента. Я должен относі гься к нему благосклонно, иначе толку не будет. Но поскольку мы заговорили о предварительной подготовке к деловой встрече, то одной этой установ­ кой она не исчерпывается. Недавно, например, у моего шефа возник интерес к одному из предприятий легкой промышленности. Я провел там социально-психологи­ ческое исследование, собрал информацию, подгото­ вил свои рекомендации. Следующий контакт компании с этим предприятием будет продуктивным. Должен заметить, что жестких рекомендаций, ска­ жем, по стилю ведения деловой встречи, я не не даю, но благодаря предварительной проработке возможных вариантов беседы директор компании может выбрать наиболее оптимальный. - Не кажется ли вам, что вы парите над трудно­ стями межличностных отношений? Ведь предприни­ мателю, занятому массой прозаических дел, некогда вникать в теорию, ему нужны конкретные советы. - Психѳлог парит не над-, а рядом с другими людь­ ми. Что же касается конкретных советов накануне де­ ловой встречи, то это все равно что советовать нечто очень конкретное мужчине, идущему на свидание с жен­ щиной. А по большому счету помочь предпринимателю измениться в сторону положительной психологической динамики лучше всего может фонд психологической под­ держки, о создании которого я сегодня веду речь. Это возможность.теоретических консультаций и контрактов на оказание практической помощи, то есть психолог прово­ дит психологический анализ, устанавливает причины, ис­ точники конфликтов в коллективе. - Не идеализируете ли вы сегодняшнюю ситуацию? Откуда такая уверенность, что в психологических зна­ ниях нуждается широкий круг предпринимателей? М о­ жет, большшіство из них и не придает этому значения? - В медицинском маркетинге это называется “отсро­ ченная нужда". Вы посмотрите: в некоторых фирмах Япо­ нии на тысячу работающих - 200, а то и 300 психологов. Значит, в этом есть смысл. Или возьмем встречу Рейгана с Горбачевым в Вашингтоне. В зале сидели 16 американ­ ских психологов. Президент Америки готов оплачивать труд 16 профессионалов, чтобы они помогли ему в уста­ новлении обратной связи с аудиторией. У нас - совдепов­ ский вариант: если я это делаю, значит, я прав, а если и не прав, то все равно сойдет, на авось. Элемент разгиль­ дяйства. безответственности. - Любопытно, что вы ска­ жете о нашем нынешнем Пре­ зиденте. Он кажется вам искренним человеком или себе на уме, как большинство на­ ших предыдущих руководите­ лей? - Я считаю, что он искрен­ ний человек. Однако следует помнить, что искренность еще не значит правильность. Мож­ но искренне заблуждаться и совершать ошибочные поступ­ ки. При этом перед собой че­ ловек честен. То есть может иметь место проблема зашка­ ливания. как. например, требо­ вательность переходит в беспощадность. - А Гайдар, каким вам ка­ жется наш вице-премьер? - Я не анализировал его как личность. Но думаю, что господину Гайдару целесообразно найти специалистов- психологов, которые бы давали ему обратную связь. - Не наблюдали ли вы как психолог поведение мест­ ного руководства? - Нет, меня пока не приглашали. - Что-то мы с вами говорим все больше о богатых да власть имущих. А в чем принципиальное отличие психо­ логии бедного человека? - Бедный чаще склонен объяснять свои трудности отсутствием средств, совершая при этом ошибку. Ведь на самом деле многие его трудности - от другой ограничен­ ности: духовной, интеллектуальной. Обратимся к Швеции - там сейчас настолько хорошо, что можно работать, а можно - нет. Витоге - социальное болото и самый высокий в мире уровень самоубийств. Или была у меня знакомая, учились в мединституте вместе. Она по национальности финка и после окончания вуза уехала в Финляндию. Уровень ее экономического благополучия на несколько порядков выше, чем мой, та­ кого же врача. Однажды, например, она позвонила мне из Египта: зашла, говорит, в коктейль-бар под пирамидой Хеопса, смотрю, телефон-автомат стоит - решила позво­ нить... Но представьте: этот материально благополучный человек около двух лет назад пытался покончить жизнь самоубийством. - Не могу удержаться от сентиментального воск­ лицания: и богатые тоже плачут! - Да, и в той же Швеции все больше понимают, что богатство еще не гарант счастья. Там раздаются голоса, что человеку лучше давать минимум. - Ну да, как у нас. Результат известен: озлобление и безысходность. А я хочу сама, наконец, определять тот минимум, который мне необходим. Это сугубо индивиду­ альный момент. Ведь одно дело есть по утрам и вечерам овсянку, сознавая , что ты - миллионер, и совсем другое - зная, что большего ты просто не можешь себе позво­ лить из-за того, что некто свыше выделил тебе двести граммов вареной колбасы по талону. Рано или поздно такая ситуация приводит к социальному взрыву. Так, может быть, в интересах предпринимателей уже сегод­ ня позаботиться о том, чтобы завтра обозленные бед­ няки не пошли громить их офисы и коммерческие магазины? Помогать обездоленным не только матери­ ально, но и обеспечить возможность , я подчеркиваю , квалифицировашюй психотерапевтической помощи? Много ли нынче в области специалистов, к которым можно было бы прийти и, рассказав о своих бедах и проблемах в семье, на работе , получить психологическую поддержку, не рискуя при этом нарваться на халтурщи­ ка? - Увы, состояние психотерапевтического обслужива­ ния у нас отвратительное. Но. я думаю, предприниматели начнут вкладывать средства в оздоровление психики на­ селения только после того, как на себе почувствуют ре­ альную пользу от психотерапии. Беседовала Татьяна КОЖУХОВА. І щЩ ш ш »>: ;.ѵ. жщ т Ѵ.Ѵ •>х ■>& т т щ I шщ Ш ж т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz