Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.

Слово- руководителю а мы ВСЕ РАВНО ВЫЖИВЕМ! н н денежье . В сюду спад п ро и з ­ водства. Руководители арод наш стонет: без - И предприятий хватаются за ва­ лидол: сердце не выдержива ­ ет груза нерешаемых проблем. А монополисты д и к ­ туют свои условия. Лю ди гро ­ зят забастовками. В банках нет денег. А тут еще аот-вот повысятся цены на топливо и. следовательно, на все-все . В общем, довольно жутко. И мы решили порасспросить отдельно взятого руководите ­ ля: как он намерен выводить свой коллектив из такого кош ­ мара? В последующих номерах "РМ " мы полагаем предоста ­ вить слово всем руководите ­ лям предприятий бассейна. А открыть новую рубрику пр е д ­ ложили и. о. начальника М ур ­ манско го тралового флота Ю. Б. ПРУТКОВУ. п ричина. думаю , ясна: траловый флот не только са­ мый крупный на бассейне, но и самый старший, с него начи ­ налась вся рыбная промыш ­ ленность на Севере. - Сегодня финансовое по­ ложение любо го предприя ­ тия. в том числе и тралового флота, определяется по каза ­ телями. достигнутыми в пер ­ вом квартале. Мы завершаем первый квартал (беседа с Юрием Борисовичем состоя­ лась 25 марта. - И. Б.) с ростом по всем показателям. И отсюда можно бы гово ­ рить о благополучии флота, будь у нас в стране стабиль­ ность цен и если бы не висел над нами дамоклов меч повы­ шения их на энергоносители . Конечно, обвальный рост цен не позволит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как с э ­ кономить топливо? Надо ме ­ нять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная про ­ грамма. а ее нет. Следова­ тельно. необходимо опре­ делить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Тем более сейчас мы проработали экономическую программу, и там предусмо т ­ рена деятельность только э ко ­ номичных траулеров. Что касается остальных судов , то. видимо , часть их придется поставить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т. Д. Ясно. что. уменьшив коли ­ чество судов , мы будем вы­ нуждены сократить выпуск продукции . А вот этого никак нельзя допускать : мы - го с у ­ дарственное предприятие и должны кормить народ. И схо ­ дя из этого, мы выЬираем на ­ иболее продуктивные районы промысла, наиболее короткое плечо для переходов судов, на научной основе прорабаты­ ваем вопрос, каким по коли ­ честву должен быть экипаж. Некоторые капитаны прихо ­ дят с интересными предло ­ жениями . как улучшить экономическую ситуацию в переходный период . Конечно, куда проще ре ­ шались бы все проблемы флота, будь к ним хоть м и н и ­ мальное внимание прави ­ тельства. Его нет. Но флот все равно выживет. Непре ­ менно выживет. Вопрос - в каком качестве и количест ­ ве? Сколько останется су ­ дов. которые смогут работать рентабельно? На каких породах рыб будем ра­ ботать? И множество других вопросов, на которые в ны­ нешней экстремальной с и ­ туации нет однозначных ответов. Ясно одно: необходима консолидация , а не раста­ скивание флотов по разным сусекам . Нужен добрый, че ­ ловеческий . чисто ро с си й ­ ский подход к решению всех вопросов. Ведь всех нас объединяет идеальное п о ­ ложение "Севрыбы" - близ ­ кая сырьевая база. Если к ней относиться разумно, она будет кормить Россию, как кормила всегда. Но акцент, думаю , надо перенести на путинный лов и готовить суда к этому пер и ­ оду. Но тогда должна рабо­ тать вся цепочка: судоверфи надо будет работать в ином режиме , потребуются холо­ дильники - аккумуляторы сырья не только для сохра ­ нения качества продукции , но и для стабильных поста ­ вок. и для поддержания н уж ­ ной цены. Все это сейчас на флоте прорабатывается, программы большие, хотя, может, еще и рано о них го ­ ворить. Что касается модной ны­ не приватизации , мы видим ее как акционерное обще ­ ство с непременным участи ­ ем государственного капитала. Важно опреде ­ лить. какие суда будут рен ­ табельными и в каких условиях. Ведь долгие годы БМРТ тѵіпа "Алтай" в отда ­ ленных районах промысла были для нас тяжеленным хамнем на шее в финансо­ вом отношении. А перевели их в северные районы, и ре ­ зультаты оказались совсем иными. То есть мы сегодня должны определить техни­ ческую политику флота. Мы в будущее смотрим с оптимизмом . Я верю, что лю ­ дей честных, ответственных гораздо больше, чем тех. кто стремится жить се годняш ­ ним днем и кто хочет свое благополучие построить на наших се годняшних бедах. Записала Инна БЕРЕЗЮК. ещадная волна рыноч­ ной экономики , круша некогда вполне реальные жизненные устои, наотмашь ударила и. ка ­ залось бы. самые защищенные от развала экипажи арендных судов архангельских рыбаков- колхозников. Траулеры, как и в былые времена, сдавали сверх­ плановую продукцию и... стано­ вились нищими. Все свои заработанные деньги пришлось отдать, оплачивая материаль­ но -технические ресурсы (арен­ даторы содержат пароход за свой счет), цены на которые баснословно выросли. Сто­ имость рыбы оставалась п р еж ­ ней. Что же. аренде пришел ко ­ нец? ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ Несколько лет назад, когда многообещающая перестройка заставляла людей задумывать­ ся, новые формы оргалсизации труда коснулись и ігромыслони­ кс ь Северного бассейна. Но арендное движение на флотах хах вспыхнуло, так и погасло. Бюрократические цени управ­ ленческого аппарата не давали морякам воли, экипажи судов оставались ущемлешсыми, а кто же станет работать в ущерб се­ бе! В "Архрыбколхозобъедиліе- нии" нашли свой едиліствелслсый путь, когда и волхи были сыты, и овцы целы. Свежий росток аренды, говорили сами моряки, надо оберегать как надежду вы­ жить в сложлсые времена, ведь море данно уже не бездонное, и был резон повышать доходы за счет слсижелсия объемов судоре- моігта благодаря более тщ а ­ тельному уходу за механиз­ мами, значительной экономии промвоорѵжения и так далее. Конечно, не все так просто. Поначалу целый год вокруг да около разговоры шли. Моряхи боялись: ведь на глазах аренда разваливалась у соседей в Мур­ манском РКС. Но, как говорит­ ся. кто не рискует, тот шампанское не пьет. Первым иеизведаншім курсом, взяв суд­ но в аренду пока на пару рейсов, пошел молодой капитан трауле ­ ра "Крупиліо" В. Ю. Иііанов, сын известного капитан а-про мыс- ловикаЮ .Н . Иванова. Ведь кто- то должен был "умножать традиции" н идти дальше. Экипаж траулера "Ново- спасск" под комалідоналсием И. А. Севрюковазахлючил договор уже на четыре года. В моей па ­ мяти сохралсилась поездка на причал у плав мастерской "Дви­ на" в Мурманске. Сколько раз приходилось встречать промыс­ ловые суда после долгих р ей ­ сов. Избитые борта, палублсые надстройхи, со всех сторон по­ лосы ржавчнлсы, воспалеішая от соленого ветра краска висит клочьями. Море есть море, и не щадит оно леи большие хорабли, іш малые. И т>т, среди этзсх бе­ долаг, бросился в глаза чис- тею,кий Н о восп ас сх”, ках будто только что из ремонта, хотя по­ зади было два рейса, а это более 200 суток. "Арендаторы! - кто с уваже­ нием, а кто и с несхрываемой завистью подчеркивали на со­ седних судах. Tax или иначе, но "Новоспассх" был в центре влеи- мания, и члелсы экипажа держа­ ли себя с достоинством. Здесь нельзя было увидеть на палубе пьяного моремана, все знали: выпьешь на сотню - потеряешь тысячу, ведь арендные отноше­ ния все поставили на свои места. Давно пора было сделать каж ­ дого промысловиха хозяином своей судьбы, человехом сво­ бодным (не рабом) и в то же вре­ мя настолько работящим, когда не надо подписывать ни призы­ вами, ни выговорами. Теперь каждый моряк знает заранее, что ему на стоянхе де­ лать. Каждый о своем заведова­ нии печется сам. Сам и отвечает, потому как принимает самосто­ ятельные решелсия. Первый год, афахтичесхи 10 месяцев промышляли, принес тахой результат, что весь флот был в шоке: 2 миллиона 700 ты ­ сяч рублей дохода. По тем вре­ менам это была сумма! Хозяин судна, колхоз, получил пол­ миллиона. Что касается экипа­ жа, то матрос 1 класса Новые структуры РИФЫ п о КУРСУ АРЕНДЫ зарабатывал 2,5 тысячи. Тогда, в 1989 году, примерно столько же получал капитан обычного тра ­ улера. Была солидная тринадцатая зарплата, отігусхлсых начисляли по 5 окладов, моряхам с их семь­ ями оплачивали путевхи, вклю­ чая зарубежные поездки. Заразительлсый пример не заставил ждать. Капитален трау­ леров Т о сь " - С. М. Брянский, "Ивалсгород" - П. Е. Тайборей, "Алстрана" - В. А-Боговой, "Охси- но" - В. А. Плечов, "Сояна" - А. В. Малыгин и другие оказались способными воплотить идею, вокруг которой было столько сом]іс][ий, и доказать полное преимущество арендного дви­ жения. Все, кто имели дело с промысловыми сводками Се­ верного бассейна и других реги­ онов, могли убедиться, что холхозлсый флот арха][гелъсхих поморов работает стабильнее, чем другие. БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ И все бы хорошо, не ліачлшсь свистоплясха с ценами. В хонце апреля прошлого года Н о в о - слассх”, хах и подобает, пришел в порт с достойным финалом и на 3 месяца встал в ремонт. Тут- то и почувствовали рыб ахи, что затрапо ій механизм увеличива­ ет обороты. Ауходя в рейс,узна­ ли, что плановые суточзсые затраты по судну увеличились в три раза, в то время ках оптовая цена рыбопродухции, что выра­ батывали на судне, толъхо в два. Для арендаторов - это западня. Если обычное судно может в ка­ ком-то рейсе и не принести при­ были, моряки зарплату так или иначе получат, ведь система оп­ латы у них лсихах не связывает экипаж с затратами. ''Новоспассх'’ же, кроме всего прочего, обяза­ тельно колхозу арендную плату вносит независимо от итогов рей ­ са, и, сработав "по ігулям", моряхи вообще могут ни копейхи не пол­ учить... Этого пока не произошло, но зарплата у арендаторов такая ста­ ла, что жены домой не пускают. ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ Технолог "Ново спас ска" В. И. Александров считает: - Ситуация на флоте тахая складывается, что люди мало за ­ и н т е р е с о в ан в получелсии совет­ ских денег. Валюта, полученная в рейсе, на порядок выше, и созда­ ется парадоксальная ситуация, когда работа судна подгоняется под заход в инострані[ый порт. Даже тахая категория плавсоста­ ва появилась, которая, распола­ гая информацией, переходит с судна на судно. Значит, надо, не ­ зависимо от з ах о д о в сем моряхам выплачивать гарантировал осую валюту, тогда у экипажей трауле­ ров уже голова не будет болеть, как ее заполучить. Правлелсие АРКО предлаже- іше это приняло во ы сималсие. До­ бился Алексалідров и разрешения брать деньги из резервного ф о н ­ да судна для компенсации. - Не думаю, что аренда уже изжила себя, - подчеркивал Вла­ димир Иванович. - Наоборот. Это договор устарел, и надо срочно пересматривать его, буквально каждый пункт, в сторону увели - челеня ответствелшости самих арендаторов и расширения .их прав. И набирать лю вые экипажи теперь уже на контрактной осно­ ве. Отношение председателя правления Д. М. Волызща тоже одлсозліачлсо: аренду ни в коем случае нельзя загробить. Сейчас ее экипажи будут получать дохо­ ды по фактической цене реализа­ ции рыбы, а не по оптовой, ках было ралсьше. Арендаторы опять окажутся в выгодном положении по сравлселооо с другими подраз- делелсиями. - Что касается фоледбв, - гово­ рит Дмитрий Михайлович, - то беда в том, что все мы очень за- хомллехсовалсы, с делсьгами не умеем работать. Те делсьги, что экипажи откладывают до колща арелсды, а илсаче судну ремонт не сделать, конечлю, лгужно было бы пустить в оборот. Но если олси ис­ числяются десятками тысяч. Но в лсаших колхозах и в целом по объ- едиліению лежат без движелсия сотни тысяч, миллиолсы. Мы не привыкли ими малсипулировать, система эта не отработалса, при­ том каждый колхоз забирает делсьги себе. Но мы сделали первый шаг - централизовали эти делсьги и ста­ ли давать кредиты под процелггы. И уже имеем прибыль - сотлей ты ­ сяч рублей. А ралсьше это запре­ щалось, вплоть до утоловлюй ответственности. Так что дело сдвилсулось. Что касается нового, более совершелшого ареісдлюго догово­ ра, то правлелсие запросило море, и с судов поступают деловые предложелсия. Работают ліад ним юристы, эколіомисты. Главлюе, считают ол си, предоставить эки ­ пажам максимум свободы дейст­ вий, потому что теперь уже сов ершел□со точно, что "лсихто не даст лсам избаалеленя", все от са ­ мих зависит. От ареліды Эрнст ЗЕЛЕНИН . 3 апреля 1992 года 4 стр. "РЫБНЫЙ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz