Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.
Слово- руководителю а мы ВСЕ РАВНО ВЫЖИВЕМ! н н денежье . В сюду спад п ро и з водства. Руководители арод наш стонет: без - И предприятий хватаются за ва лидол: сердце не выдержива ет груза нерешаемых проблем. А монополисты д и к туют свои условия. Лю ди гро зят забастовками. В банках нет денег. А тут еще аот-вот повысятся цены на топливо и. следовательно, на все-все . В общем, довольно жутко. И мы решили порасспросить отдельно взятого руководите ля: как он намерен выводить свой коллектив из такого кош мара? В последующих номерах "РМ " мы полагаем предоста вить слово всем руководите лям предприятий бассейна. А открыть новую рубрику пр е д ложили и. о. начальника М ур манско го тралового флота Ю. Б. ПРУТКОВУ. п ричина. думаю , ясна: траловый флот не только са мый крупный на бассейне, но и самый старший, с него начи налась вся рыбная промыш ленность на Севере. - Сегодня финансовое по ложение любо го предприя тия. в том числе и тралового флота, определяется по каза телями. достигнутыми в пер вом квартале. Мы завершаем первый квартал (беседа с Юрием Борисовичем состоя лась 25 марта. - И. Б.) с ростом по всем показателям. И отсюда можно бы гово рить о благополучии флота, будь у нас в стране стабиль ность цен и если бы не висел над нами дамоклов меч повы шения их на энергоносители . Конечно, обвальный рост цен не позволит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как с э кономить топливо? Надо ме нять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная про грамма. а ее нет. Следова тельно. необходимо опре делить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Тем более сейчас мы проработали экономическую программу, и там предусмо т рена деятельность только э ко номичных траулеров. Что касается остальных судов , то. видимо , часть их придется поставить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т. Д. Ясно. что. уменьшив коли чество судов , мы будем вы нуждены сократить выпуск продукции . А вот этого никак нельзя допускать : мы - го с у дарственное предприятие и должны кормить народ. И схо дя из этого, мы выЬираем на иболее продуктивные районы промысла, наиболее короткое плечо для переходов судов, на научной основе прорабаты ваем вопрос, каким по коли честву должен быть экипаж. Некоторые капитаны прихо дят с интересными предло жениями . как улучшить экономическую ситуацию в переходный период . Конечно, куда проще ре шались бы все проблемы флота, будь к ним хоть м и н и мальное внимание прави тельства. Его нет. Но флот все равно выживет. Непре менно выживет. Вопрос - в каком качестве и количест ве? Сколько останется су дов. которые смогут работать рентабельно? На каких породах рыб будем ра ботать? И множество других вопросов, на которые в ны нешней экстремальной с и туации нет однозначных ответов. Ясно одно: необходима консолидация , а не раста скивание флотов по разным сусекам . Нужен добрый, че ловеческий . чисто ро с си й ский подход к решению всех вопросов. Ведь всех нас объединяет идеальное п о ложение "Севрыбы" - близ кая сырьевая база. Если к ней относиться разумно, она будет кормить Россию, как кормила всегда. Но акцент, думаю , надо перенести на путинный лов и готовить суда к этому пер и оду. Но тогда должна рабо тать вся цепочка: судоверфи надо будет работать в ином режиме , потребуются холо дильники - аккумуляторы сырья не только для сохра нения качества продукции , но и для стабильных поста вок. и для поддержания н уж ной цены. Все это сейчас на флоте прорабатывается, программы большие, хотя, может, еще и рано о них го ворить. Что касается модной ны не приватизации , мы видим ее как акционерное обще ство с непременным участи ем государственного капитала. Важно опреде лить. какие суда будут рен табельными и в каких условиях. Ведь долгие годы БМРТ тѵіпа "Алтай" в отда ленных районах промысла были для нас тяжеленным хамнем на шее в финансо вом отношении. А перевели их в северные районы, и ре зультаты оказались совсем иными. То есть мы сегодня должны определить техни ческую политику флота. Мы в будущее смотрим с оптимизмом . Я верю, что лю дей честных, ответственных гораздо больше, чем тех. кто стремится жить се годняш ним днем и кто хочет свое благополучие построить на наших се годняшних бедах. Записала Инна БЕРЕЗЮК. ещадная волна рыноч ной экономики , круша некогда вполне реальные жизненные устои, наотмашь ударила и. ка залось бы. самые защищенные от развала экипажи арендных судов архангельских рыбаков- колхозников. Траулеры, как и в былые времена, сдавали сверх плановую продукцию и... стано вились нищими. Все свои заработанные деньги пришлось отдать, оплачивая материаль но -технические ресурсы (арен даторы содержат пароход за свой счет), цены на которые баснословно выросли. Сто имость рыбы оставалась п р еж ней. Что же. аренде пришел ко нец? ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ Несколько лет назад, когда многообещающая перестройка заставляла людей задумывать ся, новые формы оргалсизации труда коснулись и ігромыслони кс ь Северного бассейна. Но арендное движение на флотах хах вспыхнуло, так и погасло. Бюрократические цени управ ленческого аппарата не давали морякам воли, экипажи судов оставались ущемлешсыми, а кто же станет работать в ущерб се бе! В "Архрыбколхозобъедиліе- нии" нашли свой едиліствелслсый путь, когда и волхи были сыты, и овцы целы. Свежий росток аренды, говорили сами моряки, надо оберегать как надежду вы жить в сложлсые времена, ведь море данно уже не бездонное, и был резон повышать доходы за счет слсижелсия объемов судоре- моігта благодаря более тщ а тельному уходу за механиз мами, значительной экономии промвоорѵжения и так далее. Конечно, не все так просто. Поначалу целый год вокруг да около разговоры шли. Моряхи боялись: ведь на глазах аренда разваливалась у соседей в Мур манском РКС. Но, как говорит ся. кто не рискует, тот шампанское не пьет. Первым иеизведаншім курсом, взяв суд но в аренду пока на пару рейсов, пошел молодой капитан трауле ра "Крупиліо" В. Ю. Иііанов, сын известного капитан а-про мыс- ловикаЮ .Н . Иванова. Ведь кто- то должен был "умножать традиции" н идти дальше. Экипаж траулера "Ново- спасск" под комалідоналсием И. А. Севрюковазахлючил договор уже на четыре года. В моей па мяти сохралсилась поездка на причал у плав мастерской "Дви на" в Мурманске. Сколько раз приходилось встречать промыс ловые суда после долгих р ей сов. Избитые борта, палублсые надстройхи, со всех сторон по лосы ржавчнлсы, воспалеішая от соленого ветра краска висит клочьями. Море есть море, и не щадит оно леи большие хорабли, іш малые. И т>т, среди этзсх бе долаг, бросился в глаза чис- тею,кий Н о восп ас сх”, ках будто только что из ремонта, хотя по зади было два рейса, а это более 200 суток. "Арендаторы! - кто с уваже нием, а кто и с несхрываемой завистью подчеркивали на со седних судах. Tax или иначе, но "Новоспассх" был в центре влеи- мания, и члелсы экипажа держа ли себя с достоинством. Здесь нельзя было увидеть на палубе пьяного моремана, все знали: выпьешь на сотню - потеряешь тысячу, ведь арендные отноше ния все поставили на свои места. Давно пора было сделать каж дого промысловиха хозяином своей судьбы, человехом сво бодным (не рабом) и в то же вре мя настолько работящим, когда не надо подписывать ни призы вами, ни выговорами. Теперь каждый моряк знает заранее, что ему на стоянхе де лать. Каждый о своем заведова нии печется сам. Сам и отвечает, потому как принимает самосто ятельные решелсия. Первый год, афахтичесхи 10 месяцев промышляли, принес тахой результат, что весь флот был в шоке: 2 миллиона 700 ты сяч рублей дохода. По тем вре менам это была сумма! Хозяин судна, колхоз, получил пол миллиона. Что касается экипа жа, то матрос 1 класса Новые структуры РИФЫ п о КУРСУ АРЕНДЫ зарабатывал 2,5 тысячи. Тогда, в 1989 году, примерно столько же получал капитан обычного тра улера. Была солидная тринадцатая зарплата, отігусхлсых начисляли по 5 окладов, моряхам с их семь ями оплачивали путевхи, вклю чая зарубежные поездки. Заразительлсый пример не заставил ждать. Капитален трау леров Т о сь " - С. М. Брянский, "Ивалсгород" - П. Е. Тайборей, "Алстрана" - В. А-Боговой, "Охси- но" - В. А. Плечов, "Сояна" - А. В. Малыгин и другие оказались способными воплотить идею, вокруг которой было столько сом]іс][ий, и доказать полное преимущество арендного дви жения. Все, кто имели дело с промысловыми сводками Се верного бассейна и других реги онов, могли убедиться, что холхозлсый флот арха][гелъсхих поморов работает стабильнее, чем другие. БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ И все бы хорошо, не ліачлшсь свистоплясха с ценами. В хонце апреля прошлого года Н о в о - слассх”, хах и подобает, пришел в порт с достойным финалом и на 3 месяца встал в ремонт. Тут- то и почувствовали рыб ахи, что затрапо ій механизм увеличива ет обороты. Ауходя в рейс,узна ли, что плановые суточзсые затраты по судну увеличились в три раза, в то время ках оптовая цена рыбопродухции, что выра батывали на судне, толъхо в два. Для арендаторов - это западня. Если обычное судно может в ка ком-то рейсе и не принести при были, моряки зарплату так или иначе получат, ведь система оп латы у них лсихах не связывает экипаж с затратами. ''Новоспассх'’ же, кроме всего прочего, обяза тельно колхозу арендную плату вносит независимо от итогов рей са, и, сработав "по ігулям", моряхи вообще могут ни копейхи не пол учить... Этого пока не произошло, но зарплата у арендаторов такая ста ла, что жены домой не пускают. ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ Технолог "Ново спас ска" В. И. Александров считает: - Ситуация на флоте тахая складывается, что люди мало за и н т е р е с о в ан в получелсии совет ских денег. Валюта, полученная в рейсе, на порядок выше, и созда ется парадоксальная ситуация, когда работа судна подгоняется под заход в инострані[ый порт. Даже тахая категория плавсоста ва появилась, которая, распола гая информацией, переходит с судна на судно. Значит, надо, не зависимо от з ах о д о в сем моряхам выплачивать гарантировал осую валюту, тогда у экипажей трауле ров уже голова не будет болеть, как ее заполучить. Правлелсие АРКО предлаже- іше это приняло во ы сималсие. До бился Алексалідров и разрешения брать деньги из резервного ф о н да судна для компенсации. - Не думаю, что аренда уже изжила себя, - подчеркивал Вла димир Иванович. - Наоборот. Это договор устарел, и надо срочно пересматривать его, буквально каждый пункт, в сторону увели - челеня ответствелшости самих арендаторов и расширения .их прав. И набирать лю вые экипажи теперь уже на контрактной осно ве. Отношение председателя правления Д. М. Волызща тоже одлсозліачлсо: аренду ни в коем случае нельзя загробить. Сейчас ее экипажи будут получать дохо ды по фактической цене реализа ции рыбы, а не по оптовой, ках было ралсьше. Арендаторы опять окажутся в выгодном положении по сравлселооо с другими подраз- делелсиями. - Что касается фоледбв, - гово рит Дмитрий Михайлович, - то беда в том, что все мы очень за- хомллехсовалсы, с делсьгами не умеем работать. Те делсьги, что экипажи откладывают до колща арелсды, а илсаче судну ремонт не сделать, конечлю, лгужно было бы пустить в оборот. Но если олси ис числяются десятками тысяч. Но в лсаших колхозах и в целом по объ- едиліению лежат без движелсия сотни тысяч, миллиолсы. Мы не привыкли ими малсипулировать, система эта не отработалса, при том каждый колхоз забирает делсьги себе. Но мы сделали первый шаг - централизовали эти делсьги и ста ли давать кредиты под процелггы. И уже имеем прибыль - сотлей ты сяч рублей. А ралсьше это запре щалось, вплоть до утоловлюй ответственности. Так что дело сдвилсулось. Что касается нового, более совершелшого ареісдлюго догово ра, то правлелсие запросило море, и с судов поступают деловые предложелсия. Работают ліад ним юристы, эколіомисты. Главлюе, считают ол си, предоставить эки пажам максимум свободы дейст вий, потому что теперь уже сов ершел□со точно, что "лсихто не даст лсам избаалеленя", все от са мих зависит. От ареліды Эрнст ЗЕЛЕНИН . 3 апреля 1992 года 4 стр. "РЫБНЫЙ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz