Рыбный Мурман. 1992 г. Апрель.
Георгий ТИШКОВ, генеральный директор ассоциации рыбопромышленных предприятий “СЕВРЫБА” ДЕКРЕТОМ РЫНОК НЕ СОЗДАШЬ V СЛОВО— РУКОВОДИТЕЛЮ Читая в последнее время публикации в прессе о положении дел в рыбной отрасли, нередко сталки ваешься с непониманием авторов статей, что же все-таки происходит в рыбной промышленности и экономике нашей страны в переходный период. Конъюнктурный анализ и выводы некоторых авторов создают впечатление, что в обнищании народа ви новаты хозяйственные руководители, которые не хо тят нового и с тоской смотрят назад. Напрашивается вывод: заменить их - и сразу все пойдет хорошо, наступит рыночное счастье. Но все это уже происхо дило в 20-м столетии. Экономика - дело тонкое и не приемлет кавале рийских атак, революций, в ней действуют объектив ные законы, которые, как известно, не зависят от воли и желаний отдельных людей. Самый безболез ненный и разумный для общества - это эволюцион ный путь развития, который в принципе и предлагался в 1985 году и был поддержан обще ством, но мы, к сожалению, избрали снова путь ре волюции, насильного заталкивания народа в рынок. Известно, даже если сладкую кашу силой скар мливать ребенку, он будет ее выплевывать. Уже раз даются возгласы, что наш народ не готов к переходу в рынок, выискиваются исторические примеры, по казывающие неспособность и лень русского народа, вот, мол, предлагают ему сладкую кашу, а он ее не хочет. А раз так, тем хуже для него. Это из области философии, а в экономике принцип “больших скач ков" был опробован в Китае. Результаты всем изве стны. Рыбная отрасль страны, как и вся экономика, базировалась на дешевой энергии, низкооплачива емой рабочей силе и богатых ресурсах. Причем де сятилетиями. Учитывая эти факторы, мы и строили самые большие и энергоемкие, с большой числен ностью экипажей и приспособленные для обработки большого количества рыбы промысловые суда. Причем обновление флота, его модернизация практически не зависели от воли руководства. Тако ва была хозяйственная политика, и нам достался сегодня самый большой по численности, тоннажу, мощности и самый экономически неэффективный в условиях рынка рыбопромысловый флот. За приме рами ходить далеко не надо, достаточно сравнить добывающий флот Северного бассейна с норвеж ским. Ежегодный вылов рыбы у наших соседей состав ляет примерно 1,9 млн. тонн, а у “Севрыбы" - около 1,5 млн. тонн. Вылов на одного рыбака у нас - 39,14 тонны в год, в Норвегии - 74,78 тонны. Так что цифры говорят сами за себя. К тому же, хотя норвежский рыболовный флот работает вдоль своего побережья и в Норвежском море, видовой состав улова у него намного лучше, чем у российских рыбаков. Рента бельность производства на норвежскихпредприяти- ях примерно в два раза выше, чем на наших. Из этих данных наглядно видно, насколько мы отстали и что нам надо делать, естественно, учиты вая наши условия. Вице-премьер Е. Гайдар в своих интервью гово рит, что у нас в народном хозяйстве структурный кризис, связанный с переходом на рыночные отно шения и мировые цены. И что экономика должна быстро перестроиться и к концу года стабилизиро ваться. Давайте посмотрим, что может произойти в этом случае с рыбной отраслью. Необходима полная замена рыбодобывающего флота и обрабатывающей промыш ленности, так как они не соответствуют требованиям рынка. Я подчеркиваю - полная. А как нам до конца года построить новые суда, новые рыбообрабатывающие за воды, не имея валюты, денег, кредитов, да и возможно ли это физически? Вся отечественная промышленность тоже находит ся в структурном кризисе, и она не способна дать нам все что требуется. Принципы ее строительства были такие же, как и в рыбной отрасли. По логике Гайдара, и он спокойно об этом говорит, эти отрасли должны уме реть, обанкротиться, в том числе и рыбная. Кто может выжить втакой ситуации? Ведь наше машиностроение, за исключением специализированного в области кос моса и обороны, не способно конкурировать на запад ном рынке. Выжить могут, видимо, только сырьевые отрасли. Наиболее перспективна нефтегазовая. Но для своего развития ей необходимо оборудование, которое отечественное машиностроение изготовить не может. А значит, большая часть нефти пойдет за рубеж в каче стве оплаты за технику. Переход на мировые цены для богатых (каким обра зом будет получено это богатство в условиях спада производства, непонятно) предприятий также даст на правление на западный рынок, так как техника там ка чественнее, ремонт производится быстрее и лучше, чем на отечественных предприятиях, и#следовательно, последние останутся без работы, тем более у нас ника кой защиты (таможенной, льготного налогообложения и т. п.) внутреннего рынка, которой пользуются все развитые страны Запада, нет. Вспомните регулярные публикации о таможенной войне между США и Япо нией. А отсюда нетрудно сделать прогноз, что нас ждет в ближайшее время. Это остановка экономики, сильное расслоение общества, незначительное число коррум пированных, очень богатых людей, стоящих у власти, семьи которых будут проживать за рубежом, прослойка богатых и большая масса нищих сограждан, перебива ющихся случайными заработками, рост преступности и все вытекающее из этого, т. е. примерно такое же положение, как в некоторых слаборазвитых странах Однобоко функционирующая промышленность сырье вой направленности не может принести богатства стра не и способствовать развитию экономики. То, что предпринимает в настоящее время прави тельство, реформами, даже с большой натяжкой, на звать нельзя. В нашей высокомонополизированной экономике при отсутствии конкуренции идет беспредельное повы шение цен, начисто отсутствуют инвестиции, то есть расширенное воспроизводство. Без жесткой централь ной власти, программы, направленной на реформиро вание экономики, прибыли от роста цен едва хватает на повышение зарплаты. Без насыщения рынка товарами, при сокращении его из-за сворачивания производства, гиперинфляцию не удержать, точно так же, как и падение курса рубля. Потуги правительства, сделавшего залповые выбросы долларов на продажу, могут задержать рубль на опре деленном уровне на какой-то период времени, но затем последует катастрофическое его падение. Поэтому эйфория по поводу стабилизации рубля, на мой взгляд, беспочвенна. Складывается впечатление, что на удушение гос предприятий, на которых работает свыше 90 процентов трудоспособного населения и выпускающих 95 про центов товарной массы, направлена и кредитная пол итика правительства. Государства рыночной экономики широко пользуются для управления, сти мулирования промышленности кредитными ставками, но никогда не ограничивают кредит, особенно для тех отраслей, которые вданный момент или в перспективе имеют важное значение для всей экономики или на селения. Процент на кредит устанавливается ниже среднего уровня - так называемый льготный кредит или вообще беспроцентный. Могут быть и прямые до тации. Все рисковые отрасли, к ним относится и рыб ная промышленность, дотируются из бюджета, как, например, в Норвегии и Канаде. Естественно, сумма дотации и направление (стро ительство судов, береговых рыбообрабатывающих предприятий и т. д.) обсуждаются предпринимателя ми, профсоюзами, правительством и утверждаются законодательным органом страны. Анаше правитель ство решило оставить всех без дотаций и вовсе не давать кредитов. Просто не дам - и все. При отсутст вии инфляции и ежемесячного повышения цен это можно было бы понять, но когда цены поднялись в 4 - 10. а то и в 100 раз и сумма кредита осталась на прежнем уровне, то даже при успешной работе пред приятиям просто не будет хватать массы денег для нормального функционирования, взаиморасчетов между собой. Например, в 1991 году “Севрыбе" до статочно было кредита в 300 млн. руб. при обороте около 2 мпрд. рублей, в 1992 году из-за повышения цен оборот возрос до 20 млрд., а кредит остался тот же, то есть он практически уменьшился в 10 раз, а следствие этого - все предприятия - при успешной работе - “сели на картотеку", иными словами, стали задолжниками по платежам. А если не платишь денег, не получаешь товар - топливо, тару и т. д. После чего обычно следует остановка предприятия. Кстати, об этом говорили в конце 1991 года те экономисты, кото рых редко показывают на экране телевизора и подпу скают к микрофону. Кроме того, это безналичные расчеты, и если правительство боится перетекания безналичных денег в наличные (этим занимается аль тернативная экономика, а не государственные пред приятия) и раскручивания инфляции, необходимы жесткие инструкции банкам и законы. В газетной статье невозможно привести все дово ды, свидетельствующие о неправильности пути, вы бранного нашим правительством. Это задача научного исследования. Но не удержусь еще от одного. Другой аргумент. Мы постоянно слышим о получаемых за рубежом кредитах “на закупку продуктов питания", то есть под полученные кредиты нет правительственной програм мы развития экономики, по крайней мере я ее не слышал и не читал. Все полученные продукты мы бы стро съедаем. И глупо надеяться, что заграница нас накормит досьгга. Мы объедаем своих детей и внуков, ничего не пуская на инвестиции. Неужели нельзя хотя бы часть кредитов направить на развитие нефтегазо вой промышленности, машиностроения, в пищевую, обрабатывающую или хотя бы рыбную отрасль? Ведь только в этом случае можно надеяться, что топливо и рыба будут дешевле. Но не централизованно, как было раньше, а предварительно заслушав программы руко %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz