Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.

П РИРОДА И МЫ — Е таком соотношении слов многим людям (если не всем!) /же слышится болезненный акцент, потому что под рубрикой «ПРИРОДА И МЫ> речь обыч­ но идет о необходимости при­ родоохранных мер. Все взрослые люди помнят лихой лозунг недавней поры: «Нам нечего ждать милостей от при­ роды! Взять их у нее — наша задача!» И многие, наверное, заметили, как этот лозунг трансформировался в горькой шутке «Литературной газеты»: «Нам нечего ждать милости от природы после того, что мы с нею сделали». По видимому, некоторого бо­ лезненного акцента не избе­ жать и мне, хотя я намере­ ваюсь говорить не столько о болезнях в соотношении «при­ рода и мы», сколько о здоро­ вье такого соединения Или единства Показательно, пожалуй, про­ звучит здесь история моего появления, обоснования в Мур­ манске До двадцатишестилет* него возрасты я ведь и не по­ мышлял об этом крас Окончил механический техникум в Ле­ нинграде. работал в городке Изюме на Украине Потом сно­ ва учился, уже на вечернем от­ делении Ленинградского поли­ тех ничес кого института им. •VI И. Калинина, откуда с пято­ го курса, двадцати четырехлет­ иям попал в армию. II вот на службе и о з н а к о м и л с я со своим ровесником, худож ­ ником Борисом ІІІатохиным. призванным из Мурманска. Кра­ сиво, цепко думающий парень эмоциональный и артистич­ ный... Мы с ним как-то ловко и быстро подружились. Но ху­ дожника я распознал в Шато- хине по-настоящему только па втором году службы, когда пол­ ковое начальство выделило ему комнатенку в клубе, за сценой. 'чЗасценок». как мы в шутку называли с ним эти пятиметро­ вое помещение. Там Борис вы­ полнял соцзаказы: оформление ленинских комнат, в основном портреты командиров и пере­ довиков армейского соревнова­ ния. Иу а в свободное время рисовал кое-что внеслужебное, благо краски, кисти картон и даже холст у него появились. И вот там. в оасц еи ке» сол­ датского клуба, я впервые уви­ дел природу заполярного края. И был иоран сен огромным, зве­ нящим от мороза, солнечным диском. сиреневой жидкостью заката, разлитого меж сопок. Я был буквально заворожен ве­ личием и спокойствием незна­ комого мне мира. Сначала я не поверил Ша­ токину. Рисует но памяти. На­ придумал. дескать, эту красоч­ ность. эти нездешние пейза­ жи. Время в пашей живописи было поисковое, веселое, всего в ней хватало. По Шатохин стоял на своем. 'Н е веришь. — говорит. - по­ езжай. Убедишься». И я поехал. В первый и един­ ственный десятисуточный от­ пуск поехал іге домой, в Ле­ нинград. а в Мурманск. И. убедившись в правоте худож ­ ника, дослужив положенный третий год. приехал сюда уже насовсем... Люблю я заполярный край за крайности и за бескрайность; за то, что чувство это вкралось, другого чувства не украв. Не заслонял от меня равнины моего рожденья, светло, почти без наважденья, отроги польские м анят... Люблю взойти на самый верх, взглян уть на Кольский полуостров, где все затем и низкоросло, чтоб был высоким человек! Это я написал года через три после приезда в Мур­ манск. После того, как позна­ комился поближе с этим уни­ кальным для России краем, когда понял кое-что из меха­ низма действия природы на человека. Я понял, почему мне при­ шелся по душе Мурманск. По­ нял, что меня привлек не го­ род, как таковой. Он ведь до­ вольно стандартен в архитек­ турном смысле. У него не бы­ ло бы своего лица, если бы не ландшафт... Iлаеная причина оригиналь­ ности и привлекательности Мурманска не в самом горо­ де,. а в том, что его обступа­ ет. Чуть ли не из любой точки города мы можем положить взгляд на окружающие сопки, взглянуть в изменчивое, но вечно доброжелательное лицо природы и тем самым разба­ вить хлесткий ритм жизни. Инерция движения, бурления городского котла сглаживается инерциеи покоя природы, за­ глядывающей в наш город. Пусть мы не отдаем в этом отчета, но природа отчета и не требует Она смотрит на нас, она манит, и мы при ма­ лейшей возможности идем к ней.. Давай взойдем на холм. Л ан дш аф т увидиш ь ты... Сколь с т а р ч е с к и е в я ем проявлены черты! П окаты е горбы. Кривые деревца. Морщинистые лбы. Угрю м ость и ленца. При хм уры х небесах, наверно, вид такой внуш ает — нет, не стр ах — раздумье и покой... Но ты взойди,, мой друг, сюда в накале дня. Какие игры ту т! Какая беготня! Какой ш альной огонь над сопками воздет! Какой каскад погонь устр аи вает свет! Какие дали здесь о ткр ы ты и чи сты !.. И это ли не есть м а л ь ч и ш е ч ь и черты? А старческие? Что ж ... Видать, наш край таков. С детьми он очень схож . Ну, и, конечно, особый гра­ фик дня и ночи накладывает дополнительное своеобразие на природу нашей заполярной земли А через нее и на на­ шу жизнь Не будем закрывать глаза на отрицательные сто­ роны долгого полярного дня и полярной ночи, но сознаемся — сколько лишних проявлений красоты (а она никогда не бывает лишней) мы получили благодаря особому положению северного солнца! Раздвижные дни и ночи во­ обще влияют на наше вос­ приятие больше, чем принято считать... Приемлем ночь полярную опять. Тускн еет даль, и люди вместе с нею тум ан ятся, зеваю т и тускн ею т. Хотя сопротивляю тся, не сп ят. Работа нас сп асает и спасет. Но сто ит от нее чуть-ч уть отвлечься, как гу т ж е ночь советует улечься и сонные глаза закры ть на все. ным образом горняки. Ее м а­ териальная ценность — в нед­ рах. по сегодня я говорю о духовных ценностях Кольского полуострова. Они — в его пейзажах. Нам всем необходимо осо­ знать свою прям ую эстетич е­ скую, да и ф и зи ч ескую зависи­ мость от этих соседствую щ и х с цивилизацией пейзаж ей. Да, мы заявляем о любви к ним и дей ствительно лю бим бы ­ вать на природе, но любовь наша подслеповата и р азр у­ ш ительна. П риродно е со о бщ е­ ство — это тончайший м еха­ низм, скры ты й от непро све­ щ енного взгляд а за п ро стец ­ кой оболочкой. Как если бы слож нейш ее электр онное уст­ ройство бы ло заклю чено в покрыш ку ф утб о льн о го мяча, а мы бы его пинали, не знаю - чи, хотя и лю бя... Вот мы и лю бим пока ещ е приро ду, как мяч, и, разруш ая тончайшие связи, не п одозр еваем об этом , а поэтом у и не скорбим . П Р И Р О Д А И М Ы Н У Ж Н О в ы й т и НА ЭТУ ДОРОГУ Вл. СЕМЕНОВ, член Союза писателей СССР похож на стариков. Беспечен он и лы с, не обеспечит ж атв... Но гениальны й смысл та и т его ландш аф т! Все старческое в нем нам равновесья даст. А детское *— подъем, спасительны й для нас. И летом, и зимой я чувствую , как гу с т парящий предо мной катализатор чувств. Природа... Красота... Мой тоненький горнист. Покуда ты чиста — я тоже буду чист! И ещ е на М урм ан ске лежит отсвет б лизкого м ор я... Вода, водные просторы и глубинны е тайны всегда вол­ новали лю дей . Наверное, пото­ му, что и сам а вода ум еет волноваться. А м ож ет бы ть, ещ е и потом у, что океан — наш прародитель. П равда, че­ ловеческий удел нынче —- скользить по поверхности. О дн ако достаточно и поверх­ ностного контакта с морем , чтобы вызвать в человеке про­ никающ ие токи... Прости, океан. Я готовился к бою. Я вызов рассчиты вал бросить тебе. Мне дум алось — бУДУ ср аж аться с тобою! Мне сты дно подумать такое теперь. Три года заветной плавучей работы меня образумили раз- навсегда. Я понял, зачем ты , И — главное —■ кто ты . Ты — просто свобода. Природа. Вода. Могло показаться под натиском ветра, что встреча с тобою похожа на бой. Но значило ль это и значит ли это, что мне приходилось ср аж аться с тобой?! Я понял всем разумом, понял всей кожей, ды ханье над гребнем твоим затаив, что виж у я тан же и чувствую то же, что видят и чувствую т птицы твои! И та к же, как птица, в любую погоду тебе в супротивники я не гож усь. А если сраж усь, то ср аж усь за свободу. Ср аж усь за природу. За воду сраж усь. Одно меня смиряет с долгой тьмой: я чувствую , что ночи ухищ р енья в конце концов нам обновляю т зренье, почти что бесполезное зимой. Уж о, большое солнце к нам войдет — мы жадным взглядом вцепимся в кар тинку, где- каж ды й холм ик будет нам в новинку и каж ды й к у сти к за д уш у возьмет. Кое-кто, наверное, заметил, что способность воспринимать красоту в природе, как и в искусстве, вначале ограничива­ ется красивостью. Мало-пома­ лу, однако, поднимаясь с од­ ного витка красоты на дру­ гой, мы постигаем новые, бо­ лее значительные ценности, и этот процесс любования и сча­ стливого узнавания неисчерпа­ ем, бесконечен. Не так уж много витков сумели пройти, пережить и описать даже луч­ шие умы человечества. А за этими витками наверняка есть другие, открывающие такие ценности, для которых в язы­ ке еще нет слов... И я, и вы все, наверное, неоднократно попадали в уди­ вительный, восторженный сплав солнца, зелени, птичьего пения, когда и нас самих охва­ тывает невыразимый восторг, желание приподняться над са­ мим собой и включить свой голос в общий восторг мира. Но попробуешь запеть и живо осознаешь бедность, несовпа­ дение собственных вырази­ тельных средств с выразитель­ ными средствами дикого, но цельного мира... Не зря нас влечет, горемы чны х, войти в луговую красу, где сонмы цветов гармонично — вразброд и ш атаясь — р а сту т... В какой же непонятой ласке сердечки растений сош лись, коль даж е разброд их согласней, чем наша согласная жизнь! Наша скалистая земля ма­ ло пригодна сельскому хозяй­ ству, Ее обрабатывают глав- Ведь мы оплакиваем только то, что хорош о знаем ... Постоянно будет с нами препарат недорогой на тропинке, под ногами, ну и, значит, под рукой. Ради нашего здоровья он своим не дорожит и упрямо на дороге, под колесами леж ит. Нагибаясь за лекарством, оты скав листок в пыли, ощ ущ аю , как прекрасна правота моей земли. От людей себя порою не умея защ и ти ть, продолжает нас с тобою только доброму учи ть. И, протягивая травы , и, приклады вая их, лечит, лечит наши рань»! И — ни слова о своих... К о гда человек остается на­ едине с природой, он сам себе и наруш итель, и адвокат, и судья, если прибегнуть к ю ридическим терм инам . Его проступок или даж е п реступ ­ ление по отнош ению к о кр у­ ж аю щ ем у миру неком у осу­ дить, а оправдать себя ничего не стоит, если <ты подходиш ь к при ро де потребительски. Вот ведь в чем дело. П осу­ дите сами! В зале народного су д а нас, если мы , конечно, наруш им закон, — нас и судят, и защ ищ аю т подготовленны е, ю ридически грам отны е лю ди, досконально знающ ие законы, а в случае с природой мы са­ ми бе р е м ся судить и оправды ­ вать свои поступки, практиче­ ски соверш енн о не зная зако­ нов, дей ствующ их в природны х сообщ ествах. М ногократное повторение призы вов: не лом айте, дескать, не рубите живы х дер евьев, не множ ьте костр ищ и т. д., ко­ нечно ж е, пока необходим о, но давно недостаточно для сохранения природы . И м е ст­ ные постановления, ограничи­ вающ ие контакты с природой, — это вы нуж денны е п о л ум е­ ры. Подлинный вы ход леж ит на путях познания природы , на всеобщ ем эколо гическом об­ разовании. И м огу п о клясться: в этой учебе нет м еста скуке. Эта учеба манит и увлекает в с е ­ бя все дальш е, не хуж е детек- Сияние Песцовой шкурой Охватывает Свод небес, Л лес Стоит КривЬй и х м у ры й - Над белым снегом Черный лес. Н след лыжни Уз коколейкой Ложится к городу От гор, И пара лыж Поют ж:алейкой В морозном Воздухе озер. Утром небо іі cm г — Голубые. Две звезды — Две сестры с небосклоне Бьют поклоны, Снимая короны, Что сняли всю ночь Золотым и. А по Имандре дюны — Торосы Изва я нѵія белого ветра, И от берега белого света Льют потоки седые березы. А. БРИЖЕВСКИИ. тивного романа, но дает неиз­ м ерим о больш е: она растит в нашем серд ц е зоркую , проник­ новенную любовь и уваж ение к нашим меньш им братьям и д а­ ж е к сем ию родным плем янни­ кам, безответным и у язвимым, но — тем более — близким и родным Только при условии любви и уважения с нашей стороны земля может выдержать меха­ низированный натиск совре­ менности, и только при этом условии мы сможем пожать этот эстетический урожай, ко­ торый она способна принести, обогащая нашу культуру. Конечно, путь к гармонии с землей из сегодняшнего со­ стояния цивилизации уже не скор и не прост. Но важно вступить на этот путь. Глав­ ное — возбудить стремление к гармонии. Главное — пересту­ пить порог безразличия, по­ чувствовать вкус учебы, а там — пусть начнется цепная ре­ акция понимающей любви... Или — любящего понимания... Снова лесом иду — дорогим всенародным наделом, где великое солнце опять намечает Еесну. где береза, блистая своим неотесанным телом, поучает тихонько стоящ ую рядом сосну. Она ш епчет, наверно: — Пока человек еще — деспот. не стесн яйся хитрить и старай ся расти покривей. И кривую сосну никогда не поставят на экспорт, а на экспорт о ты щ ут сосну благородных кровей! Погляди ты на нас с многорукой «красоткой» рябиной! Разве лесодобытчики с та н у т уродцев рубить? Л учш е в милом отечестве сл ы ть откровенной дубиной, чем в краю иностранном какой-нибудь клавиш ей быть! Мне понятно, откуда боязнь у деревьев берется. Деревянным расчетам сродни и расчеты мои. Потому я стою рядом с этой корявой березкой, где чужой не подслушает наших заветных молитв... Предвижу скептические ух­ мылки в мой адрес: чего, мол, рассуждать о любительском отношении к природе, когда промышленные предприятия все еще утюжат без разбору сотни и тысячи гектаров тех самых неповторимых пейзажей. Да, утюжат. Технический прогресс не остановить, да и нет в этом смысле. Цепная реакция производства идет давно, а цепная реакция экологического образования только еще в стадии зарожде­ ния. Кстати, от нас всех зави­ сит скорость распростране­ ния экологически грамотной человеческой совести. Стоит ли говорить, что со­ стояние производства есть лишь отражение нашего кол­ лективного состояния. Каковы мы — таково и производство. Конечно, придется повто­ рить: процесс этот не прост и не скор. Мы оставим нашим детям нелегкое наследие. О д­ нако они смогут понять нас и не обвинят в преступной бли­ зорукости, если в них изна­ чально будет заложено стрем­ ление к пониманию окружаю­ щего мира, если они в своей самостоятельной деятельно­ сти сразу же окажутся не дороге любящего знания. Но чтобы так случилось —- нам самим нужно осмотреться и выйти на эту дорогу, Как много по ночам бессонных окон виднеется из моего окна... Я мысленно вас всех объединяю, считаю вас знакомыми своими, хотя на это мало оснований... Но ведь и грех мой тоже невелик. Грех было б заявить, что вы чужие. Среди людей таком у заявленью ни основанья, ни прощенья нет. В бессонных окнах чудятся мне искры разворошенной’ искренности^ нашей. Я чувствую , что и мое окно пасется нынче в вашем поле зренья. И наши мысли ш ествую т бок о бок и жадно пью т из одного РУ января 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 9 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz