Рыбный Мурман. 1981 г. Январь.
П РИРОДА И МЫ — Е таком соотношении слов многим людям (если не всем!) /же слышится болезненный акцент, потому что под рубрикой «ПРИРОДА И МЫ> речь обыч но идет о необходимости при родоохранных мер. Все взрослые люди помнят лихой лозунг недавней поры: «Нам нечего ждать милостей от при роды! Взять их у нее — наша задача!» И многие, наверное, заметили, как этот лозунг трансформировался в горькой шутке «Литературной газеты»: «Нам нечего ждать милости от природы после того, что мы с нею сделали». По видимому, некоторого бо лезненного акцента не избе жать и мне, хотя я намере ваюсь говорить не столько о болезнях в соотношении «при рода и мы», сколько о здоро вье такого соединения Или единства Показательно, пожалуй, про звучит здесь история моего появления, обоснования в Мур манске До двадцатишестилет* него возрасты я ведь и не по мышлял об этом крас Окончил механический техникум в Ле нинграде. работал в городке Изюме на Украине Потом сно ва учился, уже на вечернем от делении Ленинградского поли тех ничес кого института им. •VI И. Калинина, откуда с пято го курса, двадцати четырехлет иям попал в армию. II вот на службе и о з н а к о м и л с я со своим ровесником, худож ником Борисом ІІІатохиным. призванным из Мурманска. Кра сиво, цепко думающий парень эмоциональный и артистич ный... Мы с ним как-то ловко и быстро подружились. Но ху дожника я распознал в Шато- хине по-настоящему только па втором году службы, когда пол ковое начальство выделило ему комнатенку в клубе, за сценой. 'чЗасценок». как мы в шутку называли с ним эти пятиметро вое помещение. Там Борис вы полнял соцзаказы: оформление ленинских комнат, в основном портреты командиров и пере довиков армейского соревнова ния. Иу а в свободное время рисовал кое-что внеслужебное, благо краски, кисти картон и даже холст у него появились. И вот там. в оасц еи ке» сол датского клуба, я впервые уви дел природу заполярного края. И был иоран сен огромным, зве нящим от мороза, солнечным диском. сиреневой жидкостью заката, разлитого меж сопок. Я был буквально заворожен ве личием и спокойствием незна комого мне мира. Сначала я не поверил Ша токину. Рисует но памяти. На придумал. дескать, эту красоч ность. эти нездешние пейза жи. Время в пашей живописи было поисковое, веселое, всего в ней хватало. По Шатохин стоял на своем. 'Н е веришь. — говорит. - по езжай. Убедишься». И я поехал. В первый и един ственный десятисуточный от пуск поехал іге домой, в Ле нинград. а в Мурманск. И. убедившись в правоте худож ника, дослужив положенный третий год. приехал сюда уже насовсем... Люблю я заполярный край за крайности и за бескрайность; за то, что чувство это вкралось, другого чувства не украв. Не заслонял от меня равнины моего рожденья, светло, почти без наважденья, отроги польские м анят... Люблю взойти на самый верх, взглян уть на Кольский полуостров, где все затем и низкоросло, чтоб был высоким человек! Это я написал года через три после приезда в Мур манск. После того, как позна комился поближе с этим уни кальным для России краем, когда понял кое-что из меха низма действия природы на человека. Я понял, почему мне при шелся по душе Мурманск. По нял, что меня привлек не го род, как таковой. Он ведь до вольно стандартен в архитек турном смысле. У него не бы ло бы своего лица, если бы не ландшафт... Iлаеная причина оригиналь ности и привлекательности Мурманска не в самом горо де,. а в том, что его обступа ет. Чуть ли не из любой точки города мы можем положить взгляд на окружающие сопки, взглянуть в изменчивое, но вечно доброжелательное лицо природы и тем самым разба вить хлесткий ритм жизни. Инерция движения, бурления городского котла сглаживается инерциеи покоя природы, за глядывающей в наш город. Пусть мы не отдаем в этом отчета, но природа отчета и не требует Она смотрит на нас, она манит, и мы при ма лейшей возможности идем к ней.. Давай взойдем на холм. Л ан дш аф т увидиш ь ты... Сколь с т а р ч е с к и е в я ем проявлены черты! П окаты е горбы. Кривые деревца. Морщинистые лбы. Угрю м ость и ленца. При хм уры х небесах, наверно, вид такой внуш ает — нет, не стр ах — раздумье и покой... Но ты взойди,, мой друг, сюда в накале дня. Какие игры ту т! Какая беготня! Какой ш альной огонь над сопками воздет! Какой каскад погонь устр аи вает свет! Какие дали здесь о ткр ы ты и чи сты !.. И это ли не есть м а л ь ч и ш е ч ь и черты? А старческие? Что ж ... Видать, наш край таков. С детьми он очень схож . Ну, и, конечно, особый гра фик дня и ночи накладывает дополнительное своеобразие на природу нашей заполярной земли А через нее и на на шу жизнь Не будем закрывать глаза на отрицательные сто роны долгого полярного дня и полярной ночи, но сознаемся — сколько лишних проявлений красоты (а она никогда не бывает лишней) мы получили благодаря особому положению северного солнца! Раздвижные дни и ночи во обще влияют на наше вос приятие больше, чем принято считать... Приемлем ночь полярную опять. Тускн еет даль, и люди вместе с нею тум ан ятся, зеваю т и тускн ею т. Хотя сопротивляю тся, не сп ят. Работа нас сп асает и спасет. Но сто ит от нее чуть-ч уть отвлечься, как гу т ж е ночь советует улечься и сонные глаза закры ть на все. ным образом горняки. Ее м а териальная ценность — в нед рах. по сегодня я говорю о духовных ценностях Кольского полуострова. Они — в его пейзажах. Нам всем необходимо осо знать свою прям ую эстетич е скую, да и ф и зи ч ескую зависи мость от этих соседствую щ и х с цивилизацией пейзаж ей. Да, мы заявляем о любви к ним и дей ствительно лю бим бы вать на природе, но любовь наша подслеповата и р азр у ш ительна. П риродно е со о бщ е ство — это тончайший м еха низм, скры ты й от непро све щ енного взгляд а за п ро стец кой оболочкой. Как если бы слож нейш ее электр онное уст ройство бы ло заклю чено в покрыш ку ф утб о льн о го мяча, а мы бы его пинали, не знаю - чи, хотя и лю бя... Вот мы и лю бим пока ещ е приро ду, как мяч, и, разруш ая тончайшие связи, не п одозр еваем об этом , а поэтом у и не скорбим . П Р И Р О Д А И М Ы Н У Ж Н О в ы й т и НА ЭТУ ДОРОГУ Вл. СЕМЕНОВ, член Союза писателей СССР похож на стариков. Беспечен он и лы с, не обеспечит ж атв... Но гениальны й смысл та и т его ландш аф т! Все старческое в нем нам равновесья даст. А детское *— подъем, спасительны й для нас. И летом, и зимой я чувствую , как гу с т парящий предо мной катализатор чувств. Природа... Красота... Мой тоненький горнист. Покуда ты чиста — я тоже буду чист! И ещ е на М урм ан ске лежит отсвет б лизкого м ор я... Вода, водные просторы и глубинны е тайны всегда вол новали лю дей . Наверное, пото му, что и сам а вода ум еет волноваться. А м ож ет бы ть, ещ е и потом у, что океан — наш прародитель. П равда, че ловеческий удел нынче —- скользить по поверхности. О дн ако достаточно и поверх ностного контакта с морем , чтобы вызвать в человеке про никающ ие токи... Прости, океан. Я готовился к бою. Я вызов рассчиты вал бросить тебе. Мне дум алось — бУДУ ср аж аться с тобою! Мне сты дно подумать такое теперь. Три года заветной плавучей работы меня образумили раз- навсегда. Я понял, зачем ты , И — главное —■ кто ты . Ты — просто свобода. Природа. Вода. Могло показаться под натиском ветра, что встреча с тобою похожа на бой. Но значило ль это и значит ли это, что мне приходилось ср аж аться с тобой?! Я понял всем разумом, понял всей кожей, ды ханье над гребнем твоим затаив, что виж у я тан же и чувствую то же, что видят и чувствую т птицы твои! И та к же, как птица, в любую погоду тебе в супротивники я не гож усь. А если сраж усь, то ср аж усь за свободу. Ср аж усь за природу. За воду сраж усь. Одно меня смиряет с долгой тьмой: я чувствую , что ночи ухищ р енья в конце концов нам обновляю т зренье, почти что бесполезное зимой. Уж о, большое солнце к нам войдет — мы жадным взглядом вцепимся в кар тинку, где- каж ды й холм ик будет нам в новинку и каж ды й к у сти к за д уш у возьмет. Кое-кто, наверное, заметил, что способность воспринимать красоту в природе, как и в искусстве, вначале ограничива ется красивостью. Мало-пома лу, однако, поднимаясь с од ного витка красоты на дру гой, мы постигаем новые, бо лее значительные ценности, и этот процесс любования и сча стливого узнавания неисчерпа ем, бесконечен. Не так уж много витков сумели пройти, пережить и описать даже луч шие умы человечества. А за этими витками наверняка есть другие, открывающие такие ценности, для которых в язы ке еще нет слов... И я, и вы все, наверное, неоднократно попадали в уди вительный, восторженный сплав солнца, зелени, птичьего пения, когда и нас самих охва тывает невыразимый восторг, желание приподняться над са мим собой и включить свой голос в общий восторг мира. Но попробуешь запеть и живо осознаешь бедность, несовпа дение собственных вырази тельных средств с выразитель ными средствами дикого, но цельного мира... Не зря нас влечет, горемы чны х, войти в луговую красу, где сонмы цветов гармонично — вразброд и ш атаясь — р а сту т... В какой же непонятой ласке сердечки растений сош лись, коль даж е разброд их согласней, чем наша согласная жизнь! Наша скалистая земля ма ло пригодна сельскому хозяй ству, Ее обрабатывают глав- Ведь мы оплакиваем только то, что хорош о знаем ... Постоянно будет с нами препарат недорогой на тропинке, под ногами, ну и, значит, под рукой. Ради нашего здоровья он своим не дорожит и упрямо на дороге, под колесами леж ит. Нагибаясь за лекарством, оты скав листок в пыли, ощ ущ аю , как прекрасна правота моей земли. От людей себя порою не умея защ и ти ть, продолжает нас с тобою только доброму учи ть. И, протягивая травы , и, приклады вая их, лечит, лечит наши рань»! И — ни слова о своих... К о гда человек остается на едине с природой, он сам себе и наруш итель, и адвокат, и судья, если прибегнуть к ю ридическим терм инам . Его проступок или даж е п реступ ление по отнош ению к о кр у ж аю щ ем у миру неком у осу дить, а оправдать себя ничего не стоит, если <ты подходиш ь к при ро де потребительски. Вот ведь в чем дело. П осу дите сами! В зале народного су д а нас, если мы , конечно, наруш им закон, — нас и судят, и защ ищ аю т подготовленны е, ю ридически грам отны е лю ди, досконально знающ ие законы, а в случае с природой мы са ми бе р е м ся судить и оправды вать свои поступки, практиче ски соверш енн о не зная зако нов, дей ствующ их в природны х сообщ ествах. М ногократное повторение призы вов: не лом айте, дескать, не рубите живы х дер евьев, не множ ьте костр ищ и т. д., ко нечно ж е, пока необходим о, но давно недостаточно для сохранения природы . И м е ст ные постановления, ограничи вающ ие контакты с природой, — это вы нуж денны е п о л ум е ры. Подлинный вы ход леж ит на путях познания природы , на всеобщ ем эколо гическом об разовании. И м огу п о клясться: в этой учебе нет м еста скуке. Эта учеба манит и увлекает в с е бя все дальш е, не хуж е детек- Сияние Песцовой шкурой Охватывает Свод небес, Л лес Стоит КривЬй и х м у ры й - Над белым снегом Черный лес. Н след лыжни Уз коколейкой Ложится к городу От гор, И пара лыж Поют ж:алейкой В морозном Воздухе озер. Утром небо іі cm г — Голубые. Две звезды — Две сестры с небосклоне Бьют поклоны, Снимая короны, Что сняли всю ночь Золотым и. А по Имандре дюны — Торосы Изва я нѵія белого ветра, И от берега белого света Льют потоки седые березы. А. БРИЖЕВСКИИ. тивного романа, но дает неиз м ерим о больш е: она растит в нашем серд ц е зоркую , проник новенную любовь и уваж ение к нашим меньш им братьям и д а ж е к сем ию родным плем янни кам, безответным и у язвимым, но — тем более — близким и родным Только при условии любви и уважения с нашей стороны земля может выдержать меха низированный натиск совре менности, и только при этом условии мы сможем пожать этот эстетический урожай, ко торый она способна принести, обогащая нашу культуру. Конечно, путь к гармонии с землей из сегодняшнего со стояния цивилизации уже не скор и не прост. Но важно вступить на этот путь. Глав ное — возбудить стремление к гармонии. Главное — пересту пить порог безразличия, по чувствовать вкус учебы, а там — пусть начнется цепная ре акция понимающей любви... Или — любящего понимания... Снова лесом иду — дорогим всенародным наделом, где великое солнце опять намечает Еесну. где береза, блистая своим неотесанным телом, поучает тихонько стоящ ую рядом сосну. Она ш епчет, наверно: — Пока человек еще — деспот. не стесн яйся хитрить и старай ся расти покривей. И кривую сосну никогда не поставят на экспорт, а на экспорт о ты щ ут сосну благородных кровей! Погляди ты на нас с многорукой «красоткой» рябиной! Разве лесодобытчики с та н у т уродцев рубить? Л учш е в милом отечестве сл ы ть откровенной дубиной, чем в краю иностранном какой-нибудь клавиш ей быть! Мне понятно, откуда боязнь у деревьев берется. Деревянным расчетам сродни и расчеты мои. Потому я стою рядом с этой корявой березкой, где чужой не подслушает наших заветных молитв... Предвижу скептические ух мылки в мой адрес: чего, мол, рассуждать о любительском отношении к природе, когда промышленные предприятия все еще утюжат без разбору сотни и тысячи гектаров тех самых неповторимых пейзажей. Да, утюжат. Технический прогресс не остановить, да и нет в этом смысле. Цепная реакция производства идет давно, а цепная реакция экологического образования только еще в стадии зарожде ния. Кстати, от нас всех зави сит скорость распростране ния экологически грамотной человеческой совести. Стоит ли говорить, что со стояние производства есть лишь отражение нашего кол лективного состояния. Каковы мы — таково и производство. Конечно, придется повто рить: процесс этот не прост и не скор. Мы оставим нашим детям нелегкое наследие. О д нако они смогут понять нас и не обвинят в преступной бли зорукости, если в них изна чально будет заложено стрем ление к пониманию окружаю щего мира, если они в своей самостоятельной деятельно сти сразу же окажутся не дороге любящего знания. Но чтобы так случилось —- нам самим нужно осмотреться и выйти на эту дорогу, Как много по ночам бессонных окон виднеется из моего окна... Я мысленно вас всех объединяю, считаю вас знакомыми своими, хотя на это мало оснований... Но ведь и грех мой тоже невелик. Грех было б заявить, что вы чужие. Среди людей таком у заявленью ни основанья, ни прощенья нет. В бессонных окнах чудятся мне искры разворошенной’ искренности^ нашей. Я чувствую , что и мое окно пасется нынче в вашем поле зренья. И наши мысли ш ествую т бок о бок и жадно пью т из одного РУ января 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 9 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz